Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовые учения эпохи Возрождения



2020-03-19 430 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрождение – исторический и культурный период стран западной и центральной Европы XIV-XVI веков, характерный возвратом к античным гуманистическим ценностям.

Особенности эпохи: ослабление папской власти, реформация, великие географические открытия, отказ от схоластики, развитие науки, формирование научной картины мира, появление реалистического искусства – литературы, живописи, формирование светской культуры.

Особенности мировоззрения:

· пантеизм (отождествление природы и бога; светский – растворение бога в природе, религиозные – растворение природы в боге),

· антропоцентризм (воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий; в Средние века – теоцентризм);

· гуманизм (воззрение и направление эпохи Возрождения, рассматривающее человека как ценность, деятельное творческое существо);

· индивидуализм(мировоззренческая позиция, принцип, согласно которому признается приоритет интереса индивида над коллективным интересом, благо человека считается высшей целью, а социальные институты и группы – средством его достижения).

Гуманизм и индивидуализм наиболее важны для понимания идей Возрождения. Появление правового государства – результат этих воззрений, эта концепция могла появиться только при условии, что человек – это ценность, что о нем нужно заботиться, делать что-то для его удобства. Например, парламент – это удобно, это придание удобства и безопасности для человека.

Индивидуализм – краеугольный камень западной-европейской культуры. Русская культура специфична тем, что там личностное начало размывается, так с «низов» - с семьи, где человек – не индивидуальность, не личность. В Европе не так, там появление рынка, капитализма, буржуазного права – следствие индивидуализма. Только восприятие себя как самоценности заставляет бороться за что-то для себя, коллективное стремление к этому приводит к формированию гражданского общества.

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Это Италия, Флоренция. В течение всего 15 века Флоренция идет к монархии. В 1498-1512 во Флоренции была республика.

Макиавелли – мыслитель, писатель. из аристократической семьи. В период существования республики был секретарем Совета 10. После падения республики и возвращения Медичи заключен в тюрьму, при заступничестве Папы вместо этого сослан в деревню, где пишет своего «Государя», был возвращен ко двору, но в итоге интриг был снова отлучен. Ходят слухи, что был отравлен. Его биография говорит о его нормальной, обычной конформистской жизни.

Сочинения: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». При контрреформации все его книги были внесены в индекс запрещенных. Обладал литературным талантом. Его «Рассуждения…» по сути перелопаченная римская история, там нет теоретических текстов.

«Государь» посвящен средства политической борьбы, там Макиавелли высказывается откровенно, без ханжеской религиозной морали – хочешь захватить власть, должен быть узурпатором, а не кем-то еще. Благодаря откровенному цинизму эта книга стала известна, пережила века. Какой-то большой теории нет, по сути, нацелено на эффект.

Воззрения. Критикует христианский проведенциализм (вроде как все предрешено, есть божественный замысел и все будет согласно ему), выводит такое понятие как фортуна (синтез исторической необходимости и стремлений людей). Верит в силу человеку, понимает его эгоизм и животную природу.

Очень критикует христианство как подавлявшее человека. Противопоставляет языческую культуру древних римлян.

Называет политику опытной наукой. Он продолжал традицию Аристотеля, изучал политику как имеющую причину в самой себе, а не в боге. Он описывает политический процесс захвата, удержания власти, использования власти. Своих мыслей не хватает, использует римскую историю для иллюстрации.

Понятие государства. До 19 века не было внятного понятия государства, не было выделено его признаков. Макиавелли в этом смысле все же делает шаг вперед. Считается, что он первый использовал термин stato для обозначения государства. Это высокий уровень абстракции, обозначающий политический организм, самостоятельно функционируют. В итоге stato вошел во многие языки. Также он был первым, кто использовал термин республика для обозначения формы правления. Государство – состояние власти и подвластных, это политический процесс, который складывается из взаимоотношений власти и подвластных. Важнейший компонент – политическая власть, цель – защита человека.

Происхождение государства. Тоже совсем мало об этом писал – всего два абзаца. По его мнению, сначала люди жили разрозненно, потом размножились, выбрали для защиты самого сильного.

Формы государства. Традиция выделять формы государства заложена еще древними греками, нужно это было сделать и Макиавелли, но это не слишком его интересовало. Причина многообразия – противоборствующие силы. Факторы, влияющие на формы: экономика, география. Универсальной формы государства нет, формы государства перетекают. Классификация: правильные (монархия, республика, демократия), неправильные (тирания, олигархия, распущенность). Критерии: общее благо, безопасность граждан. Выделяет монархию и республику. Применительно к раздробленной Италии определяет монархию. Монархия хороша тем, что может быть эффективной в период кризиса. Неограниченная власть одного лица объединяет страну, эффективна в период преобразований, устанавливает мир между группами элит. Недостатки: ведет к распущенности, неравенству. Республика обеспечивает защиту свободы, равенства, но недостатком то, что слишком слаба власть, может кончиться распадом государства. Главная идея – цель оправдывает средство.

Томас Мор (1478 – 1535)

Англия. Реформация. Англиканская церковь. Зарождение капитализма. Организуются пастбища, в этот период англичане уезжают в Новый Свет.

Родоначальник утопического социализма родился в семье члена суда, учился в Оксфорде, бросил, учился в адвокатских коллегиях Лондона, сближается с Генрихом VIII, будущим монархом, в итоге обеспечена хорошая карьера. Стал спикером палаты, а в итоге стал Лордом-Канцлером Англии. Генрих VIII борется с римским Папой, в итоге создает англиканскую церковь, становится главой этой церковью. Все чиновники обязаны были присягнуть ему как главе англиканской церкви. Томас Мор не может присягнуть, он правоверный католик, за что был обвинен в государственной измене. Был заключен в Тауэр. В итоге был казнен. В 1935 году был канонизирован.

Это выдающийся человек. Его сочинение «Утопия…» небольшое, но сыграло огромную роль для социалистических идей. Две часть: критика английского общества и описание этого острова Утопия. Тут ощущается влияние Платона, раннего христианства, гуманизма Эразма Роттердамского.

Характерные черты его учения: гуманизм (христианский, социалистический предполагает закрепление материальных гарантий, желание не дать человеку с голода умереть; буржуазный – предполагает формальное благо); религиозность; рационализм, социальный критицизм; антииндивидуализм; демократизм; социализм.

Социализм – антипод капитализма[ЖА1] . Капитализм ломает сословия, человек выбрасывает в социальный хаос. Социализм стремился замедлить капитализм, это реакция на капитализм. В своих стоках социализм – реакционное учение (реакция – попытка остановить социальное развитие в том или ном направлении).

Организация жизни в Утопии[ЖА2] . Социализм – организация экономики. Есть политическая теория социализма, но она вторична, главное – переустройство хозяйства. Экономический строй Мор видел такой: имущественное равенство, отмена денег, сделок между частными лицами, коллективное хозяйство, коллективная собственность, вводится обязательный производительный труд. Труд – моральная потребность. Христианское мировоззрение тут реалистичнее, для них труд – это искупление греха, это необходимость добывать что-то из нужды. Рассмотрение труда как моральной потребности – фантастично, это необходимый шаг, чтобы заставить трудиться на общее благо. Есть интеллектуальный труд и физический. Физический – с/х и ремесленный, есть обязанность ездить на с/х работы на 2 года. наиболее одаренные утопийцы занимаются только умственным трудом. Утопийцы, выполняющие наиболее тяжелые работы, пользуются особым уважением и почетом. Социальное устройство: свобода, равенство, правда есть рабы (это военнопленные и преступники). Основная ячейка – семья. Процветает образование и наука. Политический строй[ЖА3] : федерация из 54 городов, во главе – Сенат[ЖА4] , во главе Сената – князь, избирается пожизненно, если ведет себя плохо, то его сменяют. Законов должно быть поменьше, главные регуляторы – религия и мораль. Может быть религиозное многообразие, но к атеистам относится плохо[ЖА5] .

Жан Боден (1530 - 1596)

Это Франция, религиозные войны протестантов и католиков.

Родился в семье портного, считается, что его мать была еврейка, что сподвигло Бодена быть тайным протестантом, лишь рядился под католиком. Был близок к Генриху III и IV. Женился выгодно во 2 раз, был при власти благодаря ее связям. Еврей в Средние века – изгой, гонимый человек, поэтому он скрывал это.

Юрист, был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, королевским прокурором в Лионе. Занимал компромиссную позицию, отстраивал веротерпимость[ЖА6] , необходимость восстановления мира с помощью сильной королевской власти

Сочинения: «6 книг о государстве»

"Метод легкого изучения истории" 1556.[ЖА7]

Понятие государства. Государство – управление множеством семейств, тем что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью согласно праву. Только главы семей являются гражданами. Прочность семьи залог прочности государства (пример тому Рим). Задачи государства: поддержание и обеспечение внутреннего мира, защита от внешних врагов, поддержание справедливости и социальной гармонии.

Теория суверенитета. Суверенитет – абсолютная и постоянная власть. Признаки государственного суверенитета:

· абсолютность – нет ограничений в виде условий, субъектов, законов;

· надзаконность – государство вправе само принять закон, изменить закон, отменить его. Не значит, что можно нарушать закон. Государство просто может принять закон, не оглядываясь ни на кого;

· постоянство власть предоставлена на неопределенный срок. Если власть ограничена сроком, значит, что кто-то ее ограничивает, значит, эпицентр власти не в государстве, а где-то еще. Если кто-то ограничил временем, то он и является сувереном;

· единство – власть не может быть поделена между разными субъектами. Источник власти – один. Если есть альтернативный источник власти, то государство раскалывается.

Эти положения о суверенитете важны и сейчас. В чем проявляется суверенитет по Бодену: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действия в качестве суда последние инстанции, помилование, чеканка монеты, определение мер и весов, взимание налогов.

Ограничение суверенитета. Он не считает, что власть безгранична. Есть барьеры: связанность законами божественными, естественными и общечеловеческими (право частной собственности, ценность мира, правопорядок, семья); вмешательство в дело семьи (тут речь об аристократических семьях); невозможность нарушать веротерпимость; невозможность облагать налогами без согласия подданных.

Форма государства. Главный критерий – по количеству властвующих. Три вида формы: монархия, аристократия, демократия. Боден не делит формы на правильные/неправильные, полагая, что это ценностный, субъективный, но не юридический, не догматический подход, потому что нет четких критериев. Боден смотрит на формальную сторону дела: если государство есть, может вести себя как суверен, то оно есть. По способу осуществления власти выделяет: законные (все по закону суверена, а суверен – по закону природы), вотчинные (суверен стал сувереном силой оружия, правим как отец детьми), деспотические (суверен распоряжается как рабами). Факторы, влияющие на возникновение той или иной формы: социально-экономическое расслоение, имущественное неравенство, религия, традиции и психология народа, географическое положения, искусство управления правителей.

Демократия обладает достоинствами: равенство, свобода, справедливость, но постоянно переходит в тиранию, часто господствует толпа, которая не может вести политические дела, постоянные раздоры, подрыв власти и государства

Аристократия – власть лучших, что хорошо. Но те же недостатки.

Монархия – лучшая форма правления, соответствует природе суверена и власти, единоличный правитель может проявить силу и эффективность, объединить страну. Обеспечить правопорядок[ЖА8] .

Боден связывает власть с правовыми принципами. Право нужно, чтобы не допустить тирании, оно выражение разума, определяет, что хорошо и справедливо. Разумное начало - божественное и естественное право, международное право. Позитивное право не должно этому праву противоречить, так как "абсолютная власть государей и суверенных властителей не распространяется на законы Бога и природы".



2020-03-19 430 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовые учения эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)