Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАРКСИЗМ НА ЗАПАДЕ ПОСЛЕ МАРКСА.



2020-03-18 222 Обсуждений (0)
МАРКСИЗМ НА ЗАПАДЕ ПОСЛЕ МАРКСА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Марксизм времен Второго Интернационала. Отход от ортодоксального марксизма.Интерпретация идей Маркса в свете позитивизма (эмпириокртицизма), дарвинизма, неокантианства. Оценка марксизма как социально-политической программы, которую можно совместить с различными философскими учениями.

К. Каутский (1854-1938).

1. Усилил тезис о неизбежном крахе капитализма и исторической необходимости революции. Фатализм.

2. В учении о базисе и надстройке подчеркивал их взаимообусловленность, выступая против однозначного примата базиса.

3. Историю человечества рассматривал как часть общей истории живого (конечно, со своими специфическими законами), что сближало его с социал-дарвинизмом.

4. Философский плюрализм. Главное – свобода пролетариата, а способ философского обоснования этого освобождения второстепенен.

Р. Люксембург (1871-1919).

1. Критика как реформизма Бернштейна, так и фатализма Каутского. Социализм – не неизбежный результат исторического развития, а тенденция, которую может реализовать сознательный и организованный пролетариат.

2. Отношение к Октябрьской революции сначала оптимистическое, затем жесткая критика действий Ленина (до нэпа она не дожила) за репрессивность, ограничение свободы печати, отсутствие системы выборов.

3. Однако она разделяла идею диктатуры пролетариата, но подчеркивала, что речь должна идти о диктатуре самого пролетариата, а не диктатуре над пролетариатом.

Австромарксизм. Ф. Адлер, К. Реннер, Р. Гильфердинг и др. выступали за реформы и коалицию с буржуазными партиями. Интерпретировали марксизм через призму неокантианства.

Неомарксизм (период Третьего Интернационала). Критика капитализма и советского варианта социализма. При всем многообразии можно выделить гуманистическое и сциенистское направления.

Гуманистическое. Д.Лукач, А.Грамши, Р. Гароди, Т.Адорно, ,Хабермас, Э.Фромм. Опора на идеи молодого Маркса («Философско-экономические рукописи 1844 года»). Концентрация исследований вокруг проблемы человека. Высокая оценка диалектики. Использование идей других философских направлений.

Д. Лукач (1885-1971).

1. Рассмотрение марксизма исключительно как методологии и метода. Отстаивание тезиса, что марксизм – это наука.

2. Защищал ценность диалектического метода в марксизме, указывая на то, что этот метод позволяет рассматривать явления во всей их целостности и одновременно в контексте всего исторического развития.

3. Высоко оценивал системность подхода Маркса в изучении общества. Общества должно изучаться как целое, которое можно понять только через глубинную связь фактов и событий.

4. Был не согласен с использованием диалектики как метода познания природы.

5. Был не согласен с идеей Ленина о том, что пролетариат сам не может стать сознательным. Разделяя идеи Люксембург, считал, что именно развитие пролетариата должно привести пролетариат к осознанию себя как единой социальной силы. Партия же должна явиться только органическим следствием этого процесса, а не наоборот.

А. Грамши (1891-1937).

1. Высоко ценил диалектику как метод познания.

2. Разделял идею исторической необходимости.

3. Главная проблема – диалектическое соединение теории и практики.

4. Общества без гегемонии не бывает. Но каждый класс приходит к ней в результате органичного развития.

5. Делает различие между политическим обществом (государство как принуждающая сила) и гражданским (взаимосвязь отношений, закрепленная в социальных институтах: партии, церкви, школы, печать и т.д.). Именно в гражданском обществе через посредство его социальных институтов класс, претендующий на гегемонию, реализует свои ценности, создавая единство многих социальных групп. Он добивается консенсуса в обществе по поводу нового образа культуры, убеждает общество в своей способности быстро и эффективно решить проблемы. Так создается основа власти. И только после этого она добивается политической власти. Таким образом, у Грамши налицо отход от классической марксистской схемы решающего влияния ПС, базиса. Здесь, скорее надстройка играет роль базиса.

6. Практическое назначение философии, необходимость всемирной революции.

7. Разделял идею, что «массы» не способны к самоопределению, следовательно, необходимо их организовать. Это должны сделать интеллектуалы. Они создают новую модель культуры и внедряют ее в массы. При этом интеллектуал-марксист никогда не должен отделять себя от народа.

Представители Франкфуртской школы Адорно и Хабермас создали теоретическую базу движения «новых левых», Фромм и В. Райх продемонстрировали вариант соединения марксизма и психоанализа (фрейдомарксизм). Идеи экзистенциализма и марксизма переплились в работах позднего Сартра и Мерло-Понти.

Сциенистское направление.Акцент на работах позднего Маркса, на его объективизм и стремление сделать философию наукой. Хотя и считали работы Маркса недостаточно научными.

Л. Альтюссер (р.1918). Критика интерпретации марксизма как «философии человека», как теоретического гуманизма.

1. Марксизм – это антигуманизм в том, смысле, что всякий гуманизм является идеологией, а марксизм – это наука. Как любая наука, марксизм имеет дело с людьми-объектами, людьми-функциями в определенной структуре.

2. Он подчеркивает, что в марксизме история понимается не как линейный прогресс (эволюционизм), а как серия «изломов». В этом отличие марксистской диалектики от гегелевской, которая носит прогрессистский характер.

Л.Коэн (аналитический марксизм, Англия, США, 70-е ХХ в.). Стремление развивать идеи марксизма на основе методологии современной науки (функциональный анализ, теория игр и т.д.).




2020-03-18 222 Обсуждений (0)
МАРКСИЗМ НА ЗАПАДЕ ПОСЛЕ МАРКСА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МАРКСИЗМ НА ЗАПАДЕ ПОСЛЕ МАРКСА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)