Интеллект и его методы диагностики
Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Векслер). Под интеллектом понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих успех в решении разнообразных задач. Существуют несколько трактовок понятия интеллекта: 1. Биологическая: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации», 2. Педагогическая: «способность к обучению, обучаемость». 3. Структурный подход, сформированный А. Бине: «интеллект, как способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект - это совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов ч-ка определяет его интеллект. Бине и Симон считали, что человек обладающий интеллектом тот, кто правильно рассуждает, судит и благодаря своему здравому смыслу и инициативности м-т приспосабливаться к условиям жизни. Векслер создал первую интеллектуальную шкалу для взрослых. Большинство ученых предполагает, что, как и все функции психики, интеллект находится иод воздействием, с одной стороны, наследственности, с другой -подвержен влиянию окружающей среды, называемой адаптационной обусловленностью. Наследственная обусловленность связана со следующими факторами: 1)генетическая обусловленность; 2) физическое и психическое состояние матери в пренатальный период (во время беременности); 3) хромосомные аномалии, ярким примером которых является болезнь Дауна: 4) условия экологии; 5) употребление специфических медикаментозных средств, алкоголя, наркотиков и т. п. Адаптационная же обусловленность проявляется в следующем: 1) особенности питания ребенка, большое значение имеют первые 1,5 года жизни; 2) психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых: родителей, педагогов; 3) количество детей в семье, ее социальный статус. Общий интеллект делится на невербальный и вербальный. Вербальный показывает особенности вер-бально-логической формы общего интеллекта с опорой на знания, зависящие от образования, жизненного опыта, социальной среды каждого индивида. Невербальный интеллект зависит от умений индивида и его психофизиологических особенностей, выражающихся в сенсомоторных показателях. В целом интеллект представляет собой структуру способностей, феди которых мыслительные играют важную, но не единственную роль (важны также внимание, память, восприятие) Дж. Равен выделяет продуктивный интеллект (способность выявлять связи и соотношения и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный интеллект (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию). В психологической практике получили значительное распространение системы измерений интеллекта, такие, например, как тест Стенфорд-Бине, шкала Векслера. Согласно результатам исследований у каждого третьего человека 1Q соответствует среднему значению и находится между 84-100 баллами. Низкий показатель IQ - от 10 до 84 баллов (такие показатели обычно встречаются у умственно отсталых лиц), высокий коэффициент -от 116 до 180 баллов. Для оценки и диагностики применяются скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест "Прогрессивные матрицы" Д. Равена, тесты интеллекта Кеттелла. Тест структуры интеллекта Амтхауэра предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Прогрессивные матрицы Равенна Черно-белый вариант - 60 матриц. 5 серий по возрастающей сложности. Детский вариант - цветные матрицы (5-11 лет), старше 65 лет, для лиц с языковыми затруднениями, пациентов, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере. ШТУР - разработан Гуревичем - диагностика учащихся 7-9 классовориентирован на социальный норматив умственного развития, который зафиксирован в учебной программе. 2.3. Требования к составлению психокоррекционных программ. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: - четко формулировать цели коррекционной работы; - определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; - выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; - четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом; - отобрать методики и техники коррекционной работы; - определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; - определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, I раз в две недели и т.д.); - определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе); - разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; - планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); - реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу); - подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |