Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая немецкая философия



2020-03-19 226 Обсуждений (0)
Классическая немецкая философия 0.00 из 5.00 0 оценок




Иммануил Кант (1724-1804)

Считается родоначальником классической немецкой философии[ЖА27] . Кант родился в семье мелкого ремесленника в Кенигсберге. В это время Кенигсберг – это Восточная Пруссия. Это философ и ученый. Обычный профессор Кенигбергского университета, некоторые время до этого работал домашним учителем после выпуска из университета. Читал лекции по философии, физике, другим наукам – настоящий универсал. В 1786 году бы избран ректором университета. Под конец жизни страдал от старческого слабоумия.

И все же есть четыре интересных факта из его биографии:

  1. Выходил на прогулку ежедневно в один и тот же час. Всегда. Да-да, каждый день. Ходит легенда, что когда ему доставили из Парижа «Общественный договор» Руссо, в этот день он не вышел на прогулку.
  2. Во время Семилетней войны (1756 – 1763) Кенигсберг заняли русские (это было начало 1758). Весь преподавательский состав (а это – государственные служащие) принимает присягу перед императрицей Елизаветой Петровной. Кант писал прошение назначить его на должность в университете. Во время оккупации Кенигсберга русские солдаты приходили в университет слушать лекции Канта.
  3. Он ни разу не женился. Ходит легенда, что именно поэтому он и прожил очень долго.
  4. Абсолютно эмоционально туп к искусству. Не воспринимает музыку, живопись и скульптуру. Видимо, весь интеллект ушел совсем в другое.

 

Кант – очень крупная фигура, родоначальник 5-6 направлений в философии, многие политические учения развивались в духе Канта.

Сочинения. Написал много по разным отраслям, в том числе по естествознанию «основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «К вечному миру», «Метафизика нравов» (Больше всего Кант говорит о государстве и праве именно здесь; нам интересна часть 1 – метафизические начала учения о праве). К вопросам права обращается под конец жизни, право не было главным предметом его философского внимания[ЖА28] .

Кант завершает эпоху Просвещению, характерную верой в человеческие силы, человеческий разум, выражающую в возможности человека веру в будущее. Эпоха Реставрации, начало XIX века – эпоха пессимизма (открывает Шопенгауэр). Начинает Кант как представитель эпохи Просвещения, но потом начинает отрицать результаты эпохи просвещения. Испытал влияние от Руссо, Гоббса и Монтескье.

Гегель:

  1. Непонятные, сложные тексты.
  2. Он идет не от эмпирического восприятия. Он сначала строит схемы, а потом подводит под них всю реальность. Схемы его довольно умозрительны.

 

Кант:

1. По языку гораздо более внятный, понятный.

2. Кант – это цепочка формул, умозаключений. При чтении «Критики чистого разума» все нужно держаться в голове, все предпосылки. Абсолютно четкая логика прослеживается, огромная цепочка.

3. Кант пытается идти от эмпирического восприятия.

4. Кант – это фигура, которая завершает собой эпоху Просвещения. Переходная фигура. Сначала он яркий представитель Просвещения, потом развивается как личность, переживает это Просвещение и двигается дальше –к другим парадигмам мышления.

 

Просвещение – это вера в могущество человеческого разума. С помощью разума человек может постичь мир, общество может познать само себя. Поэтому создать общество всеобщей гармонии возможно.

 

Вот Кант радикально и ставит вопрос о границах человеческого разума. И делает вывод, что разум не всесилен.

 

Философия. У него было 2 периода: докритический (до начала 70-х) и критический; с начала 70-х пишет работы с названием критика. Докритический период: деист[ЖА29] , стоит на платформе эпохи Просвещения, интересы направлены на естествознание, философию природы – специальные работы о происхождении Вселенной, свои классификации животного мира, изучает историю человеческих рас.

С начала 70-х начинает критический период. Пишет 3 работы: «Критика чистого разума» (гносеология), «Критика практического разума» (этика, политика, право), «Критика способностей суждения» (эстетика).

Главная у Канта работа – «Критика чистого разума», это самая объемная, самая сложная, на базе этой работы возникли неокантианские школы. Начинает он с пересмотра интеллектуальной платформы эпохи Просвещения, говорит, что у познания есть границы. Он считает, что предмет познания распадается на феномены и ноумены. Феномены – явления, ноумены – вещи в себе. Феномены – эмпирические явления, которые человек моет установить с помощью чувств человека; тут действительно границ познания нет; тут изучаются явления природы, механизмы. Ноумены – непознаваемы, потому вещи существуют независимо от нашего восприятия и формы рассудочного мышления. Ноумен находятся в непостигаемом мире, где господствует свобода.  

Кант постулирует, что мироздание делится на мир, который можно познать, а есть тот, который никогда познать нельзя[ЖА30] . Человек относится к обоим мирам[ЖА31] , с одной стороны его можно познавать, но с другой стороны, человек иррационален и относится к миру ноуменов; созданные человеком все социальные явления тоже принадлежат к двум мирам: есть часть, которую можно познать, а есть часть, которая закрыта для человеческого познания и с этим надо мириться. Это трезвый взгляд на вещи, пришедший взамен оптимизму Просвещению.

Он субъективный идеалист: источником знания не может быть ни разум, ни опыт, источником знания являются априорные формы чувственности и рассудка[ЖА32] : пространство, время, количество, качество, причинность. У человека есть разум, у него есть априорные формы чувственности, через которые человек смотрит на мир. Кант говорит, что человек имеет дело не с миром вещей, а с априорными формами своего разума, поэтому наше представление о действительности всегда очень субъективно, человек видит мир опосредованно, опосредованность идет через человеческие априорные формы[ЖА33] . Пространство и время – необъективные явления, а то, как человек это воспринимает.

Еще одна черта философии Канта – агностицизм. Это – гносеологическая установка, согласно которой познать сущность вещей до конца невозможно.

Теория антиномии- наличие двух взаимоисключающих, но равнообоснованных суждений. Человеческая жизнь соткана из противоречий: жизнь и смерть как главное противоречие.

Еще одна черта – рационализм. Рационализм Канта – установить априорные принципы морали, права, государства. Чтобы познать реальные государство и право, нужно познать их идеальные основания, которые можно искать только в сознании человека. Это типичная рационалистическая установка.

Этика. Концепция человека. У Канта двойственное отношение к человеку: в человеке заложено природное зло, природа такова, что человек пытается злоупотребить свободой на зло другим; с другой стороны, человек – высшая ценность, ничего более высокого не было создано природой и богом. Это исходная посылка, сложившаяся под влиянием Руссо; человек – высшая ценность для самого себя, прежде всего его интересы определяют его поведение.

  1. Моральный закон – это свойство человеческого разума. У человека есть разум. В разуме есть естественный атрибут – представление человека о своей моральной природе, наличие морального разума.
  2. Моральный закон - это то, что делает человека человеком, выводит его из животного мира.

В зависимости от отношения к моральному закону (поступки): легальные – соответствуют закону, но мотивированы не законом, а чем-то другим – человек поступает так, потому что есть другие механизмы; моральные – совершаются ради выполнения морального закона, который ценен сам по себе. [ЖА34]

Кант также различает максимы и императивы человеческого поведения:

1. Максима – это субъективный принцип воления. Принцип, которым руководствуется отдельный человек.

2. Императив - это закон, объективный принцип воления, который устанавливается в коллективе, в обществе.

 Императивы – гипотетические (тот, исполнение которого связано с наличием определенных условий), категорические (тот, который должен исполняться независимо от условий).

Как формулируется категорический императив? Два определения:

  1. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
  2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству.

 

Кант – протестант. Протестантизм растворяет бога в философии, в бога не очень верит. Но считает, что люди должны верить в бога, потому что это сдерживающий фактор[ЖА35] . Выступает за отделение церкви от государства.

Этика и право имеют один источник – моральный закон, разумную природу человека.

  1. Этический закон регламентирует и внешнюю, и внутреннюю свободу человека.
  2. Юридический закон – частное следствие категорического императива. Он регулирует только внешнее поведение человека, он не контролирует его мысли.

Есть еще одна вещь, которая пронизывает этику и право – это свобода.

Пытается обосновать, что человек свободен по своей природе. Но, помимо этого, свобода (избыток) – деструктивна, поэтому ставит перед собой задачу: каким образом и какие условия должны быть, совместить свободу одного лица и свободу других лиц в обществе. Задача права – правильно определить границы человеческого произвола и свободы

Право. Это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

1. Право - это «совокупность условий». Что за условия?

           1) Государственно-организованное общество

           2) Наличие юстиции

           3) Равенство всех перед законом

           4) Гарантия собственности

Таким образом, Кант описывает буржуазное государство.

 

2. Произвол одного лица должен быть совместим с произволом другого лица.

Произвол - это проявление свободы. Это право, оно должно определить, как свобода одного лица будет соотноситься со свободой другого лица. Свобода, несомненно, должна быть, но он должна быть совместима со свободой других лиц.

 

3. Кант понимает право как равенство субъектов.

Право является равным для всех.

Если вспомним феодальное право, то здесь право неравное, здесь господствует право сильного, право сословное.

А Кант подразумевает буржуазное понимание права.

Право - это свобода и равенство здесь.

4 классификации права. 1: право прирожденное (от природы) и право приобретенное (устанавливается актом от власти / нормативно-правовой акт); 2: право в узком смысле (правомочие принуждать) и право в широком смысле [ЖА36] (справедливость – право без принуждения и право крайней необходимости – принуждение без права); 3: естественное право (покоится на априорных принципах) и положительное право (вытекает из воли законодателя, должно основываться на естественном); 4: частное (существует в естественном состоянии) и публичное (возникает в гражданском состоянии, уже после заключения общественного договора) право.

Естественное состояние. Жизнь без власти и закона противоречит высшим целям природы. Человек является в условиях естественной свободы сам себе судьей и судьей другого. И отсюда начинается война всех против всех. И поэтому естественное состояние должно неизбежно сменяться общественным договором и появлением государства.

Априорные формы разума заставляют человека учреждать государство. Сравнивает гражданское состояние и естественное и говорит, что в естественном состоянии зарождают идеи, которые приобретают значимость в гражданском состоянии (собственность, равенство), все это есть в виде априорных форм сознания; если бы этого не было, то в условия гражданского состояния не появилось бы.

Почему оказывается возможным переход от естественного состояния в гражданское?

Потому что у человека есть моральный закон. Человек – это моральное создание, атрибутом которого является моральный закон, категорический императив.

 

В человеческом сознании существует некий прообраз будущих правоотношений. И реальностью эти правоотношения становятся благодаря моральному закону. Именно так происходит переход от реального состояния в актуальное.

 

Гражданское состояние - это естественное нормальное проявление прогрессивного развития человечества

Государство[ЖА37] . Определяет как объединение множества людей подчиненных правовым законам. Что такое правовые законы? Законы, которые вырастают на основе категорического императива (проявления морального закона, который утверждает, что человек – всегда ценность). Государство ставит своей целью уважение личности (защита прав и свобод человека), человек становится целью, а не средством.

Характеристика: 1) природа – идея права (априорно присущая из-за морального закона); 2) в основе идея свободы; 3) государство – результат перехода к гражданскому состоянию; 4) общая воля имеет свою основу в разуме.

Государство и этика. Государство возникает для того, чтобы государство поддерживало в человеке моральное начало, моральный закон.

Государство - это неизбежное зло. Оно не только поддерживает сферу индивидуальной свободы человека, но и заставляет человека быть человеком в то время, когда сам человек хочет быть животным каждую минуту.

Разделение властей. Последовательный сторонник деления на законодательную, исполнительную и судебную (плюс системы сдержек и противовесов). Соединение властей – деспотизм. Законодательная власть принадлежит народу (народ – суверен), исполнительная власть принадлежит правителю, это поверенный государства (посредством назначений должностных лиц); судебная власть – на нее не мб влияния со стороны законодательной и исполнительной, правосудие только судом осуществляется (исполнительная власть назначает судей). Значение – гарантия существования свободы и подчиняет категорическому императиву. Говорит, что должно быть обеспечено единство властей (три власти представляют собой выражение соединенной воли народа).

Граждане. Граждане – члены согласованной воли всех. Кант стоит на проборжуазных позиция того времени, гражданин основывается на том законе, на который дает свое согласие (ибо свобода). Гражданин за гражданское равенство (партнерские отношения с государством), гражданскую самостоятельность (предстает в гражданских отношениях самостоятельно, если не может голосовать, то несамостоятелен). Способность голосовать делит граждан на активный (способны) и пассивных (не способны, не имеют права). Различает граждан и людей. Если граждане имеют иерархию в обществе, то люди равны.



2020-03-19 226 Обсуждений (0)
Классическая немецкая философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая немецкая философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)