Пояснительная записка.
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЕОГРАФИЯ Саратов 2008 УДК 373.5.016 ББК 74.264 Э 45 Рецензент: Петрович В.Г., к.и.н., доцент кафедры гуманитарно-художественного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» Материалы сборника изданы в авторской редакции. Э 45 Элективные курсы (история, обществознание, география): Учебно-методическое пособие /Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008. – 108 с. ISBN 978-5-9758-0760-1
В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении. Материалы сборника позволят организовать профильное обучение по учебным предметам «История», «Обществознание», «География» в 9-11 классах общеобразовательной школы. Элективные курсы направлены на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности. Выпуск данного издания осуществляется при участии министерства образования Саратовской области на средства областной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2008 годы ISBN 978-5-9758-0760-1 УДК 373.5.016 ББК 74.264 Печатается по решению экспертного научно-методического совета При министерстве образования Саратовской области
ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ: ОТ ОСНОВАНИЯ И ДО ЗАКАТА
Константинов Е.Е., учитель истории МОУ «СОШ №5 г. Вольска Саратовской области.
Свой династический порог они преодолели – Им покровительствовал бог лишь в благородной цели. За неугодные дела он спрашивал сурово – Менял на троне он царей, чтоб начинали снова…
Пояснительная записка. Династия Романовых охватывает исключительно важный период в истории России, являющийся составной и весьма существенной частью её истории с начала XVII-го и до начала XX века. С деятельностью её наиболее ярких представителей связаны выдающиеся успехи во внутренней и внешней политике государства, достижения в области культуры, либерализации и демократизации общества. Знакомство с личностными характеристиками царствующих особ и отличительными чертами государственной деятельности представителей «династического древа Романовых» создаст целостную картину Отечественной истории на протяжении трёх столетий, поможет понять, наглядно представить роль личности в истории государства и народов России. Известно, насколько ученики переходного от подросткового к юношескому возрасту склонны к броским фактам и подражательским поступкам. Яркие фрагменты из биографии представителей династии способны вызвать устойчивый интерес к истории своей страны, побудить к дальнейшему – более глубокому и детальному изучению истории Отечества и Мира в старшем возрасте. А интерес к обществоведческим дисциплинам способствует воспитанию многих, крайне необходимых сегодня, гражданских качеств личности. Задачи курса: 1) сформировать у учащихся устойчивый интерес к исторической науке; 2) заложить основы необходимых учащимся знаний, умений и навыков для профильной их ориентации: - развить способность к аналитическому мышлению; - придать более стройный, системный характер имеющимся у учащихся знаниям о различных областях жизнедеятельности российского государства; - развить способность к установлению причинно-следственных связей между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей; 3) способствовать выработке, формированию у учащихся последовательных, полезных обществу, устойчивых убеждений; 4) содействовать формированию уважительного отношения к своей стране, её историческому прошлому; прививать чувство патриотизма, сопереживания за судьбу своей Родины; 5) всё в комплексе будет способствовать выработке активной жизненной позиции, побуждать к практическому личному участию в формировании будущего своего Отечества. Методические рекомендации и пояснения: Курс представлен в объёме 12-ти часов. В качестве главного информационного элемента используется лекция. Деятельность учащихся сводится к конспектированию важнейших фактов из биографии и государственной политики монархов, составлению характеристик исторических личностей, сравнительных таблиц, участию в свободных закрепительных беседах по представленному учителем материалу, практическому составлению «династического древа Романовых». В ходе работы повторяются, закрепляются и углубляются знания, полученные в предыдущих классах. Курс может быть прочитан и за 8 часов. При использовании второго варианта на тему №3 отводится 1 час, темы №8 и№9 объединяются и изучаются за 1 час. Кроме того, убирается 1 час, отводимый на зачётное занятие. В этом случае практическое составление учениками «династического древа Романовых» и пояснительной записки к нему может приравниваться к зачёту по курсу. В случае необходимости объём материала позволяет учителю увеличить количество часов плана в два раза.
Учебно-тематический план курса.
Рекомендованная литература. 1. Боханов А.Н. Российские самодержцы. 1801-1917. «Международные отношения», М.: 1993. 2. Дворцовые перевороты в России. Изд. «Современник», Тольятти: 1991. 3. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И. Уткин, М.: изд. «Просвещение», 1990. 4. Князьков С.М. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: «Культура», 1990. 5. Козяков С. «Время Петра I». Изд. «Планета», М.: 1990. 6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. М.: изд. «Мысль», 1990. 7. Пушкарский Н. Всероссийский император Николай II (1894-1917). Жизнь. Царствование. Трагическая смерть. Саратов: «Соотечественник», 1995. 8. Рамбо А. Живописная история древней и новой России. М.: изд. «Современник», 1994. 9. Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизации. Сост. А.М. Цирульников, М.: изд. дом «Современная педагогика», 2000. 10.Школьная энциклопедия «Руссика». История России (3 части), 9-17 вв; 18-19 вв; 20 в. М.: «Олма-Пресс Образование», 2003.
Допускается использование и других литературных изданий. План урока по теме элективного курса: «От Михаила Федоровича до Петра I :этапы становления династии» Цели урока: 1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об историческом периоде и особенностях деятельности первых представителей династии Романовых. Подчеркнуть, что в условиях преодоления последствий Смутного времени их деятельность не могла быть очень яркой и насыщенной, поскольку период компромиссной политики, когда общество нуждалось в сплочении для решения важнейших внешнеполитических и внутренних проблем. 2. Развивающая: совершенствование навыков работы над материалом, воспринимаемым на слух с целью составления кратких характеристик исторической личности по схеме, предложенной учителем. 3. Воспитательная: прививать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, способность проникнуться духом изучаемой эпохи и понять поступки и действия ее представителей. Тип урока: урок обучающего характера. Форма урока: урок – лекция с элементами практической работы учащихся по составлению краткой характеристики правителя. Оборудование: историческая карта изучаемой эпохи, портреты исторических деятелей, схема – памятка по составлению кратких характеристик личностей. План урока: 1. Опорное повторение по теме предыдущего урока: «Причины и обстоятельства возникновения династии Романовых» (5 мин.) 2. Лекция по объявленной теме урока с составлением кратких характеристик по схеме: а) Обстоятельства прихода к власти; б) Годы правления и личные качества правителя; в) На кого опирался (сподвижники); г) Какие цели преследовал; д) Чем запомнился потомкам, какими средствами и чего достиг (35 мин.) 3. Проверка усвоения темы в ходе собеседования и визуальной проверки конспекта учащихся (5 мин.). Краткое содержание урока – лекции. Сообщение учителя о целях урока начинается со строк: «Со сцены уходил старинный род, А новый зарождался постепенно. Россия избавлялась от невзгод – Хоть очень робко, медленно, но верно!» Вы только что вспомнили, что в январе 1613 года волей Земского собора после долгого правления рода Рюриковичей и короткого периода «временщиков» утвердилась на Российском престоле новая династия – династия Романовых Михаил Федорович Романов (1596-1645). Он был сыном боярина Федора Никитича Романова. Во время правления Бориса Годунова, насильно постриженного в монахи, а затем ставшего тушинским патриархом – пленником Филаретом. Мы уже знаем, что тонкая нить родства с Рюриковичами по женской линии сделала династию Романовых преемницей своих именитых предшественников. Да и род Романовых имеет старинные корни. Далеким предком их семьи считается Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV в. и служивший князю Симеону Гордому. Михаил Федорович правил с 1613 по 1645 год и был компромиссной исторической личностью, который своей добротой и податливым характером устраивал всех представителей знати. Утвердиться на престоле ему помог его отец Федор Никитич (ок.1554-1633), который в 1619 году вернулся из польского плена и был посвящен в сан патриарха Московского и всея Руси под именем Филарета. До своей смерти он был соправителем царя. Семья и потомки царя Михаила Федоровича Романова: 1. Супруги – Мария Владимировна Долгорукая, Евдокия Лукьяновна Стрешнева. 2. Сыновья – Алексей, Иоанн, Василий. 3. Дочери – Ирина, Пелагея, Анна, Марфа, Софья, Татьяна, Евдокия. В годы его правления возвысились родственники царя, а также роды Шереметьевых, Черкасских, Стрешневых и многих других. При Михаиле Федоровиче большим влиянием пользовались Боярская дума и Земские соборы (особенно до возвращения его отца), развивается приказанная система управления, начинается формирование полков нового строя: солдатских, драгунских, рейтарских. Алексей Михайлович Романов (1629-1676) сын и наследник царя Михаила Федоровича. Правил с 1645 по 1676 год. В годы его царствования был принят новый Свод законов «Соборное уложение», в 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. На время его правления приходится Соляной (1648) и Медный (1662) бунты, начало Соловецкого восстания (1668-1678гг.) и церковный раскол, крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671гг.) Он начинатель многих реформ и преобразований. Семья и потомки царя Алексея Михайловича: 1. Супруга Мария Ильинична Милославская и ее дети – Дмитрий, Евдокия, Марфа, Алексей, Анна, Екатерина, Софья, Мария, Федор, Феодосия, Иоанн; 2. Супруга Наталья Кирилловна Нарышкина и ее дети – Петр, Наталия, Феодора. Федор Алексеевич Романов (1661-1682) – сын и наследник царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. Вступил на престол в возрасте немногим более 14 лет. Был воспитанником ученого монаха Симеона Полоцкого, явного проповедника польских устоев. Свободно владел польским языком, знал латынь. По характеру и форме правления во многом напоминал Михаила Романова в начальный период правления. При нем возвысились многие боярско-княжеские роды, близкие Милославским. Решал многие сложные вопросы внутренней и внешней политики; отбил претензии Турции на Левобережную Украину, провел реформы управления, налогообложения (со двора), уничтожил «местничество», совершенствовал приказную систему и военное управление. Софья Алексеевна Романова (1657-1704) – дочь царя Алексея Михайловича. Управляла русским государством с 1682 по 1689 гг. при малолетних царях – братьях Иване V и Петре I. В 1689 году Софья была свергнута Петром I и заточена в Новодевичий монастырь. В 1698 году ее насильно постригли в монахини под именем Сусанны. Умная и деятельная правительница, опиралась на поддержку стрельцов. При ней проведены серьезные преобразования: межевание земель, ослаблен сыск беглых крестьян, совершены (неудачно) походы против Крыма, открыта Славяно – Греко – Латинская академия. Сподвижники: Ф.Л. Шакловитый, В.В. Галицын и др. Примечание: содержание лекции изложено в сжатом, обобщенном виде и является основой, которая должна дополниться яркими и запоминающимися фактами, заимствованными учителем из рекомендованной к курсу литературы. Материал позволяет, в случае необходимости, рассмотрение темы на протяжении 2-х часов. План урока По теме элективного курса: «Отличительные особенности внутренней и внешней политики Николая I и Александра II: консерватор и реформатор» Обучающие цели урока: показать причинно – следственные связи между политическими убеждениями исторической личности, содержанием управленческих решений и их последствиями для судьбы страны. Обогатить учащихся знаниями фактического учебного материала об указанных исторических деятелях. Развивающие цели урока: совершенствование навыков сравнительного анализа, развитие умений работы со схемой заданных рассуждений и подбора их доказательной базы с помощью исторических фактов. Развитие навыков логических рассуждений и выводов. Воспитательные цели урока: воспитание усидчивости, целеустремленности в работе над историческими сведениями, бережного и уважительного обращения с историческими фактами. Тип урока: обучающий Фома урока: урок – лекция с элементами конспектирования и аналитической практической деятельности учащихся. Оборудование: карта России XIV века, портреты императоров, схема – таблица с направлениями для сравнения. План работы над темой урока: I. 1. Закрепляющее повторение на основе содержания предыдущей темы: «Внутрисемейные противоречия или династический кризис: Екатерина II, Павел Петре I Александр I» и вопросов закрепительной беседы. 2. Опорное повторение. Перекидывающее «мосток» к содержательной части новой темы через вопросы учителя: - Вспомните обстоятельства, при которых престол от Александра I перешел к Николаю I и другие вопросы. II. Лекция по заявленной теме урока с элементами практической работы по составлению сравнительной схемы – таблицы. План урока по теме элективного курса: «Отличительные особенности внутренней и внешней политики Николая I и Александра II: консерватор и реформатор» Обучающие цели урока: показать причинно – следственные связи между политическими убеждениями исторической личности, содержанием управленческих решений и их последствиями для судьбы страны. Обогатить учащихся знаниями фактического учебного материала об указанных исторических деятелях. Цели урока: Развивающие: совершенствование навыков сравнительного анализа, развитие умений работы со схемой заданных рассуждений и подбора их доказательной базы с помощью исторических фактов. Развитие навыков логических рассуждений и выводов. Воспитательные: воспитание усидчивости, целеустремленности в работе над историческими сведениями, бережного и уважительного обращения с историческими фактами. Тип урока: обучающий Фома урока: урок – лекция с элементами конспектирования и аналитической практической деятельности учащихся. Оборудование: карта России XIV века, портреты императоров, схема – таблица с направлениями для сравнения. План работы над темой урока: I. 1. Закрепляющее повторение на основе содержания предыдущей темы: «Внутрисемейные противоречия или династический кризис: Екатерина II, Павел Петре I Александр I» и вопросов закрепительной беседы. 2. Опорное повторение перекидывающее «мостик» к содержательной части новой темы через вопросы учителя: а) Вспомните обстоятельства, при которых престол от Александра I перешел к Николаю I. И другие вопросы. II. Лекция по заявленной теме урока с элементами практической работы по составлению сравнительной схемы – таблицы.
III. Итоговая беседа: Проследить связь особенностей воспитания и характера с проводимой политикой. IV. Вывод анализирующего лица: (примерное содержание). Оба императора стремились к укреплению экономической мощи России, но их методы управления, достижения цели были различны. Николай I стремился достичь экономического и военного могущества России, стабилизации консервативного общества через уничтожение режима личной власти и разветвлённую фискально-политическую систему при сохранении экономической и социально-политической структуры общества. Александр II (Освободитель) стремился к либерализации и реформированию общества и системы государственного управления с целью активизации общественного интереса и рыночных механизмов в экономике для укрепления военной и экономической мощи России. И первый, и второй путь мог бы привести Россию к экономическим успехам (в истории много таких примеров), но Николай I осуществлял свою консервативную политику при сохранении феодальных отношений и, прежде всего, крепостного права. Александр II своими реформами раскрепостил предпринимательский дух, витавший в обществе, что способствовало большим военно-экономическим успехам России. Краткое содержание лекционного материала. Николай Павлович Романов (1796-1855) – император России с 14 декабря 1825 года. Ф.И. Тютчев о нем высказался жесткими строками. «Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые,- Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей» А оппозиционер и демократ А.И. Герцен на его смерть откликнулся высказыванием: «Разбитый, обкраденный, обманутый, одураченный шеф Павловского полка отошел в вечность». В чем причина таких отзывов? Заслужил ли их Николай I? Родившись третьим внуком Екатерины II, он не готовился к престолонаследию. Поэтому с детских лет его удел – военные игры, обучение, любовь отца – поклонника прусской военной системы. Крепкий, рослый, угрюмый мальчик попал под пристальный контроль и внимание невежественного солдата Ламздорфа. Николай не очень усердствовал в науках, особенно общественных. Смерть старшего брата – императора Александра I, отказ Константина от претензий на престол, неразбериха воцарения Николая и восстание декабристов также наложила свой отпечаток на эпоху его правления. Вступая на престол, Николай не имел четких представлений о будущем управляемой им России. Кумиром для себя он избрал образ Петра Великого, передовая общественность ожидала от него серьезных реформ, необходимость которых он и сам понимал, но, как и когда к ним преступить – этот вопрос ставил его в тупик. Он умел прощать обиды, адресованные к его достоинству, но «перешагнув» через декабристов, он сильно повредил своей репутации. Выбирая между реформами и порядком, он отдает предпочтение упорядочению управления страной через его бюрократизацию и жесткий контроль. В его правлении постоянно переплетаются добрые намерения, всеобщая подозрительность и стремление отгородить Россию от Западного свободомыслия. В 1826 году он возвращает Пушкина из ссылки. В этом же году создает III отделение его Императорского величества личной канцелярии с корпусом жандармов во главе с Бенкендорфом. Тогда же создает секретный комитет по изучению документов Александра I и подготовки проекта реформ центральных органов управления (под руководством Сперанского). Расправляется с польским восстанием (1830) и активизирует работу по созданию Свода законов Российской империи. Поручает П.Д. Киселеву проведение реформы управления государственными крестьянами (1837), осознает необходимость отмены крепостного права, но прикосновение к нему считает губительным (1842), Проводит финансовою реформу (1839) и жестоко подавляет революцию в Венгрии (1849), утверждает жесткий приговор 21 участнику кружка Буташевича – Петрашевского (1848 г перед казнью заменен каторгой). Доводит Россию до поражения в Крымской войне (1853 – 1856 гг.). С 1853 года по 1856 дефицит бюджета вырос с 52 до 307 млн. рублей. Завещает сыну решить крестьянский вопрос и в последнюю минуту просит его «держать все…» в кулаке. Скончался 18 февраля 1855 году от спровоцированной им простуды. Александр Николаевич Романов (1818-1881) – император России с 1855 года, старший сын Николая I, внук по матери Фридриха Вильгельма III Прусского. В шесть лет завершилось женское воспитание, одетый в военную форму он попал под начало ротного командира, воспитателя Мердера. Престол обязывал Николая I дать сыну – наследнику серьезное образование и его воспитателем становится В.А. Жуковский. К преподаванию привлекали лучших специалистов России (Арсеньев, Плетнев, Сперанский и др.). Но Александр не отличался большими способностями, ленился, хотя и получил солидное образование. При жизни отца дослужился от рядового до генерала – майора. С 16 лет привлекается к государственным делам, но долгое время держится в тени отца. Школа Жуковского проявилась со временем, особенно после Крымской трагедии. В.О.Ключевский это выразил так: «Севастополь ударил по застоявшимся мозгам». Став императором в 37 лет, он услышал от хирурга Пирогова о коррупции в армии и, совершив поездку на Юг, он уволил главного «вора» - графа Клейнмихеля. В 1856 год, выступая перед московским дворянством, он заявил о необходимости отмены крепостного права и проявил в этом твердость, как и в последующих буржуазно – либеральных реформах. Александр I жестко подавлял революционное движение и в то же время подписывал либеральные законопроекты. Первым браком женат на Марии Александровне (немецкой принцессе), которая родила ему 8 детей. В 1866 году, в 47 лет увлекался, а затем (после смерти Александры Федоровны) женился на Екатерине Долгорукой, которая родила ему четверых детей. Из уст А.И. Герцена в 1861 году он получил неофициальный титул «Освободитель». Скончался от рук террористов в 1881 году. Примечание: представленное краткое содержание лекционного материала служит основой учебной лекции и нуждается в дополнительных ярких сведениях, которые учителю необходимо использовать в работе над темой. Дополнительные сведения можно заимствовать в рекомендованной литературе. Объем материала впрямую зависит от количества часов, отводимых на изучаемую тему. План урока по теме элективного курса: «Николай II: «добрый семьянин» или посредственный правитель. Закат династии». Цели урока. Обучающая: сформировать у учащихся целостное представление о трёхсотлетней истории России на основе хронологической последовательности смены правителей государства. Показать особенности правления Николая II и причины заката династии. Вооружить учащихся фактами из биографии исторической личности. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими фактами; развивать навыки сравнительного анализа, умение работать над составлением таблиц, генеалогической ветви и т.д. Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся терпимого отношения к практической деятельности правителя и его окружения, понимания необходимости творческого подхода к работе над исторической информацией и к оценке исторической эпохи. Тип урока: урок обучающего характера с элементами закрепляющего повторения. Форма урока: урок-лекция с элементами практической деятельности учащихся по составлению сравнительной таблицы и упрощённой генеалогической схемы. Оборудование: карта «Россия в конце XIX – начала XX в», портреты исторических личностей, схема таблицы. План урока: 1. Опорное повторение через составление упрощённой генеалогической схемы. 2. Лекция по объявленной теме урока с составлением сравнительной таблицы.
Николай II | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семьянин | правитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(примерное содержание таблицы заполненной учеником) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Женился по любви на принцессе Алисе Гессенской (в православии Александре Фёдоровне) в ноябре 1894 г., вопреки желаниям родителей. - В государственных делах, как и в семейной жизни, прислушивался к мнению жены и руководствовался её советом «Всё должно происходить, будто ничего не случилось». - Такая позиция соответствовала его личным убеждениям, подтверждавшимся записями в дневнике: «Нужно со смирением и твёрдостью перенести испытания, посылаемые нам Господом для нашего же блага», «На это Его святая воля». - Ради супруги и сына терпел присутствие и косвенное вмешательство в политику старца-монаха Григория Распутина. - Отправляясь командовать русской армией, оставляет фактическое управление страной на императрицу Александру Фёдоровну. В поддержку своих решений она пишет царю «Покажи им, что ты властен. Миновало время снисходительности и мягкости. Теперь наступает царство воли и мощи! Их следует научить повиновению». - Вместе с женой он глубоко скорбит по поводу убийства 31.12.1916 г. Распутина. - После отречения, в Царском Селе занимается хозяйственными делами: колит дрова, ухаживает за огородом, прогуливает в саду больного сына. - Относится с большой нежностью к своим детям: четырём дочерям и сыну Алексею. - Ради семьи терпит унижение ареста и оскорбительное отношение к себе и супруге в доме купца Ипатова (доме особого назначения), принимает мученическую смерть. | - На престол вступил в 1894 году в возрасте 26 лет. - Отношение к самодержавию выразил 17 января 1895 г. на торжественном приёме дворянской депутации «…буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель». - В 1913 г. было пышно отпраздновано 300-летие царской династии Романовых. - Вместо глубоких реформ, в которых нуждалась Россия вначале царствования, лишь совершенствует старый управленческий механизм. - За трагедию на Ходынском поле (погибло 1389 чел.), расстрел мирного шествия 9 мая 1905 г., расправы с революционерами, пролитую кровь в проигранной русско-японской войне получил в народе прозвище «кровавый». - Но он же первым из правителей, собрав международную конференцию (1899 г.) выступил с предложением - исключить войну как средство разрешения международных противоречий и ограничить рост вооружения, добился запрещения варварских методов войны и утверждения постоянного суда для мирного решения споров. - При нём С.Ю. Витте проводит земельную реформу (1897 г.), введя в обращение «золотую» валюту. - Содействовал реформам Л.А. Столыпина, что позволило достичь заметных экономических успехов. - Ведётся активное железнодорожное строительство, за годы его царствования их протяжённость увеличилась с 32 тыс. вёрст до 67 тыс., добыча угля увеличилась в 7 раз, выпуск с/х машин увеличился с 9 млн. руб. до 67 млн. руб. За период с 1903 по 1913 гг. внешнеторговый оборот увеличился в 2 раза, растет урожайности пшеницы (до 58 пудов с десятина). Хотя указанные успехи и нельзя идеализировать, т.к. к 1913 г. в России на душу населения производилось 26 пудов, а в США – 48 пудов, в Канаде - 73 пуда хлеба на душу населения. - Император, хоть и под давлением обстоятельств, но издал манифест от 17 октября 1905 г., провозгласил свободы и созыв законодательного представительного органа – Государственной думы. |
3. Итоговое задание.
- На основании содержания таблицы и прослушанной лекции сделать вывод о том, какие качества преобладали в Николае II: правителя или семьянина. В чём, на ваш взгляд, причины «заката» династии Романовых?
4. Выводы учащихся (приводится примерное их содержание, по мнению учителя).
На мой взгляд, Николай II обладал всеми необходимыми качествами нужными правителю государства: хорошо образован, совестлив и набожен, много путешествовал и знал положение дел в России, обладал широким кругозором, в совершенстве владел основными европейскими языками, беззаветно предан России. Его с детства готовили к главному предназначению – следовать Российским основам, традициям и идеалам.
Но время, в котором ему довелось править, сильно отличалось от предшествующих эпох. Значительная часть общества перестаёт ценить российскую самобытность, консервативные формы правления и требует либо западноевропейского либерализма, либо преобразований на основе марксистских взглядов. Николай II многое делает для развития России, но бережно охраняет устои самодержавия. Он разрывается между тремя ценностями: заветами отца, советами супруги и осознанием необходимости прео
2019-12-29 | 214 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Пояснительная записка. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы