Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпоха свободной конкуренции



2020-03-19 388 Обсуждений (0)
Эпоха свободной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика. В области политики появляется буржуазное правовое государство, то, что создает рыночная экономика. Буржуазия становится консервативной силой. Буржуазия делится на большую, мелкую, среднюю. Капиталист, по Марксу, - тот, кто использует человечески труд, эксплуатация человека человеком. Буржуазия больше не стремится к революциям, средние и крупные буржуа получили то, что им было нужно. Мелкая буржуазия была всегда революционной и останется ей. Она очень маргинальная – легко разоряются и пополняют собой ряд буржуа. Мелкая буржуазия – питательная среда для революционных идей. Ощущается усталость от революций. ВФР была очень кровавой, ее итоги повлияли на весь последующий век.

Социальная структура. Появляются 2 новых класса: пролетарии и буржуазия, между ними появляется новый конфликт, который и определяется политическую жизнь XIX- XX века.

Наука. Возникают науки современного типа. Появляется современная науке. Если раньше была опора на умозрительные схемы. В этот период основой методологии выступают естественные знания. Политические и правовые учения становятся более научными. Появляется такая наука как социология. Она претендовала на то, что станет царицей наук. Во второй половине 19 века большее количество политико-правовых учений. Появляются неокантианские, неогегельянские школы.

Основные направления политико-правовой идеологии. Во-первых, либерализм (идеология, которая предполагает обоснование идей правового государства и рыночной экономики). В это время заканчивается формирование либеральной идеологии. Отходит от радикального демократизма (яркий пример – эпохи якобинской диктатуры, где демократия всегда воля большинства над меньшинством, она абсолютно, есть обязанность подчиняться меньшинству), в эпоху свободной конкуренции приходят к пониманию, что важно защищать права меньшинства. Классовое сотрудничество – буржуа, понимая, что воюют с аристократией и пролетариатом, готовы идти на компромисс; позднее это проявится во вбирании социальных гарантий. В методологии либеральная школа тоже меняется: рационализм дополняется историзмом, позитивизмом, отчасти даже религию (с помощью религии обосновывают эту идеологию). Во-вторых, консерватизм (опора на нормы, институты, традиции, которые возникли в прошлом). В эпоху буржуазных революций появляется консерватизм. Носителем консерватизма была аристократия, которая оказалась во враждебной обстановке революций, они теряют свои привилегии, права. Консерватизм возникает как идеология аристократии, которая пытается сохранить свои привилегии и собственность. В России, пусть капитализма еще и не было, но консерватизм возник – в государственный аппарат пошли не столько аристократы, сколько талантливые лица, неважно какого происхождения, поэтому возникла идеология консерватизма. Консерватизм содержал в себе социалистический компонент (аристократы стали первыми, ко стал развивать идеи социализма, но это был вынужденный шаг, чтобы покритиковать буржуазию, они выходят с лозунгами защиты прав пролетариев). Консерваторы отстаивают идеи монархизма. В-третьих, социализм. Возникает еще с 16 века, но именно в эпоху буржуазии, когда появляется целый класс пролетариата, эта идеология расцветает. Социализм формируется в 2 направлениях: радикальный и реформистский (социально-демократический). В-четвертых, анархизм. Анархизм – древняя идеология, идею отрицания власти можно найти во многих культурах, но как целостная идеология появляется именно в это время. Отличительные черты: антимонархизм и социалистический компонент.

Бенджамен Констант (1767-1830)

Француз, из аристократической семьи. Политический мыслитель, политический деятель. Крупная фигура, одна из вех развития либеральной идеологии. Во время ВФР, а именно в 1795 приезжает во Францию, получает право гражданина. Критично отнесся к якобинскому террору, бежит от него. Позитивно отнесся к восшествию на престол Наполеона, но, когда тот становится военным диктатором, Констант критикует его и бежит от него. В эпоху 100 дней Наполеона опять его поддерживает, но после поражения Наполеона бежит от Бурбонов. Потом был прощен и делает хорошую карьеру, под конец жизни стал председателем государственного совета.

Сочинения. У него нет научных трудов, больше публицистические издания. Он писал на злобу дня. «Очерк конституции», «Принципы политики», «О свободе древних народов по сравнению со свободой новых). Нельзя выявить ключевую работу, идеология во всех его работах, по совокупности.

Отношение к ВФР. Один из тех, кто задумывается об итогах и пытается их оценить. Сам претерпел эволюцию: начинал как ярый республиканец, но приходит к идее конституционной монархии. Двойственно относится к ВФР: поддерживал установление идей прав и свобод человека, уничтожение сословий, появление народного суверенитета, но негативно относится к якобинскому террору. Сделал выводы: 1) свобода и равенство могут быть попраны как в монархии, так и республики; 2) власть должна быть ограничена, она должна быть под контролем.

Народный суверенитет. Последовательный сторонник этой идеи. Власть исходит от народа. Народный суверенитет ограничен правами человека, в период ВФР он перерос в деспотию. Средства ограничения: общественное мнение и разделение властей.

Критика деспотизма и военизированного общество. Критикует Наполеона (наполеоновские войны) с его бесконечными мобилизациями, войнами. Констант считал, что дух войны рождает тиранию, нужно стремиться к миролюбивой внешней политике.

Тема свободы. Одна из центральных тем, как и для всей западноевропейской политической мысли. Он пытается сопоставлять понимание свободы в античности и в современности. Считает, что в новых условиях есть новое понимания и содержания свободы. Буржуазная культура рождает индивидуализм. Капитализм привел к тому, что гражданское общество отделяется от государства, возникает дуализм. Возникает индивидуализм. Но Жуков считает, что европейцы изначально развивались как индивидуалисты. Он отмечает, что у новых народов (перешедших в фазу капитализма) есть движение к свободе, в личных правах реализуется творческий потенциал. Свобода для буржуа – свобода набивать себе карманы, удовлетворять свой экономический интерес, остальное – политическая пропаганда, по мнению Жукова. Констант утверждал, что античное понимание свободы заключается только в политической свободе, возможности участвовать в политической жизни. У древних народов не было самоценности, они воспринимали себя как часть целого. Преобладала детальная регламентация (обычаями) жизни людей, что снижало чувство индивидуальности. Поэтому личная и политическая свободы для античности тождественны. Новые народы различаю свободу личную и политическую, на первое место выступает свобода личная, а не политическая. Личная свобода в понимании Констана: это субстанциальная основа государства (то, на чем оно строится), проявляется в том, что государство существует для охраны прав личности. Нет ценности более высокой, чем личная свобода. Есть пределы осуществления государственной власти. Личная свобода – основа законодательства. Личная свобода – цель политической свободы (ради этого буржуа шли на революцию, им была важнее их личная свобода – в том числе, экономическая). Нужно согласиться с автором в том, что это до сих пор является главной ценностью запада. Если брать любое общество, то профессионально занимаются политикой лишь 1-2%, для остальных это чуждо. Причины изменения понимания личной свободы: миролюбивый предприимчивый дух новых народов (речь о буржуа, им больше нравится торговать, чем воевать); отмена рабства, распространение труда на всех и его дифференциация, появление сфер трудовой деятельности, далеких от политики; увеличение территории и населения, что привело к профессионализации политики, возможности непосредственной демократии резво сужаются.

Идеальное государственное устройство. Это конституционная монархия на примере Англии. Должно быть разделение властей. Королевская власть как нейтральная власть, которая сглаживает противоречия между другими властями. Полномочий: контрасигнатура, назначает судей, право на помилование. Исполнительная власть формирует монархом, правительство не несет ответственности перед парламентом, все министры несут юридическую ответственность. Парламент б двухпалатный, верхняя – сглаживает демократизм верхней палаты, функции суда для членов правительства; нижняя – законодательная функция, профессиональные депутаты, выражают мнение народа. Судебная власть – несменяемые судьи, выступает за суд присяжных. власть местного самоуправления – независимая от центральной власти, с четко очерченным кругом компетенцией.

Иеремия Бентам (1748-1832)

Английский мыслитель, родоначальник утилитаризма. Из семьи юристов, учился на юриста. После смерти отца бросает юриспруденцию. Очень плодовитый автор, очень был популярен в Европе, многим монархам предлагал свои проекты. В том числе Александру I. Бывал в России, общался с Екатериной (предложил ей паноптикум как тюрьму особого рода). Был популярен также в США.

Сочинения. Это свободный мыслитель, нет систематического учения. Писал очень много в особом жанре. Часть сочинений – проекты, часть – рассуждения (теоретические работы). «Принципы законодательства», «Конституционный кодекс», «Деонотология, или наука о морали».

Теория утилитаризма. Его взгляды вырастают из теории утилитаризма. Цель – доказать связь между общей пользой и личной. Люди руководствуются своим эгоизмом, есть эгоизм коллективный, их над совместить. Считает, что разум дан для того, чтобы совместить свои интересы с интересами личности. Он выдвигает тезис: необходимо исходить из расчета наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Этой формулы нужно придерживаться и индивиду, и коллективу. Эта формула должна быть реализована на уровне законов. Для такого компромисса нужно установить санкции и принудительный механизм.

Государство. Цели: достижение наибольшего счастья наибольшим числом людей. Более конкретно – установление безопасности: защиты от внешних и внутренних врагов, от произвола власти, охрана собственности. Выступает за идеи государственного суверенитета. Считает, что суверенитет государства нужно признать неопределенным, формально точно эти границы определить нельзя. Права личности и личная свободы должны быть пределов власти государства.

Разделение властей. Критично относится, считает, что власть едина. Критикует теорию общественного договора, государства возникали естественным путем.

Формы государства. Критерий – количественный; должно достигать наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Пока власть у меньшинства, она действует в своих интересах. Лучшая форма – демократия, потому что отвечает количественному критерию. Поскольку власть принадлежит большинству, она и будет использоваться в интересах большинства. Сначала за цензовую демократию, потом бесцензовую. Выделяет суверенную учредительную и суверенную действующую власть. Учредительная принадлежит народу, действующая подчинение верховной учредительной, подразделяется на законодательную и исполнительную (суд входит в сюда). Предлагает однопалатный парламент с неограниченными полномочиями, который может вмешиваться в сфера исполнительной власти. Только сильный парламент может отстаивать интересы народа.

Избирательная система. Всеобщее избирательное право. Равенство выборов, прямые выборы, при тайном голосовании. Возможность отзыва депутатов. Раз в год выборы.

Исполнительная власть. Подчинена парламенту, премьер-министр избирается парламентом. Предусматривается индивидуальная ответственность для членов правительства.

Судебная власть. В составе исполнительной, во главе – министр юстиции. Против конституционной юстиции. Выступает против прецедентного права, поскольку оно создает среду для злоупотреблений.

Принципы формирования государственного аппарата. Формула утилитаризма: учреждения должны быть устроены так, чтобы правители и чиновники, стремясь к своему счастью, не смогли не служить наибольшему частью наибольшего числа людей. Нет разделения властей, сочетание выборности и назначения. Предусматриваются короткие сроки пребывания. Максимальное ограничение денег для должностного лица. Суровые наказания для преступления. Моральные и деловые качества. Перед избранием должны выдержать экзамен. Критично отзывается о монархии. Считает, что она управляется насилием. Цель монархии – счастье одного лица. Выступает за упразднение монархии и палаты лордов в Англии.

Государство и экономика. Государство не вмешивается в экономику, поддерживает эту идею. Но под конец жизни признал, что необходимо установление социальных гарантий для бедных. Выступает против имущественного равенства, потому что это будет расшатывать безопасность.

Право. Основоположник юридического позитивизма. Право – воля суверена. Источник права – государства в лице органа или ДЛ. Право – это закон, установленный государством. Бентам критикует Руссо за тезис о законе, как выражении общей воли. В Англии Парламент нужен для формирования правительства и ограничения монархия, а Парламент как высший законодательный орган – идея континентальной Европы, в том числе Руссо. Бентам считает, что депутаты вкладывают в закон свою собственную волю, а не волю народа. Активно критикует теорию естественного права, естественными являются чувства удовольствия и страдания. Поскольку многие естественные потребности пагубны, то признавать естественные права означает включать механизм разрушения общества. Считает, что признание дуализма права – разрушение правопорядка. В этой связи критикует декларацию прав и свобод человека и гражданина. Говорит, что нельзя быть свободным и равным, живя в обществе. Тут никакого равенства быть не может, потому что общество и государство всегда выстраивают иерархию. Неотчуждаемые права – фикция, потому что их предоставляет государство и готово их поддерживать.

Международные отношения. Проблема войны. Выступает как пацифист. Война – это анахранизм феодального варварства. Войны ведутся за счет правительств, которые извлекают из них выгоды. Монархия более расположена к войне, потому что не считается с интересами народа средства борьбы за мир: разоружение, воспитание отвращения к войнам. Предлагает отказаться от вмешательства во внутренние дела других стран, усиление свободной торговли, отказ от тайной демократии. Должна быть федерация, которая создаст суд, который и будет рассматривать споры между государствами.

Клод Андри де Сен-Симон (1760-1825)

Теоретик социализма, иногда называют его социологом. Из семьи французских аристократов, рано выбился из этого круга участвовал в Гражданской войне в Америке. Поддержал ВФР, занимался спекуляциями землей, заработал небольшое состояние, но быстро потратил деньги на путешествия по Европе. Обнищал, был вынужден работать, переписывать письменные работы. Походу дела занимался исследования. В 1823 пытался покончить с собой, но только выбил глаз себе. Систематического образования не получал, самоучка. Он социальный мыслитель, социальный прожектер, фантаст-утопист. Он пытался понять общество и разработать модель его лучшего устройства.

Сочинения. Работ немного, они маленькие. «Введение к научным трудам 19 века», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». Сен-Симон – предшественник марксизма, Маркс считал его предшественником научного социализма.

Методология. Деист, приверженец механистического материализма. Опирается на идею природного и социального детерминизма (признание наличия причинно-следственных связей). Признание законов общественного развития как следствие рационалистической философии (есть законы развития человеческой истории и развития общества, их надо открыть и организовать общество в соответствии с ними). Рационалист (ищет аргументы своих позиций в умозрительных категориях), но ему был присущ историзм. Сен-Симона называют основоположником социологии (точнее, он один из них, основатель социологии все же Конт). Социология предполагает изучение социальный институтов как систему.

Философия истории. Его исходными принципами была теория прогресса (человечество идет от низших форм к высшим, от неудовлетворительного состояния к идеальному). Теория прогресса сформировалась в эпоху периода Просвещения, генетически вырастает из христианства с его линейным пониманием времени, просветители наполнили его верой в лучшее будущее. Теория социализма тоже разновидность рационализма, где есть идеи социального оптимизма. Выступает в истории как идеалист, то есть считает, что в основе развития человеческого общества лежит сознание; развитие сознания ведет к изменению всех форм жизни.

Стадии развития человечества. Первая стадия – теологическая. Тут первобытность, античность, феодализм. Тут 3 стадии: идолопоклонство, политеизм, монотеизм. Вторая стадия – метафизическая, утверждается окончательно в ВФР. Это закономерность, но ВФР отклонилась от своей цели, передала власть не промышленникам, а законникам и метафизикам. Этот строй породил индивидуалистическую культуру, которая делает людей враждебными друг другу. Третья стадия – позитивная индустриальная стадия. Строй буржуазной культуры должен закончиться новой фазой. Тут господствуют научное знание, возникает научно организованная социальная система, власть переходит в руки промышленников и ученых. Эта третья стадия – организация социализма, к ней нужно стремиться.

Он говорит о смене исторических этапов, на что его натолкнула эпоха революций. Различает эпохи созидательные и разрушительные. Созидательные – такие, при которых последовательно развиваются все свои принципы и возможности. Разрушительные эпохи – революции, разрушают старые системы, создают новые. История Европы имеет тенденцию превращения из военного общества и промышленное.

Структура общества. Выделяет сначала 3 класса: ученые, собственники и неимущие. В работе «Промышленная система» выделяет только 2 класса: паразиты и промышленники. Паразиты – люди, живущие за чужой счет (аристократия, рантье, юристы), промышленники – живут своим трудом. Счастье – наиболее полное удовлетворение потребностей, в первую очередь – материальных. Социализм в 16 веке развился как реакция на возникновение и развитие капитализма, социализм пытался затормозить. Во время промышленного переворота, в эпоху сформировавшего капитализма социализм Сен Симона (и других) – это оборотная сторона буржуазной культуры. Ценности у буржуа и пролетария одинаковые – стремление к материальному благополучию, и в этом социализм совпадает с капитализмом. Социальный проект – эмансипация пролетариата. Средства: развитие промышленности на основе применения научных достижений.

Принципы промышленная система. Ведущая роль отводится банкирам и фабрикантов, купцов, пролетарии – объект управления вышеназванных. Есть принцип равенства: равенство возможностей (главное обладать способности, тогда можно попасть в класс буржуазии). Принцип неравенства тоже присутствует и проявляется в том, что люди фактически не равны, у большинства нет таланта управления. Поэтому есть 2 класса – управляющие и управляемые. Принцип свободы – в материальном смысле, а не формальном как у буржуа (иметь права и свободы, чтобы в личную свободу не вмешивалось государство) – это независимость человека в материальном смысле.

Организация хозяйства. Частная собственность должна сохраниться (вообще для социализма классического выдерживается идея коллективизма собственности). Максимальная централизация производства и установление дисциплины. Установление плановой экономики (в странах реального социализма так и было, например, в СССР, но там главной характеристикой экономики был тотальный дефицит; также советская экономика характеризовалась тотальной нехваткой жилья). Введение обязательного производительного труда для всех, ликвидация паразитирующего класса (это уже классический социализма, социальные гарантии обусловлены наличием возможности заставить всех трудиться).

Политическое устройство. Политика как профессиональная деятельность и государство должны отмереть, остается промышленная система. Социальная организация – промышленная система, люди соединены не как граждане, а как члены производственных коллективов. Вслед за Руссо полагает, что управление людьми должно замениться управлением вещами. Человек встроен в хозяйственных механизм, знает свое место как работник, поэтому он организован, ему не нужны дополнительные институты власти. Человека как придаток производства. Демократия в Европе вырастает из сферы производства, по мнению Жукова, там организация производства тесно связано с организацией управления.

Общество и личность. Автор исходит из идеи, что позитивная стадия должна обеспечить свободное развитие способностей людей.

Институты нового общества. Монархия остается, правительство и парламент тоже. Парламент – двух палатный, верхняя – совет ученых, вторая палата – совет промышленников, тут палата изобретения, палата исследования и палата исполнения. Вся полнота власти принадлежит совету промышленных.

Переход к новому строю. Отвергает революции. Монарх должен издать акт о передаче власти промышленникам и ученым. Нужно выкупить все земли у собственников, которые не занимаются с/х, облегчить положение крестьян, создать новую мораль в виде новой религии. Наука не освобождает человека от потребностей в вере. Поэтому нужно создать новую религию в виде науки. Проект новой церкви и нового христианства создал. Заповеди Христа ложатся в новый строй: возлюби ближнего и прочие. Полагает, что в новой морали должно быть равенство, искоренение эгоизма и воспитание коллективизма. Новая церковь должна поглотить светскую власть.

Огюст Конт (1798-1857)

Франция. Основоположник позитивизма и основатель социологии. Родился в семье сборщика податей. Рано проявил способности в математике и естественных науках. Не получил систематического образования, выгнали из колледжа за организации массовых беспорядков. Самообразованием занимался. Периодически лишался рассудка, имел склонность к помешательству (по мнению Ламброзо в его «Гений и помешательство» Конт относился к гениям, страдавшим от помешательства). В апреле 1826 года открывает курс позитивной философии, после нескольких лекций впал в помешательство. Жил гражданским браком, а потом вступил в официальный с женщиной легкого поведения; в период помешательства были приступы ярости по отношению к жене (бросил ее в пруд). Лежал в психиатрической клинике. Под конец жизни в апреле 1845 познакомился с Клотильдой Дево, с которой у него была платоническая связь, после ее смерти у Огюста возникает культ женщины – и в жизни, и в философии. Обращался к монархам, чтобы реализовать его проекты политического позитивизма. Пропагандировал пролетариям жизнь в дружбе с буржуа. В течение 6 лет работал у Сен Симона многое у него взял.

Сочинения. Курс позитивной философии в 6-ти томах. Система позитивной политики в 4-х томах. Это ключевые работы. Его теория делится на 2 части: методология и проект нового общества будущего.

Философия. Конт исходит из отрицания метафизики, особенно в том виде как это представлено в немецкой философии. Он не знал немецкого, знал основные положения Гегеля из отрывочных переводов. Создает позитивную философию, которая будет противостоять метафизике. Позитивистская философия – сумма знания всех наук, обобщенная и абстрагированная. Главная функция – предвидение на основе выявленных законов. Познать можно только явления (эмпирические факты). Суть вещей познать невозможно (агностик, как и Кант). Выступает в роли субъективного идеалиста, потому что считает, что мир представляется человеку через призму его сознания. Из позитивистской философии появляется социология. Чаще всего в литературе 19 века ссылаются на Конта. Социология – наука, предполагающая рассмотрение общества и социальных институтов как системны объектов. Различает общество в динамике и общество в статике. В статике – структура, элементы и взаимосвязь. В динамике – выявить закономерности развития. Социология возникла как универсальная наука, которая обобщала бы знания разных наук. Она претендовала на то, чтобы стать сверхнаукой объединяющей данные социальный и естественных наук. По мнению Жукова, претензии социологии на статус сверхнауки не оправдались; социальные науки не способны дать прогнозы в отличие от естественных наук, которые выявляют определенные закономерности, которые можно поставить на службу человечеству. Главное, что может социология, по мнению Жукова, - описать общество, но дать каких-то прогнозов развития общества не может, каждое общество развивается вне всяких закономерностей. Позитивистская философия, а вслед за ней социология приобрела огромную популярность во второй половине 19 века.

Классификация наук. Математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), социальная физика (социология). Тут заложен принцип от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего в новому. Что важного? Классификацией наук еще занимался Френсис Бэкон. Это попытка создать систему мироздания. Конт этой классификацией пытается создать свою социологию на основе естествознания. Обществознание пытается приблизиться к естествознанию. Конт пытается подвести под социологию естественные науки. Поскольку человек – биологическое существо, на него распространяются все естественно-научные законы (физики, астрономии, химии и прочие). Делать прогнозы можно только в отношении биологической составляющей человека, в том, что касается его сознания и поведения – делать прогнозы невозможно.

Философия истории. Тоже 3 стадии. Теологическая стадия: фетишизм, политеизм (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим), монотеизм. Метафизическая (1300-18??): преобладают метафизические фантазии, христианство деградирует до деизма. Низшая точка падения – ВФР. Власть переходит юристам. Позитивная стадия – мир объясняется с точки зрения науки, власть переходит промышленникам. Распространяется альтруизм и позитивная философия.

Проект нового социального строя – социократия. За это его критиковали. Дб реализован во Франции, Германии, Италии, Испании Англии. Видит буржуазное общество, где пролетарии и буржуа борются, пролетарии готовы умирать за свои права. Социократия – альтернативная модель, где буржуа и пролетарии будут дружить, снимется конфликт. Принципы нового строя. Триединство идей: любовь,… порядок как основание, прогресс как цель. Эволюционизм – исповедовал ценности буржуазии. Иерархизм – слабые уважают сильных, сильны преданы слабым. Всеобщая солидарность. Идея социального долга – каждый должен ощущать идею социального долга, каждый кому-о должен. Считает, что индивида надо воспринимать как социальную функцию. Критикует идеи свободы и равенства, это порождает неправильные притязания. Вводит понятие «великого существа», идея единого человечества. Пытается создать новую позитивистскую религию. Пытается создать ее. Придумал Великое существо – это все человечество, когда-то жившее и живущее сейчас. Идея в том, что чем дольше живет человечество, тем больше умерших людей. Поскольку человечество едино, поскольку нынешнее поколение живет достижениями своих предшественников, поэтому нужно испытывать благодарность умершим. Возводить культ умерших. Предлагает установить 84 праздника, проводить собрания на кладбищах.

Позитивная религия. Тут 3 компонента: социология, социолатрия, социократия.

Структура социократии. 4 сословия: женщины, священнослужители, капиталисты (фабриканты, купцы, банкиры, землевладельцы), пролетарии. Власть: духовная (вырабатывает идеи и ценности) и светская (управляет, сдерживается духовной властью). Функции власти: нравственные (реализуют женщины), умственные (священство), материальные (капиталисты) общая (пролетарии).

Священство. Это философы-позитивисты. Расписывают иерархию священников. Полномочия: отправление культа, общее духовного руководства исправление виновных и преступников. Нет собственности. Положение ну ровне пролетариев.

Капиталисты. Заведуют финансами. На них нравственная ответственность. Собственность частная, неприкосновенна.

Пролетарии. Должны считать себя состоящими на общественной службе, не должны стремиться к карьере. Благодаря деятельности жрецов можно будет отказаться от удовольствий богатства.

Женщины. Это эмоциональная составляющая. Наиболее совершенные представители. Не должна повелевать, но влиять на мужчину любовью и советом.

Эти сословия должны сосуществовать как братья.

Право. Конт – не юрист, ему право не интересно. Отвергает буржуазное право. Считает, что право буржуа фальшивое, пронизано фикциями. Считает, что все права, установленные буржуазной культурой, вредны – идеи свободы, равенства и права на них дб уничтожены, они рождают антагонизм. Человек должен ощущать себя как субъективную функцию, человек должен быть должен всему обществу. Человек в первую очередь должен, а не имеет на что-то право, потому что всегда больше получает, чем отдает.

Переход к социократии. Обращался ко многим руководителям государств (в т.ч. Николаю I) с предложением реализовать такой проект. Хотел организовать во Франции комитет, передать всю власть позитивистской церкви. Во главе церкви должен быть сам Конт как первосвященник, тогда наступит всеобщая благодать.

Анархизм

Анархизм (от гр. Безвластие) – идеология и общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической, духовной власти.

Анархические идеи можно найти в разных эпохах, очень распространенная идея. В качестве теоретической формы можно обнаружить у древних греков (стоики), в буддизм, в раннем христианстве, средневековые ереси Европы и России. Теоретический основатель – Ульям Годвин (английский социальный утопист, беллетрист).

Как целостная идеология сложился во второй половине 19 века. Основные представители: Макс Штирнер, Бакунин, Кропоткин, Л.Н. Толстой. Во второй половине 19 века был популярен в Испании, Франции, России. Но с конца 19 века начинает испытывать кризис, потому что в этот период возникают сильные централизованные современные государства. В этот период анархисты переходят к террору. В 20 веке анархические структуры существуют, но они такого рыхлого порядка, явное разложение идей анархизма.

Анархизм вечен как вечна идея коммунизма, национализма, фашизма в силу разных обстоятельств. Апогей анархисты пережили, повторения ее величия не будет.

Предпосылки возникновения: 1) политические: анархизм – естественная реакция на власть; человек всегда склонен бунтовать, поэтому чем сильнее власть и государство, тем больше оснований для появления анархический идей; государство как институт борется против анархизма, потому что это вопрос существования государства и общества; 2) социально-экономические: именно в 19 веке анархизм сформировался как теория в результате капиталистического строя, среди анархистов – мелкие буржуа (постоянная тревога, что могут разориться, боятся попасть в пролетарии, всегда на границе). Во второй половине 20 века состав анархистов уже меняется – это уже не мелкая буржуазия, а нон-конформисты, радикалы, феминисты. 3) психологические: по Фрейду человек – амбивалентное существо (есть взаимоисключающие качества, существующие в единстве), он всегда стремится к властвованию и стремится подчиняться. По психоанализу Фрейда человек живет по принципу удовольствия, он всегда ищет как их получить, а государство – барьер для получения удовольствия, поэтому возникает отношение к государству как потенциальному врагу, каждая личность это чувствует – коллектив, культуру, государство – все это воспринимается как враг. Многие социальные психологи отмечали, что массы анархичны в значительной степени. 4) экзистенциализм (направление философии 20 века – человек переживает собственное бытие только в экстремальной ситуации – например, состояние войны, гибель близких, крушение режима и прочее) – человек возвращается к первоначальному своему состоянию; у человека есть стремление к свободе, это потребность его духа.

Основные черты: 1) радикализм – государство и власть отрицаются как институты (быть анархистом – отрицать культурные ценности); 2) асоциальность – отрицание традиционных форм жизни, традиционной морали, сложившейся стратификации; 3) слабость позитивной теоретической программы – анархисты слабо себе представляют общие черты анархического общества, мало кто пытается выписать черты этого общего, основное направление мысли – необходимость и обоснование это необходимости разрушить существующий строй (нигилист Базаров из «Отцы и дети» - сначала место надо расчистить, строить будут другие поколения); 4) эгоцентризм – проявление крайнего индивидуалиста, анархист оценивает государство и право через призму личных интересов; эгоцентрик стремится к разрушению базовых принципов общества; 5) космополитизм (идеология, предполагающая, что человек – гражданин мира, любая страна – родина) – анархисты настроены на то, чтобы ломать национальные перегородки; идея – установить всемирную федерацию; 6) близость к социализму – анархизм формируется в результате капиталистического строя, эксплуатации пролетариата, поэтому для них буржуазный строй – отсутствие социальных материальных гарантий у рабочего человека. В 19 веке все анархисты были и социалистами. В революции 1917 года анархисты помогали революционерам (батька Махно, первый орденоносец в Гражданскую войну за сражения с белогвардейцами).

Виды анархизма: индивидуалистический (абсолютно деструктивен, человек не может жить один, в итоге предполагается гибель общества) – основным представителем является Макс Штинтер и коллективистский.

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865)

Теоретик анархизма, социалист, экономист. Из бедной семьи, нет систематического образования, рано пошел работать наборщиком в типографию. Известность приобрел сразу после издания книги «Что такое собственность». Постепенно включается в политическую борьбу в 1848-1849 (буржуазные политические революции в Европе). В 1848 году становится депутатом Учредительного собрания Франции, пишет ряд статей, нацеленных против тогдашнего президента Франции Луи Наполеона Бонапарта, за что садится в тюрьму на 3 года. После тюрьмы успокаивается, остается анархистом, но высказывается меньше. Еще при жизни стал знаменитым, получил колоссальную известность. Оказал влияние на многих авторов, в т.ч. на Маркса.

Сочинения. «Что такое собственность», «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», «Исповедь революционера», «Главные идеи революции 19 века».

Методология. Диалектика Гегеля, утопический социализм Фурье, английская политэкономия в лице А. Смита и Д. Рикардо, христианство, идеи Конта.

Философия истории. Пытается обосновать с позиции христианства анархизм. Обосновывает идеи демократической революции. С момента появления на с



2020-03-19 388 Обсуждений (0)
Эпоха свободной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эпоха свободной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)