Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы. Немецкая философия. Европейский консерватизм.



2020-03-19 237 Обсуждений (0)
Основы. Немецкая философия. Европейский консерватизм. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философские взгляды. идея соборности (духовное, организационное единство), которое противопоставляет протестантизму (слишком много индивидуализма) и католицизму (отнимает свободу).

Философия история. Выдвигает теорию иранства и кушитства. Это чисто гипотетические термины. Все разнообразие вероисповеданий – результат смешения иранства и кушитство. Иранство признает бога всемогущего, способного творить мир из ничего. Кушитство отождествляет природу и бога, низводя бога до природных явлений, это лишь безличные силы природы, где работают причинно-следственные связи (встречается в буддизме, греческом язычестве, протестантизме и католицизме). То есть, духовность противостоит бездуховности. Также говорит о конфликте германских и славянских племен. Все нации – результат смешения этих народов. Германцы – в них господствует кушитское начало, культ силы, у них личная гордость, стремление навязать свою культуру. Славяне -носители иранства, миролюивы, терпимы к другим народам, восприняли чистое христианство от Византии.

Роль русского народа в истории. Русский народ вправе требовать уважительного отношения. Уникальная природа предполагает свой, незападный путь развития. Русский народ – хранитель подлинного христианства.

Древняя Русь как социальный идеал. Это фантазия в чистом виде, но есть о чем подумать. Общинное начало. Община скрепляла русский быт принципом коллективизма и взаимопомощи. Еще одна черта – анархизм, исконно русская традиция – переложить бремя управления на призванных варяг. Третья черта – религиозность. Древняя Русь – святая, потому что обращена к вере Христовой

Отношение к политике европеизации. Критикует эту политику. Запад не может быть ориентиром, это оплот кушитсва. Западные народы боятся и ненавидят Россию, только ее силы заставляет считаться с ней. Критикует Петра I, считает коренной ошибкой преодолеть отсталость путем подражания Западу. Результат – формирование у дворян презрение ко всему русскому. Европеизация посеяла идею, что механическое перенесение может помочь развитию России.

Будущее России. Нужно возрождать домонгольскую Русь, можно брать у запада лучшее, но нужно перерабатывать. В России – самодержавие над крепким православным государством. У России есть миссия – сохранить веру Христа, нужно показать пример всему миру в движении к царству божием.

И.С. Киреевский (1806-1856)

Публицист, дворянин. Начинал как западник, но стал славянофилом. Учредитель журнала «Европеец», но Николай I отвадил его от идей западничества, сослав его в деревню, переквалифицировался в славянофилы. Поначалу был неизвестен, приобретает статус во второй половине в XIX веке. Уступает во многом Хомякову, хотя и считается важной фигурой в славянофильстве. Хомяков опирался на факты истории, а Киреевский просто фантазирует, создает концепции.

Сочинения. «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России».

Основные идеи. Ставит те же вопросы, что и Хомяков, но более резко. Занимается больше политической демагогией, рассуждает без привязки к истории. Запад противоположен России во всех сферах жизни. древняя Русь тоже выступает социальным идеалом (общинный быт, православная эра). Домонгольская Русь, по его мнению, стояла выше Запада. Древняя Русь – не результат завоевания, а добровольный союз общин под началом великого князя, благодаря чему удалось уйти от сильных сословных противоречий (но это фантазия, никакой гармонии русского крестьянина и власти). Но что такое Запад? Мы не знаем, это известно только самому жителю Запада. Русские эмигранты узнали запад изнутри, они стали воспринимать его иначе, стаи апологетами русского православия.

Противопоставление России и Запада. Киреевский пытается противопоставить Россию и Запад по всем пунктам. Католичество и протестантизм приняли характер рассудочности, превратились в философию. Православие сохранило свой дух. На Западе церковь срослась с государством, в России они оказывали друг другу поддержку, но не срастались. Для русского общества каждый переворот – трагедия, нарушение гармонии (Жуков считает, что это ерунда, русская история – история бунтов и переворотов). Западная юриспруденция – следствие рационализма, формализм римского права, а древнерусское право вырастало из жизни, содержало правду и справедливость (опять ерунда – никакой там гармонии и внутренней правды). На Западе право собственности на землю господствует, что способствует индивидуализму, а в России право собственности носило всегда случайный характер. В Европе возникает светская культура, там не все сферы жизни проникнуты религиозными идеями, а радость россиянина – молитва. Эмансипация и образование женщин на Западе привело к разложению семьи, а российская семья отличается патриархальностью, традиционным укладом (но советский период заложил другую модель семьи – там главенствовала женщина). Западный человек любит роскошь, а русский человек любит лохмотья юродивого, роскошь – порок. Западный человек всегда гордится собой, а русский человек по мере развития острее чувствует свои недостатки (может быть, это и так – например, у Достоевского всегда есть герой, которой безвинно страдает, и ему это нравится, ощущает от этого благость – так он приближается к царству божьему).

Оценка политики европеизации. Отмечает колоссальный вред. Считает, что так понизился уровень русской культуры. Петр I впал в раболепство западной культуры, русский народ потерял свою культуру, встал на путь лжи. Западное влияние нужно преодолеть, вернувшись к православному быту. Отмечает и позитивное влияние Европы – искусство, наука стали неотъемлемой частью русской культуры. Но европейскую культуру нужно адаптировать, восстановить своеобразие.

Социально-политическое устройство России. Славянофилы – консерваторы, даже отчасти реакционеры. Киреевский считает, что идея конституции нам чужда, дб неограниченная монархия. Противник крепостного права, но отменять рано, русский мужик еще не дорос до этого. Предлагает заменить светское образование на священников.

К.С. Аксаков (1817-1860)

Философ, историк, публицист, поэт – но везде и во всем дилетант, пусть и яркий, талантливый. Степен Тимофеевич Аксаков, его отец – писал русскую хронику. Сам Константин

Сочинения. По большей части публицист, писал на злобу дня. «О основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и русский в особенности», «Записка о внутреннем состоянии России» (Александру II).

Идейные истоки. Немецкая философия, учение отцов восточной церкви.

Концепция земли и государства. два пути развития народов: путь внутренней правды (духовное развитие народа под влиянием веры, формирование мирного характера, общинный быт) и путь внешней правды (организация общественного устройства, создание государства и права). Славяне хотят сохранить духовность и общинный быт, поэтому призывают князя со стороны. Образование государства – не самоцель, это чуждый институт Запада. Славяне отделили общину от государства, распределили полномочия. Государство должно было защищать землю и вести внешнюю политику, а община заниматься хозяйством и бытом. То есть, русская история развивалась параллельно (линия государства и линия общины). Русь – святая, потому что славяне сохранили духовность. Существенная черта славян – община. Община – организация быта, единство народа, православие. Человек в общине свободен и на этой основе взаимодействует с коллективом. Общинная организация противостоит и Азии, и Европе.

Критика Запада. Путь внешней правды – история разложения западной культуры. Источник зла – индивидуализм, который разлагает культуру. Он разрушает и самого человека, он отпадает от человека, возникает светская культуру. Западное общество атомизируется, представляет собой юридическую сделку, а революция – следствие такого подхода. Самый тяжелый итог – искажение христианства. Россия самобытна, нельзя прилагать критерии западной жизни. европейские государства возникают завоеванием, в их основе ненависть, насилие. Русское образовалось добровольным признанием власти. История запада – история зверств и предательств, история Россия – история случайностей, за которые потом наступает раскаяние (демагогия).

Европеизация. Основной итог – потеря самобытности. Петр I столкнул Россию с самобытного пути. Историческая задача России – вернуться на свой самобытный путь, он должен показать пример другим народам.

Социально-политический взгляд. Консерватор. За самодержавие. Но есть либеральные идеи – отменить крепостное право, честный и справедливый суд.

Русский социализм

Во второй половине XIX века возникают 3 направления: охранительное (консервативное), либеральное и русский социализм, они до 1917 года существовали параллельно. Советская власть возникла не с пустого места (Бердяев считал, что Россия шла к коммунизму, должна была им переболеть), русская история шла к этому.

Общая характеристика

Под социализмом в России понималось социальное устройство, где господствует коллективная собственность, совместное ведение хозяйства.

Социалистические идеи возникают как заимствованные с Запада как идеи Сен-Симона, Фурье. В 1844-1849 году кружок Петрашевского и Буташевича, где обсуждали Фурье. В 1872 году в России выходит перевод 1 тома «Капитала» Маркса.

В Европе социализм формировался в условиях капитализма (вражда пролетариев и буржуа), а в России он формировался в условиях крепостного права. В итоге российский социализм грубо исказил идеи, которые были сформулированы в Европе. Русские социалисты связали будущее страны с развитием крестьянство. Русский социализм – социализм в условиях крестьянской общины, его специфика в том, что за основу берется русская крестьянская община.

Русский социализм – эклектика, ничего целостного нет. Основные положения: 1) у России особый путь развития, который позволит избежать капитализма. 2) крестьянская община воплощает в себе все принципы социализма. 3) развитие общинного хозяйства позволит стране миновать капитализм и перейти к построению социализма.

Представители. Основатели – Герцен, Огарев, Чернышевского. Следующий этап – русские народники. В начале XX века возникают партии, главные из которых – эсеры (самая многочисленная, потом поделилась на левых, правых и центристов), которые были основной действующей силой революции 1905 года. Но в 1917 году победили именно большевики, подмяв под себя эсеров.

А.И. Герцен (1812-1870)

Писатель, публицист, политический деятель, ключевая фигура русского освободительного движения. Это гигантская фигура. При советской власть – предмет почитания.

Незаконнорожденный сын помещика Яковлева; его мать – немка (или еврейка). Фамилия Герцен – придуманная его отцом. Герцен ощущал свое двойственное положение: бастард, но сын дворянина. Его отец сделал все, чтобы Герцена воспринимали именно как сына помещика и дворянина. Поступил в Московский университет на физико-математическое отделение. Создал кружок, где читали Фурье и других социалистов. Герцен и Огарев на Воробьевых горах поклялись в вечной дружбе.  В июле 1834 года был арестован, последовали ссылки – Пермь, Владимир, Новгород; везде он занимал должность самую высокую по своему дворянскому положению (описывал это в мемуарах). В 1847 году эмигрирует, становится одним из первых политических эмигрантов России. В Лондоне создает вольную типографию, издает газету «Колокол», журнал «Полярная звезда». «Колокол» был влиятельной газетой, откликается на его публикации и российская власть в предреформенное время. Находясь в Европе, Герцен общается с европейскими социалистами. Общество отмечает его умственные качества, но постепенно оказывается в тени, потому что противник революционных методов; тем не менее, остается мощнейшей фигурой.

Сочинения. Писал много, хорошо. Выдающийся автор. «Россия» (1849), «С того берете» (1850), «Русский народ и социализм» (1851), «Былое и думы» (мемуары). Герцен – публицист, не теоретик.

Идейные истоки. Классическая немецкая философия, утопический социализм, славянофильство.

Философские взгляды. начинал как идеалист, взял на вооружение диалектику Гегеля, отчасти примыкал к эмпиризму, где-то материалист.

Политические взгляды. До эмиграции – критика России. Россия – беспросветный деспотизм, унижение человеческого достоинства. Абсолютизм опьянен своей вседозволенностью, апофеоз – крепостное право. Верит, что именно в Европе будет социализм; она породила капитализм, который дает правовую защищенность, правовые гарантии, индивидуализм, все это является основой для социализма. После эмиграции его взгляды меняются, он в Европе застал 1848-1849 годы, в которые были буржуазные демократические революции в Европе; рабочие идут на баррикады, а буржуазия их равнодушно расстреливает. Институты буржуазной демократии расценивает как формальные, которые закрывает господство буржуа. Капитализм изжил себя, опора Европы – армия и полиция капитализм обречен, но и социализм появится нескоро, потому что в Европе господствует дух мещанства (институт семьи, собственности религиозности будут очень долго держаться). Теперь смотрит на Россию как спасительницу мира. У России особый путь, который проявляется в том, что там до сих существует община, что благо. Община – основа русского социализма.  Община – гарант реализации прав человека; между провозглашением прав и самими правами лежит пропасть, нужно их реализовать. Русская община не тронута цивилизацией. Русский мужик коммунист по натуре, его жизнь ограничивается общиной, у них развита взаимопомощь, им неизвестны контракты, конфликты решаются внутри общины. Община гармонично соединяет право на землю и личную свободу (отсюда вырастает лозунг «Земля и воля»). Общинное устройство содержит в себе зачатки нового политического устройства. Нужно будет созвать народный собор (учредительное собрание). Форма правление – конституционная монархия или республика. Форма – федерация, Польша должна получить независимость. Построив социализм, Россия должна показать пример. По мнению Жукова, в общине не было никаких предпосылок для социализма. В Европе идея о правах человека формируется на основе института собственности. Русская крестьянская община не была зачатком прав человека, индивидуальность в русской общине стерта до нуля, это специфика русской жизни; у нас идея индивидуализма в принципе снижена, без этого не может быть идей о правах человека.

Способы социального переустройства. Еще до эмиграции Герцен формируется как сторонник ненасилия. После буржуазных демократических революций в Европе убедился, что революция бесперспективна, нельзя сделать свободными людей, если они до свободы еще не дозрели. Невозможно сделать человека свободным с помощью насилия, для такого человека свобода будет бременем. Только постепенное развитие, эволюция. Различает политическую революцию (смена власти) и социальную революцию (меняет систему социальных отношений).

Государство. Это периферия его интересов. Идет за Гегелем. Государство – царство реализованной свободы. Люди движутся по направлению к свободе. Государство – форма, которая мб разной по содержанию. Может служить революции и реакции.

Н.П. Огарев (1813-1877)

Публицист, поэт, друг и соратник Герцена. Тоже был под арестом. Сын очень богатого помещика. После смерти отца Огарев дал вольную 4000 крестьянам (это огромнейшее состояние). В отличие от Герцена, занимался политикой в России, организовывал кружки, политические полупартии (протопартии).

Идейные истоки. движение декабристов, ВФР, Руссо, Гегель и Феербах.

Сочинения. Не теоретик, публицист. Всегда шел вторым номером после Герцена (меньше влияния оказал на развитие философии). «Крестьянская община», «Конституция и Земский собор», «Революция и реорганизация» и др. статьи.

Философские взгляды. Взгляды схожи с Герценом, но пошел дальше в плане радикализма – приветствует революцию.

Отношение к к/п. В России нет феодализма, земля изначально принадлежало народу. Государство присвоило себе землю, расплачивалось ею со служилыми людьми, а вместе с ней и весь народ. Уверенность помещиков в том, что земля принадлежит им, основана на насилии и лжи. До 1861 года считал, что можно выкупать помещичью землю, но предлагал, чтобы за землю платило государство, еще предлагал предоставлять кредит крестьянам, чтобы они могли откупаться. Но по мере радикализации ситуации считает, что надо полностью ликвидировать помещичье землевладение и все отдать крестьянам.

Русский социализм. Крестьянская община объединяет свободу и коллектив. Считает, что не общинное хозяйство, а помещичье право и произвол государства являются причинами отсутствия прав человека в России. Также как и Герцен считает общину основой новой системы правления. Предлагает систему Земского собора, который избирается без сословных ограничений, З.С. должен принять Конституцию. Нужно организовать выборность министров, чиновников. В России дб федерация. Новая система правления будет лучше, потому что прорастает снизу, крестьян не нужно учить демократии, ему это уже привычно (тоже очень иллюзорная идея, потому что приход крестьянина к власти привел к тоталитаризму – мужицкий строй).

Программа демократизации страны. Отмена старого законодательства, принятие нового, уничтожение телесных наказаний, введение суда присяжных, свобода печати, вероисповеданий, образования, совести.

Способы социального переустройства. Поначалу был сторонником реформ, но потом встал на путь революции, которая должна обновить Россию.  Выдвинул идею организации тайного общества – и создал такую – «Земля и воля»

Н.Г. Чернышевский (1828-1889)

Философ, экономист, историк, идеолог русского социализма. Фигура выдающаяся. Особый интерес представляют его письма (к детям, жене). Сын священника (отец – из крепостных), выдающиеся способности, полиглот. Закончил историко-филологический факультет СПБГУ, вернулся в Саратов, где работал в гимназии. Потом возвращается в Петербург и возглавляет журнал «Современник», который был глашатаем новой России (Россия живет новыми реформами, только что проиграли Крымскую войну, все опьянены будущими преобразованиями). Власть обращает внимание на Чернышевского как на скрытого заговорщика. В Москве и Петербурге начались пожары, многие считали, что это дело рук Чернышевского. В июле 1962 выход «Современника» приостанавливают, Чернышевского заключают в Петропавловскую крепость по надуманным основаниям, в 1964 году приговаривают к каторге и ссылке в Сибирь, потом получает возможность вернуться сначала в Астрахань, потом в Саратов. Ольга Сократовна Чернышевская – жена Чернышевского, девушка с порочной репутацией (впоследствии имела любовников). Чернышевский решил объявить ее свободной женщиной, объявить эмансипацию женщины – семейная драма была переведена в идейную плоскость. Ольга Сократовна приняла его после каторги, не развелась с ним.

Сочинения. Очень много написано, но нет систематических трудов, все что пишет – про идеи революции, хотя науки гораздо больше, чтобы развивать теорию социализма. «О поземельной собственности», «Июльская монархия» (о событиях ВФР), «Письма без адреса» (опубликовано в Женеве, чистая публицистика).

Идейные истоки. Немецкая философия (Феербах, Гегель), английская политэкономия (Смит, Рикардо, Милль), социализм (Сен Симон). Материализм, атеизм, диалектика, антропологизм (на социальные явления смотрел через свойства человека).

Экономическое обоснование социализма. Человеческая история развивается зигзагообразно по пути прогресса, социализм – закономерный этап, потому что он превосходит все предыдущие формы хозяйствования. Коллективные формы хозяйствования отменяют частную собственность. Полностью устранить эксплуатацию человека человеком можно только при коллективной собственности, когда человек работает только сам на себя.

Характеристика капитализма. Признает прогрессивность капитализма, но полагает, что он не имеет будущего. Рождает антагонизм между эксплуататорами и трудящимися. Частная собственность на определенном этапе изживет себя даже на Западе.

Крестьянская община. Это показатель отсталости русского народа, не надо ей гордиться. Но благодаря ей можно перейти от феодализма к социализму, минуя капитализм. Община позволит обеспечить крестьян землей, поэтому ее можно сохранить. Община – готовая система управления, самоуправление на местах, которое не нужно создавать, по которой крестьяне живут уже много лет (обычное право было в крестьянской общине, не самое цивилизованное).

Пути преобразования. Будущее России – правовое демократическое государство, это значит, что оно существует для блага и каждого, и всего общества. Это государство, у которого есть границы, ограничивает разумом лиц, стоящих у власти, не нарушает справедливость. Считает, что государство должно статья важнейшим средством преобразования на пути движения к социализму. Выступает за законность, права человека. Форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Самоуправление – децентрализованное.

Методы преобразований. Было 3 этапа во взглядах: 1) юность – радикалист (за кровь и революцию); 2) когда во главе «Современника» - проявляет гибкость, говорит о крестьянской революции, но не в плане призыва, а в плане предупреждения власти об опасности – если проведете грабительскую реформу за счет крестьян, то будет крестьянская революция, также пишет о революциях в своих исторических работах; отмечает, что всякая революция заканчивается реакцией – то есть, результатом является откат назад; 3) после каторги и ссылки – категорически не приемлет революцию, говорит о том, что даже современные страны запада отказываются от методов насилия, нужна только эволюция.

Народничество

Это идеология и движение разночинной интеллигенции, выдвинувшей программу социалистических преобразований в России на основе крестьянской общины.

Русское народничество не уникально, подобные явления есть во многих странах незападного мира (в Китае, Индии, Турции).

Причины: феодально-крепостническая система, нерешенность крестьянского вопроса, абсолютизм, противоречие капитализму на Западе (пролетариат вышел на баррикады, готовы проливать кровь – значит, капитализм не так уж хорош).

