Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовая мысль в России



2020-03-19 289 Обсуждений (0)
Политико-правовая мысль в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные этапы политико-правовой мысли

Общая характеристика

Во-первых, локальность. Почти ни на кого российская политико-правовая мысль не повлияла (за исключением Бакунина, Кропоткина, Ленина, Троцкого, Петражицкого). В российском сознании есть комплекс неполноценности перед западно-европейскими государствами; российские мыслители не привлекают западно-европейских ученых, они ими не интересуются. В сфере искусства российское влияние гораздо больше (Достоевский, Чехов, Толстой). При этом русская политико-правовая мысль имеет ряд очень серьезных источников, она очень оригинальна. Многое зависит от того, где мыслители пишут свои работы. М.М. Ковалевский после обвинений в либерализме уехал в Европу, писал работы на французском, издавался там, был знаменит.

Основные этапы

XI - XVI века. Зарождение политико-правовой мыли. Характеризуется синкритизмом правовой мысли. Религиозный и нравственный характер. Источники того периода – это источники религиозной, политико-правовой и иной мысли.

XVII - XVIII века. Влияние реформ Петра I, который пытается приблизить Россию к Европе. Интенсивное влияние со стороны Европы, многие идеи адаптируются у нас. Русская политико-правовая мысль носит ученический характер (достаточно примитивно: слабый понятийный аппарат, нестройный язык). Гегеля наша политико-правовая мысль перерабатывала 120 лет, было неадекватное восприятие Канта и других мыслителей. Происходит секуляризация философской и политико-правовой мысли. Возникает светское образование (учреждение Академии наук и МГУ). Образование ставилось немцами, вводились немецкие системы образования. С конца 18 возникает юридическая наука.

XIX -н. XX . Появляются специализированные источники, которые обладают самостоятельностью. Зрелая отечественная юридическая наука появляется в 60-е 19 века, до этого тоже ученическая мысль (компиляция иностранных источников, переводы иностранных произведений). Источники стали способны конкурировать с лучшими европейскими образцами, но об этих выдающихся работах не знают там, им неинтересно. Европейская наука отличается гомогенностью, русская наука (русские авторы-обществоведы) характеризуется раздвоенностью. Русскому автору свойственно говорить с придыханием о европейских звездах, предполагали, что там настоящая наука, а у нас лишь ученичество. В этот период происходит свободный контакт с зарубежными государствами, поэтому политико-правовая мысль развивалась синхронно – что возникало в Европе (позитивизм, социология, марксизм, ницшеанство), приходило и в Россию. Первый перевод на иностранный язык «Капитала» Маркса – перевод на русский язык. В 19 веке очень много переводов – Конт, Милль и прочее.

Русское зарубежье. После революции из России многие авторы эмигрировали, писали зарубежом и достигали апогея там. Поскольку многие были антисоветского характера, их прочитать можно было только в спецхране.

1917-1991. Советский период. Характеризуется советизацией. С одной стороны дореволюционная политико-правовая мысль объявлялась буржуазной и враждебной, с другой стороны советская наука опиралась на обществоведческие достижение царских авторов. С течением времени в эпоху НЭПа пришлось восстанавливать упраздненные юридические факультеты, пришло понимание того, что нужны свои кодексы, свои законы, пришлось обращаться к дореволюционным юристам, чтобы они создавали новое законодательство и новую юридическую науку. С.Ф. Кечекьян – бывший меньшевик, очень квалифицированный специалист. Многие учебники по ТГП, написанные такими авторами, которые заканчивали еще царские университеты, основаны на дореволюционной догматике, они очень сильные. Более того, нынешние учебники воспроизводят ту догматику, что писали русские юристы, которые в свою очередь основывались на немецких авторах. Советская наука и советские авторы довольно добротны, пишут достаточно разумно. В советский период политико-правовая мысль все равно остается локальной даже после оккупации Европы, даже несмотря на влияние на Китай. Все, что написано в российской науке по странам народной демократии (ГДР, Польша и прочее) ушло в лету.

1991- настоящее время. Юридическая наука (отраслевая) чувствует себя неплохо, а общая теория права, социология права и философия права испытывают проблемы. Этот период характеризуется крахом советского периода, отсюда идет «расползание» по разным школам. Если брать общую теорию права, то остается догматическое направление, есть философия права, есть социология права. По мнению Жукова, юридическая мысль продолжает страдать изоляционизмом (железный занавес пал, а шоры остались), но справедливости ради, стоит сказать, что немцы, англичане и французы тоже этим страдают – пишут, опираясь на собственных авторов. Отраслевая юридическая наука просто вынуждена опираться на свой аппарат понятийный, ей и приходится опираться на своих авторов. Общая теория права, социология права и философия права характеризуются тем, что многие авторы пытаются придумать что-то свое, отказаться от старого, но результата нет (высосанные из пальца конструкции). Многие учебники по общей ТГП – монографии отдельных авторов, которые пытаются показать свою значимость.

XI - XVIII века

Общая характеристика. Формировалась параллельно с этапами появления государства. Формируется национальное правосознание, русский народ осознает себя как нацию, которая должна существовать самостоятельно. Тут формируется имперское правосознание (империя способна оказывать влияние на другие народы политически, культурно, религиозно), которое живо до сих пор (гражданин великой страны, которая обязана играть роль в мировой истории). В это время формируются элементы пассивности и созерцательности в русском правосознание. Возникает, формируется «учение о казнях божиях»: природные и социальные катаклизмы воспринимаются как наказание за грехи. После татаро-монгольского нашествия укрепляется пассивность, формируется покорность, существующие до сих пор. В этом смысле православие легло на плодотворную почву. Стоит отметить институт юродства. Юродивый – не здоров психически, проблемы со здоровьем, не от мира сего, сидит на паперти – вот идеал русского человека. В Пушкинском «Борисе Годунове» и поставленной по нему опере Мусоргского есть две крайние точки – цареубийца Годунов и юродивый, моральная правота была на стороне юродивого, голосом которого говорит сам бог. «Сказание о невидимом граде Китиже» Римского-Корсакова: русские молятся, чтобы град стал невидимым, и татары прошли мимо; готовы молиться, чтобы не воевать. В.П. Боткинописывал жизнь в Лондоне в письмах: его удивляло презрительное отношение к нищим (для русского человека нормально подать милостыню, проявление культа юродства).

Период XI -сер. XII . Киевская Русь. Феодальная монархия. «Слово о законе и благодати»: можно найти проявление русского национального правосознания. Русские обязаны иметь свое государство, сильное и централизованное. Есть дихотомия закона и благодати, которая идет через всю политико-правовую мысль. Русский человек выбирает божью благодать, а не закон: важнее не право комфортное создать, а найти царство божье, спасти свою душу. «Повесть временных лет»: изложение норманнской теории; крайне скудные сведения. Норманнская теория – общепризнанная для русских авторов, но в советский период была объявлена лженаучной (по политическим причинам). Но сведения, которые там даны, очень скудные, делать на основании них какие-то выводы – очень сложно.

Вторая половина 12 – середина 14 веков. Феодальная раздробленность. «Слово о полку Игореве»: древнерусский эпос (литературная форма, которая отражает ключевые этапы развития народа) – произведение, написанное накануне татаро-монгольского нашествия, пронизано идеей объединения.

Вторая половина 14 – первая половина 16 веков. Образование централизованного русского государства. Во-первых, тема борьбы с татаро-монгольским игом: «Слово о погибиле русской земле», «сказание о Куликовской битве», «Задонщина». Татаро-монгольское нашествие воспринимается как национальная трагедия, потеря независимость, понимание этого и стремление образовать собственную государственность. Во-вторых, дискуссия нестяжателей и иосфилян. Это внутрирелигиозная дискуссия, которая имела политический характер. Русская православная церковь и русское государство – единый организм, разделить это невозможно. Нестяжатели – клир, которые считали, что нужно освободиться от лишних земель, церковных крестьян, очиститься и приблизиться к идеалу ранних общин (Нил Сорский, Максим Грек, Сергий Радонежский). Иосифляне (от Иосиф Волоцкого, который сначала конфликтовал с властью княжеской, потом стал поддерживать) считали, что церковь должна богатеть и укрепляться, в чем-то даже контролировать великого князя. Эта дискуссия заканчивается укреплением государственной власти. В-третьих, великодержавие русского государства – концепция «Москва – третий Рим» (старей Филафей) – обоснование идеи, что Москва – тот же Рим (Рим, Византия, Москва). В-четвертых, возникновение юридических движений (ереси – отступление от господствующего вероучения, конфессии), которые носили анти-княжеских, антикрепостнический, анархический характер, сопротивление централизации и усилению государства.

Середина 16-середина 17 веков. Сословно-представительная монархия. Борьба между централизацией и оставлением того, как ест. За сословную монархию – Курпский, Пересветов. Идея – ограничить великокняжескую власть, ввести суд в законные рамки движение за права дворянства, боярства. На другом полюсу – Иван Грозный, идеи которого в том, что царь – помазанник божий, что он не отвечает и перед кем, плохой царь – наказание, терпеть нужно любого монарха.

Вторая половина 17 века. Большая тема – Церковный раскол (1653 год). Это важная веха, у нас не было Реформации, но был Раскол. Московское государство ощущает в себе достаточно силы, чтобы проводить активную внешнюю политику. Алексей Михайлович решил унифицировать русское православие, но обрядово во многом не отвечало канонам. Политические силы: русское самодержавие (мотивы обрядовой реформы: русское государство должно восприниматься как современное, чтобы можно было стать центром православного мира, потом пойти на Константинополь и освободить его от турок, освободить православные святыни – эта идея была до 1914 года, где-то жива до сих пор), патриарх Никон, которому поручили (хотел стать одним из вселенских патриархом, хотел подчинить себе таким образом царя, укрепить позиции РПЦ), староверы (не захотели принимать обрядовую сторону, которую им навязывали в ходе реформы; многие зацепились за старые обряды). Раскол – не церковный, а раскол в российском обществе. Почему староверы отказались? Они считали, что уже созрели, чтобы стать образцом для запада, негоже смотреть на греков, проявление идеи империи, консерватизма (силы инерции русской культуры, которая уже сформировалась) и антизападничества. Также в это время формируется абсолютистская теория (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, Ордин-Нащокин). Юрий Крижанич, православный хорват, написал первый теоретический источник - «Политику», решил, что хочет служить российскому государству, но довольно быстро был обвинен в измене, отправлен в Сибирь.

Первая половина 18 века. Эпоха Петра I. Идеология реформ Петра имела 3 направления: 1) западничество: Петр пытался приблизить Россию к Европе, но типично варварскими и деспотическими методами, это типичный восточный деспот; 2) идеология абсолютизма имперского государства: принял титул императора, борьба за расширение границ; 3) соотношение государства и церкви, ликвидация поста патриарха. И.Т. Посошков, В.Н. Татищев.

Вторая половина 18 века. Правление Екатерины II. После смерти Петра – дворцовые перевороты (борьба аристократии за права). Эпоха Екатерины – Просвещенный абсолютизм (но отличался от европейского, который был характерен для монархов, которые пытались прикрыть просвещенностью свои ограничения в ходе борьбы аристократии за свои права). Но в России другое положение – для Екатерины аристократы – те же холопы. В ее эпоху отказались от обязательного служения аристократии русскому монархию. Дворянство освобождается от службы и сосредотачивается на своих поместьях, укрепляется крепостничество (раньше было понятно, что аристократ служит царю, а крепостной служит аристократу, но это пропало – это воспринимается как глубочайшая несправедливость). В этот период – консервативное дворянство (Щербатов), в начале 19 века возникает русский консерватизм. Из-за Табели о рангах многие не дворяне идут служить. Появляется либеральное дворянство (братья Панины, Безбородко), которое боролось за свои права. Когда Екатерина всходила на трон, ей предлагали подписать подобие Конституции, которая ограничила бы власть монарха перед родовой аристократией. В Европе был класс буржуазии, который ограничивал монархию. У нас такого не было. Тема крепостного права выходит на 1 план, это экономический вопрос – постоянные дискуссии. Крепостное право себя изжило и неэффективно, но отменять нельзя, потому что крестьяне не готовы, и реформа постоянно отодвигалась. Помимо либерального дворянства были еще просветители – Козельсий, Десницкий, НовикОв, Фонвизин Д.И.. Истоки русского интеллигенции, занимались публицистикой, наукой. Основная проблематика – проблема гражданских прав, но очень скромно, только полунамеками; а также проблема крепостного права – гораздо решительнее говорят об отмене крепостного права. Тут выделяется Десницкий, который пытается писать теоретические вещи; специфика в том, что обучался в Лондоне, поэтому во многом воспитан на английских идеях (противник общественного договора).

А.Н. Радищев (1749-1802)

Из дворянской семьи, закончил пажеский корпус. Учился в Германии, почти напрочь забыл русский язык. Вернулся в Россию, работал в Сенате, потом был аудитором, возглавлял Петербургскую таможню. Чиновник средней руки. В 1775 году ушел в отставку, купил печатный станов и печатает «Путешествие из Петербурга в Москву», становится «бунтовщиком хуже Пугачева», арест, смертная казнь, замененная на вечно поселение в Сибирь. Благодаря заступничеству Воронцова неплохо устраивается там, получает книги, занимается наукой. При Павле I вернулся в Петербург, попал в комиссию составления законов. Опять высказывает вольнолюбивые мысли, пугается новой опалы и кончает жизнь самоубийством.

Сочинения. Написал немного, но это веха в русском освободительном движении (борьба за права крестьян, против монархизма). Присутствует во всех курсах философии, для нашей духовной истории – крупная фигура как для либералов, консерваторов и революционеров. В статье «К 100-летию Герцена» Ленин пишет, что именно с Радищева начинается революционное движение. По критериям Жукова (количество, качество, степень влияния) не очень много. «Ода вольности»: симпатия к английской революции. «Путешествие из Петербурга в Москву» - самая известная и главная работа. Она составлена из очерков, написанных в разное время. До 1905 года все сочинения Радищева находились под запретом. «Путешествие…» - публицистика, но не теоретическое сочинение; при чтении возникает ощущение, что в этой стране невозможно нормально жить, все душит, все плохо, безнадежность и тоска. Чиновники Екатерины восприняли это как проявление бунта, но там никаких призывов к революции. Основной «пафос» - боль за крестьянство. Именно с Радищева, по мнению Бердяева, начинается русская интеллигенция (боль за русского крестьянина лежит в истоках интеллигенции). Россия того времени – крестьянская страна, а крестьянам жить там невозможно.

Философия. Теизм, пантеизм, отчасти материализм. Рационализм, вера в разум (отголоски эпохи Просвещения). Не был теоретиком государства и права, пишет об этом между прочим. Сторонник теории естественного права и общественного договора. Много писали о революционных взглядах Радищева, но это не так, там нет речи о революции. Обвиняет в плачевном положении крестьян помещиков – «пиявицы кровожадные», самодержавие и монархию под сомнения не ставит, он предостерегает помещиков от Пугачевского бунта. Христианский мыслитель.

Крепостное право. Противник, требует отмены крепостного права. Но нет конкретики в сроках, просто призывает отменить это зло – про сроки опасно.

Первая половина XIX века

Общая характеристика. Кризис существовавшей системы крепостного права все понимают, что оно устарело. В Европе уже нет. Патриотический подъем в 1812 года: главный в стране – русский крестьянин (русская армия из них состояло) защитил Россию и выгнал Наполеона. В ходе войны все были единым целом, потом опять гнет – несправедливо, это поняло дворянство. В эту эпоху появляются оригинальные зрелые сочинения в политико-правовой мысли (Чаадаев, славянофилы), где проявляется русское самосозание, пытаются понять, что такое дворянство, крестьяне как сословия, каково место России в Европе и прочее.

Н.М. Карамзин (1766-1826)

Принадлежал к старинному дворянскому роду. Служил в армии, но быстро ушел в отставку, начал путешествовать, по итогам составляет «Письма русского путешественника», что делает его поборником русского просвещения, понимает, что надо Россию просвещать. Пишет повесть «Бедная Лиза», у героини которой была несчастная любовь и она кинулась в пруд; это спровоцировало волну самоубийств у русских дворянок. Пишет исторический работы, потом становится официальным историографом Российской империи благодаря Александру I, пишет свой 12-ти томник (до Смутного времени). Довольно близко общается с императором Александром I, который по молодости лет увлекался идеями конституционализма. Карамзин пытался привить императору консервативные взгляды, сдерживает пыл молодого царя. Карамзин – основатель современного русского языка. Пишет так, как пишут сейчас; пишет на французский манер. Пушкинский слог – после Карамзина.

Сочинения. «Письма русского путешественника», «История государства Российского», «Записка о древней и новой России» (1811). «Записка…» адресована императору, там проявляются его взгляды русского образованного консерватора. Сейчас русский консерватизм негласно является современной идеологией, потому что после падения СССР пропала марксистская идеология, либеральная идеология не прижилась (нет предпосылок – рынок и класса буржуа), а вакуум заполнить надо. Что такое русский консерватор? Это сторонник монархизма, сословного строя, православия, домостроя, империалист, ксенофоб (антисемит). Встает вопрос, что взять из русского консерватизма XIX века? Жуков полагает, что нужно взять патриотизм империализм, рост влияния РПЦ (но это опасно, поскольку сейчас нельзя забывать про исламские республики – Татарстан, Дагестан и прочие).

Идеология. Идеи Просвещения: вера в разум, в науку, нужно просвещать народ, это поможет изменить общество.

Концепция русской истории. Историк, который выстроил свою концепцию. Его история – история, написанная русским консерватором. Самодержавие – стержень русской истории. Русское государство развивалось через стремление образовать самодержавие. При самодержавии российское государство было благополучным, при усилении идей децентрализации начинались кризисы. Отношение к норманнской теории: приглашение варягов – проявление воли славянский племен создать единое самодержавное государство. Борьба с монголо-татарским игом потребовал установления самодержавия, сбросить его удалось благодаря самодержавию. Из Смутного времени выйти удалось благодаря самодержавию – избрание Михаила царем – тоже воля на самодержавие. Осуждал дворцовые перевороты.

Политический идеал. Просвещенный абсолютизм. Самодержавие – оплот российского государства. Против ограничения самодержавия. Введение принципа ЗИС – ослабление власти. Важнейшее средство против злоупотреблений власти – изменение народа, нужно изменить сознание общества, тогда и будут изменения. Монархия должна быть просвещенная, образцы – европейские. Ближе всех к идеалу стоит – Екатерина II, дальше всех – Павел I. Карамзин очень резко критикует Ивана Грозного (как и все русские историки), потому что он в значительной степени больной человек, который подрывал истоки русской аристократии.

Консерватизм. Негативное отношение к ВФР: демократическая революция привела к диктатуре и террору.  Негативно относится к преобразованиям Петра I; хотя признает, что ощущалась отсталость от Европы, преобразования объективно требовались, но насильственное внедрение западных институтов было вредно для русской жизни – для крестьян и дворянства. Следствием реформ Петра стало то, что русское общество поделено на классы дворян и крестьян, культурно разные классы. Русские крестьяне после реформ стали воспринимать дворян как чужестранцев, возникла патологическая ненависть к дворянам, как к захватившим власть. Зверства Гражданской войны идут отсюда. Реформа Петра негативна тем, что ослабила позиции РПЦ, что ведет к безрелигиозности русского крестьянства.

Отношение к реформам. Александр I до 1812 года – либерал, прост Сперанского предлагать проекты и проводить реформы. Карамзин негативно относится к реформам. Суть доводов против либеральных преобразований: русское общество не готово к переменам. При изменении внешних условий, сознание осталось прежним, образование осталось невостребованным – обучать некого (создали университеты, пригласили преподавателей, а некого учить). Административная реформа возможна, но не дб радикализма, нововведения дб в сложившейся традиции. Карамзин ориентирует на то, что нужно не новые пути искать, а людей, которые стали бы нормальными управленцами (не найти 50 человек, который смогли бы стать нормальными губернаторами) – качество человеческого материала определяет качество государства. По мнению, Жукова идеи Карамзина очень современны относительно качества человеческого материала. Меры повышения эффективности госаппарата – ужесточение наказания – страх одно из средств. Опора русской монархии – духовенство и дворянство. Во всех преобразованиях надо опираться на них. Родовитое дворянство нужно использовать при формировании аппарата; присутствие простолюдина будет оскорблять дворянина. Карамзин выступает в целом за усиление РПЦ, но не предлагает восстановить пост патриарха.

Отношение к крепостному праву. Оно коренится в российской истории. В рабство попадали либо преступники, либо иностранцы, либо те, кто нанимал землю за деньги, а потом не мог расплатиться. Русские крестьяне не были собственниками земли никогда, собственниками были дворяне. Дворяне – законные собственники крестьян, должна быть воля собственников на их освобождение. Освобождение приведет к краху земледелия, потому что крестьяне не смогут заниматься земледелием без помещиков; начнутся массовые беспорядки.

Систематизация российского законодательства. Отмечает, что нужно опираться на собственные традиции (но они сомнительны, наши СУ – заимствование иностранного опыты). Адаптация иностранного опыта на русскую почву.

Внешняя политика. Расширение территории России. Польский вопрос решал так: не нужно освобождать Польшу.

М.М. Сперанский (1772-1839)

Выдающийся государственный деятель. Сын сельского священника Михайло, не было даже фамилии. Фамилию он подобрал себе позднее – от латинского sperane. Закончил духовную семинарию. Был домашним секретаре, начал карьеру чиновника, попал в аппарат МВД к князю Кочубею, потом дошел до Александра I. Человек выдающихся способностей. Сперанский постоянно в обществе Александра I, предлагает ему разные либеральные проекты. Создан Государственный Совет. Раздражал родовую аристократию, в 1812 году из-за интриг был обвинен в государственной изменен, был сослан в Пермь, в 1814 году возвращается в имение в Новгороде, в 1816 году просится занять хоть какую-то должность, становится Пензенским губернатором. С 1826 года стал председателем 2 Канцелярии его императорского величества. Под его руководством готовятся….

Сочинения. Это все записки. «О коренных законах государства», «Введение к Уложению государственных законов».

Взгляды Сперанского (до 1812 года, пока еще либерал при Александре I , эти взгляды высказывал царю). Оценка России. Россия – страна рабов, нет свободных людей (рабы помещичьи и рабы государевы). История Россия – движение к свободе (Алексей Михайлович стремился, Петр I), пытался сказать, что уже пора претворять идею свободы в жизнь. Различает рабство и свободу политические и гражданские. Политическая свобода – участие в законодательной и исполнительной власти. Гражданская свобода – независимость классов друг от друга. Сперанский говорит, что есть страны с политической свободой, но нет стран с гражданской свободой. Утверждает, что сам народ должен захотеть политической свободы и проявить ее. Народ нужно освобождать до его просвещения, потому что просвещение не может быть условием освобождения.

Государство и правительство. Сторонник теории общественного договора. Правительство -часть государства, цель – охрана граждан, имущества и чести. Предел власти государства – права гражданских лиц и разделение властей. Формы государства: с деспотическим правлением, где правитель не имеет четких правил и правление, где монарх ограничен.

Структуру государственного устройства. Государственный совет с императором во главе, двухпалатная Госдума (верхняя – дворянство, нижняя – дворянство и представители народа), на местах областная, окружная и губернская дума, вышестоящая – из депутатов нижестоящих. Собирается ежегодно по коренному закону, срок действия – по количеству дел. Компетенция госудмы – законодательная, все законы должны приниматься с ней. Во главе судебной власти – Сенат, на местах – волостной суд, окружной, губернский. Исполнительная власть – министерства.

Разделение властей. Сторонник. Вид властей: законодательная, исполнительная, судебная. Сторонник идеи народного суверенитета. Парламент берет своим источником – народ.

Подданные и их права. В России подданные делятся на 3 класса по наличию прав: 1) дворянство – не имеет политических прав, но имеет гражданские, разделяет с державной властью право обладать крепостными; 2) купцы, мещане, государственные крестьяне – нет политических прав, но ест гражданские; 3) крепостные крестьяне – нет ни политических, ни гражданских прав. Реорганизация сословий. Гражданские права делятся на 2 рода: общие – всем подданным (нет наказания без суда, нет личной службы кроме как по закону, а не по произволу другого, свободное распоряжение собственности, нет лишения собственности без суда, нет вещественной службы иначе как по закону или по условиям) и особенные – отдельным сословиям (право быть изъятым от общей очередной службы, но не быть свободным от службы вообще, имеет право приобретать недвижимую собственность, населенную крестьянами). Политические права: участие в законодательной, судной и исполнительной властях. Распределение по классам: гражданские общие – всем подданным, гражданские особенные – всем, кто своим образом жизни и воспитанием будет к ним приготовленным. Права политические – тем, кто имеет собственность. В соответствии с этим выделят 3 сословия: 1) дворянство – все политические права (при соблюдении имущественного ценза) и гражданские права; 2) люди среднего состояния (поселяне – крестьяне, у которых есть своя земля, мещане, купцы) – все гражданские общие, но не имеют особенных, все политические при соблюдении имущественного ценза; 3) народ рабочий (домашние слуги, мастеровые, крепостные_ - имеют общие гражданские права, но не имеют политические права.

Классификация законов. Государственные, гражданские, уголовные. Режим законности дб введен на основе коренных (конституционных) законов. Связывает режим законности со свободой. Отмечает, что законы дб соответствовать нравам народов, укладу жизни.

Крепостное право. Оно противоречит требованию разума, должно уйти, это временное состояние. Предлагает отмену в 2 этапа: 1) ограничить число повинности, из личной крепости перейти к крепости к земле (личное освобождение крестьян); 2) возродить древнее право переходить крестьян от одного помещика к другому (предполагается, что сохраняется помещичье землевладение – значит, этот проект Сперанского по максимуму учитывает интересы помещиков).

Декабристы

Тема довольно известная, одна из ключевых для нашей истории. В 1816 году организуется Союз спасения, куда входят молодые офицеры, 1818 Союз благоденствия. В 1821 году – Южное (Пестель, Украина) и Северное общества (Муравьев, Петербург). В ноябре 1825 года умирает Александр I, кому занять престол, Константин отказался (многие ему присягнули, но выясняется, что уже давно решено, что он не должен быть монархом), становится Николай. 14 декабря – вооруженное восстание декабристов, которое потерпело поражение. 29 декабря – восстание черниговского полка. К следствию и суду – в районе 600 человек. Верховный уголовный суд вынес приговор в отношении 121 человека, 5 человек – четвертовать (руководители восстания, но их в итоге повесели), 21 – отсечь головы (но смягчили), всех остальных – сослали в Сибирь. На самом деле, это очень мягкий приговор для восстания на Сенатской площади (военный путч настоящий, а повешено всего 5 человек; для справки – после покушения на Ленина был объявлен красный террор + маховик репрессий в Сталинские годы).

Причины появления движения. 1) Кризис феодальной крепостнической системы, отсталость России, которая чувствовалась; нужно было решать назревшие проблемы. На тот момент в Европе не было крепостного права (более того, в таком рабском виде и не было крепостничества). 2) Также сыграла роль либеральной политики первого периода царствования Александра I, который обещал Конституцию, отмены крепостного права. Сыграли роль война 1812 года (патриотический подъем) и зарубежные походы 1813-1814, они показали отсталость России. Также причиной стал рост самосознания дворян. Русские дворяне и европейские – разные совсем; европейские дворяне всегда боролись за свои права с монархом. Русский дворянин первой четверти XIX века считал себя холопом, такое осознание было даже у высокопоставленного дворянина. После европейских походов русское дворянство не хочет быть таким больше. Причиной можно также назвать эпоху Дворцовых переворотов: в истории был пример, когда оружием сменяли царей. Еще одна причина – масонство; масонские ложи крайне популярны с 18 века; все более-менее значимые лица принадлежали к масонам. Все декабристы тоже были масонами. Трудно было понять власти, что это за общества, которые создали руководители декабристов: они создавались в том числе как масонские ложи, а в итоге стали местом организации будущего восстания.

