Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 4.1. Культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая теория Выготского.



2019-12-29 761 Обсуждений (0)
Билет 4.1. Культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая теория Выготского. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эта концепция возникла в советской психологии, Выготский, назвал её культурно-исторической теорией психики человека. В рассуждениях Выготского можно выделить 3 крупные части. 1. Первая часть может быть озаглавлена: «человек и природа». Первое положение опирается на мысль, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение во взаимоотношении субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяло его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволю­цию животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек озна­меновал своё появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять её. Второе., Выготский подчёркивает изменённое взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых.

2. Вторая часть может быть озаглавлена: «человек и его собственная психика». Она содержит тоже 2 положения.

Первое Овладение природой и овладение собст­венным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

Второе положение. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических. Например, такой распространенный приём, как завязывание узелка «на память». Человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство - знак; с помощью этого знака он овладевает поведением - запоминает, делает выбор и т. п.

3. Третью часть концепции Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты». Культурно-историческое развитие человека и онтогенез - эти два процесса имеют принципиальное сходство. Труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические, Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние. В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Выготский выде­ляет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребёнка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребёнок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Пиаже назвал эту речь «эгоцентрической». Выготский показал, что эгоцентрическая речь есть промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обра­щенной к себе.

В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в советской психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений.

1. На первом этапе изучения психического развития человека Выготский приходит к выводу, что в процессе онтогенеза человека происходит возникновение качественно новых психологических структур - высших психических функций, составляющих специфику человеческой психики. Это развитие включает в себя как бы две линии: созревание тех нервных аппаратов, которые составляют органическую ("натуральную") основу всякого психического процесса, и функциональное ("культурное") развитие, являющееся результатом усвоения индивидом культурных достижений общества. Методом двойной стимуляции Выготским и его учениками было установлено, что первоначально элементарные психические функции, опосредствуясь в процессе деятельности и общения людей социально выработанной системой знаков, изменяют свое содержание и строение: они "интеллектуализируются" и "волюнтаризируются", то есть вступают в определенное соотношение с мышлением и становятся управляемыми. Изучение этих сложных структур показало, что, формируясь в процессе совместной деятельности людей, они затем как бы "вращиваются" внутрь (интериоризируются), становятся достоянием самого человека. Иными словами, высшие психические функции представляют собой ту психологическую реальность, которая составляет неотъемлемую сущность человека, являясь содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия. В результате возникающие в процессе онтогенеза психологические новообразования сами начинают выступать в качестве факторов дальнейшего психического развития человека. Уже на первом этапе исследования для Выготского определился предмет психологической науки - структурные психологические новообразования, возникающие в процессе жизни и деятельности человека на основе усвоения им исторически сложившегося опыта людей. Определился и метод исследования - разложение изучаемого целого не на элементы, а на такие его части (единицы), в которых сохраняются основные свойства целого, его качественное своеобразие.

2. Следующий этап исследований был связан у Выготского с проникновением в область патопсихологии. Это позволило ему сопоставлять особенности психики людей не только в условиях формирования их личности, но и в условиях различных форм ее недоразвития и распада. Выготский приходит к выводу, что в процессе развития происходят качественные изменения не столько в структуре отдельных психических функций, сколько в их межфункциональных связях и отношениях. В результате модификации этих связей возникают новые группировки высших психических функций. Такого рода интерфункциональные структуры Выготский предложил называть "психологическими системами".



2019-12-29 761 Обсуждений (0)
Билет 4.1. Культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая теория Выготского. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 4.1. Культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая теория Выготского.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)