Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности преподавания психологии в школе и ВУЗе.



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Особенности преподавания психологии в школе и ВУЗе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вузовское обуч-е принци отлич. от обуч-я в школе, не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически.

Школа и Вуз – разные уровни образования, следовательно перед ними ставятся различные цели и задачи.в школе это психологическое просвещение уч-ся, форм-е психол.грамотности, профессиональная ориентация, в педВУЗе – углубленное изучение психол.дисциплин, обучение ЗУНам научно-исследовательской работы, обучение пед.деят-тив сфере психологии.

Пс-я может преподаваться как учебный предмет и как факультативное занятие. В школьном базисном плане психология как предмет не прописан. Это могут быть либо элективные курсы либо тренинговые занятия. В ВУЗах преподавание ПС-ии осуществляется в зависимости от профиля обр.заведения – в технических – психология и педагогика; в педагогических – общая, возрастная, педагогическая;на психол.фак-те – углубленная психологическая подготовка. В непедаг-х ПС-я может быть курсом по выбору. Различны и методы обучения и способы оценивания знаний(в школе не оцениваются, в ВУЗах-спец.критерии – балльная система)

Активные методы обуч-я (активизирующие мыслит-ю деят-ть):

2)методы проблемного обуч-я важно как идея процесс усвоения студентом учебной программы – путем запоминания или путем мышления. Проследить связь учебы студента с функционированием его мышления лучше всего ч/з посредство проблемного обуч-я, к-ое в отличии от традиц-го постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение к-ой непременно требует работы мышления.

3)Интерактивное обучение-основано на псих-и ч-их взаимоотношений и взаимодействий.   

Билет № 2. 2.1. Основные направления зарубежной психологической науки в первой половине 20 века.В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влия­тельных школ (направлений) в психологической науке. Бихевиоризм - течение, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма - причинно-следственное объяснение событий, явлений. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному на­блюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения -индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмсн, К. Халл и Б. Скиннер -последователи Уотсона, - пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контроли­рующим механизмом и др. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология (зародилась в первой трети 20 века) - одно из крупных направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии, которое обосновали М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка. В рамках этого направления выдвигается целостный подход к анализу сложных психических явлений. Психическая деятельность человека рассматривается как соединение отдельных явлений психики, которые объединены в единое целое по принципу ассоциаций. Особое внимание в гештальтпсихологии уделяется исследованию высших психических функций человека (восприятие, мышление и пр.) как целостных образований — гештальтов, первичных по отношению к составляющим их компонентам.

Психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач-психоневролог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Психика человека состоит из трех элементов: «Ид» (Оно) - бессознательное; «ЭГО» («Я») - сознание; «СУПЕРЭГО» («СВЕРХ-Я») - сверхсознание.

Фрейд утверждал, что бессознательное играет определяющую роль в поведении человека. Этот слой человеческой психики функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений». Энергия сексуальных влечений - либидо. Все тело представляет собой большую эрогенную зону, но Фрейд особо выделяет рот, анус и половые органы. Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карей Хорни, Эрих Фромм. В русле психоаналитической теории Фрейда развивались аналитическая психология Карла Юнга, который полагал, что движущей силой развития человека является обобщенная психическая энергия, принимающая различные формы. Открыл коллективное бессознательное, его содержание составляют архетипы – первообразы. Бессознательное, является источником самых высоких побуждений. Архетипы усваиваются вместе с культурой и влияют на восприятие человеком любых явлений.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера, который считал, что не врожденные влечения и унаследованные архетипы, а чувство общности с другими людьми, побуждающее человека к социальным контактам, определяет его поведение.

История мировой психологии включает множество концепций, но именно выше рассмотренные концепции заложили основы реальной связи психологии с практикой обучения, лечения и труда.

 Когнитивная психология (сложилась в 60-х годах 20 века). Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Особенности преподавания психологии в школе и ВУЗе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности преподавания психологии в школе и ВУЗе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)