Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аксиологическое измерение человеческого бытия. Свобода и ответственность как оппозиции бытия человека.



2020-03-18 293 Обсуждений (0)
Аксиологическое измерение человеческого бытия. Свобода и ответственность как оппозиции бытия человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфич св-вом человека и необходимой составляющей его бытия явл ценностное (аксиологическое) отн-е к миру. Можно сказать, что если чел-к никак не относится к вещи, если она не явл д/него значимой, то она д/него по большому счету и не сущ-ет.

Ценность–идеальн образ того,что значимо д/чел-а, и к чему он стремится как к цели.

Ц. объективны по происхождению и содержанию, но включают в себя интерпретацию, связанную с интересами определенной социальной группы, личности. Ц. появляются из жизненного опыта и переживаний на уровне сознания и подсознания. Вытекают из материальных и духовных потребностей. Но в какой-то момент от них отрываются и потом определяют наши усилия, интеллект, мотивацию и направление деятельности. Ц. – нечто более сложное и возвышенное, чем простая заинтересованность человека, потребность, интерес.

Каждая сфера культурной деятельности человека обладает специфическим Ц. измерением (наука, искусство, политика, экономика, мораль, религия – их система Ц. достаточно автономна). Однако каждый исторический тип культуры связан со своим особым соподчинением Ц. сфер.

Процесс развития культуры и отдельной личности сопряжены с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижения нового эталона, с позиции которого начинают рассматриваться предметы, обладающие ранее установленными Ц. характеристиками.

Существует 3 вида ценностей:

1. Идеал – совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал является проекцией будущего, на основе которого выносится оценка настоящему и прошлому. Выдвижение идеалов – значимый фактор развития человека и культуры. Проблема воплощения идеала в действительность. Идеал в действительность никогда не воплощается, но это не значит, что нужно отказаться от идеалов. Идеал – это вечно отдвигающийся горизонт, высший регулятив человеческой жизни.

2. Ценность вещи для достижения идеала.

3. Вещи, обладающие ценными свойствами (картина, ваза).

Ценности делят также материальные и духовные.

Еще одна классификация ценностей:

1. Общечеловеческие. Приоритеты культуры, позволяющие сохранить ее целостность. Формируются на основе диалога культур.2. Национальные. Более конкретны и материализованы (Кремль, «Слово о Полку Игореве», Пушкин, Толстой и т.д.). 3.Сословно-классовые. Гораздо менее устойчивы и разнообразны. По мере демократизации общества «размываются». 4.Локально-групповые. Секты, касты, «рокеры», «металлисты». 5.Семейные. 6.Индивидуально-личностные. Сплав окружающей соц. среды и личного творчества.

Ценностное отношение к миру является проективным, не заданным заранее, и поэтому воплощение ценностей в жизнь связано с проблемой свободы.

Свобода -  способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями, интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

Для практической реализации внутренней свободы личности необходима объективная (внешняя) возможность свободной деятельности.

В истории философии проблема свободы сводилась к проблеме свободы воли. Суть проблемы: обусловлены ли поступки человека внешними обстоятельствами или он может поступать только согласно своим намерениям?

Исторические условия возникновения проблемы свободы воли – осознание социально диктуемой дисциплины поведения, борьба против телесно-чувственных порывов.

Варианты понимания свободы воли:

1. С. В. – способность действовать вопреки внешним обстоятельствам.

2. С. В. как способность целеполагающей деятельности. Способность строить свои действия сообразно цели, идеалу (а не причине).

3. С. В. – возможность выбора между альтернативными вариантами действий, ведущих к определенной цели, и самих целей.

4. С.В. как творчество. Свобода – попадание-творение своей внутренней достоверности и максимальное «дление» своей мысли-переживания в этом бытии. Осуществление такой свободы есть акт попадания в истиинную реальность, которая, вместе с тем, значима для конкретной личности.

Возникает вопрос: самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях?

Возможные позиции:

Волюнтаризм – понимание С. В. как произвола, поведение человека непредсказуемо.

Фатализм – мировоззренческая установка, рассматривающая каждое событие и поступок, как изначально предопределенный.

Марксистское понимание С.В. противостоит обеим этим установкам. Некоторая детерминированность человеческих поступков не исключается. Она связана с конкретной культурной средой, способом производства и т.п., а также с устойчивыми биологическими и психическими чертами личности, ее прошлым опытом. Воля человека причинно обусловлена, но это не означает, что человек принуждается к той или иной форме поведения. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой в выборе своих целей и средств для достижения своих целей.   Отсюда вытекает марксистское определение свободы как деятельности, опирающейся на «познание необходимости» (близость к концепции Гегеля), когда решения принимаются «со знанием дела». Такая свобода предполагает также и ответственность человека за свои поступки.

Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности.

Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. «Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели… Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу»




2020-03-18 293 Обсуждений (0)
Аксиологическое измерение человеческого бытия. Свобода и ответственность как оппозиции бытия человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аксиологическое измерение человеческого бытия. Свобода и ответственность как оппозиции бытия человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)