У завоевателя не возникает законной власти. У народа всегда есть право восстать.
Право. У Локка различие между естественной свободой и ЕЗ (которые ограничивают поведение человека). Источник закона природы - бог. Это - нравственный принцип, мораль, справедливость, здравый разум, закон добродетели. Люди должны подчиняться в силу закона природы. Человек не может жить не подчиняться. Виды законов: 1) ЕЗ, 2) закон божественный и 3) закон человеческий. ЕЗ подчиняется божественному. Человеческий должен быть соотнесен с божественным. Законность отвечает базовым принципам ОД. ОД создается ради мира. Нарушение законности может привести к войне, ЕС. Новая модель государства должна строиться на том, то закон является основой деятельности государства. Главное, чтобы была стабильность. Собственность. Для буржуа это важная вещь, основа экономики и власти. Собственность священна и неприкосновенна. У человека должно быть столько, сколько он сам создал. Локк – сторонник трудовой собственности: может иметь то, что сам создал; нужно столько собственности, чтобы удовлетворять свои нужды. Религия. Локк занимает умеренную позицию. Он сторонник разделения церкви и государства; выступает за свободу совести – государство не должно вмешиваться в дела религиозных общин. Исключение из религиозной общины не должно поражать гражданина в правах, это разные вещи. Считает необходимым внести ограничения: если религия имеет претензии на власть, это нужно пресекать. Локк сторонник веротерпимости, но при этом считает, что нужно ограничить в правах католиков (католическая власть – мощная, политическая власть, поэтому такой человек как бы политический агент враждебной политики) и атеистов.
Франция Шарль Луи Монтескье (1689-1755) Французский политический мыслитель, правовед, ученый, писатель. Фамилию принял от своего бездетного дяди, который завещал ему все состояние, обширные земли, дома, должность президента парламента в Бордо (судебного учреждения). Шарль там работает, но потом ему надоедает. Из аристократического рода. Он уезжает в Париж, в Европу. Живет в Англии, знакомится с ее устройством. Ближе к 30 годам поехал на учебу в Англию, вернулся во Францию и стал писателем. При жизни приобрел колоссальную популярность. Оказал влияние на многих авторов. Сочинения. «Персидские письма» (эротический роман? Принцы из Персии пишут свои впечатления о Европе; культура показывается глазами иностранца – это довольно распространенный прием в искусстве; на этом получается контраст они пишут то, что видят там, что понимают, что не понимают; очень много критикуют, например, Папу Римского, культурные особенности Европы; никакой теории тут нет, есть постулирование некоторых европейских ценностей, которые не слишком и ценны), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (маленькое произведение, особо ничего из себя не представляет), «О духе законов»: писалась почти 20 книг, была внесена в индекс запрещенных книг, была переведен на многие европейские языки. Монтескье написал немного сравнительно. «О духе законов» - главная теоретическая работа, по большей части Монтескье выступает как историк, дает историю права на том материале, который у него в то момент был; пытается сравнивать право Европы и Востока (сравнительное правоведение – точнее его зачатки). Никакой особой теории права нет. Высказывает идеи о политической организации государства – как его необходимо организовать. Но эти тексты безбожно устарели, не в пример работам Гоббса и Локка, которые весьма актуальны и сейчас. Методология. Деист, эмпирик, сенсуалист, присущ историзм, географический детерминизм[ЖА21] , антиклирекализм, использовал историко-сравнительный метод, сравнительно-правовой метод, социологический метод. Выделяется тем, что ему интересна история, он делает существенный шаг вперед по сравнению с Локком и Гоббсом. Сравнительный метод – метод, который в науке очень распространен сейчас, но на тот момент никто этим не занимается, сравнивать нечего – скудные данные. Социология как наука возникает лишь в середине 19 века (О. Конт), это рассмотрение предмета – социальных явлений как системный объект, как совокупность элементов, которые функционально связаны. Один из первых Монтескье это делает (не первый, такие идеи были еще у Платона и Аристотеля), но для того времени это было новинкой. Гоббс и Локк работают с умозрительной схемой, моделью, оторванной от реальности; Монтескье выявляет реальные факты и работает с ними. Географический детерминизм был также у Аристотель, Платона, которые показывают, где лучше строить государство; Монтескье делает это более наукообразно. Различие между природой и обществом. Принципиальный момент для Монтескье. Гоббс, Локк, Спиноза говорили о том, что общество, государство, разум – это все части природы; делают это для того, чтобы сделать обществоведение таким же точным, научным как естествознание. Но, по сути, между обществом и природой огромная разница. Монтескье делает это четкое различие: в человеческом мире естественные законы не всегда соблюдаются, потому что люди могут ошибаться, а в физическом мире законы природы отличаются постоянством. Концепция законов. Дает классификацию законов, будучи сторонником естественного права. Три вида законов: 1) божественные; 2) естественные (тут 4 вида: стремление к миру; стремление добывать себе пищу; стремление к общению, в том числе половому; стремление жить в обществе); 3) человеческие (верховный человеческий закон – благо народа; тут тоже виды: МП, политическое право – отношения управляющего и управляемых, гражданское право – отношения граждан между собой). Пытается создать теорию законов, чтобы согласовать их между собой. Законы и мироустройство. Как деист, утверждает, что бог создал мир и управляет им по определенным законом, мир не хаотичен, есть законы. Законы – отношения между первоначальным разумом (бог) и различными существами. Закон – разум. Категория «дух законов». «Дух законов» - своеобразие национального права, обусловленное природными и социальными факторами. У сторонников естественного состояния, в отличие от Монтескье, преобладает идея универсализма: есть человек вообще, право вообще, государство вообще, без национальных привязок, никаких различий. Тут много верного: человек, независимо от нации, человек – есть антропологические характеристики, биологические потребности, есть брачно-семейные политические отношения, но они по-разному проявляются, есть специфика норм у разных культур. Государство и право можно рассматривать в 2 аспектах: 1) научно: человек – представитель человеческого рода с одинаковыми инстинктами и рефлексами; 2) с точки зрения культуры: по-разному строится, тут проявляются специфические условия существования человека. Монтескье обращает внимание на национальный аспект. Он говорит, что государство должны соответствовать духу народу, в государстве и праве этот национальный дух проявляется: на это строит методику сравнения свою. Он сопоставляет законы, нравы и обычаи. Нравы и обычаи, которые есть в стране - они естественная составляющая законов. Принимая законы, нужно их учитывать, и противопоставлять их нельзя.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |