Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка творческой личности учителя



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Подготовка творческой личности учителя 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За 60 лет существования Челябинский педагогический институт стал одним из ведущих учебных заведений на Южном Урале. За это вре­мя институт подготовил около 45 тысяч учителей.

Именно Челябинский пединститут стал центром развития педагоги­ческой науки в области. В числе выпускников вуза – известные акаде­мики, 3 докторов наук, более 900 кандидатов наук, ректоры крупных вузов страны. Это специалисты высокой квалификации, доктор педаго­гических наук, член-корреспондент РАО Б.А. Караковский, представляю­щий уникальный пример сочетания научного поиска и воплощения резуль­татов научной работы в Практику возглавляемой им школы. Длительное время он работал директором щколы № 1 г. Челябинска, в настоящее время руководит школой № 825 г. Москвы. Е.М. Тяжельников – бывший чрезвычайный полномочный посол в Румынии, референт МИД России; М.Н. Евланова, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории Челябинского технического университета; Л.А. Шкатова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Челябинского университета; С.Е. Матушкин, член-кор­респондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Челябинского университета; Л.П. Гальцева, профессор, заведующий кафедрой литера­туры Челябинского института искусств и культуры, член Союза писателей; М.А. Заборов, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор многочисленных монографий; А.В. Митрофанова, доктор исторических наук института истории РАН; И.А. Фомин, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека ЧГПИ, автор многих учебни­ков; В.Я. Пятин, ректор Астраханского пединститута; В.П. Владимирцев, ректор Нижнетагильского пединститута; А.П. Грай, ректор Челябинско­го института искусства и культуры и др.

Среди выпускников института – известные писатели и журналисты: Г.Н. Щербакова, П.М. Смычагин, А.П. Ефименко, Н.Н. Михайлов, Л.В. Бори­сов и др.

Некоторые наши выпускники стали чемпионами мира и олимпийских игр. Это шестикратная олимпийская чемпионка, неоднократная чемпион­ка мира по конькобежному спорту Л.П. Скобликова; чемпионы Европы легкоатлеты Е. Елесина, Е. Примак и др.

В числе выпускников более 300 заслуженных учителей школы Рос­сийской Федерации, 5000 отличников народного просвещения, 310 чело­век удостоены правительственных наград. Среди выпускников – Герой Советского Союза А.И. Невзгодов, Герой Социалистического Труда В.М. Леднев, учитель биологии Кузнецкой средней школы Аргаяшского рай­она. Широко известны имена А.И. Александрова, заслуженного учителя Российской федерации, преподавателя истории; А.П. Лыкасовой, заслу­женного учителя Российской Федерации, учителя физики школы-гимна­зии № 80 г. Челябинска; В.А. Лапина, заслуженного учителя Российс­кой Федерации, учителя физической культуры СШ № 121 г. Челябинска; Г.Я. Грицая, народного учителя СССР, учителя физики СШ № 44 г. Миасса и многих других.

Среди наших выпускников – директора школ и других инновацион­ных учреждений города и области: А.Г. Гостев, директор школы-лицея № 11 г. Челябинска; В.Ф. Дехтман, директор колледжа «Наука» СШ № 35 г. Челябинска; Л.В. Слотина, директор СШ № 82 г. Челябинска, заслу­женный учитель школы Российской Федерации; Л.П. Шайдурова, директор СШ № 72 г. Челябинска, отличник народного просвещения; Л.И. Дудина, директор школы-гимназии № 80, заслуженный учитель России и др.

Многие выпускники нашего вуза трудятся на ответственных должностях. Более 70 % руководящих работников школ, органов народного образования и профессионально-технических училищ области являются нашими воспитанниками: Н.И. Фуникова, заместитель начальника Глав­ного управления образования администрации Челябинской области; В.Н. Кеспиков, начальник Управления по делам образования г. Челя­бинска; Т.А. Фомина, заведующий Курчатовским РУО г. Челябинска, заслуженный учитель Российской Федерации; А.Н. Усынин, заведующий Ленинским PУО г. Челябинска; О.Я. Хорохорина, заведующая Калининс­ким РУО г. Челябинска; Й.М. Гирь, заведующий Тракторозаводским РУО г. Челябинска; В.В. Чаплинский, заведующий Уйским РУО; М.А. Зигельман, заведующий Управпением образования г. Миасса; А.Г. Базаев, заместитель начальника Областного управления профтехобразования и др.

Отличные организаторские качества, профессионализм, умение по­нимать требования времени проявляют наши выпускники, работающие в районных, городских администрациях области. Это В.И. Марченков, глава администрации г. Коркино; В.В. Садырин, глава администрации г. Сатки; В.В. Чуприн, первый заместитель главы администрации Ле­нинского района г. Магнитогорска; М.Г. Нуждин, заместитель главы администрации г. Челябинска.

В настоящее время в институте поступательно внедряется новая концепция обучения, принципиальная особенность которой состоит в том, что непосредственной основой развития и воспитания будущего учителя в процессе обучения является собственная деятельность сту­дентов, направленная на изменение самого себя как субъекта, как бу­дущего учителя.

В рамках этой концепции ведется творческий поиск, апробация и внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения: организация творческих мастерских, проведение интегрированных заня­тий (по методике музыкального воспитания и методике изобразительно­го искусства, математике, физике, анализу художественного текста и русскому языку, иностранному и русскому языкам, истории культуры России и русской литературе); проведение практических занятий на базе развивающихся лабораторий школ и детских садов, широкое исполь­зование компьютерных программ на различных учебных предметах, вплоть до изобразительного искусства; проведение диспутов, полемических диалогов, интеллектуальных конкурсов «Что? Где? Когда?», телемос­тов, ролевых игр, элементов дидактического театра. Стало традици­онным проведение «Школьных дней», когда занятия по педагогике и ме­тодике преподавания предмета проводятся непосредственно в школьных классах. Практикуются такие формы проведения занятий по гуманитар­ным дисциплинам, как литературный салон, литературная гостиная и коллоквиумы в виде международного симпозиума, рыцарского турни­ра и др. Преподаватели решают основную задачу: показать студентам, как при помощи новых форм и приемов воспитать у учащихся интерес к учебе, к учебному предмету, так как для осуществления этой цели курсов частных методик явно недостаточно.

В процессе преподавания основных дисциплин широко используют­ся структурно-логические схемы, таблицы, опорные конспекты и другие приемы, направленные на структурирование содержательной сущностной стороны учебного курса.

Учебно-методическая работа факультетов и кафедр в период с 1991 по 1995 гг. была направлена на совершенствование профессиональ­ной подготовки студентов, интенсификации учебного процесса. Препо­даватели продолжали работу по обновлению, тематическому расширению читаемых курсов, совершенствованию методики чтения лекций и прове­дения практических занятий, углублению их профессионализма. Так, на физическом факультете широко практикуется проведение вводных коллоквиумов в начале изучения курса для определения констатирую­щего среза знаний студентов; фронтальных семинаров-защит по его ре­зультатам. В последнее время практикуются задания межпредметного характера, составленные к лекционным и лабораторным циклам. Учебные конференции, проводимые кафедрой общетехнических дисциплин, предпо­лагают совместное участие в них студентов и школьников. Такие обсуж­дения определяют профессиональную направленность применения знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин, и дают возможность проводить раннюю профориентацию школьников на педагоги­ческую профессию.

В целом больше внимания стало уделяться творческим и индивидуальным самостоятельным заданиям. Каждому преподавателю представлена возможность проявить творческую инициативу, индивидуальные возможности, что способствует многообразию методов, форм и приемов учебной и методической работы. Так, например, преподаватель С.А. Лазарев (кафедра всеобщей истории) результативно работает, приобщая студентов к самостоятельной работе. При этом главное внимание уделяется поиску новых приемов, которые позволяют на каждом занятии выявлять и контролировать уровень подготовки и степень усвоения темы каждым студентом. В их основе лежит вариативный опрос по бригадам (6–12 человек). Часть практических занятий проводится путем программированного опроса на ЭВМ с выставлением итогового индивидуального рейтинга, дающего возможность сравнить уровень знаний и умений студентов.

С полным правом лекций профессора Чепасовой A.M. по современ­ному русскому языку можно назвать авторскими.

Основной методический прием, которым пользуется проф. A.M. Чепасова для того, чтобы студенты эффективно усваивали сложную, высшую материю языка – это проблемное обучение: на каждой лекции создается проблемная ситуация, сталкиваются взаимоисключающие точ­ки зрения лингвистов разных научных школ.

Л.А. Чернышева, преподаватель кафедры английской филологии, обес­печивает интегрированный характер занятий по практической фонетике  на основе слияния фонетической интонационной модели с грам­матической и оформления речевого потока с использованием тренирующих интонационных моделей.

Спецкурс профессора Л.А. Глинкиной построен на принципе интег­рирования, выявления межпредметных связей между такими разделами лингвистики, как «Лексикология», «Лексикография», «Семасиология», «Историческая грамматика» и др. Несомненно, это современное направ­ление в преподавании, которое может быть использовано при изучении других дисциплин. Спецкурс направлен на развитие самостоятельной творческой работы студентов, следует традиции преподавания универси­тетских курсов.

Для осуществления принципа наглядности, способствующего усвое­нию очень сложного для студентов исторического языкознания, под ру­ководством проф. Л.А. Глинкиной, студенты составляют таблицы, схемы, алгоритмы.

Серьезную творческую работу по домашнему чтению на старших кур­сах ведет А.В. Парадиз, преподаватель кафедры французского языка. Прочтение каждого романа заканчивается устными докладами или сочинениями, проводится интересная работа по расширению словарного запа­са студентов на основе прочитанного.

Преподаватели кафедры геометрии Т.В. Волосникова и Г.И. Проко­пенко для студентов V курса проводят семинары по решению задач по­вышенной трудности. Студенты заранее знакомятся с темами занятий. Каждый из них выбирает свою тему и подбирает задачи по ней. Парал­лельно студенты решают задачи областных и российских математичес­ких олимпиад школьников.

Преподаватель кафедры химии М.А. Хачатурян, значительно перера­ботав курс лекций по методике химии, включила в него новые темы: «Методы развивающего обучения на уроках химии», «Проблемный демон­страционный эксперимент на уроках химии», «Нетрадиционные формы проведения уроков химии (деловые и ролевые игры, игровой дидакти­ческий материал)».

Многие кафедры вводят новый актуальный материал как в рамках существующих учебных дисциплин, так и во вновь внедряемых спецкур­сах, спецсеминарах, факультативах. Значительная их часть направлена на совершенствование специальной подготовки учителя-предметни­ка, на улучшение организации учебно-воспитательной работы. Среди них «Экологическое воспитания учащихся на уроках химии» (преподава­тель Н.Л. Капеева), «Библия и русское искусство», «Физика и искусст­во» (преподаватель В.П. Рожков), «История русского зарубежья» (пре­подаватель В.Я. Рушанин), «Народная латынь» для специальности «фран­цузский язык и мировая культура» (преподаватель А.П. Нестеров), «Про­блемы освоения новых программ по литературе» (преподаватель Г.Б. Поднебесова).

Преподаватели кафедр культурологического цикла разработали и читают такие спецкурсы, как: «Основы коммерческой деятельности», «Система менеджмента», «Риторика», «Техника речи», «Техника педа­гогического общения» и другие.

В последнее время в институте углубляется информатизация обра­зования. Кафедра информатики и вычислительной техники обеспечивает проведение занятий по информатике и вычислительной техники на всех факультетах института, выделяет время для самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей. Соблю­даются графики работы кабинетов ИВТ, машинное время расходуется ра­ционально, но тем не менее институт испытывает острую необходимость в увеличении числа специализированных аудиторий ИВТ.

На кафедре информатики постоянно ведется работа по совершенст­вованию учебных программ, в частности, для математического факуль­тета разработана новая программа, предусматривающая изучение аппа­ратных связей и правил их эксплуатации, операционных систем и опе­рационных оболочек, освоения системы программирования «Турбо-Пас­каль», введен курс «Новые информационные технологии».

Целенаправленная работа ректората и сотрудников кафедры инфор­матики и вычислительной техники по оснащению учебного процесса при­вела к тому, что в последнее время уровень компьютерной грамотности студентов заметно повысился, растет банк программ для ЭВМ.

Ввод класса IBM PC/AT в 1993/94 учебном году позволил перевес­ти занятия II и III курсов математического факультета на компьютеры фирмы IBM и организовать на базе компьютерного класса локальных ма­шин IBM PC/XT AT индивидуальный режим работы для студентов и препо­давателей.

Большой интерес к информатике проявляют студенты физического факультета: кроме аудиторных занятий, они активно посещают факуль­тативы кафедры информатики и вычислительной техники по программиро­ванию на различных языках.

Для более широкого внедрения новых информационных технологий силами сотрудников кафедры информатики и вычислительной техники производится разработка инструментальных программных средств и прикладных программ. В частности, разработаны оболочки для операционной системы РТ-П, грамматический тренажер, программы для деканата и ка­федр и более 12 программ, сделанных студентами и используемых в учебном процессе: «Программа – оболочка для контроля знаний», «Эле­менты комбинаторики», «Редактор шрифтов», «Математическая шкатулка», «Построение на плоскости Лобачевского», «Метод хорд и касательных» и ряд других.

Сотрудники и преподаватели кафедры ведут подготовку студентов к использованию компьютеров во внеклассной работе. На кафедре общетехнических дисциплин разработано 15 программ для проведения лабо­раторных занятий по современным техническим средствам обучения, ра­диоэлектронике, фотоделу. На кафедре химии используются в учебном процессе 24 программы для ЭВМ в курсе неорганической, органической химии, методики химии, а также различные программы расчетного, диа­логового и графического варианта для спецпрактикума «Использование ЭВМ на занятиях по химии». Второй год сотрудничает с кафедрой ин­форматики и вычислительной техники доцент кафедры истории С.А. Лаза­рев, проявляют интерес к такого рода сотрудничеству преподаватели кафедр факультета иностранных языков, русского языка и других.

Студенты гуманитарных факультетов получают знания квалифици­рованных пользователей ЭВМ, что помогает им применять компьютеры на занятиях в школе. Так, выпускницы факультета иностранных языков Невьянцева С., Аббасова Л., в настоящее время работающие в лицее № 31, проводят часть практических занятий по грамматике английско­го языка с использованием персональных компьютеров. Кафедрой ИВТ разработана автоматизированная система анализа социологических дан­ных по анкетным опросам студентов, проводимым в рамках аттестации.

Существенным фактором в совершенствовании учебного процесса в вузе стало установление связей с образовательными и культурными учреждениями Германии, Франции, США, Китая. Следует отметить работу преподавателей кафедр факультета иностранных языков, направленную на совершенствование владения иностранным языком. В 1992/93 учебном году на кафедре английской филологии на контрактной основе работа­ла выпускница колледжа в Оксфорде Сюзанна Рейнер. Ее работа не ог­раничивалась проведением встреч и бесед, а состояла в систематичес­ком проведении занятий по английскому языку на I–V курсах, ею озву­чено большое количество текстов и упражнений. Для проведения заня­тий была приглашена Нэнси Макбрайд из частного колледжа г. Бустера. Лекции по истории США в курсе страноведения (кафедра английского языка) прочитал для студентов V курса Алан Лэнтис – преподаватель истории из США; занятия по разговорной речи со студентами IV курса вел шотландский учитель Иэн Элис. В течение учебного года на факультете иностранных языков была проделана большая работа по расширению видео- и фонотеки. Записаны документальные программы на английском языке и 10 недублированных художественных фильмов, видеокурс «Се­мейный альбом США», на основе которого в 1993/94 учебном году внед­рен спецпрактикум. Многие магнитофонные тексты записаны носителями языка, работающими в школах города или приглашаемыми для проведения встреч со студентами факультета. Преподаватели и студенты постоян­но привлекаются к работе в качестве переводчиков, оказывая помощь различным организациям и учреждениям, что дает возможность живого общения на иностранном языке. В настоящее время вернулись после прохождения подготовки в США преподаватель кафедры философии Ю.А. Каза­ков, ассистент кафедры английского языка А.Ф. Присяжная. Во Франции работает заведующий кафедрой французского языка Г.П. Черногорова.

Доцент Н.Б. Виноградов создал программу гуманитарно-экологичес­кого образования и воспитания подростков. Им организован и успешно функционирует летний гуманитарно-экологический лагерь для подростков «Устье». В этой работе принимает непосредственное участие ин­структор Центра американской археологии Э.Д. Швингхамер. Им также прочитан цикл лекций по древним технологиям и первобытной архитек­туре для студентов исторического факультета. 8 студентов факультета иностранных языков в течение двух лет изучают китайский язык в г. Цицикар (КНР).

Коллектив кафедры теории и методики воспитательной работы под руководством профессора Р.А. Литвак и профессора А.З. Иоголевича сов­местно с Московским центром «Современная школа» и Французским цент­ром подготовки методом активного обучения (Международная организа­ция СИМЕА) ведут исследование проблем социальной педагогики и детс­кого движения, используя результаты этой работы при проведении учебных занятий.

Подобного рода деятельность кафедр, несомненно, обогащает учеб­ный процесс в вузе.

Важным элементом подготовки будущего учителя является создание необходимых условий для самостоятельной работы студентов. С этой целью выделяется время в расписании учебных занятий, много внимания уделяется методическому обеспечению самостоятельной работы студентов, осуществляется контроль co стороны преподавателей за ее результатами. На кафедрах разработаны графики контрольных мероприятий на семестр и индивидуальных консультаций преподавателей, в расписаниях занятий во второй половине дня выделяется время для групп новых консультаций.

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов – одно из основных направлений в деятельности кафедр. В рабочих прог­раммах учебных курсов определяется конкретный материал, выносимый на самостоятельное изучение. Кафедрами разработано значительное ко­личество методических пособий и рекомендаций для самостоятельной работы студентов. В данных разработках представлен план изучения материала, его объем, контрольные вопросы, рекомендуемая литерату­ра и т.д. За последнее время в институте было разработано большое количество пособий по самостоятельной работе. Среди них учебное по­собие для самостоятельной работы студентов «Химические свойства ме­таллов. Структурно-логические схемы, программное учебное пособие «Окислительно-восстановительные реакции», «Пособие по аналитическому чтению литературы XX века», «Методические разработки для фрон­тального практикума» и т.д.

Одной из важнейших сторон подготовки будущего учителя является педагогическая практика, в ходе которой студенты должны лучше уз­нать и оценить степень своей готовности к учебно-воспитательной ра­боте в школе. Вся практика строится на основе сквозных рабочих про­грамм, разработанных методистами факультетов, а также методических рекомендаций по педагогической практике для студентов, методистов и работников школ. К началу практики прочитываются теоретические курсы по методике преподавания предметов, проводятся лабораторные, практические и семинарские занятия, спецкурсы и спецсеминары, ори­ентированные на работу студентов в школе.

Перед выходом на практику на всех факультетах студенты знако­мятся с временным государственным стандартом для системы общеобра­зовательных учебных заведений России – базисным учебным планом.

В связи с изменениями учебных планов, программ, введением но­вых специальностей, постепенным переходом на многоуровневую систе­му подготовки специалистов появились новые виды практик: практика в детских садах на I курсе, «Первые дни ребенка в школе» на IV кур­се (факультет подготовки учителей начальных классов), на этом же факультете впервые в 1993/94 учебном году введены практики для сту­дентов V курса по специальности «педагогика и методика обучения и иностранный язык», «педагогика и методика начального обучения и психология». Введена непрерывная педагогическая практика по инфор­матике на IV курсе математического факультета, практика по специаль­ности на II курсе на факультете физической культуры.

На всех факультетах практика по физиологии и школьной гигиене перенесена на младшие курсы.

В подготовке студентов института к педагогической практике най­дены новые творческие формы работы. За последние годы прочно вошли в практику института «Школьные дни» (с I по IV курсы). На III курсе филологического, математического, физического факультетов введена практика по предмету, где студенты знакомятся с опытом работы луч­ших учителей города, дают первые пробные уроки. На IV курсе факуль­тета физической культуры и на V курсе факультета иностранных: языков введена преддипломная практика. На физическом факультете по итогам практики на V курсе проводятся олимпиады – конкурсы по физике. На V курсе исторического факультета проводится комплексная практика по воспитательной работе. Введена производственная практика на III курсе исторического факультета и факультета иностранных языков.

В течение трех лет студенты выпускных курсов выезжают на стажерскую практику по месту будущей работы. До 30 % студентов заключа­ют договоры и контракты с местными отделами образования. Как пра­вило, руководство практикой обеспечивается преподавателями институ­та. В этом учебном году ею руководили 3 профессора, 32 доцента, 44 старших преподавателей.

Производственная и педагогическая практика в школе дополняется различными видами практик, отражающими специфику подготовки специа­листов на отдельных факультетах: диалектологическая, источниковед­ческая и фольклорная практика (филологический факультет), полевая археологическая практика (исторический факультет), разнообразные полевые практики (естественно-географический факультет).

На полевых практиках студенты обучаются приемам полевых исследований исторических и природных объектов, знакомятся с проблемами краеведения и природопользования, учатся организации краеведческой и природоохранительной работы в школе.

Работа студентов на полевых практиках носит не только приклад­ной учебный характер, но и позволяет получить результаты, связанные с решением ряда экономических проблем области. Так, в период гидрологических практик студентами-географами под руководством заведую­щего кафедрой физической географии М.А. Андреевой выполнялась работа по прогнозу гидрологического режима озера Увильды в связи с переброской части стока реки Уфы, что позволило оценить характер естественного восполнения озера, предотвратить отрицательные последствия. Полевые практики по геологии, геоморфологии, гидрологии и ландшафтоведению использовались для проведения «Физико-географического ис­следования для обоснования создания Таганайского национального пар­ка на Южном Урале», для создания «Ландшафтно-технологической харак­теристики побережья озера Верхний Сарыкуль» проведены исследования для Ильменского заповедника. По результатам аналитической работы, про­веденной кафедрой физической географии с привлечением студентов, решением областной администрации более 150 природным объектам области присвоен статус памятников природы.

На протяжении десяти лет кафедра зоологии возглавляет Всерос­сийскую программу «Биощит» по Челябинской области. В период полевых практик студенты под руководством преподавателей изучают редких и охраняемых животных. Эта работа возглавляется заведующим кафедрой зоологии, кандидатом биологических наук З.И. Тюмасевой и отмечена медалью.

Базой для проведения археологической практики служит городище кузнецов-металлургов-литейшиков бронзового века Устье. В рамках по­левой практики студенты изучают типы археологических памятников Южного Зауралья, знакомятся с древними технологиями (первобытное гон­чарство, металлургия и ткачество бронзового века). Практическим результатом многолетней работы под руководством доцента Н.В. Виногра­дова стало создание археологической лаборатории, обладающей богатей­шими источниками, наглядными материалами по древней истории края, видеозаписями замечательных памятников древней культуры Южного Ура­ла. В 1991 году при археологической лаборатории был создан первый в нашей стране учебный археологический музей.

В целом система различных полевых практик показала свою эффек­тивность и целесообразность: она способствует улучшению профессио­нальной подготовки студентов, выработке у них умений и навыков ор­ганизации работы со школьниками по изучению родного края и охране природы.

Как и в предыдущие годы, институт работал в тесном контакте с органами народного образования и школами. Эта работа строилась на договорной и контрактной основе. Кафедры сосредотачивают условия прежде всего на подготовке методических рекомендаций и пособий для разных типов школ в связи с обучением по многовариативным програм­мам. Ведутся поиски новых форм работы со школами в условиях рыноч­ных отношений. Стало традицией приглашать школьных учителей для чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий по ме­тодике преподавания предмета. Часть лабораторных занятий проводит­ся в школах на уроках лучших учителей города и области. Учителя школ и преподаватели органов образования принимают участие в работе Государственных экзаменационных комиссий. В среднем ежегодно около 2000 учителей школ сотрудничают с институтом, около 40 человек привлекаются к работе в качестве вузовских преподавателей.

В кабинетах и лабораториях ЧГПИ проводятся занятия с учениками школы № 67, гимназии № 80, лицея № 31, лицея № 11, школы № 112 и др.

Преподаватели кафедры теоретической физики А.П. Попова и В.П. Вирачев провели экскурсии учащихся II классов физико-математического лицея № 31 в лаборатории спецфизпрактикума и астрокомплекс. Препо­даватели кафедры английской филологии проводили занятия для учени­ков школы № 123 по деловому общению и маркетингу.

Преподаватели кафедры общетехнических дисциплин нашли новый продуктивный прием организации учебного процесса. В курсе «Основы радиоэлектроники» и на спецкурсах этого профиля студенты курируют работу школьников в течение трех семестров и проводят контрольные срезы, позволяющие определить степень и аспекты влияния факульта­тивного курса «Электроника» на уровень сформированности физических понятий и на способность к анализу и обобщению. Такой педагогичес­кий эксперимент не только повышает эффективность использования зна­ний по спецдисциплинам, но и углубляет психолого-педагогическую под­готовку студентов.

Формирование высококультурной, эрудированной личности – важней­шее звено в подготовке современного педагога. В институте обучается немало одаренной талантливой молодежи. Студенты имеют широкие воз­можности реализовать свои творческие способности, занимаясь на раз­личных отделениях факультета дополнительных педагогических профес­сий (ФДПП).

Программы и учебные планы, по которым проводится обучение на ФДПП, построены с учетом требований школы и с ориентацией на непос­редственную работу с детьми. Начиная с 1988 года, на этом факульте­те работают следующие профильные отделения:

– по подготовке учителей латинского языка (обучаются студенты I–IV курсов исторического, филологического и факультета иностранных языков);

– по подготовке руководителей археологических кружков (студенты I–V курсов исторического факультета, факультета иностранных язы­ков);

- отделение исторического краеведения (студенты I–II курсов ис­торического факультета);

- организатор работы с педагогически запущенными подростками (студенты I–IV курсов всех факультетов);

- географического краеведения (студенты I–II курсов естествен­но-географического факультета);

- по подготовке руководителей кружков иностранных языков – не­мецкого, французского, английского (студенты I–II курсов факультета иностранных языков и факультета подготовки учителей начальных клас­сов);

- декоративного цветоводства (студенты I–II курсов факультета подготовки учителей начальных классов);

- детского технического творчества (студенты I–II курсов физи­ческого факультета);

- информатики и вычислительной техники (студенты I–II курсов математического и физического факультета);

- по подготовке руководителей кружков астрономии, астрофизики и астрологии (студенты I–II курсов физического и математического фа­культетов);

- по подготовке руководителей математических кружков;

- психологии (студенты I–II курсов всех факультетов);

- по подготовке сестер милосердия и массажистов (студенты II–V курсов всех факультетов).

В 1991/92 учебном году при факультете дополнительных педагоги­ческих профессий был открыт общеинститутский центр художественно-эстетического воспитания, на базе которого продолжили свою работу отделения хореографии, вокального искусства, декоративно-прикладного творчества, кукольного и литературного театров, музыкальные клас­сы гитары, детских народных и эстрадных ансамблей, литературные объ­единения.

Центр пропагандирует деятельность творческих коллективов, ор­ганизует смотры художественной самодеятельности, выставки и творчес­кие отчеты студенческих коллективов. С 1993/94 учебного года преподаватели и слушатели ИДТПП работают в Бажовской школе, созданной Уральским духовно-эстетическим центром им. Н.К. Рериха. ИДТПП – одно из звеньев внеаудиторной воспитательной работы, в основе которой лежит индивидуальный подход, отказ от формального проведения мероприятий, связь с проблемами современной жизни. Приоритетным направлением яв­ляется воспитание убежденности в преимуществах общечеловеческих цен­ностей. Воспитательная работа со студентами осуществляется в форме многочисленных бесед. Наибольший отклик у студентов имеют беседы о проблемах нравственности, духовности, современном состоянии общест­ва.

Акцент на индивидуальную работу не предполагает отказа от груп­повых и курсовых мероприятий. На многих факультетах регулярно прово­дятся литературно-музыкальные вечера, в которых принимают участие студенты разных курсов: «Я в музыку вхожу как в океан», «Мысли о самом высоком», «Магия слова», «Осень в поэзии серебряного века», «Италии божественной канцона» и др. Мероприятия, проводимые на фа­культете иностранных языков, имеют ярко выраженную страноведческую направленность. «Импрессионизм во французской живописи и скульпту­ре», «100-летие Л. Арагона», «Великий живописец XX века П. Пикассо», «Жизнь молодежи Германии», «Обычаи немцев». Участие в подготовке этих вечеров позволяет студентам глубже понять культуру страны изу­чаемого языка в сопоставлении с национальной русской культурой.

Ярким событием для факультета иностранных языков являются традиционные Рождественские вечера, которые объединяют творческие уси­лия студентов и преподавателей всех отделений, создают мажорный настрой, формируют профессионально-педагогические умения, создают по­ложительную мотивацию для процесса творчества, поиска нового, дают прекрасный образец организации внеклассной работы в школе в процессе будущей профессиональной деятельности.

Ежегодно новыми постановками пополняется репертуар факультетс­ких студенческих театров: «Как важно быть серьезным», «Кентервильское привидение» О. Уальда, «Ромео и Джульетта», «12-ая ночь» Шекспи­ра, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса и др. Циклы литературных вече­ров, литературные гостиные, встречи с писателями и поэтами – много­летняя традиция кафедры литературы филологического факультета.

Традиционными стали конкурсы чтецов на этом факультете и фа­культете иностранных языков, спектакли-концерты студентов I курса «Чему мы научились за год», различные КВНы, Дни Факуль­тетов, на физическом факультете вечера-концерты «Поющие физики». Постоянно выходят стенные газеты «Квант» (физический факультет), «Лингвист» (факультет иностранных языков). Содержание этих газет, насыщенных искусствоведческой, философской информацией, яркое худо­жественное оформление оказывают благотворительное влияние на студен­тов.

В 1994/95 учебном году возобновил работу студенческий клуб института, который проводит различные праздничные мероприятия, встречи и отчеты факультетов по летней педагогической практике «Лимпопо», КВНы, «Одиссеи разума»; организует посещение театров, выставочных залов, концертов.

Важное место в подготовке будущего педагога занимает физкуль­тура и спорт. Факультет физической культуры ЧГПИ в течение ряда лет остается одним из сильнейших факультетов России по многим видам спорта. В соревнованиях по лыжному спорту в сезоне 1992/93 гг. сборная команда института заняла второе место среди педвузов страны, неоднократно побеждала в первенстве города и области. Наши студен­ты входят в состав сборных, студенческих команд России: Н. Рябинина, А. Кравченко, Н. Алфимова, К. Мейстер, Г. Козлов. В сезоне 1993/94 гг. норматив мастера спорта выполнили Г. Козлов, К. Мейстер, Н. Алфимова.

В течение ряда лет больших успехов добиваются легкоатлеты: в 1993 г. сборная команда института завоевала первое место в соревно­вании сильнейших вузов России, неоднократно завоевывала призовые места в студенческих соревнованиях. Легкоатлеты института – сильнейшие в области: в мае 1994 г. бегуны в восемнадцатый раз стали побе­дителями традиционной эстафеты на приз газеты «Челябинский рабочий». Кандидатами в олимпийскую сборную 1996 г. являются Е. Елесина и С. Лаврова.

В личном первенстве успеха добились Н. Панарина, Н. Игнасьева, В. Матвеев, которые в составе юношеской сборной России выступали на чемпионате Европы. Чемпионом России среди юношей стал С. Бобин. Чле­ном сборной России является Е. Пушкарева, принимавшая участие в мат­чевых встречах с командами Италии и Германии. Среди взрослых Е. Еле­сина заняла 3-е место в чемпионате России и 4-е место на Играх Доброй Воли. На чемпионате России среди юношей 3-е место занял прыгун в вы­соту А. Крысин.

В состав сборной России (юниоры) включены С. Рябцева, С. Бобин, А. Крысин, Н. Игнатова, Н. Панарина, В. Матвеев.

За последнее время хорошо зарекомендовала себя сборная инсти­тута по мини-футболу: в 1993 году игроки команды сумели выиграть первенство Всероссийской ассоциации студенческого спорта, победили в ряде, престижных турниров, дважды выиграли первенство области.

Сборная команда футболистов стала чемпионом области среди ву



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Подготовка творческой личности учителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка творческой личности учителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)