Социальный состав народничества: разночинная интеллигенция. Народники – тысячи молодых людей, готовых пожертвовать собой (готовы пойти на каторгу за идею, умереть). В числе народников были и террористы – взрывали, убивали представителей государственных деятелей (но не боролись с мирным населением).

Причины появления интеллигенция: политическая и экономическая отсталость, отсутствие буржуазии как революционного класса (в это время в Европе была сильная социал-демократия, основывавшаяся на сильном пролетариате).

Духовная природа интеллигенции: раздвоенность между российскими и европейскими ценностями и обостренное чувство нравственного долга перед своим народом.

Роль интеллигенции: просветительская, революционно-разрушительная, консервативно-охранительная (как раз появление 3 направлений).

Идейные истоки: декабристское движение, европейский и русский социализм, позитивизм.

Основные идеи. Антифеодальная и антибуржуазная направленность, призвание особого пути развития России. Русский социализм. Идея революции. Идея создания партии.

История. У истоков Герцен, Огарев, Чернышевский. На рубеже 60-х – первые народнические организации (Слепцов, Обручев). Вторая половина 60-х – главными идеологами становятся Лавров и Михайловский, концептуальная завершенность идеология. Третий этап – 1866 год – неудачное покушение Коракозова на жизнь Александра II. Весна лето 1864 год – массовое хождение в народ. 70-е – первые политические процессы. 1978 – покушение Засулич на Требова. 1976 – Новая «Земля и Воля» (Плеханов, Натансон), бесконечное количество мелких организация (молодежь). 1879 год – в результате неудач «Земля и воля» раскалывается на «Народную волю» и «Черный передел». 1881 – пик народнической деятельности, убийство народовольцами императора. Начало репрессий, спад революционных движений. Народничество становится либеральным. Революция 1905 года – появление партий, в том числе эсеры (социалистов-революционеров), которые активно участвуют в народнических кружках. Партия эсеров – самая крупная (1 млн членов). В народничестве 2 тенденции – революционная и либеральная (1881-1905). Революционные народники стремились к крестьянской революции либеральные полагали, что можно в рамках ограниченной монархии строит социализм на местах на базе крестьянской общины.

Направления. Пропагандистское (Лавров), бунтарское (Бакунин), … (Ткачев)

П.Л. Лавров/ Миртов – псевдоним (1823 – 1900)

Теоретик народничества, публицист, философ. Сын помещика, военный, читал лекции по математике, на рубеже 1861-1862 вступает в общество «Земля и воля», после покушения оказывается под подозрением власти, покушения Коракозова арестовывают, потом ссылают в Вологодскую губернию, в 1870 году бежит из России, активно включается в революционную деятельность, участник Парижской коммуны, сотрудничает с Марксом и Энгельсом, тесные контакты с русскими революционерами. Начинал как пропагандист, но закончил радикализмом. Его считают условно пропагандистом. Его политическое учение – шаг на пути создания теории революции (качественно новый шаг).

Сочинения. «Исторические письма» (все о революции, как призывать к ней и проводить, для студенчества 70х годов – Библия народников, настольная книга революционеров)

Философские взгляд. Эклектик, идеалист, материалист, атеист, позитивист, дарвинист, антропологист.

Философия истории. Стоит на теории прогресса (от низших форм к высшим), много говорит о роли личности истории – главным в истории является критически мыслящая личность (расходится в этом с Марксом). Развитие личности – исходный пункт истории, внедрение личностью своего идеала приближает его. Цена прогресса была безмерно высока – куплен ценой порабощения большинства, русский мужик, сделавший все для России, ничего не получил. Русский интеллигент долен пожертвовать собой ради мужика. Понимая, что русский мужик консервативен и не будет ведущей силой революции, переключается на интеллигенцию. Интеллигент, который болеет за интересы народа, обязан быть революционером, должен отдать долг народу.

Понимание социализма. Тут было грустно (даже Маркс не понимал, что такое социализм и как его выписывать, что это такое, основная его работа – показать недостатки капитализма). У Лаврова тоже были крайне расплывчатые представления о социализме. Опирается на идею солидарности. В животном мире есть идея солидарности (постоянная поддержка друг друга, это биологический закон). Социализм – высшая форма солидарности, биологический механизм дополнен культурной составляющей (социальные гарантии и прочее).

Характеристика капитализма. Он пронизан эгоизмом, индивидуализмом, что противоречит биологическому закону солидарности.

Понимание общины. Русский социализм возможен на базе общины. Но община – частный случай, демонстрирует отсталость России, который можно использовать для перехода к социализму.

Способы преобразования. Различает политическую и социальную революцию. Политическая меняет только государственную власть, социальная – все общественные отношения. Социализму нужна социальная революция.

Революция в России. Поначалу выступает как пропагандист, полагая, что русского мужика надо готовить к революции, его надо просвещать; но русский мужик глух к пропаганде (сами сдавали народников полиции). Постепенно приходит к выводу, что террор – единственный способ воздействия на власть. Если свалить монархию, то можно будет совершать социальную революцию. Постепенно поддерживает «Народную волю», положительно оценил убийство императора.

Учение о партии. Народная воля – партия, со своей системой подпольной борьбы.  Партия – военизированный отряд с жесткой дисциплиной. Член партии – боец, который готов на все ради партии. Никаких фракция и разномыслий.

Учение о государстве. Не главная идея. Отчасти сторонник договорной истории, поддерживает идеи правового государства. Но есть и марксизм в его идеях. Государство может выступать в роли механизма, который будет после революции выстраивать новые социалистические отношения

Формы государственного устройства. Не просто за федерацию, считает, что России нужно раздробить на мелкие государства, как в Древней Греции, чтобы проще было бороться с авторитаризмом. Государственная целостность ему чужда.

П.Н. Ткачев (1844-1886)

Идеолог народничества, дворянин. В 1861 году поступил на юрфак МГУ, включается в революционное движение, следует череда арестов, подпольная работа. Отправлен в ссылку, потом бежит заграницу. С 1875 года входит в зарубежные организации. Сотрудничает с народниками, в частности с С.Г. Нечаевым (его история легла в основу «Бесов» Достоевского, создал организацию себе; члена организации, который решал выйти из организации, казнили по очень сложному механизму – выстрел в голову сначала, потом утопление, потом подвешивание; это было проделано в реальности со студентом Ивановым, в связи с гибелью которого был Нечаевский процесс, который Достоевский посещал и потом написал роман «Бесы»). В 1882 заболевает психически, попадает в психиатрическую клинку в Женеве.

Сочинения. Считается теоретиком, но намного слабее Бакунина и Лаврова. Его работы – политическая публицистика. «Народ и революция», «Задачи революционной пропаганды в России».

Идейные истоки. Русский социализм, марксизм.

Философские взгляды. опора на естествознание, эмпиризм, сторонник теории прогресса, материалист в понимании истории.

Понимание социализма. Социализм возникает в результате коренной ломки существующих институтов. В социализме нет власти – анархическое общество. Гармония частных интересов. Точная соразмерность потребностей каждого с потребностями всех. Общественное коллективно е право. Антипод социализма – любое общество, построенное на неравенстве.

Теория революция. Это удел революционного большинства, личность может изменить ход истории. Объективные условия не должны останавливать объективные истории, нужно ускорять ход истории, меняя эти условия под себя. Революционер может призывать к восстанию, потому что народ всегда к нему готов, нужен лишь толчок.

Крестьянская община. Как и всякий народник связывает наступление социализма с крестьянской общиной, но понимает. Что это явление – отсталость. В России наступает капитализм, поэтому нужно скорее делать революцию, а то разрушится община, пока есть возможность, нужно пользоваться общиной.

Тактика революции. С помощью заговора, который будет организован тайной централизованной организацией. Нужно дезорганизовать власть. Революция должна опираться на восстание масс, поэтому его тоже надо готовить

Мероприятия новой власти. Установление диктатуры, система народного представительства во главе с народной думой. Нужно преобразовать крестьянскую общину в общину-коммуну, экспроприировать средства производства, устранить договорные отношения в сфере обмена товара и заменить эти отношения братской любовью и солидарностью. Постепенное устранение неравенства путем воспитания в духе равенства и братства. Уничтожение семьи в патриархальном понимании. Развитие самоуправления и устранение государства.