Идейные истоки. Конституционные идеи Дворцовый переворотов. Акты буржуазных революций (ВФР, Американская конституция)

Основные черты. 1) антифеодолизм: ликвидация абсолютизма, отмена крепостного права, ликвидация сословного строя. 2) буржуазный демократизм: введение непосредственной представительной демократии; провозглашение равенства всех перед законом; провозглашение прав и свобод граждан. В целом их программа – качественный скачок в русскому политическом сознании. Это развернутая программа буржуазных революций в Европе. Ничего подобного до декабристов в России не было. Проект конституционной монархии Сперанского – очень умеренный проект (сохранение сословного строя, изменение крепостного права). Программа декабристов – прорыв, после них в буржуазном смысле двигаться уже больше было некуда. Даже кадеты позднее предлагали более умеренные проекты.

П.И. Пестель (1793-1826)

Дворянин, военный, участник войны 1812. Глава Южного общества.

Сочинения. Главное – «Русская правда» (проект конституции) + показания на следствии. В «Русской правде» начинал с рассуждений об обязанностях. Виды: налагаемые богом (из них духовные законы); 2) налагаемые законами природы (из них – естественные законы); налагаемые государством (государственные законы). Рассматривает государство, правительство и народ. Состав государства: правительство и народ. Смотрит на государство через теорию обещственного договора: народ обязался повиноваться, а государство обязалось поддерживать благополучие и безопасность. Главная цель правительства – благо народа.

Мировоззрение. Деист, сторонник теории общественного договора и естественного права.

Революция. Все декабристы – радикалы. Но назвать восстание на Сенатской площади революцией нельзя. В России не было класса, которое могло бы ограничить самодержавие, кучка дворян не смогла бы ее ограничить, не хватило политических сил. Восстание декабристов называют революцией, это справедливо, если говорить об их программе, которая носила радикальный характер. По Пестелю, общество страдает не от революции, а от их отсутствия. Это радикальный способ прекратить злоупотребления власти. Пестель предлагал совершить вооруженное восстание с опорой на армию, провозгласить республику, создать временное правление на 10-15 лет.

Права и свободы граждан. Пестель предлагает все то, что предлагала ВФР. Призывает к отмене сословий, отмене крепостного права (что решается в пользу помещиков, но все же предлагает освободить крестьян с землей, которая выкупается у дворян; освобождение крестьян не должно повлиять на доходы от поместья). Пестель далек от крестьянского вопроса, смотрит как буржуа. Провозглашение личных и политических свобод.

Земля. Земля – собственность общего рода. Каждый должен обладать хоть клочком земли. Часть принадлежит государству, а часть – людям.

Формы правления. Сторонник парламентской республики. Предлагает Народное Вече (одна палата, 500 депутатов, на 5 лет, каждый год 1/5 заменяется новыми представителями; возможно повторное избрание, есть перерывы между сессиями), которое обладает полнотой законодательной власти, объявляет войну и мир, не может быть распущено никем. Не предлагает прямое избрание в Народное Вече – многоступенчатая система. Исполнительная власть принадлежит Думе, состоит из 5 человек. Верховный Собор – блюстительная власть, нужен, чтобы вносить стабильной во взаимодействии Народного Вече и Думы. Он рассматривает законы на предмет законности и утверждает их.

Формы государственного устройства. Считает, что для многонациональной России нужна унитарная система.

Законы. Должны соответствовать божественному и естественному закону. Под божественными законами понимает православие.

Н.М. Муравьев (1796-1853)

Военный, дворянин, участник войны 1812 года.

Сочинения. Проекты Конституции (3), показания на следствии.

Философия. Деист, сторонник теории народного суверенитета.

Основные идеи. Критикует самодержавие, как противоречащее православию и здравому смыслу. Провозглашение личных и политических свобод.

Отмена крепостного права. Еще больше в пользу помещиков. Земли после отмены крепостного права остаются во владении помещиков. Они решают в пользу помещиков, но помещика не нужна республика, им хорошо с монархией.

Форма государственного устройства. Федерация

Органы. Двухпалатный парламент Народное Вече: верховная дума и палата народных представителей. У Парламента законодательная власть, закон подписывает император, у



2020-03-19 289 Обсуждений (0)
Политико-правовая мысль в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовая мысль в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)