Общая, оздоровительная, лечебная
Н.Н. Нежкина ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА Учебно-методическое пособие Москва 2010 2 ББК 75.0 Рецензенты: М.А. Правдов, доктор педагогических наук, профессор (ГОУ ВПО Шуйский государственный педагогический университет); А.В. Афонина, кандидат психологических наук (Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области) Рекомендовано к переизданию редакционно-издательским советом Московского гуманитарного педагогического института Нежкина Н.Н. Н 43 Психофизическая тренировка: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Нежкина. Издание 3-е. – М.: МГПИ, 2010. – 92 с. Тираж 100 экз. В учебном пособии подробно изложено содержание теоретической части вариативной программы по физическому воспитанию «Психофизи- ческая тренировка», которая естественно соединяет в себе теоретические знания с их практической реализацией, различные виды активного дви- жения с полноценным отдыхом, обеспечивает достижение оптимального уровня здоровья, социального успеха и душевного благополучия. Пособие предназначено для учителей физической культуры, школьных психологов, администрации образовательных учреждений. ББК 75.0 ISBN 978-5-9954-0135-3 © Нежкина Н.Н. 2010 © Московский гуманитарный педагогический институт, 2010 3 Введение Негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, возрос- ший уровень гиподинамии и психической перегрузки определяют не- обходимость совершенствования процесса физического воспитания де- тей в учреждениях образования. Приоритетом в этом направлении должно стать формирование физической культуры личности обучаю- щихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации. На решение этих задач и направлена программа психофи- зической тренировки (ПФТ), предлагаемая для реализации в образова- тельных учреждениях. В ходе занятий по этой программе обучающиеся получают знания о наиболее распространенных заболеваниях школьного возраста, спосо- бах коррекции их проявлений с помощью различных форм и средств физической культуры. Полученные знания они реализуют на практиче- ском цикле занятий ПФТ и в ходе динамической самодиагностики убе- ждаются в возможности формирования эффективной саморегуляции и оздоровления организма. Программа преимущественно ориентирована на подростков стар- шего школьного возраста. Она рекомендуется к использованию в учре- ждениях образования в следующих направлениях: как вариативная про- грамма по физическому воспитанию, реализуемая в рамках одной учеб- ной четверти; как третий урок физической культуры; как предмет по выбору; при организации занятий обучающихся, отнесенных по со- стоянию здоровья к специальной медицинской группе; для оздоровле- ния педагогов. Значимой особенностью программы «Психофизическая тренировка» является наличие в ней глубокого и обширного теоретического раздела, который подробно информирует обучающихся о наиболее часто встре- чающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития, внешних проявлениях, и, что самое важное, доступно знакомит с путями самооз- доровления с помощью основных средств физической культуры. На занятиях ученики в доступной форме получают знания по само- контролю и самодиагностике разных заболеваний. Важно, что эти зна- ния носят практическую направленность на особенности своего орга- низма, и каждый ученик получает представление о состоянии именно своего здоровья. Выявив у себя те или иные нарушения, он задает ло- гичный и актуальный вопрос: «Что можно сделать для самооздоровле- ния?» Таким образом, на теоретических занятиях формируется устой- чивая мотивация к практическим занятиям, так как каждый понимает, 4 что заниматься он будет лично для себя, а не ради сдачи определенных норм, необходимых разве что учителю для выставления оценок. Следо- вательно, стимулом к занятию является не чья-то внешняя оценка, а процесс самосовершенствования и самооздоровления. Практика показывает, что реализация теоретического раздела про- граммы «Психофизическая тренировка» и проведение занятий по дина- мической самодиагностике функционального состояния организма детей вызывает у педагогов физической культуры наибольшие затруднения. Предлагаемое пособие значительно облегчит труд учителя при под- готовке его к теоретическим занятиям. Разделы пособия соответствуют основным темам программы «Психофизическая тренировка», следуют в логике ее тематического плана. Авторы пособия выражают уверенность в том, что предлагаемый материал, несомненно, позволит учителю физической культуры эффек- тивно провести теоретические уроки программы «Психофизическая тренировка» и сформировать у обучающихся высокую мотивацию к за- нятиям на практическом цикле. Класс 1. Физическая культура и ее виды: общая, оздоровительная, лечебная Физическая культура – составная часть культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, совершенст- вования двигательной активности и укрепления здоровья граждан. Фи- зическая культура является наиболее актуальной и универсальной со- ставляющей понятия «здоровый образ жизни». Лечебная физкультура (ЛФК) – метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного человека. Лечебная физкультура занимает важное место в системе про- филактики заболеваний, так как невозможно обеспечить хорошее функциональное состояние организма, не учитывая его естественного стремления к движению (кинезофилию). Эффективное проведение ЛФК возможно только при глубоком зна- нии биологии, анатомии, физиологии, гигиены и педагогики. 5
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |