Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные формы общей и лечебной физической культуры



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Основные формы общей и лечебной физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




К основным формам физического воспитания в образовательных

учреждениях относятся:

- урок физической культуры;

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- физкультурно-спортивные занятия;

- спортивная тренировка.

Уроки и занятия проводятся учителем физической культуры. Фор-

мирование учебных групп проводится с учетом медицинской группы по

физической культуре.

Основной формой ЛФК, которая может применяться в образова-

тельном учреждении, является занятие лечебной гимнастикой. При

этом подбор детей в группы следует производить с ориентировкой на

основное заболевание и функциональное состояние организма.

Проводить занятие лечебной гимнастикой может врач ЛФК, инст-

руктор ЛФК или специально подготовленный учитель физкультуры.

Основным средством как общей, так и лечебной физической куль-

туры являются физические упражнения. На рассмотрении основных

видов физических упражнений мы остановимся в следующем разделе

лекции.

Физические упражнения в целях их практического использования

разделяют на следующие виды:

1. Упражнения гимнастические, которые подразделяются на об-

щеразвивающие и специальные. Общеразвивающие направлены на оз-

доровление и укрепление всего организма. Цель специальных упражне-

ний – избирательное действие на ту или иную часть опорно-

двигательного аппарата (например, на стопу при плоскостопии; на по-

звоночник при его деформации) или на тот или иной орган (на легкие

при заболевании бронхо-легочной системы). Важно, что одни и те же

упражнения для одного человека могут быть общеразвивающими, а для

другого – специальными. Например, упражнения для мышц туловища

по своему физиологическому воздействию на организм являются обще-

укрепляющими для здорового человека. Для больного с заболеваниями

позвоночника они включаются в группу специальных упражнений, т. к.

способствуют решению определенных лечебных задач – увеличению

подвижности позвоночника, укреплению мышц, которые его окружают,

и так далее.

На уроке физической культуры преобладают общеразвивающие уп-

ражнения, в процедуре лечебной гимнастики – специальные.

6

2. Спортивные упражнения, которые включают элементы спорта:

плавание, гребля, лыжи, катание на коньках, езда на велосипеде и т. д.

3. Прикладные упражнения – бег, ходьба, метание, прыжки и т. д.

4. Игры, разделяющиеся на малоподвижные, подвижные, спортив-

ные и игры на месте.

Гимнастические общеразвивающие упражнения представляют со-

бой наиболее обширную группу движений. Остановимся на основных

признаках их систематизации:

Анатомический признак.

Гимнастические упражнения делятся на упражнения для следую-

щих мышечных групп:

- мелких мышечных групп (кисть, стопа, лицо);

- средних мышечных групп (шея, предплечье, голень, плечо, бедро);

- крупных мышечных групп (конечности, спина, поясница, туловище).

Характер мышечного сокращения.

По характеру мышечного сокращения физические упражнения подраз-

деляют на динамические (изотонические) и статические (изометрические).

Наиболее распространены динамические движения, при которых

мышца работает в изотоническом режиме (практически не меняет сво-

его тонуса). При этом происходит чередование периодов сокращения с

периодами расслабления, то есть приводятся в движение суставы ко-

нечностей или туловища. Примерами динамических упражнений могут

служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение ру-

ки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону.

Сокращения мышц, при которых они развивают напряжение, но не

изменяют своей длины, называются статическими (изометрическими).

Например, если ребенок из исходного положения лежа на спине под-

нимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого вре-

мени, то он таким образом выполняет вначале динамическую работу

(подъем), а затем статическую; другими словами, мышцы – сгибатели

бедра выполняют изометрическое сокращение.

Изометрические напряжения мышц используют в виде ритмических

(выполнение движений в ритме 30–50 повторений в 1 мин) и длитель-

ных (напряжения _______мышц в течение 3 с и более) напряжений. Оптималь-

ное время статического мышечного напряжения – от 3 до 5–7 секунд.

Более длительная экспозиция (свыше 7 с) не рекомендуется, т. к. вызы-

вает резкие вегетативные сдвиги в организме.

Степень активности.

По степени активности физические упражнения подразделяют на

пассивные, активные с помощью, активные и активные с усилием.

7

Активные упражнения выполняются ребенком самостоятельно в

обычных или облегченных условиях (с устранением силы тяжести, си-

лы трения). Для облегчения выполнения движений предложены специ-

альные скользящие плоскости – горизонтальные и наклонные, ролико-

вые тележки, различные подвесы, устраняющие силу трения в момент

активного движения. Для затруднения мышечного сокращения исполь-

зуются движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым

инструктором.

Пассивные упражнения выполняются с помощью учителя (инструк-

тора ЛФК) без волевого усилия ребенка, при этом активное сокращение

мышц отсутствует. Пассивные упражнения назначают для:

- улучшения лимфо- и кровообращения;

- предупреждения тугоподвижности в суставах;

- воссоздания правильной схемы двигательного акта (например,

при парезах и параличах конечностей).

Характер упражнений.

По своему характеру упражнения можно сгруппировать следующим

образом:

- дыхательные,

- корригирующие,

- на расслабление мышц,

- на растягивание мышц,

- упражнения в равновесии,

- рефлекторные,

- на координацию движений,

- ритмопластические.

Дыхательные упражнения широко применяются как в общей, так и

в лечебной физкультуре.

Динамическими дыхательными упражнениями называют такие уп-

ражнения, во время которых дыхание осуществляется с участием вспо-

могательных дыхательных мышц, при движении конечностей и туло-

вища. При этом очень важно правильно сочетать физические упражне-

ния с дыханием. Вдоху должно соответствовать поднятие и разведение

рук, выпрямление туловища, отведение ноги назад (момент _______меньшего

усилия в упражнении). Выдоху должно соответствовать сгибание туло-

вища, сведение и опускание рук (момент наибольшего усилия в данном

упражнении).

Статическими дыхательными упражнениями называют упражне-

ния в углубленном, ритмичном дыхании, осуществляемом без движения

рук, ног или туловища (полное, грудное и диафрагмальное дыхание).

8

Положительное воздействие дыхательных упражнений определяет-

ся следующими эффектами:

- воздух, проходящий через носовые пазухи (дышать следует толь-

ко через нос), рефлекторно воздействует на многие системы и органы;

- интенсивный воздушный поток, проходящий через носоглотку,

имеет закаливающий эффект;

- экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) спо-

собствует массажу органов брюшной полости;

- дыхание с резким, энергичным выдохом активизирует психику;

- дыхание с медленным, плавным выдохом действует успокаиваю-

ще, расслабляюще;

- ритмичное глубокое дыхание уравновешивает психические

процессы.

Корригирующими называются упражнения, в которых движения

конечностей и туловища или отдельных сегментов тела рассчитаны на

исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоноч-

ника, стоп и др.). В этих упражнениях наиболее важны:

- исходное положение, определяющее их строго локализованное

воздействие;

- оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания;

- формирование во всех возможных случаях незначительной гипер-

коррекции порочного положения.

Воздействие корригирующих упражнений на вегетативные функции

определяется суммарным влиянием растягивания и дозированного си-

лового напряжения, а на функции отдельных органов – биомеханиче-

скими условиями.

Упражнения на расслабление мышц могут иметь как общий, так и

местный характер. При их проведении предусматривается сознательное

снижение тонуса различных групп мышц. Для лучшего расслабления

мышц конечностям и туловищу ребенка должно быть придано положе-

ние, при котором точки прикрепления напряженных мышц сближены.

Расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей можно,

например, осуществить за счет легкого потряхивания руки в исходном

положении сидя или стоя с небольшим наклоном туловища в сторону

этой конечности. Общее расслабление лучше достигается в исходном

положении лежа.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных дви-

жений с амплитудой, обеспечивающей некоторое повышение имеющей-

ся в том или ином суставе подвижности. Эти упражнения показаны при

тугоподвижности суставов, понижении эластичности тканей и кожи.

9

Упражнения в равновесии характеризуются: а) перемещениями в

различных плоскостях вестибулярного анализатора при движениях го-

ловы и туловища; б) изменениями в момент выполнения упражнений

величины площади опоры; в) перемещением высоты общего центра тя-

жести тела по отношению к опоре (например, при переходе из исходно-

го положения сидя в исходное положение стоя на носках с поднятыми

вверх руками). Эти упражнения тренируют чувство равновесия, умень-

шая степень выраженности вестибулярных расстройств.

Рефлекторные упражнения связаны с воздействием на определен-

ные мышечные группы с помощью напряжения других мышечных

групп, в значительной степени отдаленных от тренируемых. Например,

физические упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого

пояса, будут рефлекторно усиливать мышцы тазового пояса и бедер.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Основные формы общей и лечебной физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные формы общей и лечебной физической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)