Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-критическая стратегия философствования в 20 веке (макрсизм, неомарксизм)



2020-03-18 358 Обсуждений (0)
Социально-критическая стратегия философствования в 20 веке (макрсизм, неомарксизм) 0.00 из 5.00 0 оценок




К. Маркс (1818-1883). “Экономическо-философские рукописи”, “Нищета философии”, “Капитал”.

Заимствуя у Гегеля идею диалектики как основного принципа организации бытия и метода познания, М., тем не менее, критикует идеализм Гегеля.

Он критикует также идеи левогегельянцев (Бауэра, Фейербаха, Штирнера) за их убеждение, что преодолеть отчуждение человека от общественной жизни можно только путем политических реформ и нравственным возвышением человека. Критикуя идеи классической политэкономии (Смит, Рикардо), М. отрицал их убеждение в том, что частная собственность является необходимой данностью экономической жизни. Утопическому социализму М. противопоставил «научный социализм», который строится на основании анализа объективного закона капиталистического производства (умножение прибавочной стоимости) и материалистическом понимании истории. Возражая Прудону (его идее справедливого распределения собственности), М. выступал за упразднение частной собственности революционным путем.

Основные идеи Маркса:

1.Проблема отчуждения. В результате появления частной собственности происходит изменение сущностных характеристик человека. Труд для большинства становится принудительным, человек перестает воспринимать труд как реализацию своих сущностных сил, как ту деятельность, которая делает его человеком. В результате «рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций: при еде, питье, половом акте, у себя в жилище, украшая себя и т.д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным». Таким образом, делает вывод М., ликвидация частной собственности приведет к преодолению отчуждения и восстановлению действительно человеческого существования.

1. Материалистическое понимание истории. Разработка новой формы материализма: исторический материализм. Суть: кроме естественной природы признается социальная материя, или общественное бытие, определяющееся объективными, независимыми от отдельного человека законами. «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание».

2. Понятия «производительные силы» и «производственные отношения».

  Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства и обмена. Они включают производственно-технические (отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями) и производственно-экономические (отношения собственности). Отношения собственности пронизывают все сферы экономической жизни общества – производство, обмен, распределение, потребление материальных благ. Они обусловливают распределение СП и являются основой социально-классовой структуры общества.

3. Структура общества представлена связью базиса и надстройки. Базис – этоПО (отношения собственности, управления трудом, распределения, потребления). Надстройка – это политические, юридические, идеологические отношения и соответствующие им институты (государство, политические партии, общественные организации и т.д.). Базис определяет характер всех элементов надстройки: политики, семьи, общественного сознания и т.д. Поэтому изменения в базисе порождают изменения в надстройке. Главная функция надстройки – обоснование и закрепление существующих в обществе ПО.

Понятие «способ производства». Характеризует исторически конкретное единство ПС и ПО. СП – это материальная основа общественно-экономической формации (ОЭФ). СП определяет особенности и развитие ОЭФ. Развитие СП описывается законом соответствия ПО характеру и уровню развития ПС.

4. Теория классовой структуры общества (по признаку владения средствами производства)Рассматривал структуру общества в динамике: классовая структура меняется вместе с изменениями в экономике. В капиталистическом обществе М. выделял такие классы как пролетариат, крестьяне, буржуазия.

5. Теория социального конфликта и революции. М. обосновал процесс возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, указал на необходимость социальных конфликтов для общественного прогресса. Классовая борьба порождается неразрешимыми противоречиями, присущими любому обществу. Источник противоречия – изменение в развитии ПС, которые приходят в конфликт с ПО. Противоречие между ПС и ПО проявляется как противоречие между классами, а классовая борьба является формой разрешения противоречий между ПС и ПО. Революцию следует понимать как единство объективной исторической необходимости и осознания этой необходимости людьми, что должно выразиться в организованных действиях класса. Революция в узком смысле – сравнительно быстрое, в большинстве случаев насильственное свержение господства реакционных классов.

6. Общественное сознание – отражение общественного бытия.

7. Общественная практика – основа познания, цель и критерий истины. Рассматривая человеческую деятельность как единство чувственно-практической и теоретической форм, Маркс вводит понятие практика. Практика – общественный труд, революция, научный эксперимент. Практика по содержанию и по способу осуществления носит общественный характер. В практике отражается опыт всего человечества. Практика является основным способом общественного бытия человека, формой его самоутверждения в мире. Структура практики включает потребности, мотивы, цели, целесообразную деятельность, предмет и средства воздействия, результат.

8. «Религия – опиум народа». Религию создает сам человек. Фантастический мир богов есть постольку, поскольку есть несправедливый земной мир. В религии человек отчуждает свою сущность, наделяя ею Бога. Чтобы преодолеть религиозное отчуждение мало просто упразднить религию, нужно изменить условия, которые ее порождают.

Ф. Энгельс (1820-1895). «Немецкая идеология» (с Марксом), «Анти-Дюринг», «Диалектика природы». Вместе с М. обосновал основные идеи марксизма. При этом мало занимался вопросами политэкономии, но разрабатывал методологию применения марксизма к естествознанию.

1. Материальная природа и общество развиваются по диалектическим законам. Обобщая диалектический метод Гегеля, выделил 3 закона диалектики.

2. Общественный труд и словесный язык превратил антропоида в человека. Переход к изготовлению и применению ручных орудий труда – сознание – звуковое слово. Труд и язык породили человека.

МАРКСИЗМ В РОССИИ.

Г.В. Плеханов (1856-1918), «Основные вопросы марксизма».

1. Главная его идея: невозможность перехода к социализму, минуя капитализм. Отсюда его отрицательное отношение к подготовке революции в России.

2. Плеханов разделял также идеи марксистской диалектики, указывая на существенное различие популярного тогда принципа эволюционизма от диалектики. Диалектическое развитие, в отличие от эволюционного, предполагает скачки.

Развитие ортодоксального марксизма. В.И. Ленин (1870-1924), «Что делать?», «Три источника и три составные части марксизма», «Государство и революция», «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради». Разработка методологии и методики социалистической революции.

1. Обоснование возможности победы социалистической революции в странах, где капитализм только зарождается.

2. Разработал учение о революционной ситуации (верхи не могут, низы не хотят; внешние факторы, усугубляющие кризис, например, война; причина и повод к началу революции).

3. Считал, что пролетариат сам не в состоянии выработать зрелую революционную теорию. Поэтому идеологически оформить и стать во главе пролетарского движения должны интеллектуалы-буржуа, защищающие интересы пролетариев. Это должны быть профессионалы-революционеры.

4. Необходимость руководящей и направляющей роли партии как авангарда рабочего класса.

5. Теория коммунистического воспитания.

6. Классовая мораль, классовое искусство, «партийность» философии. Хотя в то же время указывал на необходимость приобщения к общечеловеческой культуре.

7. Определение материи и теория отражения. Тезис о неисчерпаемости материи.

8. Разработка идеи о решающей роли практики в процессе познания.

9. Продолжил разработку марксистской идеи о репрессивной функции государства и об отмирании государства и классов по мере построения социализма.



2020-03-18 358 Обсуждений (0)
Социально-критическая стратегия философствования в 20 веке (макрсизм, неомарксизм) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-критическая стратегия философствования в 20 веке (макрсизм, неомарксизм)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)