Природа как предмет философского и научного познания. Человек и природа: идея коэволюции. Биосфера и ноосфера.
Возрастающая роль антропогенных воздействий на окружающий мир, их глобальный характер и негативные последствия поставили в ХХ веке проблему отношения человека и природы. Рассмотрение этой проблемы требует прояснения представлений о природе, типов отношения к природе в истории общества, стратегии современного отношения к природе. В исследовании природы можно различать два подхода, естественнонаучный и философский. В естественнонаучной картине мира природа выступает как системная совокупность материальных объектов различных уровней организации, развивающаяся по своим внутренним законам. Такой подход объективирует природу и сводит представления о ней к представлениям о материи различных уровней организации. Природа в этом смысле отождествляется с окружающим физическим миром, Вселенной. В современном естествознании преобладают три направления изучения природы: физическое космологическое и биологическое. Важными мировоззренческими идеями являются квантово-релятивистские представления, концепция расширяющейся Вселенной, теория большого взрыва и теория биологической эволюции. В рамках этих направлений используется системный подход к изучению природных объектов различной степени сложности, дополненный разработками кибернетики и синергетики. Система – (от греч. systema – «составленное из частей») это совокупность связанных друг с другом элементов. Составляющие и связи образуют структуру системы. Элементом называется компонент системы, который можно принять в качестве далее неделимой базовой составляющей. Системы могут рассматриваться как открытые и закрытые, т.е. такие, которые обмениваются веществом и энергией с окружающей средой и те, у которых такого обмена нет. В кибернетических моделях функционирование системы рассматривается как устранение хаотичности, которая является следствием изменений окружающей среды или внутреннего состояния системы. При синергетическом подходе системы рассматриваются как саморазвивающиеся. Синергетический подход пересматривает представления о развитии как поступательном и направленном процессе, обращая внимание на эффекты «разрастания малого», например, «лавинообразные» процессы, «усиление флуктуаций», кризисные состояния, неожиданные последствия изменений и т.п. Философский подход к рассмотрению природы старается избежать необоснованной объективации и редукции. Невозможность составить целостный образ природы с позиций естественнонаучного знания требует не просто гипотетических дополнений к существующей картине мира, а совершенно иного взгляда. В рамках философии утверждается принципиальная самостоятельная ценность природного мира не просто как естественной среды человека (т.е. биологического «дома»), но как реальности, органично встроенной в жизнь человека во всей ее полноте. Природа служит не только прагматическим целям, предоставляя человеку материал для сохранения существования и его улучшения. В истории человечества различают три типа отношения к природе: -созерцательное, характерное для архаических и традиционных обществ, где человек представляет себя частью гармоничного мира; -монологическое, присущее техногенной цивилизации Запада, когда природа рассматривается как средство улучшения жизни человека, область реализации преобразующей активности и стремления к господству; -диалогическое, требующее понимания природы не как пассивного материала для деятельности, а как области разумного, внимательного и осторожного отношения к неподвластной ему реальности, тесно связанной с человеком. Идея диалога с природой появилась в результате осмысления природного мира с позиции принципов неразрывной связи геологической среды, живых организмов и человеческой деятельности. Эти принципы были представлены в учении о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского. Впервые понятие биосферы как совокупности живых организмов было использовано во второй половине XIX века Э. Зюссом. Несмотря на то, что неживое вещество доминирует в структуре биосферы, между живым и неживым происходит постоянный энергетический и вещественный обмен, вызванный деятельностью живых организмов. Человек в отличие от других живых существ взаимодействует с биосферой посредством трудовой деятельности, создавая, как бы, искусственную биогеохимическую энергию. Появление антропогенного фактора было закономерным явлением, которое должно привести к формированию ноосферы (букв. «сферы разума») – этапа развития биосферы, когда главным фактором ее эволюции является научная мысль и коллективный труд людей. Переход к ноосфере обусловлен соизмеримостью деятельности человека с геологическими процессами, ее планетарным значением, развитием науки и техники, а также демократических форм общежития. На стадии ноосферы человек должен взять на себя ответственность за эволюцию планеты. Это обстоятельство приводит к идее коэволюции, которая является решающей для формирования диалога с природой. Мы не должны ни господствовать над природой, ни подчиняться ей, стремясь, таким образом, к согласованному развитию с биосферой в интересах самосохранения, разрешения экологической проблемы. Изменив природу и характер естественной эволюции, человечество должно теперь измениться само. Это означает соблюдение экологических и общечеловеческих принципов, касающихся пересмотра не только отношения к природе, но и к жизни как таковой, друг к другу, общепринятым ценностям.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |