Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История полит учения как наука



2020-03-19 268 Обсуждений (0)
История полит учения как наука 0.00 из 5.00 0 оценок




История правовых и политических учений

Жуков Вячеслав Николаевич

05.09.2018

Литература: 1) кафедральный под редакцией Марченко; 2) учебник под ред. Мартышина МГЮА; 3) учебник Нерсесянца; 4) учебник Фроловой Е.А.; 5) учебник под редакцией Кечекьяна и Федькина; 6) книга Жукова В.Н. «Государство, право, власть:…» (есть в Аргументе).

+ вопросы:

1) Ранее христианство;

2) Цицерон;

3) Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта);

4) Учение Иеринга о праве и государстве;

5) Политико-правовая идеология либерализма (это есть, но по-другому называется);

6) Спенсер;

7) Лассаль (вроде бы есть)

8) Теория возрожденного естественного права (Штаммлер, П.И. Новгородцев);

9) Политические концепции фашизма;

10) Политические идеи западноевропейской социал-демократии 20 века.

 

Оглавление

История полит учения как наука. 1

Древняя Греция. 3

Платон (427-347 до н.э.) 3

Аристотель (384-322 до н.э.) 7

Августин Блаженный / Августин Геппонский (354-430 н.э.) 13

Фома Аквинский (1225(6) – 1274) 14

Реформация. 16

Мартин Лютер (1481 – 1546) 17

Жан Кальвин (1509 -1564) 17

Политико-правовые учения эпохи Возрождения. 17

Никколо Макиавелли (1469-1527) 18

Томас Мор (1478 – 1535) 19

Жан Боден (1530 -1596) 20

Политико-правовые учения эпохи буржуазных революций. 21

Гуго Гроций (1583-1645) 23

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) 24

Томас Гоббс (1588-1579) 26

Джон Локк (1632-1704 ) 29

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) 33

Жан-Жак Руссо (1712-1787) 36

Бенджамин Франклин (1706-1790) 42

Томас Пейн (1737-1809) 42

Томас Джефферсон (1743-1826) 42

Джеймс Мэдисон (1751-1836) 43

Александр Гамильтон (1757 – 1804) 44

Классическая немецкая философия. 45

Иммануил Кант (1724-1804) 45

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) 49

Эпоха свободной конкуренции. 53

Бенджамен Констант (1767-1830) 54

Иеремия Бентам (1748-1832) 55

Клод Андри де Сен-Симон (1760-1825) 57

Огюст Конт (1798-1857 ) 59

Анархизм.. 61

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 ) 62

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) 64

Карл Маркс (1818-1883) 65

Фридрих Энгельс (1820-1895) 65

Политико-правовая мысль в России. 70

А.Н. Радищев (1749-1802) 73

Н.М. Карамзин (1766-1826) 74

М.М. Сперанский (1772-1839) 76

Декабристы.. 77

П.И. Пестель (1793-1826) 78

Н.М. Муравьев (1796-1853) 79

П.Я. Чаадаев (1794-1856) 79

Славянофилы и западники. 80

А.С. Хомяков (1804-1860) 81

И.С. Киреевский (1806-1856) 82

К.С. Аксаков (1817-1860) 83

Русский социализм.. 84

А.И. Герцен (1812-1870) 84

Н.П. Огарев (1813-1877) 86

Н.Г. Чернышевский (1828-1889. 86

Народничество. 87

П.Л. Лавров/ Миртов – псевдоним (1823 – 1900) 88

П.Н. Ткачев (1844-1886) 89

В.И. Ленин (1870-1924) 90

Политико-правовая мысль XX века. 94

Юридический позитивизм.. 95

Джон Остин (1790-1859) 96

Ганс Кельзен (1871-1973) 96

Социологическая школа права. 98

Евгений Эрлих (1862-1922) 100

Роско Паунд (1870-1964) 102

Реалисты.. 103

Психологическая школа права. 103

Н.М. Коркунов (1853-1904) 104

Л.И. Петражицкий (1867-1931) 104

Политико-правовая теория институционализма и политический плюрализм.. 106

Морис Ориу () 107

Политическая идеология социал-демократии. 108

Фердинанд Лассаль (1825-1864) 108

Современная социал-демократия второй половины 20 века. 109

 

 

История полит учения как наука

Курс «древний», читается с 19 века в российских университетах, в зарубежных даже раньше. Учебники наших дореволюционных авторов – эталон того, как стоит писать для студентов (Чичерин – про Гегеля и Канта). В советский период этот курс тоже читался, но был перекос в социалистическую направленность.

Традиционно курс называется история философии права, история полит и правовых учений – изобретение советского периода (30% - правовых учений, 70% - политических).

Изучают по блокам: запад и Россия. Иногда добавляют Азию, Индию. Но большинство курсов европоцентристские.

Предмет:

1) политико-правовая мысль прошлого и современности. Почему современности? Потому что это понятие растяжимое. Изучаются не только сложившиеся теории, для появления которых необходимо все же время, но и отдельные идеи. Сравнивая русскую политико-правовую мысль и западно-европейскую, можно увидеть, что для России специализированные работы стали актуальны только с конца 18 века, в то время как для запада «кирпичи» были знакомы еще с 13 века. Но это не значит, что в нашем Средневековье не было политико-правовой мысли, у нас была другая форма этой мысли. Дать анализ собранным по крупинкам из культуры политико-правовым идеям – особенно сложно.

Может ли искусство быть предметом изучения? Да.

2) Поиск основных тенденций и закономерности происхождения и развития политико-правовых учений. Наука пытается найти закономерность, повторяемость. Школа неокантианства: есть науки о природе (о естественном) и науки о культуре (история). Первые изучают законы живой и неживой материи, есть повторяемость. Гуманитарные науки изучают неповторяемые, уникальные события, яркий пример – история, которая глубоко иррациональна, ее нельзя предсказать, закономерности там нет. Главный метод социальный наук – описательный, главная задача – описать событие, подвести под него ценностные категории. Что такое ценностные категории? Это субъективная ценностная оценка того, кто оценивает и описывает событие – какой факт ставится выше, важнее. В этом смысле история всегда субъективна.

Можно ли ИПиПУ назвать наукой? Она описывает, в основном, персоналии, конкретных личностей. Каждый автор уникален, о каких закономерностях можно говорить? Да, история полит учений изучает личностей, но эти личности – люди своей среды, не написали бы они, написал бы кто-то другой. Они живут в той среде, описывают ее. Поэтому тенденции и закономерности все же есть. Но чем они определяются? Во-первых, политико-правовой действительностью. Во-вторых, заложенные традиции, которые развиваются последователями того или иного учения. Например, социалистическая идеология в разные эпохи наполняется разным содержанием.

3) обусловленность политико-правовой действительности социально-историческими факторами.

Характер политико-правового знания

Основные грани:

1) политический характер – ИПиПУ – политическая дисциплина, потому что изучается политика;

2) юридический характер – изучается право, на многие процессы политики и государства смотрит через призму права;

3) исторический характер – изучается развитие политико-прав идей, как они развивались;

4) философский характер – философия – система знаний, предполагающее предельное осмысление вещей и создание целостной картины мира; речь идет о понимании права и государства в философском смысле, какое ценностное значение государство и право имеют, как человек должен относиться к этому, что лежит в основе государства и права – мораль, религия, экономика?

На самом деле, этих граней намного больше, выше названы основные. Можно говорить и о религиозном аспекте этой дисциплины (работы Фомы Аквинского, Августина Блаженного), но для этого нужно что-то понимать в религии. Можно посмотреть и на психологический характер – например, работы Петражицкого, однако тут необходимо обладать специальными знания в психологии. Аналогично потребуются знания в экономике, если изучать экономический характер государства и права в работах Маркса.

Методология ИПиПУ

Принципы:

1) Историзм – рассмотрение полит учения в его развитии. Это подлинно научный принцип. Например, социалистическая идеология должна изучаться как целое – когда возникло, как развилось, чем стало сейчас. Если вырывать из контекста истории, возникнут сложности с пониманием того, что пишет автор.

2) Документализм – наличие в историко-прав исследовании материальных и иных источников. Необходимо, чтобы был источник, откуда берутся данные для исследования, необходимо его интерпретировать. Советская полит-прав мысль страдала тем, что изучала идеологию разных крестьянских движений (под предводительством Разина, Пугачева). Сложности тут в том, что нет возможности изучать идеологию – людей этих давно нет, каких-то источников тоже, приходится додумывать и фантазировать, что недопустимо для науки.

3) Объективность и всесторонность анализа – необходимо изучение всех работ автора, без выделения предпочтения его работ. Интересно, что из любого автора можно сделать как героя, так и негодяя. Яркий пример – Ильин, у которого есть работы по оправданию фашизма. Достоевский, Чехов – ярые антисемиты, высказывавшиеся против евреев. Необходимо всесторонне и объективно изучать их работы.

Методы:

1)  Исторический – реализация принципа историзма, материал изучается в его развитии

2) Логический – требование рассмотрения объекта абстрактно-схематически, на завершающей стадии его развития, в категориях логики. Социализм как идеологию надо рассматривать по логике его развития, как абстракцию того, что было в разных странах, в разное время.

3) Социологический – изучение влияния разные социальных факторов на поли учения.

4) Сравнительный метод – сравнение идей, учений, с целью выделения общего, особенного, единичного. Сравнение проводится, чтобы понять, что есть общего и в чем различия. Этот метод предполагает игнорирование частностей, что обедняет изучаемые объекты.

Значение ИПиПУ

1) Более полное, концептуальное понимание всех юр дисциплин – это история философия права. Изучаются 3 феномена: право, политика, государство.

2) Существенное влияние на фундаментальное исследование политико-правовых проблем. В гуманитарной науке базовое уже давно сказано, ничего нового «изобрести» не удастся. Человек не меняется, он как появился, такой и остался – его сознание, инстинкты, антропология остались такими же. Тогда почему должно меняться государство и право? Базовые вещи все же остаются неизменными: право как было совокупностью норм, нарушение которых карается государством, так и остается им же. Написано огромное количество литературы, уже сплошное повторение. Базовое остается прежним, меняются только нюансы.

3) Содействие углубленному пониманию политико-правового сознания наций и народов. При изучении политической идеологии или авторов многое можно узнать о народе и стране, откуда они родом.

Древняя Греция

Взгляды Платона и Аристотеля формировались в этой среде, поэтому необходимо поговорить о самой Древней Греции. На период жизни этих авторов пришелся этап полисной системы, полисов (город-государство). Специфика полиса в том, что трудно было провести грань между государством и обществом; более того первобытные этапы не забыты, хранятся в традициях архаического общества, что заметно в работах авторов. В сознании человека преобладает родовое сознание, индивидуализм развит незначительно. Древнегреческое общество – рабовладельческое общество, раб – норма, не принимается во внимание для политики. Это общество, где распространена жестокость в связи с недостаточностью материальных средств.

Древнегреческая философия оригинальна, она закладывает основы европейской философии, наверное, даже мировой, поскольку у них можно найти рациональное осмысление действительности.

Характерно для них циклическое восприятие времени, идея возвращения (для христианства характерно линейное понимание времени), что переносится на мир политики в том числе. Тут представлены попытки соединить политику и права с религией, моралью и этикой, в то время как для современных авторов привычнее разделение. Древнегреческие авторы пытались целостно смотреть на политику и право. Основой мира политики и права являются религия и этика.

Платон (427-347 до н.э.)

Биография. Это основатель объективного идеализма. Условно философские направления делятся на идеализм и материализм. Идеализм – объективный и субъективный (мир в конечном счете – представление некоторого субъекта). Материализм – диалектический и метафизический.

Настоящее имя Аристокл, из аристократии. Платон – от платус (широкоплечий). Его учитель – Сократ, который оказал огромное влияние на взгляды Платона. После казни Сократа покинул Афины, тяжело переживал. Был человеком, пытавшимся воплотить свои проекты в жизни, обращался к тиранам в Сиракузы, в одну из поездок был продан в рабство, был выкуплен друзьями. По возвращении в Афины основал свою философскую школу. Является учителем Аристотеля.

Сочинения: До нас дошло не так много работ, которые без сомнения принадлежат Платону. Не все подписанное его именем достоверно принадлежит ему. В общем, это умещается в 4 стандартных томах современных. Для сравнения у Ленина – 55 томов полное собрание сочинений. На фоне Гегеля, Герцена, Толстого эти 4 тома – очень немного, но это основополагающие вещи, обойти которые невозможно.

Нам нужно знать:1) Государство; 2) Политик; 3) Законы.

У Платона работы написаны в виде диалогов – есть действующие лица, между ними происходт беседа, в которую автор вкладывает то, что хочет донести; он далек от науки, у него много мифологии, религии, иносказательности. Диалог «Политик» - коротенький, там дана вторая классификация форм государства. «Государство» - эпоха зрелого Платона, «Законы» - эпоха позднего Платона, это самый длинный и объемный труд, предполагается, что Платон не закончил эту работу. В диалоге «Государство» изложен первый проект государства, «Законы» - второй проект.

Многие авторы в первую очередь являются философами, а потом уже политическими мыслителями, их взгляды на государство и право – часть представлений этих авторов о картине мира. В связи с этим необходимо понять философию Платона в целом.

Философия Платона: объективный идеализм. У него есть учение об идеях – миф о пещере (мир истинный и ложный, человек отчасти принадлежит к миру идей, отчасти к миру вещей). Материальная вещь существует, потому что существует идея вещи. Высшая идея – идея блага, у него – идея справедливости.

Платон – сторонник переселения душ, верит в бессмертность души. Душ столько, сколько звезд на небе (много, но ограниченно), есть два начала у души – светлое (идеи) и темное (материальное), как только душа попадает в материальный мир, то существует в нем 10 000 лет (пребывает в разных состояниях). Очень важно, чтобы человек помнил, что он пришел из мира идей и вернется туда, а значит, туда нужно вернуться чистым. Человек может припоминать мир идей, в связи с этим он полагал, что нельзя спать всю ночь, чтобы душа не забыла о связи с материальной оболочкой и не «улетела» без возврата.

Диалог «Государство». Создаваемый им проект трудно реализуем, но к нему надо стремиться. В нем несколько тем:

1) Справедливость. Это базовая категория, на которой строятся все иные отношения. Это главная категория философии. Чтобы жить в гармонии, люди обязаны соблюдать справедливость. Что Платон понимал под этим? Это некая мера вещей, которой оценивается поведение человека. Теоретически справедливость плохо сформулирована в работах Платона, это некая идея, к которой надо стремиться, на ее основе строится мера поведения, это критерий поведения. «справедливо, когда каждый человек занимает свое место и не занимает не свое место»: каждый из нас индивидуальность, каждый про себя может думать, что угодно. Но Платон призывает понимать свою природу, свои способности, определить свое собственное место.

2) Происхождение государства. Это тема, которая всегда затрагивается в истории полит учений. Это важная тема, прежде чем говорить о государстве, изучают его происхождение. Но Платона эта тема не слишком интересует: государство возникает из разделения труда, каждый в чем-то полезен, что-то свое делает для остальных, вот и возникает государство.

3) Обоснование сословного строя. Оба полит проекта – обоснование этого строя, обоснование социального неравенства. Он определяет, что есть управляющие и управляемые, кто-то вверху, кто-то внизу, кто-то посередине. Каждый на своем месте, не лезут на чужое. Платон ненавидит демократию, которая выталкивает к власти негодных людей. Обосновывает сословный строй с помощью двух кругов аргументации: а) в основе миф про Гесиода – бог при рождении человека одному подмешивает больше золота, другому серебра, кому-то меди железа, в зависимости от этого и есть 3 сословия; б) в душе каждого человека 3 начала - разумное, яростное и вожделеющее, этим началам соответствует 3 начала государства: совещательное. Защитное, деловое. Этим началам соответствует 3 сословия – философы, воины, ремесленники/земледельцы/торговцы. Платон считает, что эти сословия не должны смешиваться: бедой для государства будет, если медь и железо пойдет в стражи.

· Философы – люди, способные видеть и понимать мир идей, они живут в этом мире идей. К миру идей можно вернуться только через смерть, настоящий философ пребывает в этом мире идей, он не хочет заниматься людской суетой.

· Стражи (воины) – граждане полиса, которые состоят на государственной службе, это основа государства, ткань его. Они стражи, потому что охраняют законы, то есть принципы организации данного государства, установленные институты. Большую часть текста «Государства» посвящен организации быта стражей. Платон против того, чтобы у них было имущество, они не вправе касаться золота, серебра, у них нет семей, прошли особое воспитание (физическое, нравственное, Интеллектуальное). Ставится задача создания лучшего человека с помощью искусственного отбора. Лучших мужчин нужно соединять с лучшими женщинами для создания качественного потомства, а худших мужчин – с худшими. Платон сторонник гомосексуальной любви, общение с женщиной – для продолжения рода, общение с мужчиной – для удовольствия. Платон хочет перенести механизмы улучшения растительного и животного мира в человеческое общество и построить новую государственность.

4) Искусство – относится негативно, потому что отражает мир вещей. Допускается только для прославления богов, философов и нравственных принципов. 

Реализация этого проекта была невозможна даже в те времена. Зачем он писался? Человек – деструктивное социальное существо, эгоистичен, может забыть про мир идей. Для человека опасная свобода, он не умеет ей пользоваться, он нарушит справедливость, и никогда не вернется в мир идей, останется в чистилище, где будет постоянно испытывать муки. Благом будет отнять свободу, отдать ее философам, расписать и регламентировать каждый шаг человека, чтобы человек не навредил себе и обществу. Платон поднимает серьезную проблему, которая станет центральной – проблему человеческой свободы: насколько человек может жить по собственному разумению.

5) Формы государства. С Платона, а потом Аристотеля эта тема становится традиционной. Понятие форма – одна из ключевых категорий, она связана с содержанием – миром идей. Платон дает две классификации формы государства. Первая классификация в порядке их ухудшения (в качестве критерий – соблюдение справедливости, блага большинства, законов):

· Монархия (аристократия)

· Тимократия – цензовая демократия; огромную роль играет ценз.

· Олигархия – своекорыстная власть богачей; Платон противник имущественного неравенства.

· Демократия – в его понимании это охлократия (власть толпы) в современном понимании, полное беззаконие, хаос, при котором люди могут пользоваться неограниченной свободой.

· Тирания – после того, как люди устанут от хаоса, они избирают тирана, который устанавливает кровавую тиранию; неизбежно будет восстание, которое приведет к появлению монархии.

В диалоге «Политик» иная классификация, в которой Платон выделяет правильные и неправильные формы.

· Истинное правление. Во главе – философ, решает все он, а не закон. Это маловероятная форма правления. Философа упрашивают заниматься государственными делами, есть стражи. Это наиболее предпочтительно, но абсолютно нереальная модель.

· Власть одного (царская власть - правильная, тирания -неправильная)

· Власть немногих

· Власть большинства (демократия, основанная на законах / демократия, не основанная на законах).

Лучшая среди правильных – монархия, лучшая среди неправильных – демократия.

В диалоге «Законы» сформулирован второй проект государства Платона. Очень мистифицирован, очень консервативен. Критерии и стандарты политического поведения для него лежат в прошлом:

1) Географические условия. Должно быть примерно в 14 км от моря, потому что оно пробуждает в человеке страсть к путешествиям (можно заразиться пагубными идеями иностранными). Путешествовать можно только после 40 лет, не раньше. Рядом не должно быть иных государств, потому что это источник войн. Местность гористая, не равнинная, леса немного – чтобы не было соблазна строить корабли и путешествовать.

2) Общая характеристика: мужество, рассудительность, справедливость, разумность

3) Устройство идеального государства. Не слишком велико количество граждан, не слишком мало – чтобы была возможно прокормить самих себя. Необходимо ограничиться числом граждан или семейств в количестве 5040. Платон испытал влияние Пифагора, поэтому для него число имеет магическое значение. Почему именно 5040? Это число, которое хорошо делится на 10, 12, а страну надо поделить на 12 кусков и политическую организацию привязать к этим кускам. Имущественное неравенство может быть, но оно не должно быть чрезмерным. Критерием неравенства выступает земельный надел. Ростовщичество запрещено. Равенство мужчин и женщин предполагается, но с ограничением. Предполагается, что женщина слабее физически и умственно, поэтому должности ей соответствующие. Возраст для гос службы – м. с 30, ж – с 40. Есть 4 класса. Есть 37 правителей – стражи законов, которые избираются хитрым путем. На должность избираются не моложе 50 и не старше 70, более 20 лет нельзя занимать должность. Есть народное собрание. Высший орган – ночное собрание, которому принадлежит вся полнота власти (самые мудрые, старые граждане).

4) Образ жизни. Для правителей – совместные трапезы. Граждане ставят в заслугу умение подчиняться. Гражданам не надо стремиться к наслаждениям. Граждане любят старину, осторожны к новшествам. Почитании родителей. Ремесло и торговля – для иностранцев. Земледелие – для рабов. Гражданин полиса – воин и управленец. Дети обязательно должны обучаться. Возраст вступления в брак: М – 25-35, Ж- 18-20. Поэты и музыканты должны сочинять гимны богам, пропагандировать гимны среди граждан полиса. Отношение к рабам должно быть разумным, неиздевательским.

5) Законы. Платон и Аристотель мало говорят о праве. Платон больше увлечен организацией государства. Закон – это порядок государственного устройства, которого надлежит придерживаться. А о законах как нормах он говорит очень мало. Наука о законах – наука о том, как организовать правильное гос устройство. Цель законов – добродетель. Право в Древней Греции – обычное. Запрещено обсуждение законов на предмет их качества, сомнения можно высказать только старшим лицам. Никакой критики власти, это заставляет сомневаться в себе, во власти. Закон не только дает предписания, он должен убеждать в необходимости. Законодатель должен обеспечить единомыслие граждан в понимании блага для государства – максимального ограничения свободы гражданина. Цель законодателя – делать человека добродетельным, заставить под страхом наказания возненавидеть несправедливость, полюбить справедливость. В наказание тем, кто неисправим – смерть. В древнегреческом обществе преобладают жестокие наказания, это психическое воздействие на граждан, своеобразный «спектакль». Но Платон сторонник умеренного применения смертной казни, наказание должно носить воспитательный, а не устрашающий характер. Строй должен соответствовать обычаям.  

Аристотель (384-322 до н.э.)

Это древнегреческий философ и ученый. Происходит из аристократической семьи. Его отец был врачом у отца Филиппа II (отец Александра Македонского). Аристотель считал, что его родословная восходит к Аксклепию (древнегреческому богу). Аристотель – ученик Платона, попал в его академию; после смерти Платона покидает академию и уходит из Афин. Он странствует, в этот период становит  ся учителем Александра Македонского.

Аристотель возвращается в Афины и создает свою школу перипатетиков (прогулки по аллее как способ обучения). После смерти Македонского в Афинах начинается анимакедонское восстание, Аристотелю приходится бежать в дом своей матери на остров, где и умирает. Есть две версии относительно Аристотеля. Есть версия, что Аристотель, обладавший знаниями в сфере медицины, способствовал гибели Македонского. Вторая версия – Аристотель покончил с собой в глубочайшей депрессии.

Сочинения Аристотеля. Предполагается, что все, что дошло до нас под именем Аристотель, было записано не им, а его учениками – этим объясняются коллизии, разное построение текста. Сочинения Аристотеля разительно отличаются от текстов Платона, где много мифологии, метафор. Тексты Аристотеля – почти современные, они абстрактные, выстроенные логически. По количеству написанного – тоже немного, те же 4 тома, как у Платона; но качество текста очень высокое, «шедевры». Аристотель доносит абстрагированную, чистую мысль. Его тексты сложны, но в них нет тумана, их можно понять.

Степень влияния Аристотеля как философа глобальна. Занимающиеся метафизикой не могут не обращаться к нему. Метафизика – объективный идеализм. Политологи также вынуждены к нему обращаться.

Аристотеля можно назвать ученым-энциклопедистом. Он приложил свои усилия в логике, биологии, этике, политике, искусствоведении, экономике и многих других. Аристотель – создатель современной логики, на базе аристотелевской логики в Средние века взросла схоластика.

Нужно знать: «Никомахова Этика» (Никомах – имя отца и сына Аристотеля, дискуссии – кому посвящено), «Политика», «Афинская полития».

Древняя Греция – активная политическая жизнь, уникальная культура. Там было велико разнообразие политических форм. Считается, что под руководством Аристотеля было изучено 158 форм древнегреческих полисов, «Афинская полития» - одно из описаний.

Философия Аристотеля . Он проделал эволюцию от идеализма Платона к естественно-научному материализму. Остановился он где-то посередине, но стоит его относить все же к идеалисту с нотами материалиста.

Аристотель делит философию на 3 части. Теоретическая философия: философия природы, математическая философия, первая философия (собственно философия, создающая смысловые модели мира). После смерти Аристотеля в процессе систематизации его трудов первая физика была помещена после физики, получилась метафизика.

Вторая часть – практическая философия, изучает деятельность человека, цель – улучшить деятельность человека. Состоит из 2 частей – этика и политика.

Третья часть – поэтическая философия, изучает творчество, тут знание ради творчества. Тут две части – риторика и поэтика.

Главная часть – метафзика, остальные есть подчинены.

Он выделяет 4 причины сущего (действительности):

1) Форма

2) Материя

3) Источник движения (творящее начало) – по сути дела речь о Боге

4) Цель – в конечном итоге тоже Бог.

Эти 4 элемента вырастают в дихотомию формы и материи. Форма включает в себя источник движения и цель, а материя противостоит. Форма первична и активна, а материя вторична. тут видно, что Аристотель – идеалист. Что такое государство – это форма, а люди – материя; при соединении форма и государства получается реальное государство.

Этика Аристотеля. В основе политики лежит этика, справедливость. Этика – раздел философии, изучающий смысл и назначение человека, его цели и смысл жизни. Представления Аристотеля о человеке весьма реалистичны. Платон тоже реалистично относился к людям, полагая их животными, корыстолюбцами, готовыми ради своего удовольствия вредить себе и окружающим. Аристотель понимает, что да, в человеке есть «животное начало», но это нужно учитывать, а не бороться с этим.

Как Аристотель понимает счастье? Счастье – самое высшее и прекрасное благо; счастья – деятельность души, вид созерцания. Нужно приобщиться к богу, чтобы душа пребывала с ним, тогда будет истинное счастье. Счастье связано с человеческим разумом.

Тема справедливости является ключевой категорией у Аристотеля. Он во многом опирается на мысли Платона тут. Справедливость – очень тонкая тема, очень много формулировок; справедливость – то, что касается благ; у человека есть потребности, а количество благ ограниченно, нужно распределять; идеи распределения трансформируются в идею справедливости. Справедливость связана с распределением благ. Так это Аристотель и понимает.

Аристотель выделяет 2 вида справедливости: уравнивающую (справедливость равенства) и распределяющую (справедливость неравенства, справедливость по достоинству). Справедливость равенства означает, что в каких отношениях люди в каких-то отношения всегда равны, а справедливость неравенства означает, что в некоторых отношениях люди всегда неравны. Получается, люди одновременно равны и неравны другу. В чем равны? Прежде всего, в сфере обмена, купли-продажи товаров (продавец и покупатель равны), их равенство определяет рынок, товар. Впоследствии эта идея будет очень серьезно разработана в экономическом смысле. Также люди равны перед законом. В чем неравны люди? Во-первых, по своим достоинствам и качествам. Люди должны занимать разные должности. Во-вторых, у людей разное имущество, разный его размер. Это естественно, в порядке вещей. Аристотель говорит о том, что только сочетание уравнивающей и распределяющей справедливости обеспечит гармонию в обществе; перекос в сферу одной из них влечет конфликты в обществе.

У Платона тоже заложена эта мысль в его первом проекте государства: он провозглашал, что люди неравны, у кого-то примешено больше золота, серебра, меди и железа; но внутри сословий люди равны.

В эпоху буржуазных революций эта идея Аристотеля о справедливости актуализируется, становится в основу буржуазной культуры: в сфере права и рынка – равенства, а в имущественной и политической сферах – неравенство. Буржуазия идет к власти с лозунгами о равенстве не только перед законом, но и политической (занятие любых должностей, головокружительная карьеры вплоть до президенства для каждого). Но это фальшиво звучит – не каждый может руководить государством.

Представления о власти и государстве. В чем принципиальное отличие Платона и Аристотеля? Платон тоже изучает формы государства, но его интересует, как организовать государство так, чтобы человек не потерял себя, у нег этическая, а не полит-техническая идея; Платон хочет создать идеальную модель. Аристотель иначе смотрит на эти вещи; в этом смысле он родоначальник современной политической науки. Он идет от эмпирики: изучает факты политической действительности, человека как политическое существо, а потом делает выводы. Аристотель пытается дать реалистический взгляд на человека в политической сфере.

Власть у Аристотеля – естественный феномен, закон природы. У человека в душе есть властвующее и подчиняющееся начала. На этом и строит иерархия. Различается несколько социальных институтов:

1) Власть господина над рабом. Раб – говорящее орудие. Эллины по природе люди свободные, варвары – рабы по природе вещей.

2) Власть отца над детьми. Эта власть может быть уподоблена власти царя. Аристотель – основатель патриархальной теории (государство появляется из семьи).

3) Власть мужа над женой. Муж больше приспособлен к руководству, поэтму и властвет

4) Государственная власть. Это власть, при которой человек властвует над себе подобными, свободными людьми. Прежде, чем властвовать нужно пройти школу подчинения.

Аристотель занимался поиском сущностных свойств государства и права. его труды – ранний этап политической науки, но ему удается ухватить суть вещей: государственная власть – это власть над свободными людьми.

Происхождение государства. Аристотель, как и Платон, мало внимания уделяет этому вопросу. У него две схемы: историческая и логическая.

Историческая схема предполагает, что в основе семья, из нее вырастает государство. Причины:

1) естественно-историческая необходимость. Сначала возникла семьи, потом колония семей, все это трансформируется в государство;

2) общественная природа человека. Человек нуждается в обществе, без него не может.

3) сознание общей пользы. Жизнь сообща выгоднее, чем врозь.

Логическая схема идет по другому пути: государство первично семье и селению. Государство – форма, реальное государство возникает только потому что есть заложенная форма государства. Почему варвары – варвары? Потому что у них нет формы государства в голове, в то время как у эллинов она есть. Есть народы, которые не создавал своего государства и никогда его не создадут. Есть такое и сейчас – до сих пор существуют племена, живущие в каменном веке, пока они никакого государства не создали и едва ли его создадут. Существуют разные государства, заложены разные формы этого государства у разных народов.

Общая характеристика государства. Государство – общение между семьями, цель государства – благая жизнь (стремление к высшему благу, достижению бога). Понятие гражданина: тут сложно провести границу между обществом и государством; это в принципе невозможно разделить. По Аристотелю гражданин – лицо, исполняющее какие-то государственные должности, то есть является составной частью древнегреческого полиса. У Платона это тоже было, гражданами считались стражниками; торговцы так, полуграждане.

Государственное устройство. По Аристотелю государство состоит из законосовещательного органа, администрации (управленческий аппарат), судебные органы. Это никакое не разделение властей. Составные части государства земледельцы, торговцы, поденщики, военные, жрецы.

Формы государства. Это одна из центральных тем у древних греков. Аристотель достигает ту высот, формулирует эту тему так, что она впоследствии ложится в основу публичного права. причины разнообразия форм:

1) разнообразие форм сочетания качества и количества;

2) множественность частей и конфигураций;

3) разнообразие способов управления

критерии форм государств:

1) количественный – власть в руках большинства или меньшинства. Самый неважный критерий.

2) качественный. Правильные формы – служение общей пользы и соответствие законам. К правильным относятся: царская власть, аристократия, полития. Неправильные – тирания, олигархия, демократия.

3) имущественный. Власть в руках бедных или богатых. Государство всегда тяготеет либо к демократии, либо к олигархии.

Полития – лучшая форма государства. Это власть большинства (военные, обладающие собственностью). Сочетает в себе достоинства олигархии и демократии.

Аристотель в характеристике этих форм во многом повторяет Платона. Он тоже аристократ, тоже не любит демократию. Но выбирая между тиранией и демократией

Причины мятежей и государственных переворотов. Формы - и это главная причина; во-вторых, разноплеменность населения (разные этносы); в-третьих, естественные географические природы.

Лучший государственный строй, с точки зрения Аристотеля. Начинает с критики Платона за его консерватизм (чем древнее обычай, тем лучше), унификацию государства. Аристотель полагает, что собственность должна быть, семья должна быть, она в природе вещей. По мн<



2020-03-19 268 Обсуждений (0)
История полит учения как наука 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История полит учения как наука

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)