Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мышление как процесс активного отражения и познания действительности.



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Мышление как процесс активного отражения и познания действительности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в ходе практики, Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение познание общего и существенно в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, язык Слово позволяет обобщать безгранично. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления является ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает закон их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельное предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление - это функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обе сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает, замыкание нервных связей в новом сочетании. Практически-действенное. наглядно-образное и словесно-логическое — взаимосвязанные виды мышления. Формы М-я- понятие, умозаключение, суждение, аналогия.

4.3. Психология как учебный предмет и ее роль в обучении и в воспитании. Пс-я как уч.предмет выполняет определенные цели: обучение фундаментальным и прикладным психол.знаниям, обучение научно-исследовательским умениям и т.д. Обучение психологии базируется на основных нормативных документах: Госуд.образовательный стандарт, в кот. Определены уровни обязательной подготовки студентов, перечень основных дисциплин. На основе гос.стандарта составляется учебный план, который включает в себя все учебные дисциплины. Каждый преподаватель составляет учебное планирование предмета. Его содержание определено учебной программой.

Любое обучение должно быть направлено на формирование научного мышления и способности применять полученные ЗУНы для решения повседневных профессиональных проблем. Т.о., общей целью изучения психологических явлений появляется у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах его личности. Пс-я как как уч.предмет обладает уникальными возможностями, т.к. даются способы развития, совершенствования личности. Формируются навыки эффективного взаимодействия в межличностном общении, Пс-я дает основу для передачи знаний другим людям. Полученные ЗУНы студент может использовать в других учебных дисциплинах, а также в жизни.

 

 

Билет № 5.1. Психика как предмет психологии. Особенности психического отражения. Психология (Петровский) - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи кот. осуществляется управление поведением и дея-тью.

Предмет - психика ч-ка (совокупность всех тех явлений, кот. составляют внутреннюю жизнь ч-ка) житейская психология. Предмет психологии в различных для нее областях будет отличаться (психоаналитическая психология, бихевиоризм, гуманистическая психология). В научной психологии предмет - особое свойство высоко организованной материи, в качестве кот. выступает мозг ч-ка. Все проявления в психической жизни - свойства мозга, сущность кот. состоит в способности мозга отражать предметы и явления окружающего мира, воздействующие на мозг. Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности активно воспринимать с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов (Карпенко),

1.  Психическое отражение - активное, действенное т.к. с помощью психики осуществляется активные поведенческие реакции, приспосабливается организм к условиям окружающей действительности, а следовательно изменение среды в соответствии со своими потребностями - познавательная функция, а также коммуникативная ф-ия процесс обучения, передача знаний.

2.      субъективное отражение - преломляется ч/з индивидуальные особенности ч-ка, зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого образа знаний, опыта, степени активности и др. факторов. 3.                  Психическое отражение имеет особую ф-ию - эта ф-ия опережающего отражения. Ч-к отражает не только предметы и явления кот. находятся в данный момент, но и способен заглянуть в будущее - планирующая, прогностическая ф-ия.

4.    психическое отражение - точное отражение предметов, явлений, что подтверждает весь опыт человеческой жизни, тем самым ч-к познает изменяет мир.

5. психическое отражение совершенствуется и углубляется.

Формы Психического отражения –

1) Механическое и физикохимическое изменение (в неорганическом мире – нагревание воды)

2) Раздражимость – способность отвечать на раздражение (растения)

3) Чувствительность – (этапы – в форме ощущений (НС - простейшие), восприятия ( рыбы, птицы), сознание – человек)

5.2. Развитие мышления в онтогенезе Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Практически-действенное. наглядно-образное и словесно-логическое— взаимосвязанные виды мышления. Развитие мышления ребенка происходит по степенно. Поначалу оно определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления кото­рого у ребенка можно наблюдать 1-2 года жизни, еще до овладения им активной речью.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к част­ному, знакомому. Большинство суждений - суждения по сходству, потому что в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Убеждая ребенка или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцен­тризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Понятийное мышление приходит через ряд промежуточных этапов. Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый (2-3 года) - синкретизм детского мышления. На втором этапе (4-6 лет) - наглядно-образное мышление. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. Но еще необходимо наглядно представлять объект. Третий этап - младший школьный возраст (6—8 лет), когда ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Мышление является понятийно-конкретным. У подростков (9—12 лет) появляется понятийное мышление, однако еше несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14—18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. (Формы М-я- понятие, умозаключение, суждение, аналогия)

5.3. Игра как метод психологической коррекции. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимаег напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Характерная особенность игры — ее двуплановость:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой
требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто
нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. Структуру детской игры составляют: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов — замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими. Единица игры — это роль.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности.

Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми

В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, (социальное недорозвитие); замкнутость; необщительность; фобические реакции; сверхконформность и сверхпослушание; нарушения поведения и вредные привычки; неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Игротерапия эффективна как помощь; при  коррекции агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей; подвергающихся насилию и заброшенных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; улучшении «Я-концепции»; Принципы осуществления игротерапии

1.  Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть.

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом; отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс;

3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Билет № 6. 6.1. Деятельностный подход в психологии . Деят-ть –это специяическая активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психологическое изучение дея-ти в качестве особого предмета было начато Выготским и Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось Леонтьевым и его последователями. Именно Леонтьев заложил основы деятельностного подхода в психологии. Он рассмотрел предметную деятельность как процесс, внутри кот. в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Дея-ть рассматривалась как одинаково присуща и ч-ку и животным, правда в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность. Леонтьев исходил из различия:

1. внешней Дея-ти - это чувственно-предметная, материальная деятельность.

2. внутренняя - это Дея-ть по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная Дея-ть, сознания. Согласно взглядам Леонтьева внутренняя Дея-ть вторична, она формируется на основе внешней предметной Дея-ти. Процесс перехода внешней предметной Дея-ти во внутреннюю психическую Дея-ть обозначается в психологии термином - интериоризация. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней Дея-ти во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Существует и обратный переход - от внутренней Дея-ти к внешней -экстериоризация.  Опредмечивание   наших представлений создание предмета по заранее разработанному плану.

По мнению Леонтьева именно Дея-ть позволяет исследовать психическое отражение. В контексте деятельностного подхода можно выделить три относительно самостоятельных направления в исследовании развития психики:

1. знакосимволическое направление кот. Разрабатывалось Выготским;

2. Личностное направление Рубинштейна;

3. Дея-ть как самостоятельный предмет исследования разрабатывалось Леонтьевым.

Таким образом в разработки: деятельностного подхода, проблемы дея-ти, деятельностной проблематике внесли вклад разные научные школы.

6.2. Общее понятие о языке и речи, функции и виды речи. Психофизиологические механизмы речи. Важнейшим достижением ч-ка, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, гак и настоящий, явилось речевое общение, кот. развивалось на основе трудовой Дея-ти. Речь  - это определенный познавательный процесс, способ формирования и формулирования мысли. Это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. Язык — это система знаков, символов, включающий слова с их значениями и синтаксис набор правил, по кот. строится предложение. Значение речи:

1. Формирование сознания ч-ка невозможно без общения с другими при помощи речи.

2. Речь размыкает для пас сознание другого ч-ка;

3. Речь делает достоянием индивидуального сознания всего человечества; 4 Речь выводит наше сознание за пределы чувственного опыта;5. Психика - отражение, речь - обозначение отражения, более высокая ступень, т.к. отражается то, что не доступно восприятию. Функции речи:

1. Обобщающая (Выготский) - предметная отнесенность или функция замещения: Вещь, качество, действие, отношение;

2. Регулирующая - истоки общения со взрослыми; умение подчиняться речевой инструкции взрослого, внутренний приказ самому себе, саморегуляция;

3. Лексическая;

4. Коммуникативная, хранение и передача опыта общения;

5. Категориальная или «понятийная», выделяет признак и относит ккатегории «понятие». Абстрагирует, обобщает, анализирует.

Виды речи: Речь внутренняя - различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации.

2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

3) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Речь письменная - вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным, и непосредственным. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, отсюда возникает особая задача обучения письменной речью в школе.

Речь устная - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

Речь эгоцентрическая - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как доказал Л. С. Выготский в полемике со швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь представляет собой как бы переходный этап от внешней речи к внутренней. Понятие эгоцентрической речи используется также в пато­психологии при описании соответствующих синдромов. Речь - это ВПФ, к качестве психофизиологических механизмов - речи выступают: 1  речеслуховая система, она    имеет в своем значении центральный (мозг) и периферический (ухо, среднее, наружное) отделы; 2. речедвигательная система представлена также центральным (мозг) и периферическими (дыхательный, артикуляционный) отделами. 3.Оптико-пространственная-(звуки переводим в буквы) – зрит.образы в затылочной доле.

- Центральные отделы (моторный Центр Брока, сенсорный центр речи.Вернике) регулируют, контролируют;

- Периферические - исполняют программу, (артикуляционный аппарат – гортань, ротовая, носовая полость, голосовые связки)

- Речь человека возникла и развилась на основе слуховой и зрительной систем. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведения других людей и регуляции собственного поведения человека

Понятие о девиантном поведении и его видах Девиантное поведение (отклоняющееся) это система поступков и отдельных поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Д.п. это проявление дезадаптации нарушение процесса приспособления к окружающей среде, процесс социализации индивида. Девиантное поведение подразделяется на две группы:            Аддиктивное поведение - отклоняющееся от нормы психического здоровья (наркомания, пьянство, курение, сексуальные расстройства). Деструктивное поведение - отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии (преступления, хулиганства, вандализм. Ганнушкин выделяет следующие признаки девиации: -склонность к дезадаптации

- тотальность.

-Стабильность (длительность проявления дезадаптивных качеств поведения).

Наиболее изучена соц. психологическая типология Ковалева - медико-биологический подход - в основе - фактор тяжести и природа отклонения поведения. /. По тяжести различают:

- антидисциплинарное поведение (опоздания на урок, в школу).

- ассоциальное - (неуважение, неповиновение, наркомания, суицид)

делинквентное - противоправное поведение, хулиганство, кражи, убийства, уголовные нарушения.

Девиация очень актуальная проблема общества, увеличивается число правонарушителей, снижаются возрастные границы (14 лет), меняется половой состав нарушителей. Все это усугубляется тем, что существует зависимость соц. психологических факторов, определяющих рост отклоняющегося поведения их связь с криминальным положением в обществе (соц. экономические трудности, неуверенность в завтрашнем дне, низкий уровень образования, низкий уровень культуры). Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими синдромами, а базироваться на характеристических особенностях индивида (акцентуации характера).

2. Природа: непатологические (психические механизмы, половозрастные, индивидуально-психологические особенности ребенка).

A. при микросоциальной запущенности

Б. ситуативные характерологические личностные реакции

B. сочетанное поведение.

3. Патологические - нарушения вызванные патологией психического развития, нервно-психическими заболеваниями функционального или органического происхождения.

- психогенные в основе психический фактор, психотравмы

A. острые аффективные реакции

Б. патохарактерологические реакции

B. патохарактерологическое раз-ие личности.

- не психогенные - возникают сами по себе, проблема не нужна без видимых причин:

А.психопатии

Б. психоподобные состояния. Ковалев [4] выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические.



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
Мышление как процесс активного отражения и познания действительности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мышление как процесс активного отражения и познания действительности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)