Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феноменология и экзистенциализм как направления философии 20 века



2020-03-18 314 Обсуждений (0)
Феноменология и экзистенциализм как направления философии 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок




Главный представитель феноменологии - Э. Гуссерль (1859-1938) («Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»). Другие представители М. Шелер, Р. Ингарден, А. Шюц, Б. Вальденфельс. К феноменологическим можно отнести и работу М. Хайдеггера «Бытие и время», Ж-П. Сартра «Бытие и ничто», Мерло-Понти «Феноменология восприятия».

Феноменология выступила с критикой позитивизма, идеалистического априоризма и психологизма. Корни феноменологии нужно искать в идеях Декарта (несомненность бытия Я) и Канта (идея трансцендентального субъекта). Основной ее лозунг: «Назад к вещам!». При этом феноменология объявлялась наукой о сущностях, а не фактах (в отличие от психологии). Фундаментом феноменологии провозглашались «очевидности» реальности. При этом наиболее очевидно существующим объявлялся не окружающий мир, а сознание. Главная проблема феноменологии – не проблема существования мира (основной вопрос философии в марксизме), а проблема смысла, ценности мира для человека (проблема конструирования бытия в сознании). Феноменология оказала большое влияние на дальнейшее развитие психологии, антропологии, психиатрии, литературоведения, истории. Основное методологическое требование феноменологии – учет зависимости опыта от установки наблюдателя, его теории. При этом феноменология подчеркивает значение естественных, донаучных, «повседневных» категорий и законов познания. Соответственно одной из ее главных целей выступает реконструкция опыта и понимания, именно в качестве таких, какими они самим человеком «переживаются», а не просто моделируются с помощью категорий и законов, удовлетворяющих, может быть, идеалам научного познания, но бесконечно далеких от природы действительно существующего сознания и познания.

 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Представители экзистенциализма и психоанализа особое внимание уделяли исследованию внерациональных сторон бытия человека и методов познания. Экзистенциализм отразил кризис гегельянства, шире, всей классической философии. В экзистенциализме впервые в философии на первое место выдвигается уникальность и неповторимость личности. Центральное понятие экзистенциализма экзистенция – это возможность быть, самоконструирование, выход за пределы себя. Поэтому она не предопределена и не неизменна. При этом выход за пределы себя может быть направлен к Богу (тогда мы имеем религиозный экзистенциализм), либо к миру, либо к самому себе. Экзистенциалисты разделяли науку и философию, но считали их взаимодополняющими. Главная функция философии, по их мнению, мировоззренческая, и в этом своем качестве философия является внутренним смыслом науки.

Экзистенция – «то последнее, интимно-внутреннее ядро в человеке, которое остается незатронутым (более того – только по-настоящему и проявляется) тогда, когда все, чем человек владеет в этом мире и что дорого его сердцу: имущество и общественное положение, телесное здоровье, дарования и способности духа и даже так трудно приобретаемые добродетели нравственной жизни, - когда все это исчезает или погибает либо как-то иначе оказывается ложным и пустым, то из того, что в этом случае все-таки остается, причем остается сущностно, но не может быть высказано ни в каких содержательных определениях, а может лишь быть пережито непосредственно, человек может опереться на последнее, при всех разрушениях неразрушимое основание, на экзистенцию, схватывая в этом последнем, далее неразложимом акте Абсолютное. И наоборот, только пройдя все тревоги и страхи, выдержав и пережив их, человек приходит к последнему опыту бытия, может оказаться сопричастным в своем личностном опыте экзистенции, не поддающейся обоснованию с помощью логической дедукции». (Больнов Цит. по Портнову С.120). Экзистенциализм в 20 в. 20-е гг. в Германии и Франции. Социокультурные предпосылки: 1 и 2 мировая война; гражданская война в России, коммунистический террор; усиление давления бюрократических институтов на индивида. К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, отчасти М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, М. де Унамуно. В России – Н. Бердяев, Л. Шестов.


8.Психоаналитические идеи в современной философии.

З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э.Фромм, А. Адлер.

1. Учение о бессознательном.

2. Бессознательное выступает от лица прошлого и вступает в конфликт с сознанием.

3. Психоаналитический метод может излечить невротическую личность.

4. Структура личности по Фрейду: Я-СверхЯ- Оно. У Юнга – Эго (сознательное начало, которое позволяет чувствовать свою целостность), личное бессознательное, коллективное бессознательное. Если Фрейд и Юнг делали акцент на бессознательное как основу личности, то Адлер, а особенно Фромм, Хорни и др. постфрейдисты ставят на первое место социальное начало и культуру.

5. Побудительные мотивы поведения. Эрос и агрессивность – 2 основных инстинкта у Фрейда. По Адлеру поведение человека определяется стремлением к совершенству как преодолением комплекса неполноценности, которое может выразиться в стремлении к власти как компенсации комплекса неполноценности. У Юнга поведение определяется, с одной стороны, индивидуальной и расовой историей, с другой – целями и устремлениями в будущее. У Фромма неврозы личности определяются чувством одиночества в мире как результат полученной свободы. При этом Фромм выделяет стратегии бегства от свободы: авторитаризм, деструктивность, подчинение традициям, конформность.

6. Детская психика деформируется разными комплексами. Это сдвиги в психике, связанные с подавлением инстинктов, которые скрыто влияют на ход жизни, создавая невротические конфликты. Эдипов комплекс (запретное влечение сына к матери), комплекс Электры (запретное влечение дочери к отцу), комплекс неполноценности (крупные ранние неудачи).

7. Архетипы коллективного бессознательного у Юнга. У индивидуального Оно существует еще более глубокое основание в виде общечеловеческого бессознательного. Коллективное бессознательное – хранилище воспоминаний, унаследованных от родовых предков. Это коллективное бессознательное состоит из архетипов – прообразов – бессознательных алгоритмов поведения, универсальных общечеловеческих моделей восприятия, символов культуры (дерево, круг и т.д.) Юнг считал, что в коллективном бессознательном сохраняются реинкарнационные переживания – архетип Великой Матери как источника жизни, архетип Старца – как отца и покровителя рода. Юнг выделяет также архетипы Энергии, Бога, Демона, Героя, Мудреца, Ребенка, Персона (социальная роль, публичная личность), Тень (иррациональные, аморальные социально отвергаемые импульсы), Анима и Анимус (женское начало в мужчине и мужское в женщине), Самость (целостность и единство).

См. доп. О Юнге у Иванова Сознание и мышление, с. 24.В психике человека существуют устойчивые, функциональные, нейродинамические связи мозга, которые формируются на самых ранних этапах развития индивида и отвечают за первичную переработку сенсорного материала, поступающего извне. Возможно, что эти структуры сформировались в результате естественного отбора и закрепились генетически. Возможно также, что архетипы, о которых говорил Юнг, спонтанно воспроизводят эти структуры.

Коллективное бессознательное непосредственно не познаваемо, но проявляется в творениях человека, символах, религиозных мифах, произведениях искусства.

8. Адлер. Главная заслуга в разработке понятия «комплекс неполноценности» для объяснения неврозов. Общественный генезис неврозов.




2020-03-18 314 Обсуждений (0)
Феноменология и экзистенциализм как направления философии 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феноменология и экзистенциализм как направления философии 20 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)