Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отношение к теория естественного состояния и общественного договора.



2020-03-19 272 Обсуждений (0)
Отношение к теория естественного состояния и общественного договора. 0.00 из 5.00 0 оценок




Есть понимание, что ОД - это прогрессивно, в духе времени. Четкой определенности в его позиции нет. Его модель ОД не привлекает. Это некая схема, которая нужна была, чтобы обосновать свержение абсолютизма.

ЕС противопоставляет гражданскому состоянию. Оно становится возможным, когда образуется единство воль.

После объединения люди теряют сознание своей слабости. Начинается война между ними. Потом создается общество. Начинается война между обществами. Потом возникает власть, и война возникает между правителями и подвластными. Чтобы предотвратить войны, надо установить законы.

 Происхождение государства. Первые известные правления были монархические, потом появляются монархии. Приводит пример Греции и германских племен, сначала считает, что они были патриархальными, потом вырождается тиранию, потом восстание и республика.

Понятие государства. Вообще не определяет государства, вообще нет, хотя много говорит о самом государстве. Не выделяет никакие существенные признаки. На государстве лежит обязанность обеспечит народ средствами к жизни.

Формы государства. Главная тема для Монтескье - формы государства. Политический идеал - Англия.

Классификация 1: демократия, аристократия, монархия, деспотия.

При характеристике форм использует 2 понятия:

1. Природа правления - кому принадлежит власть.

2. Принцип правления - основания, на которых власть зиждется; это - человеческие страсти, ценности, которые господствуют в этой стране. Принцип правления вытекает из природы правления.

Итак, характеристика:

1) Демократия. Природа правления - власть вершит народ. Принцип правления - любовь к отечеству.

Общественное благо предпочитается частному, не должно быть резкого контраста между бедными и богатыми.

2) Аристократия. Природа правления - власть вершит часть народа. Принцип правления - умеренность.

Лица, которые вершат власть выделяются по богатству, знатности или иным преимуществам (аристократия устанавливает "самые прискорбные различия между людьми"). Принцип умеренности сдерживает правящих от произвола, держит их в рамках закона и позволяет народу забыть о своем бесправии.

3) Монархия.Природа правления - правление одного лица на основании разделения властей и законов. Принцип правления - честь.

Правление монарха основано на издавна установленных законах, которые также наделяли сословия правами, которые монарх не может нарушить или отменить.

Монархическая Англия - идеал для Монтескье.

4) Деспотия. Природа правления - правление одного лица на основе произвола. Принцип правления - страх.

Правление осуществляется вне всяких законов. Произвол власти лежит в основе деспота.

Классификация 2. Различает государства умеренные и неумеренные. Умеренные основаны на разделении властей + власть действует на основании закона. Неумеренные - власть осуществляется произвольно, нет четкого распределения полномочий, они часто концентрируются у одного лица, органа или сословия. Неумеренные формы он характеризует как деспотию.

Разделение властей[ЖА22] . Часто автором этой теории называют Монтескье, но, на самом деле, автором является Джон Локк. Монтескье берет за основу именно ее. При Монтескье эта теория приобретает современный вид, в каком она уходит в США, а потом возвращается в Европу. Монтескье отталкивается от Локка. Выделяет классическую классификации: законодательная, исполнительная (=федеративная у Локка) и судебная и исполнительная. Законодательная – принимает законы, исполнительная – часть судебной и часть собственно исполнительной, судебная – собственно судебная власть. По содержанию четкости по функциям еще нет, только по названиям. Он считает, что разные власти должны быть у разных сословий, чтобы они уравновешивали друг друга. Разделение властей нужно для того, чтобы ветви власти сдерживали себе вводит систему сдержек и противовесов: парламент против правительства, против монарха и две палаты уравновешивают друг друга. Пытается дать характеристику этим властям. Законодательная власть – выражение воли, исходит от народа, исполнительная – орган этой воли, которая постоянно исполняет волю народу. Парламент не только создает законы, но контролирует их исполнение. Исполнительная власть принадлежит монарху. Судебная власть поручается лицам, которые привлекаются из народа для образования суда.

Свобода. Различает естественную и политическую с возникновением государства свобода становится политической, которая заключается в безопасности, в том, чтобы человек не принуждался к совершению действий, которые не предписаны законом (обеспечивается государственным строем и положением гражданина). Свобода устанавливается только законами. Осуждает рабство. Считает, что свободы созданы для европейских народов, рабство – для азиатских.

Собственность. Неприкосновенность, надо защищать.

Религия. Религия – способ управления. Нужно отделить церковь от государства. За свободу совести и веротерпимость.

Теория многофакторности. Пытается рассуждать о влиянии на людей климата, религия, законов, нрав, обычаи, история.

Влияние климата: в странах с холодных климатах люди крепче, в жарком – робкие; холодный климат придет силу, жаркие – изнеженность, малодушие, которое приводит к рабству. В Европе умеренный пояс, там нет резких различий. Азия была покорена 13 раз, а Европа только 4. В Азии всегда были империи, но в Европе они не могли долго держаться. В Азии – дух рабства.

Влияние почвы: благоприятная – земледелие, размеренность, их легко завоевать; бесплодная почва – мужество, натруженность, воинственность.

Территория: республика требует на маленькой территории, монархия – средней, обширная страна – деспотия, потому что нужна сила и страх. Нужно сохранять неизменные границы. Изменение границ будет сказываться на духе. Островитяне свободнее, чем жители континента. Монтескье предшественник геополитики, говорящей о связи климата и территории с осуществлением власти.

Религия: христианство присуще умеренным государствам. А разделение христианства произошло, потому что у северных народов больше духа свободы, поэтому у них – протестантизм, а у южных – меньше, поэтому им ближе католичество.

Суть - показать взаимосвязь социальных явлений между собой и с природными явлениями.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Французский политический мыслитель, теоретик искусства, преподаватель, философ. Это простолюдин из простой семьи, имеет французские корни, но отец – часовщик и учитель танцев в Женеве. В 12 остается один (отец сбегает в другой кантон, спасаясь о уголовного преследования, мать умерла). В 16 лет покинул Женеву, стал странствовать, никакого систематического образования не получил. В 17 лет его подбирает (для любовных утех) молодая вдова мадам Варан, которая дала ему образование, отогрела и откормила. В 30 лет попадает в Париж, устанавливает связи с энциклопедистами, становится в ряд французских мыслителей. Пишет работу «..»: провокационная работа, получает за нее премию Дижонской академии. В 1745 году сближается с Терезой Ливассер (крестьянка, прислуживала в отеле), фактический брак, было 5 детей, каждого из которых он сдал в приют, поскольку не было средств на содержания. Руссо на ней женится в итоге, но постепенно сходит с ума (мания преследования).

Руссо – флаг якобинской диктатуры. Для Робеспьера Руссо – «Бог», когда они пришли к власти, перезахоронили прах Руссо в центре Парижа. Великая французская революция – кровавая; когда вспоминают якобинский террор, вспоминают Руссо, потому что они шли под эгидой идей Руссо.

Сочинения[ЖА23] . Написал немного. Но у него стилистически хорошо все написано. "Рассуждение по вопросу: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов»", «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (главная работа, именно она делает его известным), романы «Юлия», «Эмиль», работы по ботанике, физике, языкознанию; мемуары «Исповедь».

Методология. Деист, антиклерикал, но осуждает атеистов, стоит на позициях рационализма, сенсуализма, есть зачатки исторического подхода, но в целом стоит на позициях антиисторизма (в основном, придумывает модели, а не изучает факты), идеалист в понимании истории (в основе социальный институтов лежит прогресс в сознании людей; материалистическое понимание истории – сначала меняется материальная база, потом все остальное), антропологизм (смотрит на мире человеческих отношений через призму концепции естественного человека), оперирует идеями географического детерминизма.

Концепция человека. Есть человек природный (естественный) и социальный. Главное - природный человек. Социальные качества скрывают природу. Человек по природе добрый. Если он совершает преступление или становится порочным, то значит общество его испортило.

Руссо называет отличия человека от животного: животное не может уклониться от естественного порядка, а человек благодаря свободе воле может; способность человека к самосовершенствованию.

Конфликт природы и культуры. Противопоставляет естественного человека созданной им культуре. Культура - это то, что создано человеком. Отдает предпочтение природному человеку. Культура губит и портит человека. Науки и искусство выросли из пороков. Они искажают природу человека, унифицируют людей, мешают им быть самими собой. Культура делает жизнь более комфортной, но развивает у него худшие потребности. Приобщаясь к обществу, человек ослабляет свои природные качества. Познание ослабляет природу и нравственность.

Естественное состояние. В основном, он опирается на рациональную доктрину, что некогда было естественное состояние, где люди жили как животные. Раз нет сведений исторических, то предполагает, что они жили именно так. Главное, для чего развивает эту теорию – чтобы противопоставить феодальному строю. Выделяет 2 стадии естественного состояния: дикость и коллективное существование. Стадия дикости: было время, что люди жили отдельно друг от друга, вне коллектива, не было человеческих коллективов. Стадия коллективного состояния: основная причина появления коллектива – стремление к благополучию, затем появляется оседлость, образуется семья. Именно в коллективном состоянии появляется культура (язык, собственность). Специфика второй стадии в том, что культура уже появляется, но она примитивна, она не давит на человеческую природу, не подавляет ее, природа и культура – в гармонии. Это золотой век человечества, по мнению Руссо.

Виды неравенства. Различает 2 вида: естественное (физическое) – различие в возрасте, физической силе, росте, умственных и душевных качествах; политическое (условное) – устанавливается людьми. Неравенство появляется именно на второй стадии естественного состояние. Причины неравенства: развитие человеческого ума -> развитие культуры (человек отчуждается от самого себя, для него становится важным мнение окружающих) + персонификация (стремление выделиться и жить лучше других) + материальные причины (появление частной собственности, хозяйства).



2020-03-19 272 Обсуждений (0)
Отношение к теория естественного состояния и общественного договора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отношение к теория естественного состояния и общественного договора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)