Современная социал-демократия второй половины 20 века
Социальная база. В 20 веке социальная база максимально расширилась: пролетарии, чиновники, студенты. Тут самая широкая база. Организационные принципы. автономия партийной организации, дискуссии, наличие фракций. Основы. концепция демократического социализма. Программные документы. франкфурктская декларация. Берлинаская программа 1989 года. Основные идеологи. Англия: Гарольд Джозеф Ласки, Джон Стрейчи, Герберт Стэнли Моррисон. Концепция демократического социализма. Сам термин входит между мировыми войнами как антипод советского социализма. Лидеры второго Интернационала говорили (Либерштейн, Каутски), что в России не мб построен социализм, не будет диктатуры пролетариата, а будет партийная диктатура. Отношение к марксизму. Многие положения марксизма устарели: про обнищание пролетариата, пролетарскую революцию, насилие. Марксизм не может быть еднственным источником социал-демократии. Современный капитализм. Должен в итоге исчезнуть, но в результате эволюции. Социализм является естественным развитием капитализма, он должен дорасти до этого. Государственные отношения гармонизируются, устраняется разрыв между богатыми и бедными за счет увеличения среднего класса. Понимание социализма. Больше нет пролетарского характера, общедемократическое течение. Социализм может базироваться только на демократии и гуманистических принципов. К социализму можно прийти только с помощью демократии, уклонение от демократии ведет к уклонению от социализма. Социализм позволяет развивать личности. Средства достижения социализма – только мирно, только реформы. Главное условие – нравственное совершенствование общества. Понимание государства. Идея советского периода приблизить государство к общество привело лишь к огосударствлению общества. ПЕРЕСЛУШАТЬ! Социальная программа. Гарантированность прав на труд, образование, жилище, соицальное обеспечение. Участие в формировании экономической деятельности государства чрез профсоюзы. Ликвидация всех форм Принципы организации экономики. Децентрализация и демократизация. Обобществление собственности в рамках смешанной экономики. Сохранение частно-хозяйственного капитализма. Общественные контроль над экономикой: регулирование рынка, инвестиции. Увеличение налогов. Перераспределение средств от богатых бедным Понимание права. Сторонники правового государства (государство всеобщего благоденствия). Сторонники теории плюралистической демократии. Правовое государство – буржуазное государства в понимании западных европейцев. Международные отношения. Борьба за мир, разоружение (это демагогия, у власти были многие социал-демократические партии в эпоху острейшей борьбы между странами НАТО и странами Варшавского договора). Борьба с колонизмом, неоколонизмом. Практика деятельности. В 60-80-е годы 20 века было так: правое правительство снижает налоги, дает возможность бизнесу развиваться, наполняются общественные фонды. Приходит к власти левая партия: бизнес давят, повышают пенсии и социальные выплаты, тратят общественные фонды. В 90-е- и 00-е разница между либеральными и социал-демократическими партиями стирается, политика примерно одна и та же, сама эпоха показывает, кто левый, а кто правый (пример: Меркель относится к правой партии, но проводит с эмигрантами явно левую политику). Социальные государства типа стран Скандинавии – результат развитого капитализма, а не существующий социализм. [1] *Есть мнение, что России тоже была нужна реформация, поскольку ее не было, не сложился и капитализм. Звучит красиво, но с кем надо было делать реформацию? Большая часть населения – неграмотные крестьяне. В образах Л.Н. Толстого русский мужик – полнейший идиот. У И.С. Тургенева в «Записках охотника» они предстают высокодуховными людьми, несмотря на неграмотность.* [2] Восстание рабочий в Париже, на несколько месяцев установили прообраз СССР. [ЖА1]Безразличие к судьбе тружеников рождает преступников, общество само рождает воров. Решение проблемы — упразднение социальных контрастов, забота о тружениках, охрана их земельных наделов, обеспечение работой безземельных [ЖА2]Коренной принцип - не подчинение личности обществу как части целому, а гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Столкновения между интересами государства и личности у Мора немыслимы. Если сформулировать тезисно: 1. Коллективная собственность 2. коллективизм 3. Уравнительность 4. Деньги отменены 5. Золото ограничено, цепи из золота, посуда для нечистот. 6. Обязательный производительный труд для всех, труд есть моральная потребность 7. Физический и умственный труд. Сельхоз или ремесленный труд - первое. 8. Все на два года уезжает по очереди на труд. 9. 6-часовой рабочий день. 10. Грязные работы - особый почет.
[ЖА3]Политический строй демократичен. Все должностные лица выборные. [ЖА4]Однако важные вопросы решаются народным собранием, например распределение продуктов, продолжительность рабочего дня [ЖА5]Вера удерживает от нарушения закона в угоду своим страстям, поэтому атеистам должностей не доверяют. [ЖА6]Протест вылился в религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). [ЖА7]Приступил к изучению государства и политики на основе обобщения фактов с учетом национальных систем права. Государства возникают независимо от воли Бога и людей, на их формы влияет естественная среда (климат, почва). Их развитие отображает история, поэтому она лучшее введение в политику.
[ЖА8]Очень хорошей формой считает наследственную монархию, она может навести порядок, сплотить страну в период распрей, обеспечить мир и социальную гармонию. Монархия отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Монарх, как Бог, повелевает подданными, обладает властью по собственному праву. Но хороша лишь так монархия, которая "законная или королевская". Ограничения суверена божественными, естественными, человеческими законами, общими всем народам. Еще плюсы монархии: божественное иерархическое устройство, природа суверенной власти - монархия ей отвечает, в кризисные периоды способна проявить силу и эффективность, объединить страну, обеспечивает мир, правопорядок в стране, процветание народов.
[ЖА9]Уже в 15 лет закончил Лейденский университет, получил степень доктора права. Пошел на государственную службу, успех, но потом стал жертвой борьбы политических партий, его приговорили к пожизненному заключению [ЖА10]Источники естественного оправа - разум. Естественное право не может быть ограничено Богом. Оно выступает в качестве оснований критериев должного и недолжного поведения [ЖА11]Власть окончательно перешла к государству, у народа нет безусловного права сопротивляться, народ должен подчиняться, государство может наложить запрет на сопротивление власти, речь идет о тихом ропоте среди аристократии. Право на восстание есть только в исключительных случаях, только если это не приведет к разрушению государства и гибели многих невинных людей. [ЖА12]Приходит к полному пантеизму, растворяя Бога в природе, отвергая сверхприродное начало. (Жуков – светский пантеизм). [ЖА13]Всё в природе совершается необходимо, имеется не разрывная цепь причин и следствий. Действия человека след подчинения причинам [ЖА14]Лучшая форма государства - в которой обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, свобода граждан. Он не хочет новых переворотов Голландии. Склоняется к демократии, так как она больше всего подходит к естественному состоянию, лучше реализуется цель "в действительности есть свобода". Здесь каждый переносит свое естественное право на большую часть всего общества.
[ЖА15]Живя в Париже, несколько лет обучал физике и математике наследника английского престола - Карла II. [ЖА16]По возвращении в Англию занимался государственной деятельностью - подготовкой университетской реформы. После смерти Кромвеля он уезжает, корректирует "Левиафан" в пользу монархии, Стюарты его прощают и он возвращается на родину, но его обвиняют в атеизме и ко двору не допускают. [ЖА17]В книге 2 части: 1) критика монархической теории Роберта Филмера (в 1653 году Филмер умер, но в 1680ые роялисты его переиздают, и его труды активно обсуждаются. Он сторонник абсолютной монархии и патриархальной теории. Главный труд - "Патриарх, или естественная власть королей"). 2) собственные рассуждения в духе Гоббса о происхождении, цели, устройстве государства, о пределах государственной власти.
[ЖА18]Локк видит ЕС не в таких жутких красках как Гоббс. У Гоббса ЕС - всегда война, у Локка - потенциальная возможность войны. Локк более оптимистично воспринимает людей: свобода деструктивна, но человек способен жить в условиях свободы [ЖА19]Условия ОД: • добровольность; • лицо, заключившее договор, обязано абсолютно и до конца жизни быть поданными этого государства (нет обратной силы ОД); • государство должно применять те меры, которые считает хорошими и соответствующими природе; • народ выступает как судья, следящий за исполнением ОД; • участники ОД обязаны подчиняться большинству.
[ЖА20]Демократия. Олигархия. Монархия. Наследственная или выборная. К монархии больших претензий нет. Большие претензии к абсолютизму. Абсолютизм ввергает всех в войну против всех - переводит людей в ЕС. Абсолютизм: противоречит ОД. Абсолютная неограниченная власть одного человека над другими противоестественна, такой власти не дает природа, ее не может предоставить договор. Это противоречит разуму, который предполагает свободу, опирается на силу, а не на закон; деспотизм - рабство. Узурпация - приход к власти с нарушением законной процедуры. Тирания - осуществление власти помимо права. Признаки: в основе - воля правительства, цель - удовлетворение честолюбия, мстительности.
[ЖА21]соотношение социальных и физических факторов на развитие общества. На первых порах основное влияние оказывает климат, затем на первый план выступают социальные факторы [ЖА22]Виды власти: 1) законодательная (власть парламента), 2) исполнительная (внешние (международные) связи), 3) судебная (современная судебная и исполнительная - отправление правосудия и исполнительно-распорядительная деятельность). Видим, что по содержанию подход не совсем современный. Вводит понятие "система сдержек и противовесов". У Локка есть такая идея и написано лучше, но термина нет. Идея: парламент и исполнительная власть должны сдерживать друг друга: монарх и двухпалатный парламент (первая палата - наследственная для знати, вторая - избирается народом). Должны быть две противоборствующие стороны: монарх и парламент и борьба двух палат: нижней и верхней. Монтескье говорит, что монарх вправе созвать парламент, прервать сессию. Парламент может привлекать к ответственность должностных лиц, кроме короля. [ЖА23]Рассуждения по вопросам: "Способствование возрождения науки и искусств возрождению нравов"" (тоненькая), "Рассуждение о происхождении неравенства между людьми" (1755) (для конкурса Дижонской академии), "Об ОД, или принцип политического права" [ЖА24]Права человека Руссо подчиняет общей воле. Места для личной свободы и личных прав у Руссо нет. Хотя у Локка и Гоббса это звучит. У Руссо личность как бы растворяется в государстве. [ЖА25]ЕП вытекает из 2 начал человеческой души: 1) стремление к благосостоянию и самосохранению + 2) сострадание ко всему живому, к себеподобным.
[ЖА26]Триада прав: на жизнь, свободу, стремление к счастью.
[ЖА27]1. Иммануил Кант (1724 – 1804) 2. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 – 1854) 3. Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) 4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) 5. Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 – 1872)
[ЖА28]Именно такое место вопросы государства и права занимают в его философии. Это периферия. Для него самое главное - это теория познания.
[ЖА29]Причина мира - не материя, а бог.
[ЖА30]Подобно тому, как мир состоит из двух частей, также и человек состоит из тех же частей: 1. Феноменальная часть - часть рациональная. 2. Ноуменальная часть - неподвластна человеку. Это неразлагаемое нерациональное ядро в человеке. И в государстве и праве также есть подобное. И это человек познать не может.
[ЖА31]Философия Канта проникнута антиномиями – ситуациями, когда две одинаково истинные посылки противоречат друг другу.
[ЖА33]То, что мы видим, не является сутью вещей, это представление разума о вещах [ЖА34]Лицо должно в момент такого поступка иметь свободную волю (возможность выбора) и бескорыстие. Тогда данный поступок будет подлинно моральным. [ЖА35]Общество просто так не построишь на основе этики. Человек должен верить, что существует Бог и должен поддерживать в себе моральный закон [ЖА36]Подсмыслы: право справедливости (получил деньги, которые обесценились, требуется компенсация) и крайней необходимости [ЖА37]Государство - это люди, это организация людей, созданная для того, чтобы удовлетворить интересы коллектива, большинства.
На практике в государстве человек является средством. Во время войны люди являются пушечным мясом, средством одержания победы над другим государством. Это суровая необходимость.
Однако это неправильно. Человек должен быть целью, а не средством. Государство должно создаваться (и изначально создается) не только для интересов большинства, но и для интересов личности. Личность участвует в делах коллектива, рассчитывая что-то получить в то же время и для себя.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |