Основные формы общей и лечебной физической культуры
К основным формам физического воспитания в образовательных учреждениях относятся: - урок физической культуры; - физкультурно-оздоровительные занятия; - физкультурно-спортивные занятия; - спортивная тренировка. Уроки и занятия проводятся учителем физической культуры. Фор- мирование учебных групп проводится с учетом медицинской группы по физической культуре. Основной формой ЛФК, которая может применяться в образова- тельном учреждении, является занятие лечебной гимнастикой. При этом подбор детей в группы следует производить с ориентировкой на основное заболевание и функциональное состояние организма. Проводить занятие лечебной гимнастикой может врач ЛФК, инст- руктор ЛФК или специально подготовленный учитель физкультуры. Основным средством как общей, так и лечебной физической куль- туры являются физические упражнения. На рассмотрении основных видов физических упражнений мы остановимся в следующем разделе лекции. Физические упражнения в целях их практического использования разделяют на следующие виды: 1. Упражнения гимнастические, которые подразделяются на об- щеразвивающие и специальные. Общеразвивающие направлены на оз- доровление и укрепление всего организма. Цель специальных упражне- ний – избирательное действие на ту или иную часть опорно- двигательного аппарата (например, на стопу при плоскостопии; на по- звоночник при его деформации) или на тот или иной орган (на легкие при заболевании бронхо-легочной системы). Важно, что одни и те же упражнения для одного человека могут быть общеразвивающими, а для другого – специальными. Например, упражнения для мышц туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются обще- укрепляющими для здорового человека. Для больного с заболеваниями позвоночника они включаются в группу специальных упражнений, т. к. способствуют решению определенных лечебных задач – увеличению подвижности позвоночника, укреплению мышц, которые его окружают, и так далее. На уроке физической культуры преобладают общеразвивающие уп- ражнения, в процедуре лечебной гимнастики – специальные. 6 2. Спортивные упражнения, которые включают элементы спорта: плавание, гребля, лыжи, катание на коньках, езда на велосипеде и т. д. 3. Прикладные упражнения – бег, ходьба, метание, прыжки и т. д. 4. Игры, разделяющиеся на малоподвижные, подвижные, спортив- ные и игры на месте. Гимнастические общеразвивающие упражнения представляют со- бой наиболее обширную группу движений. Остановимся на основных признаках их систематизации: Анатомический признак. Гимнастические упражнения делятся на упражнения для следую- щих мышечных групп: - мелких мышечных групп (кисть, стопа, лицо); - средних мышечных групп (шея, предплечье, голень, плечо, бедро); - крупных мышечных групп (конечности, спина, поясница, туловище). Характер мышечного сокращения. По характеру мышечного сокращения физические упражнения подраз- деляют на динамические (изотонические) и статические (изометрические). Наиболее распространены динамические движения, при которых мышца работает в изотоническом режиме (практически не меняет сво- его тонуса). При этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, то есть приводятся в движение суставы ко- нечностей или туловища. Примерами динамических упражнений могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение ру- ки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону. Сокращения мышц, при которых они развивают напряжение, но не изменяют своей длины, называются статическими (изометрическими). Например, если ребенок из исходного положения лежа на спине под- нимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого вре- мени, то он таким образом выполняет вначале динамическую работу (подъем), а затем статическую; другими словами, мышцы – сгибатели бедра выполняют изометрическое сокращение. Изометрические напряжения мышц используют в виде ритмических (выполнение движений в ритме 30–50 повторений в 1 мин) и длитель- ных (напряжения _______мышц в течение 3 с и более) напряжений. Оптималь- ное время статического мышечного напряжения – от 3 до 5–7 секунд. Более длительная экспозиция (свыше 7 с) не рекомендуется, т. к. вызы- вает резкие вегетативные сдвиги в организме. Степень активности. По степени активности физические упражнения подразделяют на пассивные, активные с помощью, активные и активные с усилием. 7 Активные упражнения выполняются ребенком самостоятельно в обычных или облегченных условиях (с устранением силы тяжести, си- лы трения). Для облегчения выполнения движений предложены специ- альные скользящие плоскости – горизонтальные и наклонные, ролико- вые тележки, различные подвесы, устраняющие силу трения в момент активного движения. Для затруднения мышечного сокращения исполь- зуются движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым инструктором. Пассивные упражнения выполняются с помощью учителя (инструк- тора ЛФК) без волевого усилия ребенка, при этом активное сокращение мышц отсутствует. Пассивные упражнения назначают для: - улучшения лимфо- и кровообращения; - предупреждения тугоподвижности в суставах; - воссоздания правильной схемы двигательного акта (например, при парезах и параличах конечностей). Характер упражнений. По своему характеру упражнения можно сгруппировать следующим образом: - дыхательные, - корригирующие, - на расслабление мышц, - на растягивание мышц, - упражнения в равновесии, - рефлекторные, - на координацию движений, - ритмопластические. Дыхательные упражнения широко применяются как в общей, так и в лечебной физкультуре. Динамическими дыхательными упражнениями называют такие уп- ражнения, во время которых дыхание осуществляется с участием вспо- могательных дыхательных мышц, при движении конечностей и туло- вища. При этом очень важно правильно сочетать физические упражне- ния с дыханием. Вдоху должно соответствовать поднятие и разведение рук, выпрямление туловища, отведение ноги назад (момент _______меньшего усилия в упражнении). Выдоху должно соответствовать сгибание туло- вища, сведение и опускание рук (момент наибольшего усилия в данном упражнении). Статическими дыхательными упражнениями называют упражне- ния в углубленном, ритмичном дыхании, осуществляемом без движения рук, ног или туловища (полное, грудное и диафрагмальное дыхание). 8 Положительное воздействие дыхательных упражнений определяет- ся следующими эффектами: - воздух, проходящий через носовые пазухи (дышать следует толь- ко через нос), рефлекторно воздействует на многие системы и органы; - интенсивный воздушный поток, проходящий через носоглотку, имеет закаливающий эффект; - экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) спо- собствует массажу органов брюшной полости; - дыхание с резким, энергичным выдохом активизирует психику; - дыхание с медленным, плавным выдохом действует успокаиваю- ще, расслабляюще; - ритмичное глубокое дыхание уравновешивает психические процессы. Корригирующими называются упражнения, в которых движения конечностей и туловища или отдельных сегментов тела рассчитаны на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоноч- ника, стоп и др.). В этих упражнениях наиболее важны: - исходное положение, определяющее их строго локализованное воздействие; - оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания; - формирование во всех возможных случаях незначительной гипер- коррекции порочного положения. Воздействие корригирующих упражнений на вегетативные функции определяется суммарным влиянием растягивания и дозированного си- лового напряжения, а на функции отдельных органов – биомеханиче- скими условиями. Упражнения на расслабление мышц могут иметь как общий, так и местный характер. При их проведении предусматривается сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Для лучшего расслабления мышц конечностям и туловищу ребенка должно быть придано положе- ние, при котором точки прикрепления напряженных мышц сближены. Расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей можно, например, осуществить за счет легкого потряхивания руки в исходном положении сидя или стоя с небольшим наклоном туловища в сторону этой конечности. Общее расслабление лучше достигается в исходном положении лежа. Упражнения на растягивание применяют в форме различных дви- жений с амплитудой, обеспечивающей некоторое повышение имеющей- ся в том или ином суставе подвижности. Эти упражнения показаны при тугоподвижности суставов, понижении эластичности тканей и кожи. 9 Упражнения в равновесии характеризуются: а) перемещениями в различных плоскостях вестибулярного анализатора при движениях го- ловы и туловища; б) изменениями в момент выполнения упражнений величины площади опоры; в) перемещением высоты общего центра тя- жести тела по отношению к опоре (например, при переходе из исходно- го положения сидя в исходное положение стоя на носках с поднятыми вверх руками). Эти упражнения тренируют чувство равновесия, умень- шая степень выраженности вестибулярных расстройств. Рефлекторные упражнения связаны с воздействием на определен- ные мышечные группы с помощью напряжения других мышечных групп, в значительной степени отдаленных от тренируемых. Например, физические упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса, будут рефлекторно усиливать мышцы тазового пояса и бедер.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |