Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория общественного договора.



2020-03-19 306 Обсуждений (0)
Теория общественного договора. 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале Руссо говорит, как общество жило до ОД, как его заключило и почему оказалась в плачевном состоянии (то есть дает негативную характеристику когда-то заключенному ОД). Во второй части книги он создает некую идеальную модель того устройства, которое нужно создать, т.е. каким должно быть новое общество, новое государство. Детально говорит о том, как надо заключить договор.

Как исторически был заключен ОД? Появление частной собственности ведет к имущественному расслоению, конфликту, начинается скрытая война между бедными и богатыми, теряют от этой войны больше богатые, поэтому богатые и договариваются между собой обмануть бедных (ввести их в заблуждение, предложив законы, якобы защищающие жизнь и собственность каждого, подчинение общему правительству) для воссоздания мира. Богатые навязывают бедным выгодные богатым ОД и законы. Получается, что у Руссо ОД предстает не как торжество разума, а как результат обмана. Для Руссо становится очевидной мнимость сделки (ОД): человек стал рабом.

Руссо - первый, кто так четко поставил социальную проблему (конфликта бедных и богатых).]

Поэтому надо заключить новый ОД. Новый договор должен установить свободу и равенство: такую форму ассоциации, которая отграничит личность и имущество каждого, все объединяются, но остаются верными себе. Но Жуков считает, что на самом деле человек всегда подчиняется коллективу, а не самому себе. Иначе тебя выкинут.

Условия ОД. Человек принимает:

• обязательность подчинения коллективу

• принудительности его исполнения,

• добровольность

• право расторжения договора.

Каждое новое поколение должно иметь возможность расторгнуть договор и свергнуть власть. Он пишет, что это повлечет много жертв.

Принято считать Руссо радикалом. Но сказать, что Руссо радикал и революционер - большая натяжка. У него в двух местах только говорится о праве народов свергнуть власть - всего 2 абзаца. Руссо говорит, что если власть свергнуть, то это приведет к потокам крови, беспорядкам. Локк говорит о проблеме народного восстания на протяжении многих страниц. Для него эта проблема политическая, главная.Локк действительно революционер, пишет много, он в гуще событий. Руссо - салонный писатель, он далек от политики и революции. В чем его радикализм? Культурный радикализм: создает модель, которая отвергает монархическое государство.

Принципы ОД, которые должны быть:

1. Свобода и равенство. Свобода - природное качество человека. Быть свободным по Руссо - значит быть равным другому человеку. Т.е. свободу он сводит к понятию равенства.

2. Общий интерес. Он лежит в основе государства, гражданского общества. Это - то, что всех объединяет. Все заинтересованы в том, чтобы быть свободными и равными;

3. Единство воли (Руссо различает: общую волю (единую) (ее он и имеет в виду) и волю всех (механическое сложение всех воль)).

Необходим механизм выявления общей воли (так, чтобы люди выражали свое мнение непосредственно) - голосование. При этом меньшинство обязано подчиниться большинству, нет идеи прав меньшинства.

4. Народный суверенитет. Характеристики: 1) неотчуждаем, 2) неделим, 3) абсолютен. Народ как источник власти и ОД.

Народный суверенитет. Ярый сторонник суверенитета, народ – источник власти. Он неделим То абсолютная власть над людьми.

Пределы власти. Ограничивается общим благом. [ЖА24] Суверен имеет право на жизнь гражданина, если этого требует общее благо.

Организация власти. Основа законной власти – договор. Государство должно управляться посредство законом. Он сторонник прямой демократии; раз суверенитет неделим, то его нельзя передать парламенту. Появление парламента – проявление деградации, вырождения. Потому что таким образом человек устраняет себя от власти, перекладывает это на плечи выборных органов.

Разделение властей. В широком плане - противник, потому что суверенитет народа неразделим, если разделить суверенитет, то произойдет разрушение ОД. В прикладном смысле признает законодательную и исполнительную власти, которые должны быть разделены. Руссо вводит трибунат - третий орган, который обладает громадной властью, должен следить, чтобы исполнительная и законодательная власти не сливались.

В той модели, которой предлагает Руссо, должна быть цензура. Она нужна, чтобы следить за мыслями людей. Если не будет единомыслия, то не будет общей воли. Его модель - это модель тоталитарного типа, там личность исчезает.

Религия. Религиозный человек, но против клерикалов. Руссо считает, что государству выгодно, если народ верит в одну религию, потому что так народом легче управлять, вера в таком случае становится орудием тирании, подкрепляемой всей принудительной мощью суверенной общей воли.

Собственность. Сторонник трудовой собственности (столько, сколько можешь создать своим трудом). Руссо против резких имущественных контрастов между бедняками и богачами.

Перспектива реализации проекта идеального государства. Идеал – достичь того, что было в Золотом веке человечества. Достичь идеала очень непросто, потому что сознание человека очень сильно изменилось.

Формы государства. Форма государства - договор. Поэтому государство - всегда республика, где народ суверен

Форма правительства:

1. Демократия - народ вручает правление народу или большей его части. Недостатков больше, чем достоинств:

1) предполагается слияние законодательной и исполнительной власти. Это неудобно.

2) подвержена гражданским войнам

3) не обладает стабильность.

2. Аристократия - народ вручает правление малому числу лиц.

Виды:

- природная (власть вручается лучшим по природным качествам людям),

- выборная,

- наследственная (лучшая форма! Правительство и суверен разделены. Власть осуществляется лучшими людьми. Более реалистична, чем демократия.)

3. Монархия - народ вручает правление одному лицу. Больше недостатков, чем достоинств:

• монарх ставит личный интерес выше народного,

• высокие должности часто занимают негодные люди,

• отсутствует преемственность в политике,

• наследственная монархия - сажает на трон негодных людей,

• выборная монархия - ведет к раздору.

Руссо негативно относится к тирании и деспотии. Аристократия может превратиться в олигархию, монархия - в тиранию, деспотию, а демократия - в охлократию.

Каждый народ создает себе ту форму, которая ему наиболее удобна.

Вообще вся идея формой государства и правительства не вяжется между собой: Руссо считает идеальным сочетание двух противоположностей - республики и аристократии.

Географические условия формы правления. Во многом идет от Монтескье. Сторонник государств на малых территориях. Типично западноевропейское понимание – Европа сама по себе маленькая.

Право. Руссо – не юрист, право не его специфика. Сторонник теории естественного права[ЖА25] . Выводит его из естественного состояния. Противопоставляет законы и право. Признаки закона: 1) закон – это акт общей воли; 2) устанавливает общую норму; 3) направлен на неопределенный круг лиц; 4) подчиняет себе правительство и частных лиц; 5) реализует идею справедливости.

Виды законов: 1) политические – определяют гос строй; 2) гражданские – регулируют отношения между гражданами, между государством и гражданами; 3) уголовные – ответственность за преступления; 4) общественное мнение – нравы, обычаи, регулируют основную массу общественных отношений. Цель – свобода и равенство. Выступает за консерватизм закона, актов должно быть немного. Какие законы должны быть? Связывает качества народа, закона и власти. Законы, основанные на идеях свободы, равенства и справедливости.  Главное, что мешает народу – костность. Законодатель должен обладать высокими нравственными качествами.

Смертная казнь. Для Просветителя характерно выступать за ее ограничение. Но Руссо сторонник смертной казни, полагает что при заключении договора человек дает право государству на это. Совершение преступления возвращает человека в естественное состояние.

Международные отношения - состояние ЕП - войны всех против всех. В войнах заинтересованы министры королей. Причины - собственность. Войны ведутся не между людьми, а между государствами, народы не враги друг другу. Война не рождает право, в том числе рабовладения. Вечный мир невозможен.

 

США

Нет никакой большой теории, в основном, идеологи. Только Томас Пейн может рассматриваться как такой политический мыслитель.

Колониальный период. Считается, что американский континент начал заселяться 15-30 тысяч лет назад (почти с появлением homo sapiens). В Америку люди пришли по месту нынешнего Беренгова пролива (считалось, что там был перешеек). Там представлены все 3 основный расы (негроиды, европиоиды, монголоиды), среди аборигенов есть представители всех трех рас. К началу нашей эры на территории Мексики, в районе Перу появились племена инков. В 100 году н.э. происходит первая колонизация Северной Америки викингами.

В 1492 году Колумб открывает Америку. Массовая колонизация начинается Англией, Данией. Английские колонии самые большие – туда хлынули крестьяне, которых согнали с земли (рождение капитализма в сельской местности).

Корабль Mayflower: группа пуритан прибыла в Америку 21.11.1620 год – пассажиры заключили договор об образовании нового государства, 22.12.1620 года – день Отцов-Пилигримов. Постепенно образуется 13 колоний, которые впоследствии начинают вести борьбу.

Социально-экономическое развитие колоний. Изначально они формируются на буржуазной экономике. Плантации на Юге формируются на базе рабского труда, но вписаны в капиталистическое общество. Английская корона пытается осаждать феодальные порядки. Северо-американские колонии хорошо развивались, чем создавали конкуренцию английской буржуазии.

Политическое устройство. Колонии были организованы так: король назначает губернатора, также есть двухпалатный парламент (верхняя – назначается губернатором, нижняя избирается). Ко второй половине 18 века формируется североамериканская нация. «нация» - это народ, который готов к образованию своего собственного государства, чем отличается от «этноса», как народа, который обладает сходством языка, быта, культуры. Многие жители колоний называют себя американцами, возникает своя культура – смесь английской, французской, датской культуры, а также индейцев и негров.

В это время формируется образовательная система: появляются колледжи, которые потом становятся университетами. Американское общество – протестантское общество, в основном, кальвинисты. Со второй половины 18 века начинается массовое освободительное движение: король навязывает свое порядки, а американская нация уже являются конкурентом английской буржуазии. Спусковым механизмом послужило повышение налогов.

Декабрь 1773 года – Бостонское чаепитие. 1775-1783 год – война за Независимость, в ходе которой надо было завоевать национальную независимость и устранить устаревшие социальные, политические институты. Май 1775 год – открытие второго континентального конгресса, где назначается главнокомандующий Джордж Вашингтон, 4 июля 1776 года провозглашена декларация независимости. Провозглашены идеи независимости от Англии, равенства людей, договорного государства, народного суверенитета, право и обязанность народа свергнуть деспотическое правительство. Надо понимать, что эта декларация была принята в особых исторических условиях колониального государства, нужно было свергнуть английского короля; сейчас никто не будет оправдывать право народа на революцию, свержение законной власти с помощью оружия.

1781 год – образование конфедерации; колонии решаются объединиться в борьбе против Англии. Это был промежуточный этап, нужно было двигаться к дальнейшему сближению. Возникают предпосылки для возникновения федерации: 1) постоянные бунты, которые надо было подавлять; 2) необходимость усиления военной мощи. 1787 – Конституция США.

Конституция США – первая в истории писаная Конституция. Очень устойчивая – 27 поправок всего. Это первая конституция с закреплением основных идей буржуазии: идея народного суверенитета, принцип разделения властей и система сдержек и противовесов, идея прав и свобод человека, идея верховенства закона, идея потом, что права и свободы человека – пределы государственной власти.

В мае 1787 года собирается конвент, где принимается Конституция, потом еще время на одобрение 2/3 штатов. Между федералистами и республиканцами идет борьба. Федералисты – политические силы, которые стремились к установлению федерации как консолидированной организации, республиканцы – за сохранение прав штатов. 1791 – утверждение Билля о правах

Итоги: США стали независимы, принята Конституция, оказали внимание на Францию. ВФР во многом использовала опыт американской революции

Рабство как уникальный феномен эпохи. По мере колонизации земель в 16-17 веках и усиления плантационного хозяйства, активно завозятся рабы. Короли запрещали переводить местное население в рабов. Рабство организовывали пуритане, кальвинисты, для которых заповеди Христа – сама жизнь (в том числе о равенстве). Но экономический интерес оказался выше, поэтому таких же людей стали использовать как скот. Американская демократия строилась на этом.

Америка делится на англо-саксонскую (США, Канада) и латинскую (Мексика, Бразилия и прочие. Между ними колоссальная разница)

Отцы-основатели США: Вашингтон, Джефферсон, Адамс, Мэдисон, Гамильтон, Франклин, Пейн, Дей (первый председатель ВС США).

Американской конституции более 200 лет, колоссальный уровень стабильности. Как удалось это сделать? Чтобы выяснить причину, нужно посмотреть на идеологию отцов-основателей. Две основные политические силы: федералисты и республиканцы. Они все за независимость. Федералисты – Гамильтон, Вашингтон. Выступали за максимально централизованное государство, с максимальным подчинением штатов центру, оглядки на народ и права человека – для них не характерно. Республиканцы – Джефферсон, Франклин, поздний Мэдисон, выступали за сохранение компетенции, в основном, идеи для привлечения народных масс, идея прав и свобод, по их инициативе принимается билль о правах.

Бенджамин Франклин (1706-1790)

Идеолог Конституции, возникает идея формирования своего государства, колоссальный авторитет колоссальное политическое влияние. Известный ученый (выдвинул идею кубического двигателя).

Сочинения. Исторический очерк Конституции; «Замечания по плану будущего правления индейцами», многочисленные письма. Это не теоретик, а публицист, главная идея сводится к тому, чтобы отделиться от Англии.

Отношение к Конституции. Принцип федерации. За всеобщее избирательное право, против крайностей демократии. Противник рабства.

Томас Пейн (1737-1809)

Родился в Англии, бедной семье, пробовал разные профессии. Сближается с Франклином, едем в Америку, становится редактором Пенсильванского Журнала, наращивает тираж до 1500 экземпляров в месяц. В годы войны за независимость пишет памфлет Борьба за независимость, который зачитывали перед строем солдат.

Конгресс США дает ему ссуду, дарит дом. Пейн отходит от политики, занимается инженерией, едет в Англию заниматься мостами, там его обвиняют, бежит во Францию, где уже ВФР, осуждает казнь короля, чем вызывает подозрения якобинцев и попадает в тюрьму. Возвращается в Америку, где пишет работу «Век разума». Американцы не принимают атеистические идеи этой работы, автор становится изгоем.

Сочинения. Написал больше всех «Здравый смысл», «Век разума», «Права человека». Особых идей нет своих, повторяет за европейцами

Методология. Деист, антиклерикал, рационалист, пытается использовать исторические подходы, есть идеи материализма, теория общественного права и общественного договора.

Естественное состояние и общественный договор. Трактовка традиционная

Государство. 3 источника: общие интересы общества, права человека. Сторонник естественных прав человека.

Права человека.

Народный суверенитет. Сторонник этой концепции.

Формы правления. Различает республику и монархию. Монархия – Англия, ругает ее. Считает, что абсолютная монархия – позор.

Народ имеет право на революцию, восстания. Причина революции – изменение сознания людей.

Выступал за сильное Правительство США, выступал против власти в руках президента. В колониях – однопалатный парламент, на уровне федерации – конгресс. Президент избирается конгрессом. Был противником рабства- критиковал с разны позиций. Критично относился к буржуазному строю.

Международные отношения. Войны справедливые – антифеодальные, несправедливые – обратная (захватническая, со стороны Англии). Против колониальной политики, порабощения народов.

Томас Джефферсон (1743-1826)

Родился на юге - в Виргинии, в семье плантаторов. У него было много рабов. Но выступал борцом с рабством. Отец дал ему хорошее образование.

Он - человек выдающихся способностей. Начинает карьеру в рамках штата: становится депутатом Виргинии, а в войну за независимость избирается депутатом Континентального конгресса. Пишет на 90% декларацию независимости. Пишет конституцию Виргинии. Ее взяли за основу конституции США.

Был гос секретарем, президентом.

Сочинения: Декларация независимости, Проект конституции Виргинии, Заметки о штате Виргинии (описательные).

Методология: деист, рационалист, полезность – критерий морали.

1. Основные идеи. Идея независимости США,

2. идея общественного договора, государства были созданы благодаря общественному договору.

3. Идея прав и свобод человека. [ЖА26]

4. Идея свободы совести.

5. Предел власти государства – права человека.

Народ делегирует власть правительству.

Народный суверенитет. Последовательно развивает идею. Народ избирает власть.

Сторонник права народа на свержение деспотизма. Мелкие бунты - это неплохо, держит власть в напряжении, заставляет думать о народе.

Главу государства можно подвергнуть наказанию.

Выступал за демократизация государства (максимальное снятие цензов).

1. Всеобще избирательное право (не женщины и низкие цензы).

2. Подконтрольность власти народу.

3. Привлечение народа к управлению страной. Развитие самоуправления.

4. Выборность на всех уровнях. Ограничение срока пребывания на должности.

Виды аристократии. Выделяет естественную и искусственную аристократию. Естественная - к власти приходят лучшие. Искусственная - родовая аристократия, она разрушает государство. Надо ограничивать искусственную, дать приходить к власти людям, выдающимся от рождения.

Опора демократии - средний класс. Джефферсон постоянно апеллирует к массам, он демократ. Он говорит, что власть нужно так построить, чтобы Парламент как можно чаще обращался к народу. Джефферсон говорит, что нужно чаще привлекать народ к управлению политикой и государством.

Сторонник разделения властей, системы сдержек и противовесов.

Проект конституции Виргинии. Всеобщее избирательное право, 2 палаты парламента, механизмы сдерживания их, бессрочные судьи, губернатор - 5 лет, гарантии УПП, военная власть подчинена гражданской, свобода слова.

Отношение к конституции США. Когда Конституция США принималась, он был в посольстве в Париже (он был послом США во Франциио. Первая его реакция - негативная, т.к. конституция блокирует механизмы обращения к народу, нет апелляции к народу. Резко негативно: много полномочий у федераций, мало демократически механизмов, забвение прав и свобод человека. Принятие Билля о правах делает его отношение более доброжелательным.  Он считает, что основная власть должна быть у штатов.

Он республиканец - антифедералист. Первоначально создаются штаты, они объявляют себя государствами. Т.е. государственность строится снизу-вверх. Он идеолог этого процесса. Ему близки идеи штатов. Он считает, что центральное правительство не должно ограничивать власть штатов. Федерация занимается внешними делами, а штаты – внутренними. Штаты остаются с такими же правами, как и раньше.

Противник рабства.

Он сам рабовладелец. Но везде предлагал отмену рабства. Из Декларации независимости это выкинули (сильна была критика рабовладельцев). Считал, что рабство разрушает человека: и раба, и рабовладельца.

Выступает за запрет ввоза рабов в Америку. Считает, что негры - чуждая белым раса. Они уступают по умственным и физическим возможностям. Нельзя смешивать белых и негров. Он сравнивает арабов из Рима с неграми. В Риме вольноотпущенник мог интегрирования, негр - нет. Освобождённый раб в Америке не может вступить в брак с белой, это портит человеческую природу. Интеграция невозможна. Вывод: негров надо освобождать и депортировать на родину (в Африку).

Индейцев ставит выше, чем негров. Но тоже считает их ниже белых.

Миграционная политика. Против стремительной иммиграции - они принесут дух монархии, это противоречит идеям США.

 

Право. Обычные повторения Локка. Сторонник теории естественного права, закон должен быть справедливым.

Выступает за территориальное расширение США, в том числе с помощью войн. Надо ограничивать эмиграцию, потому что они несут монархические взгляды.

Джеймс Мэдисон (1751-1836)

4 президент США. Ученик Джефферсона. Рано включился в политическую жизнь. Разработчик Конституции.

Сочинения. Проест конституции, билль о правах статьи из газеты «Федералист», записки по обсуждению проекта Конституции.

Основные идеи: конституцию нужно было принимать, чтобы создать государство, способное бороться с внутренними беспорядками.

Федерализм. Сначала был на стороне федералистов, потом на стороне республиканцев. В целом как Джефферсон, федерация – внешняя политика, штаты – внутренние.

Республика – идеальная форма правления для США. Спорт с Монтескье – республика подходит для большой территории.

Соотношение представительной и прямой демократии. Американская конституция не предполагает апелляции к народу. Нет института референдума. Изначально все противоречия внутри правящего класса надо решать внутри него, не обращаясь к нарожу отсюда идея сдержек и противовесов. Представительная демократия – основ, непосредственная как дополнительный элемент. Появляется идея защиты прав меньшинства, а не только большинство. Что за меньшинство – класс собственников, их права надо защищать прежде всего. Американская демократия – буржуазная, в пользу меньшинства.

Разделение властей. Сторонник. Идет от Монтескье, который идет от Локка. Много обосновывает разделение властей. Сосредоточение всей власти в одних руках – деспотизм. Власть должна быть едина.

Система сдержек и противовесов. Нужен контроль за ветвями властей. Много пишет о законодательной, исполнительной и судебной власти. Надо усиливает законодательную, потому что исполнительная много что может. По американской конституции все достаточно уравновешенно. Считает, что в случае конфликта властей нельзя апеллировать к народу. Сроки действия: чем больше власть, тем короче сроки. Выборными должны быть палаты парламента и сам президент.

Будущее. Будет размывание базы демократии – слоя землевладельца. Может прийти к монархии. Должна была закончиться через 143 года.

Рабство должно быть ликвидировано.

Александр Гамильтон (1757 – 1804)

Гос секретарь, министр финансов при Вашингтоне. Последовательный сторонник федералистов. Незаконно рожденный; отец – из обедневшего ирландского рода.

Основные идеи. Главная работа – тексты статьи в газете «Федералист». Обоснование социального неравенства. Природа позаботилась о том, что есть богатые и бедные, их нельзя сближать. Это различие в собственности нужно поддерживать. Класс собственников – стабильность экономическая и политическая. Идеальное правление – смешанное, то есть конституционная монархия (по модели Англии – дуалистическая монархия). Были проекты введения в США конституционной монархии, Вашингтону предлагалось быть монархом. Американская система по модели английской модели монархии. Сенат должен стать воплощением власти богатых, палата представителей – всем населением.

Отношение к федерации. Не исключал возможность упразднения штатов, они должны максимально отдать полномочия центру, до конца жизни считал конституцию США – хилым и никчемным устройством из-за полномочий штатов. Почему власть штатов – плохо? Сильные штаты будут провоцировать войну между собой, выступал за единую армию, подчиненную федерации. Своя армия штатов – основа для войны. Необходим федеральный механизм принуждения федеральное правительство должно иметь такие механизмы. Нужно единство государственного механизма, у федерального должно быть собственное налогообложение. Единая политика в области торговли. Единая судебная система. Распределение полномочий между штатами и федерацией.

Много пишет о ценности республике, сильной республике. Глава республики близок к монарху. О монархе высказывается позитивно, имея в виду английскую.

Выступает за сильного президента. Полномочия отличаются от полномочий монархий. Сила нужна чтобы установить свободу. Нужно единоначалие исполнительной власти. Срок пребывания в должности – на 4 года, может быть переизбрание столько раз, сколько захочет народ.

Отношение к войне. Также выступает за постоянную армию. Война – нормальная внешняя политика дб наступательной нужно расширять территорию, выступает за разделение властей и их единство.

Разделение властей. Судебная власть – самая слабая. Меньше всего возможностей для ущемления прав других ветвей. Нужно максимально защитить ее, одна из мер – пожизненное нахождение на должности нужно давать суду право признавать несоответствующим конституции США. Толкуя конституцию, суд не становится выше законодательного органа, таким образом суд вводит законодательный орган в компетенционные рамки. Взаимное сдерживание – подчинение воле народа, попытки выявить ее.

Полагал, что можно был не принимать билль о правах, конституция и так гарантирует свободу и равенство гражданам.

Отношение к рабству. Против рабства, но к индейцам относится резко негативно – естественные враги штатов.



2020-03-19 306 Обсуждений (0)
Теория общественного договора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория общественного договора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)