Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовые учения эпохи буржуазных революций



2020-03-19 866 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения эпохи буржуазных революций 0.00 из 5.00 0 оценок




Речь пойдет о Голландии, Англии, Франции и США, о политико-правовых учений XVI-XVII веков.

Эта эпохи может быть охарактеризована таким образом: наблюдается переход о феодализма к капитализму, это болезненный для Европы переход. Основные революции происходят в Голландии, Англии, Франции и США. Нужно знать понятие либерализма.

Либерализм – политическая идеология и общественная практика, включающая в себя два компонента: рыночная экономика и правовое государство.

Либерализм – это идеология буржуазии, основная идея – ограничить абсолютизм.

Выделяют такие этапы либерализма: 1) эпоха буржуазных революций; 2) эпоха свободной конкуренции: в этот период главенствует стихия рынка, государства не вмешивается в экономику, нет никаких социальных гарантий для трудящихся; 3) империализм (последняя треть XIX – начало XX веков): главенствуют монополии, но государство вмешивается в экономику, появляется первое социальное законодательство для трудящихся (социальное страхование); государство становится этатическим (то есть, вмешивающимся в жизнь общества); 4) появление в Европе социального правового государства (последняя треть XX века).

Эпоха Просвещения – эпоха, где господствует мировоззрение, согласно которому идеи правят миром, в основе развития социальных институтов лежит развитие общественного сознания.

В XVII-XVIII веках происходит бурное становление светской науки. Общая установка – на просвещение масс, а также правящего класса. Это должно было привести к изменению сознания правящей верхушки, а впоследствии к изменениям жизни общества. В Европе появляется т.н. просвещенный абсолютизм.

Характеристика политико-правовой мысли

1) рационализм – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания, поведения являются принципы разума. Рационализм характерен для европейской политико-правовой мысли, пошло это еще от средневековых схоластов, которые использовать рационалистические подходы, логику Аристотеля. В XVII-XVIII веках наблюдается стремительное развитие естественных наук и математики, возникает ощущение, что общество можно построить на основе разума. Разум превращается в культ. Общественная наука пытается отождествлять себя с естественными науками, быть такой же точной наукой. Именно в это время закладывается традиция создавать Утопии: предполагалось, что нужно открыть законы социальной жизни (подобно физическим законам), а потом сорганизовать жизнь в соответствии с ними.

2) Антитеологизм. Политико-правовая мысль выходит из-под влияния церкви. Появляются пантеизм и деизм. Пантеизм – отождествление природы и бога; деизм – мировоззрение, согласно которому бог, создав мир, в дальнейшем не принимает участие в его развитии. Это переходные формы от теизма к атеизму, но сам атеизм появляется лишь в 19 веке.

3) Антиисторизм.Эта идея очень тесно связана с рационализмом. Авторы этой эпохи не опираются на факты истории (по сути нормальной истории как науки тоже нет, есть только переработка римского наследия), им история вообще не интересна. Это проявляется в отрицании феодального государства и права: они представляются как случайные явления, проявления человеческой патологии, противоречащие идеям разума, а не как закономерность развития. Авторы полагали, что после свершения революции установится всеобщая гармония, а история кончится, некуда будет развиваться.

4) Господство теории естественного права и договорной теории происхождения государства. У авторов стояла задача создать новую модель общественного порядка и государства (ставился вопрос о том, как надо организовать жизнь общества и государства, как установить правильное взаимодействие человека, государства и общества), а понимание сущности государства и права было лишь попутной задачей.

Теория естественного права. Отдельные мысли высказывались и раньше, но как теория сформировалась лишь в эту эпоху.

Право рассматривается как совокупность идеальных норм, которые присущи человеческому сознанию от рождения и не зависят от политико-социальной реальности.

Можно выделить 3 признака: 1) идеальные нормы (существуют только в сознании людей, нигде не зафиксированы); 2) врожденные нормы (даны либо природой, либо богом); 3) право не зависит от особенностей человека и национальной культуры (человек – это разумное просвещенное нравственное существо, поэтому представления о праве везде одинаковые, у всех людей).

Характерна дихотомия права и закона. Закон – это позитивное право, санкционированное властью (в т.ч. обычай). Между правом и законом всегда существует дистанция, право является основой человеческой жизни, закон должен ориентироваться на него. Феодальное право должно быть уничтожено, а ему на смену прийти буржуазное право.

Можно выделить «+» естественно-правовой школы: 1) это серьезный шаг вперед по сравнению со средневековым пониманием – право рассматривалось исходя из его природы, без ссылки на бога и церковь; 2) у человека есть ощущение собственной самоценности, который исходит от инстинкта самосохранения; любой человек ценит свою жизнь выше всего, это действительно врожденное чувство.

Но есть и «-»: 1) больше является идеологией (то есть совокупностью идей для отстаивания определенного интереса), а не наукой; пропагандировались интересы буржуазии, чтобы сломать феодальную государственность; 2) остро-политический характер школы (это видно и сейчас: в Европе, да и в международных отношениях почти все можно оправдать борьбой за права человека).

Теория общественного договора. Также сформировалась как теория лишь в эпоху буржуазных революций, хотя отдельные идеи высказывались и раньше.

Предполагалось, что некогда было естественное состояние, в котором отсутствовали искусственные нормы, была абсолютная свобода, война всех против всех. Но разум продиктовал необходимость создания государства – для безопасности.

Концепция естественного человека была призвана сломать сословный строй: нужно разрушить перегородки сословий, потому что созданы они были искусственно, изначально все люди равны и одинаковы.

Современной публичное право возникает на рубеже 18-19 веков, в его основе лежала схема из гражданского права (по сути, вся Европа живет по рецепции РЧП, поэтому гражданское право развивалось раньше всего и плодотворнее всего), поэтому берется идея договора.

Предполагалось, что государство создавалось договором, несоблюдение властью условий договора влекло возможность его расторжения. Расторжение = революция. Монархическая власть традиционно объяснялась как иерархия, установленная богом, поэтому идти против такой власти – идти против бога. Нужно было как-то оправдать возможность революции.

Формирование юридического мировоззрения. В эту эпоху формируется буржуазное правосознание, на мир смотрят через призму права. Это специфика западной Европы, позднее это проявилось в создании идеи правового государства.

Нидерланды

Самая ранняя революция произошла в Голландии (1566-1609). Отягчалась обстановка борьбой против Испании.

Гуго Гроций (1583-1645)

Юрист и политический деятель[ЖА9] . Из аристократической семьи. Занимался историографией, участвовал в политической борьбе, но был на стороне партии, потерпевшей поражение; попадает в тюрьму, откуда бежит в Швецию. В Швеции становится шведским посланником, путешествует по Европе от одного королевского двора к другому, обзаводится связями. Погибает от простуды.

Сочинение. Для нас главное – «О праве войны и мира», "Свободное море" 1609. А так вообще довольно плодовитый автор.

Мировоззрение. Приверженец деизма, рационалист. Рассматривал социальные проблемы через призму права. Государство и право рассматривает с точки зрения разума. 

Концепция человека. Поведение человека определяется разумом, человек стремится к рациональной организации своей жизни. Вместо божественного откровения источником знания он считает опыт, наблюдения, размышления.

Право. Различает естественное и волеустановленное. Волеустановленное делится на божественное и человеческое. В человеческом выделяет: а) внутригосударственное (установлено гражданской властью на территории государства); б) право частных лиц; в) право народов. Внутригосударственное право и право народов – результат общественного договора.

Противопоставляет естественное и волеустановленное право. Бог не вправе ограничивать естественную природу человека. Источник естественного права – разум человека, естественное право – источник критерия должного и недолжного поведения. [ЖА10] Этот критерий установлен для человеческого и божественного права.

Естественное состояние и общественный договор. Исходит из этой идеи, но чистой теории по этому вопросу у него нет.

Естественное состояние характеризуется общностью имущества, чрезвычайной приязнью между людьми; однако по мере развития ремесла люди становятся собственниками, исчезает равенство, появляются конфликт, поэтому во имя безопасности необходимо создать государство.

Государство – совершенный союз свободных людей, заключается ради соблюдения права и достижения общей пользы. Признаки государства: 1) суверенитет; 2) издание законов; 3) правосудие; 4) назначение должностных лиц и руководство ими; 5) налоги; 6) вопросы войны и мира. В основе государства – принцип справедливости и общей пользы (целесообразности).

Формы государства. Не слишком много об этом писал. Формы государства зависят от выбора народа.

Автор выступал противником народного суверенитета, это и понятно – он же всегда был при монархиях. С теоретической точки зрения оправдывал это тем, что это приведет к смуте. У Гроция к революциям двойственное отношение: признает право сопротивления власти, если ее действия противоречат естественному праву. Но есть ограничения этого сопротивления: а) договор был заключен, люди отдали часть своей свободы государству, этот договор нельзя расторгнуть; б) государство может наложить запрет на сопротивление; в) революции не должны приводить к гибели людей. [ЖА11]

Международные отношения. Гуго Гроций считается основателем международного права. Задавался вопросом, что должно быть в основе м-н отношений – сила или право; предполагал, что сила должна быть подчинена праву.

Международное право – разновидность волеустановленного человеческого права. Война не противоречит праву, но есть законы войны, которые нужно соблюдать. Выделял виды войн: частные и публичные; справедливые (ответ на нарушение права) и несправедливые (за них должна быть ответственность).

Война является естественным способом защиты законных интересов государства. Но он противопоставляет войны справедливые (оборонительные, направлены на защиту территории, населения от агрессии) и несправедливые (носят завоевательский, грабительский характер, зачинщики должны возместить ущерб, понести наказание).

Войны должны вестись с соблюдением правил, чтобы мирное население не страдало. Щадить женщин, детей, человечно обращаться с военнопленными.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) - родился в Амстердаме, в семье еврейского купца, которая бежала в Голландию, чтобы избежать инквизиции. Посещал религиозное училище, не закончил. Помогал отцу в торговле, в 1654 сам возглавил дело после смерти отца. Но купечество не пришлось ему по душе. Он постепенно отдалялся от дел и от еврейской общины.

Его привлекали христианские секты пантеистов, они были оппозицией кальвинизму. Его изгнали из еврейской общины и подвергли проклятию. Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, это подорвало его здоровье, в 45 лет он умер от чахотки. Его работа "Этика, доказанная геометрическим способом" (1675) не была опубликована при жизни. В 1670 "Богословско-политический трактат" напечатали, но потом запретили. Был издан анонимно, но многие знали, что это его авторство. Последнее сочинение "Политический трактат" осталось не завершенным. Однако компактно нигде он свои идеи не излагает.

Сочинения: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика».

Идейные истоки. Европейско-арабские взгляды, средневековая философия, рационалистический метод Декарта, идеи Гоббса.

Мировоззрение. Светский пантеизм[ЖА12] , рационализм, интуативизм (от Декарта: познание от интуитивного ощущения, что живешь), механистический детерминизм [ЖА13] (механика Ньютона – нет бога, трехмерность пространства; количество не переходит в качество).

Этика. Истоки из эпикуризма и стоицизма. Этика изучает назначение жизни, смерти человека. Человек руководствуется самосохранением. Добродетель – усилие человеческой воли. Свобода воли – иллюзия, поскольку человек – раб страстей, поэтому свобода – господство разума над инстинктом. Идеалом свободы выступает мудрец, далекий от человеческих страстей.

Проблема общественного зла. Человек не свободен, общество разъедено корыстными интересами отдельных личностей. Для общего блага моральное изменение возможно искусством законодательства. При рассмотрении политики нужно смотреть на реального человека. Политика должна строиться на выгоде: должно быть выгодно подчиняться закону.

Естественное состояние и общественный договор. В вопросах теории естественного состояния следует за Гоббсом. В естественном состоянии все равны, все на всё имеют право. Поведение определяется законами природы, основной инстинкт – самосохранения. Договор является результатом действия законов природы, заключен для осуществления безопасности.

Возможно два пути возникновения государства: из договора свободных лиц (для улучшения своей жизни, в этом случае живут для себя); в результате завоевания (живут для победителя).

Право. Сторонник идеи естественного права. Естественный закон – от бога, законы природы демонстрируют природную силу и могущество природы. Человек – часть природы. Индивидуальное естественное право невозможно, оно только в обществе обретает свою мощь. Политическое право – часть естественного права.

Государство. Власть истекает из природы человека. Власть сдерживает деструктивное начало властью поддерживает соблюдение общественного договора. Государство – это власть.

Обоснование государственного суверенитета. Государство не знает границ, не ограничено правом. Государство само по себе является источником права, поэтому не может нарушать право, поступать несправедливо. Всевластие государства – требование разума. Цель государства – свобода.

Государство и личность. Положение личности определяется государством. Личность слаба по сравнению с государством, подчинена государству. Государство определяет жизнь подданных, подданный обязан подчиняться государству, личность полностью от него зависит. Но есть и границы власти: государство должно считаться с природой человека, которая заключается в эгоизме и разуме. Пределы власти: а) разум. В основе государства лежит разум, государство руководствует им; б) свобода совести. Поведение можно контролировать, а убеждения – нет; в) свобода мысли и слова.

Формы государства. Говорит по традиции, тоже не слишком интересует его эта тема. Выделяет 3 формы: монархия, аристократия, демократия. Предполагал, что монархия и аристократия должны быть ограничены; демократия – лучшая форма, отражает идею общественного договора.[ЖА14]

Международные отношения. В них естественное состояние не прекращалось, война всех против всех.

Англия

Во второй половине XVII века происходит буржуазная революция. Она носила религиозные характер, большую роль сыграли пуритане. Было 3 течения: 1) пресветориане (землевладельцы и крупные буржуа) – выступали за ограниченную (конституционную) монархия; 2) индепенденты (средние и мелкие буржуа) – выступали сначала за конституционную монархию, потом за республику; 3) ливиллеры (крестьяне, ремесленники) – выступали за республику.

Начало революции – 1640 год, Карл I борется с Парламентом. В этот период происходят две гражданские войны: 1) король против Парламента; 2) война пресветориан и индепендентов. В итоге король был казнен, устанавливается диктатуры Кромвеля. После смерти Кромвеля восстанавливается монархия, на престол восходит Карл II – это реставрация монархии, но монархия уже выступает в ограниченном виде. В 1682 году на престол восходит Яков II, проводит реакционную политику, которая выливается в Славную революцию (1688-1689), итогом которой стал Билль о правах (1689), а позднее – Акт об учреждении (1701).

Основные противоборствующие силы: роялисты и сторонники парламента. Роялисты повторяли знакомую идею о том, что монархия отождествляет божественную иерархию, во главе монарх, который и отождествляется с государством.

Революционный лагерь придерживался разных позиций. Так, пресветориане были консерваторами, индепентенты – более компромиссный вариант (Дж. Милль), не так дорожили монархией; ливиллеры (Джон Линверн) сформулировали идею ограничения власти правом.

Томас Гоббс (1588-1679)

Происходил из семьи священника, окончил Оксфорд, работал гувернером. В период революции и гражданских войн покинул Англию, уехал на континент, во Францию. [ЖА15] Там пишет своего «Левиафана». Кромвелль приходит к власти, Гоббс возвращается; за это после реставрации монархии был в некоторой опале – роялисты не простили заигрывания с республикой; впоследствии обратно принимается ко двору[ЖА16] .

Сочинения. «О гражданине», «Левиафан».

Мировоззрение. Деист. Сенсуалист (человек познает мир, исходя из своих чувств), эмпиризм, механистический материализм (мир как связь между свободными телами связи между телами детерминированы, подчинены закону причинности), отождествлял философию и науку (стремление формализовать общественную науку), сторонник светского знания, антиклерикал (не нравится ему влияние церкви на общество).

Концепция человека. Человек порочен, все сообщества создаются из-за взаимного страха. Взаимный страх обусловлен равенством всех людей и стремлением навредить друг другу. Это ведет к постоянным конфликтам, невозможности обеспечить собственное благо и спастись от зла - рождает "войну всех против всех".  Человек способен к жизни в обществе не от природы, а благодаря знанию. Люди объединяются из-за взаимного страха и подозрительности, угрозы всеобщего уничтожения. Человек не рождается способным жить в обществе, этому надо учиться.

Естественное состояние. Из-за стремления к безопасности создают государство, прекращают естественное состояние. Цели две: 1) установление мира; 2) достижение блага граждан. Концепция единой воли: единая воли выражается либо одним лицом (монархом), либо одним собранием (как в демократии). Персонификация единой воли приобретает вид государства. Государство не возникает, потому что кто-то один хочет его создать, оно возникает, потому что большинство (или все) в нем заинтересовано. Если такой единой воли нет, то государство будет нежизнеспособным.

Общественный договор. Говорит о необходимости механизма принудительности. Тут необходима безграничная сила. Заключая договор, люди отказываются от части своих естественных прав в пользу власти. Договор заключается для того, чтобы государство помогло принуждать людей.

Пути возникновения государства. Также выделяет 2 пути: договор и война (оба законны). Прекращение договора возможно только с согласия суверена.

Понятие государство. Государство есть единое лицо, сложившееся из многих лиц, чья воля на основании заключенных ими соглашений, должна считаться выражением воли их всех, и это лицо может использовать силу и возможности каждого для их общей защиты и обеспечения мира.

Выделяет основные черты государства: следствие договора, есть единое лицо, основано на единой воле, выражает ее, обладает верховной властью, цель существования – благо и безопасность граждан. У Гоббса просматривается органическая теория: государство подобно человеческому телу, есть институты государства, которые выполняют отдельные функции, как в организме человека отдельные органы выполняют конкретные задачи. Государство – искусственный человек, смертный бог.

Государственный суверенитет. Суверенитет – неограниченная абсолютная власть. Ему присуща абсолютность, надзаконность, также неделимость и непередаваемость. Проявляется суверенитет в установлении законов, определении вредности мнений и книг, назначение должностных лиц, осуществление судебной власти, установление права собственности, раздача земель, поддержание безопасности.

Отношение к разделению властей. Негативное, Гоббс полагал, что это дробление единого суверенитета. Разделение власти означает деление ее воли и суверенитета. Так появляется 2 источника власти; это и приводит к революции.

Границы власти. Любой поступок правителя – безнаказанный, потому что никто не имеет достаточно прав, чтобы сопротивляться ему. Власть определяет рамки дозволенного. Власть может быть ограничена естественными и божественными законами.

Государство и граждане. 1) государство не связано обязательствами перед гражданами. Государство не может быть связано, поскольку воля государства – воля граждан. Государство и есть граждан. При любой форме правления государство свободно от любых обязательств перед гражданами; 2) граждане не вправе сопротивляться верховной власти. Истинный гражданин и христианин должен смириться. Нельзя осуждать действия суверена. Верховная власть всегда лучше, чем война всех против всех; 3) исключения, когда можно сопротивляться все же есть. Человек может сопротивляться, чтобы защитить свою жизнь, здоровье.

Проблема расторжения общественного договора. Верховная власть не может быть утрачена, потому что возникает из соглашения между гражданами. Есть 3 пути расторжения договора: 1) отречение суверена; 2) завоевание государства врагами; 3) отсутствие наследника у суверена. В этих случаях возвращаются в ЕС, нужно заключать новый ОД.

Обязанности государства. Вытекают из цели ОД: мир, безопасность, благо народа. Обеспечение равенства перед законом, против партий, мятежей, против безделья, непомерного сопротивления, занимается просвещением.

Права и свободы граждан. Все свободны и равны от природы. Неравенство провоцируется гражданскими законами. При возникновении государства человек сохраняет свободу для жизни. Свобода соотносится с неограниченной властью суеверия. Можно все, что не запрещено. Свобода для западного европейца – самоограничение. Человек разумно пользуется своей свободой.

Идея народного суверенитета. Сторонник ОД. Верховная власть учреждается народом, источник власти - народ. Воля народа выражается воле правящих.

Формы государства: монархия, аристократия, демократия. Лучшая форма – абсолютная монархия. Гоббс является сторонником единоличной власти, потому что корыстные интересы монарха в большей степени совпадают с частными интересами, решение монарха более конкретное, управление при монархии более компетентное, более удачная форма в условиях кризисов, войн.

У него рационалистический принцип. Любая верховная власть радеет к корысти, но монархия лучше: одному человеку надо меньше, чем многим, решения его более стабильны, у него меньше личных врагов, он больше заинтересован в благосостоянии народа.

Религия. Монарх стал главой церкви и государства, Гоббсу нравится модель. Он осуждает атеизм. Государство должно быть над церковью. Но, по сути, отождествляет государство и церковь. Полномочие церковной власти – поучать. Гоббс выступает за свободу совести.

Распаду государства способствуют: неумение правильно организовать, частные суждения о добре и зле, подчиненность суверена гражданским законам, увлеченность демократическими идеями, разделение власти и др.

Право. Различает ЕП и естественные законы (ЕЗ). Не надо смешивать эти понятия: ЕЗ приходит на смену ЕП. ЕП - способность человека делать все, что он хочет (то есть неограниченная свобода). ЕЗ - норма, признанная ограничивать ЕП, предписывать, что стоит делать, а что - нет (предписания, ограничивающие свободу).  И то, и то коренится в разуме.

Классификации законов. Трактат о гражданстве: божественные законы (естественные – для государств и народов – и установленные – гражданские установленные законы находятся в Библии) и человеческие (духовные и светские).

Естественные законы – это требования разума, они неизменны и вечны, моральный закон. Одновременно является божественным законом.

Виды естественных законов: 19, главный из которых «необходимо стремиться к миру и следовать ему, если это невозможно, то у человека есть право защищаться всеми возможными средствами». Именно он обеспечивает создание государства.

Гражданские законы – это приказы человека или собрания, наделенного верховной властью в государстве. С т.з. Гоббса это всегда воля, приказ суверена, будь то республика или монархия

Он один из предшественников юр позитивизма (19в)

Черты закона:

1) Приказ суверена

2) Дб обнародованы

3) Законодатель дб известен

4) Направлен на благо народа

5) Дб понятна цель его принятия.

6) Дб сформулирован кратко, четко, выразительно и понятно

7) Дб соответствовать божественным и естественным.

Законы власти должны максимально соответствовать естественному.

ЕЗ - требования разума. Законы природы неизменны, вечны. ЕЗ - одновременно и морален, и божественен. Суть ЕЗ сводится к универсальному правилу: не делай другому того, что ты считал бы неразумным по отношению к себе самому. Формулирует 17 ЕЗ. Первый - установить систему безопасности: стремление к миру. Остальные: справедливость ("давать человеку его собственное", то есть уважать его собственность), благодарность, взаимная уступчивость (или любезность) и т.д.

Гражданские законы есть приказы человека или собрания, наделенного верховной властью в государстве. Это - законы, установленные самой властью. Такая трактовка примечательна тем, что Гоббса считают родоначальником юридического позитивизма. Ключевая идея: право понимается как приказ власти, суверена.

 

Суды. Суды – это представители суверена, их приговор – его приговор

Принципы:

1) Никто не может быть судьей в своем деле.

2) Судья должен решать, что есть право, а что нет, а не что удобно для государства, а что неудобно.

3) Качества хорошего судьи: ясное понимание ЕЗ, презрение к излишнему богатству и чинам, способность обдумывать, запоминать, без эмоций.

Организация судов в Англии Гоббсу нрав, хотя Томас Мор критиковал как запутанную

Преступление и наказание. Свобода - отсутствие страха перед наказанием. Наказание должно соответствовать тяжести преступления. Цель в том, чтобы направить волю человека в нужное русло, а не наказать его. Удерживать должна идея неотвратимости наказания. Где нет гражданских законов, нет и преступления.

Причины преступления: 1) страсти 2) неверное представление о законах.

 Собственность. С появлением государства, устанавливается верховной властью, поэтому собственность у граждан не является абсолютным. Собственность гарантируется властью.

Международные отношения. Между собой государства в естественном состоянии – состоянии вражды.

Джон Локк (1632-1704)

Родился в семье мелкого чиновника. Занимался естественными науками. До 35 лет занимался научной карьерой, учился и работал в Оксфорде. Его увлекали метафизика, естественные науки, особенно медицина. В 1667 году знакомится с Лордом Эшли, который активно включен в политическую деятельности, Локк тоже включается в нее. Сначала Лорд Эшли был фаворитом, но потом он был обвинен в заговоре, им с Локком пришлось бежать на континент в Голландию, где им пришлось пробыть до Славной Революции, а потом вернулись к Оранскому. Довольно крупная фигура в философии и праве. Оказал влияние на Беркли, Руссо, Юма, Монтескье, Франклин, Джефферсон.

Сочинения. Не очень много написал в сравнении с остальными, но это выдающиеся работы. «Два трактата о правлении»[ЖА17] : два раздела, в первом критикуют монархическую власть, а вторая часть – его представления о государстве, праве. Задача Локка – создать базовую модель нового буржуазного правопорядка (как надо видеть государство и право), не дать объективный анализ государства и права.

Методология. Деист, сенсуалист (познание мира через призму чувств), агностик (гносеологическая установка – познать можно только явление, эмпирику, а суть вещей от нас скрыто), эмпиризм, элементы материализма, рационализм (стремление объяснять мир, опираясь на доводы разума; стремление выстраивать умозрительные схемы), идеализм в понимании истории (историю можно понимать идеалистически и материалистически; в эпоху Просвещения считалось историю понимать так, что стоит только изменить сознание людей, все изменится; материалистическое понимание – экономический интерес в основе социальных институтов), антиисторизм.

Концепция человека. Пытается давать происхождение человека через призму библии. По закону природу люди друзья. Люди бесстыдно предпочитают использовать то, что добыто чужим трудом, чем добывать что-то самим.

Естественное состояние. Естественное состояние – универсальное состояние, человек, находясь в условиях цивилизации, имеет тенденцию обратиться в естественное состояние. ЕС по Локку - это свобода и равенство. Но это не означает всевластия каждого человека и хаоса. Тогда действовали законы природы (естественные законы - ЕЗ), а не государства. ЕЗ требует мира и безопасности для всех. В силу закона природы нельзя причинять ущерб другим людям.

У Гоббса это война всех против всех, а у Локка это состояние лишь создает предпосылки к этой войне[ЖА18] . Недостатки ЕС: нет четких и ясных законов, нет судьи, каждый может быть судьей другого, нет силы для поддержания ЕЗ, присутствует высокая вероятность войны. Общественный договор[ЖА19] . Главная причина выйти из естественного состояния – выйти из потенциальной войны. В условиях естественного состояния блага являются незащищенными, поэтому хотят объединиться для сохранения этих благ. Механизм заключения: люди, объединяющиеся в государство, отказываются от своей исполнительной власти в пользу государства. Законодательную власть вкладывают в руки тех, кого считают подходящим. Заключить договор может любое число людей. Тот, кто вступает в него, должен определенно выразить свое согласие. Договор, заключенный отцом, не переносится на сыновей, они должны сами дать согласие на подчинение власти. Эта идея возникла из-за революций, попытка их объяснить; достигнув зрелого возраста, человек может оказаться нелояльным этому режиму; дать согласие на вступление в договор – показать свою лояльность существующей власти. Цель договора: мир, безопасность, общественное благо народа. Условия: добровольность вступления, лицо, заключившее договор, должно быть вечно подчинено этому государству, кроме случаев, когда тирания власти, исключен из числа граждан и т.д. Общество ставит над собой правителей с выраженным или молчаливым доверием, что эта власть будет употреблена на сохранение их собственности и поддержание мира. Создаваемая власть должна действовать в соответствии с законами природы, она не может быть деспотической. Власть, передана государства, должна соблюдать такие способы, которые считаются хорошими и допустимы природой. Народ выступает в качестве судьи, следящему за соблюдением договора. Нужно подчиняться большинству, которое олицетворяет все общество.

Происхождение государства. Во-первых, из разросшейся семьи (Аристотель). Во-вторых, из договора. Если происходит завоевание одним народом другого, то государство не создается, всегда у побежденных есть право восстать против такой власти.

Понимание свободы. Это краеугольный камень западноевропейской философии. Свобода – природное качество человека. Он имеет в виду самодисциплину, самоорганизацию. Свобода – основа всех социальных благ – безопасности, собственности, жизни. Свобода неотчуждаема, ее нельзя продать. Отказ человека от свободы грозит потерей безопасности и жизни. Свобода в условиях естественного состояния не допускает подчинения власти человека человеком, свобода в условиях государства ограничивается – она связана с подчинением закону. Свобода связана с разумом, который позволяет понять законы.

Понимание равенства. Люди от природы равны. Равенство означает равное право всех на свободу.

Суверенитет народа. Главная идея: народ – источник власти. Локк в этом вопросе последовательный сторонник суверенитета народа. Верховная власть – у народа. Признаки суверенитета народа: верховенство, которое проявляется в том, чтобы принимать законы, постоянство; суверенитет народа не передаваем: создание парламента не означает, что суверенитет передается ему, это просто одно из его полномочий; воля народа определяется большинством.

Понятие государства. На момент 17 века граница между государством и обществом крайне размыто, потому что в жизни тоже было сложно провести эту грань, в условиях феодализма этого вообще сделать невозможно было. У Локка нет понимания этой границы, он не ставит себе такую цель: понятия гражданское общество = государство = политическое общество. Он пытается выделить признаки государства: 1) появляется в результате договора; 2) учреждается единая для всех законодательная и исполнительная власть, осуществляется единое правосудие, на основе единых для всех законов; 3) независимость (суверенитет).

Пределы государственной власти. Локк полагает, что власть должна быть ограничена. Пределы: 1) общее благо; 2) законы – естественные и человеческие; 3) собственность; 4) свобода совести.   



2020-03-19 866 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения эпохи буржуазных революций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовые учения эпохи буржуазных революций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)