В.И. Ленин (1870-1924)

Основатель советского государства. Один из лидеров мирового коммунистического движения. Теоретик социализма. Ленин – псевдоним (также как Карпов, Фрей, Петров и др.). Родился в Симбирске. Его генеалогия – спорный вопрос. Его отец Илья Николаевич Ульянов, родился в 1831, своей службой получил дворянство, был директором народных училищ Симбирска, умер в 1886 году. Николай Васильевич Ульянов – отец отца, бывший крепостной; бабушка – калмычка. Мать Мария Александровна Ульянова – дочь А.Д. Бланка (то ли крещеный еврей, то ли крещеный немец – поговаривали, что все же еврей) и Анны Ивановны Грошопф (дочь немецкого купца и шведки Анны Беаты Эрштедт). То есть, Ленин отчасти русский, еврей, калмык, немец и швед. По фотографиям похож на калмыка. Но есть сочетание русской, еврейской и немецкой крови, которое дало результат. Помимо него было еще 5 детей. В 1887 году брат Ленин Александр был повешен за участие в организации покушения на Александра III. Обучался на юрфаке Казанского университета, но был отчислен за участие в кружках. Потом закончил экстерном СпбГУ с красным дипломом. В 1895 создал политическую организацию марксистскую. Становится на путь марксизма, эсером никогда не был. В декабре 1895 года был арестован, ссылка на 18 месяцев в Шушинское в Сибирь (царское правительство его там содержит, у него приличное питание, ему мать шлет деньги, Крупская – книги, ходит на охоту, собирает ягоды и грибы). В 1898 – первый съезд РСДРП в Минске без участия Ленина. С 1900 освобожден, с 1900 по 1905 – первая эмиграция, издает «Искру». 1903 год – второй съезд в Женеве, рождение большевистской партии. В ноябре 1905 года приезжает в Петербург, летом 1906 года бежит в Финляндию. Вторая эмиграция длилась 10 лет (1907-1917). Для него большой неожиданностью стала февральская революция, Ленин возвращается, начинает вест революционную деятельность. В июле 1917 года Временное правительство издает приказ об аресте Ленина, на съезде партии обсуждалось – идти на суд или нет, решили, что ему надо бежать в Финляндию. 25 октября 1917 года свергается Временное правительство, организуется СНК, председателем которого становится Ленин. 30 августа 1918 года – покушение на Ленина (Фанни Каплан), он ранен, но быстро поправился, с 1921 года начинаются инсульты, в 1922 году уже недееспособен, парализован. 21 января 1924 года – умирает от инсульта. После вскрытия его мозг был извлечен, хранится до сих пор.

Психология Ленина был довольно специфической. В «Красном колесе» Солженицына дается описание Ленина в эмиграции: сочетание русской импульсивности с немецкой методичностью. Он радикал, но систематичен и осторожен. Его никто на баррикадах никогда не видел. П.П. Струве много писал о Ленине, называл характерной его чертой – ненависть ко всему и ко всем. Он был очень целеустремленным, фанатичен (революционный фанатик). У него был ярко выраженный индивидуализм, он в эмиграции держал себя по-товарищески, но понимал, что это его, а что-то чужое – свои деньги в общую кассу не клал.

Ценностные установки Ленина. Пониженное ощущение ценности личности (типичный восточный деспот), не жалел русской крови. Изначально Ленин шел курсом на Гражданскую войну (то есть, на колоссальные потери и жертвы среди населения). Цель оправдывает средство: при объявлении Красного террора брали много заложников, если что-т было не так, расстрел – кровь лилась рекой.

Эстетические вкусы. Любил Толстого, недолюбливал модернизм, в том числе Маяковского. Искусство воспринимал через призму классовой борьбы. Искусство как управление массами.

Се<



2020-03-19 237 Обсуждений (0)
Основы. Немецкая философия. Европейский консерватизм. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы. Немецкая философия. Европейский консерватизм.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)