Подготовка творческой личности учителя
За 60 лет существования Челябинский педагогический институт стал одним из ведущих учебных заведений на Южном Урале. За это время институт подготовил около 45 тысяч учителей. Именно Челябинский пединститут стал центром развития педагогической науки в области. В числе выпускников вуза – известные академики, 3 докторов наук, более 900 кандидатов наук, ректоры крупных вузов страны. Это специалисты высокой квалификации, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Б.А. Караковский, представляющий уникальный пример сочетания научного поиска и воплощения результатов научной работы в Практику возглавляемой им школы. Длительное время он работал директором щколы № 1 г. Челябинска, в настоящее время руководит школой № 825 г. Москвы. Е.М. Тяжельников – бывший чрезвычайный полномочный посол в Румынии, референт МИД России; М.Н. Евланова, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории Челябинского технического университета; Л.А. Шкатова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Челябинского университета; С.Е. Матушкин, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Челябинского университета; Л.П. Гальцева, профессор, заведующий кафедрой литературы Челябинского института искусств и культуры, член Союза писателей; М.А. Заборов, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор многочисленных монографий; А.В. Митрофанова, доктор исторических наук института истории РАН; И.А. Фомин, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека ЧГПИ, автор многих учебников; В.Я. Пятин, ректор Астраханского пединститута; В.П. Владимирцев, ректор Нижнетагильского пединститута; А.П. Грай, ректор Челябинского института искусства и культуры и др. Среди выпускников института – известные писатели и журналисты: Г.Н. Щербакова, П.М. Смычагин, А.П. Ефименко, Н.Н. Михайлов, Л.В. Борисов и др. Некоторые наши выпускники стали чемпионами мира и олимпийских игр. Это шестикратная олимпийская чемпионка, неоднократная чемпионка мира по конькобежному спорту Л.П. Скобликова; чемпионы Европы легкоатлеты Е. Елесина, Е. Примак и др. В числе выпускников более 300 заслуженных учителей школы Российской Федерации, 5000 отличников народного просвещения, 310 человек удостоены правительственных наград. Среди выпускников – Герой Советского Союза А.И. Невзгодов, Герой Социалистического Труда В.М. Леднев, учитель биологии Кузнецкой средней школы Аргаяшского района. Широко известны имена А.И. Александрова, заслуженного учителя Российской федерации, преподавателя истории; А.П. Лыкасовой, заслуженного учителя Российской Федерации, учителя физики школы-гимназии № 80 г. Челябинска; В.А. Лапина, заслуженного учителя Российской Федерации, учителя физической культуры СШ № 121 г. Челябинска; Г.Я. Грицая, народного учителя СССР, учителя физики СШ № 44 г. Миасса и многих других. Среди наших выпускников – директора школ и других инновационных учреждений города и области: А.Г. Гостев, директор школы-лицея № 11 г. Челябинска; В.Ф. Дехтман, директор колледжа «Наука» СШ № 35 г. Челябинска; Л.В. Слотина, директор СШ № 82 г. Челябинска, заслуженный учитель школы Российской Федерации; Л.П. Шайдурова, директор СШ № 72 г. Челябинска, отличник народного просвещения; Л.И. Дудина, директор школы-гимназии № 80, заслуженный учитель России и др. Многие выпускники нашего вуза трудятся на ответственных должностях. Более 70 % руководящих работников школ, органов народного образования и профессионально-технических училищ области являются нашими воспитанниками: Н.И. Фуникова, заместитель начальника Главного управления образования администрации Челябинской области; В.Н. Кеспиков, начальник Управления по делам образования г. Челябинска; Т.А. Фомина, заведующий Курчатовским РУО г. Челябинска, заслуженный учитель Российской Федерации; А.Н. Усынин, заведующий Ленинским PУО г. Челябинска; О.Я. Хорохорина, заведующая Калининским РУО г. Челябинска; Й.М. Гирь, заведующий Тракторозаводским РУО г. Челябинска; В.В. Чаплинский, заведующий Уйским РУО; М.А. Зигельман, заведующий Управпением образования г. Миасса; А.Г. Базаев, заместитель начальника Областного управления профтехобразования и др. Отличные организаторские качества, профессионализм, умение понимать требования времени проявляют наши выпускники, работающие в районных, городских администрациях области. Это В.И. Марченков, глава администрации г. Коркино; В.В. Садырин, глава администрации г. Сатки; В.В. Чуприн, первый заместитель главы администрации Ленинского района г. Магнитогорска; М.Г. Нуждин, заместитель главы администрации г. Челябинска. В настоящее время в институте поступательно внедряется новая концепция обучения, принципиальная особенность которой состоит в том, что непосредственной основой развития и воспитания будущего учителя в процессе обучения является собственная деятельность студентов, направленная на изменение самого себя как субъекта, как будущего учителя. В рамках этой концепции ведется творческий поиск, апробация и внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения: организация творческих мастерских, проведение интегрированных занятий (по методике музыкального воспитания и методике изобразительного искусства, математике, физике, анализу художественного текста и русскому языку, иностранному и русскому языкам, истории культуры России и русской литературе); проведение практических занятий на базе развивающихся лабораторий школ и детских садов, широкое использование компьютерных программ на различных учебных предметах, вплоть до изобразительного искусства; проведение диспутов, полемических диалогов, интеллектуальных конкурсов «Что? Где? Когда?», телемостов, ролевых игр, элементов дидактического театра. Стало традиционным проведение «Школьных дней», когда занятия по педагогике и методике преподавания предмета проводятся непосредственно в школьных классах. Практикуются такие формы проведения занятий по гуманитарным дисциплинам, как литературный салон, литературная гостиная и коллоквиумы в виде международного симпозиума, рыцарского турнира и др. Преподаватели решают основную задачу: показать студентам, как при помощи новых форм и приемов воспитать у учащихся интерес к учебе, к учебному предмету, так как для осуществления этой цели курсов частных методик явно недостаточно. В процессе преподавания основных дисциплин широко используются структурно-логические схемы, таблицы, опорные конспекты и другие приемы, направленные на структурирование содержательной сущностной стороны учебного курса. Учебно-методическая работа факультетов и кафедр в период с 1991 по 1995 гг. была направлена на совершенствование профессиональной подготовки студентов, интенсификации учебного процесса. Преподаватели продолжали работу по обновлению, тематическому расширению читаемых курсов, совершенствованию методики чтения лекций и проведения практических занятий, углублению их профессионализма. Так, на физическом факультете широко практикуется проведение вводных коллоквиумов в начале изучения курса для определения констатирующего среза знаний студентов; фронтальных семинаров-защит по его результатам. В последнее время практикуются задания межпредметного характера, составленные к лекционным и лабораторным циклам. Учебные конференции, проводимые кафедрой общетехнических дисциплин, предполагают совместное участие в них студентов и школьников. Такие обсуждения определяют профессиональную направленность применения знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин, и дают возможность проводить раннюю профориентацию школьников на педагогическую профессию. В целом больше внимания стало уделяться творческим и индивидуальным самостоятельным заданиям. Каждому преподавателю представлена возможность проявить творческую инициативу, индивидуальные возможности, что способствует многообразию методов, форм и приемов учебной и методической работы. Так, например, преподаватель С.А. Лазарев (кафедра всеобщей истории) результативно работает, приобщая студентов к самостоятельной работе. При этом главное внимание уделяется поиску новых приемов, которые позволяют на каждом занятии выявлять и контролировать уровень подготовки и степень усвоения темы каждым студентом. В их основе лежит вариативный опрос по бригадам (6–12 человек). Часть практических занятий проводится путем программированного опроса на ЭВМ с выставлением итогового индивидуального рейтинга, дающего возможность сравнить уровень знаний и умений студентов. С полным правом лекций профессора Чепасовой A.M. по современному русскому языку можно назвать авторскими. Основной методический прием, которым пользуется проф. A.M. Чепасова для того, чтобы студенты эффективно усваивали сложную, высшую материю языка – это проблемное обучение: на каждой лекции создается проблемная ситуация, сталкиваются взаимоисключающие точки зрения лингвистов разных научных школ. Л.А. Чернышева, преподаватель кафедры английской филологии, обеспечивает интегрированный характер занятий по практической фонетике на основе слияния фонетической интонационной модели с грамматической и оформления речевого потока с использованием тренирующих интонационных моделей. Спецкурс профессора Л.А. Глинкиной построен на принципе интегрирования, выявления межпредметных связей между такими разделами лингвистики, как «Лексикология», «Лексикография», «Семасиология», «Историческая грамматика» и др. Несомненно, это современное направление в преподавании, которое может быть использовано при изучении других дисциплин. Спецкурс направлен на развитие самостоятельной творческой работы студентов, следует традиции преподавания университетских курсов. Для осуществления принципа наглядности, способствующего усвоению очень сложного для студентов исторического языкознания, под руководством проф. Л.А. Глинкиной, студенты составляют таблицы, схемы, алгоритмы. Серьезную творческую работу по домашнему чтению на старших курсах ведет А.В. Парадиз, преподаватель кафедры французского языка. Прочтение каждого романа заканчивается устными докладами или сочинениями, проводится интересная работа по расширению словарного запаса студентов на основе прочитанного. Преподаватели кафедры геометрии Т.В. Волосникова и Г.И. Прокопенко для студентов V курса проводят семинары по решению задач повышенной трудности. Студенты заранее знакомятся с темами занятий. Каждый из них выбирает свою тему и подбирает задачи по ней. Параллельно студенты решают задачи областных и российских математических олимпиад школьников. Преподаватель кафедры химии М.А. Хачатурян, значительно переработав курс лекций по методике химии, включила в него новые темы: «Методы развивающего обучения на уроках химии», «Проблемный демонстрационный эксперимент на уроках химии», «Нетрадиционные формы проведения уроков химии (деловые и ролевые игры, игровой дидактический материал)». Многие кафедры вводят новый актуальный материал как в рамках существующих учебных дисциплин, так и во вновь внедряемых спецкурсах, спецсеминарах, факультативах. Значительная их часть направлена на совершенствование специальной подготовки учителя-предметника, на улучшение организации учебно-воспитательной работы. Среди них «Экологическое воспитания учащихся на уроках химии» (преподаватель Н.Л. Капеева), «Библия и русское искусство», «Физика и искусство» (преподаватель В.П. Рожков), «История русского зарубежья» (преподаватель В.Я. Рушанин), «Народная латынь» для специальности «французский язык и мировая культура» (преподаватель А.П. Нестеров), «Проблемы освоения новых программ по литературе» (преподаватель Г.Б. Поднебесова). Преподаватели кафедр культурологического цикла разработали и читают такие спецкурсы, как: «Основы коммерческой деятельности», «Система менеджмента», «Риторика», «Техника речи», «Техника педагогического общения» и другие. В последнее время в институте углубляется информатизация образования. Кафедра информатики и вычислительной техники обеспечивает проведение занятий по информатике и вычислительной техники на всех факультетах института, выделяет время для самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей. Соблюдаются графики работы кабинетов ИВТ, машинное время расходуется рационально, но тем не менее институт испытывает острую необходимость в увеличении числа специализированных аудиторий ИВТ. На кафедре информатики постоянно ведется работа по совершенствованию учебных программ, в частности, для математического факультета разработана новая программа, предусматривающая изучение аппаратных связей и правил их эксплуатации, операционных систем и операционных оболочек, освоения системы программирования «Турбо-Паскаль», введен курс «Новые информационные технологии». Целенаправленная работа ректората и сотрудников кафедры информатики и вычислительной техники по оснащению учебного процесса привела к тому, что в последнее время уровень компьютерной грамотности студентов заметно повысился, растет банк программ для ЭВМ. Ввод класса IBM PC/AT в 1993/94 учебном году позволил перевести занятия II и III курсов математического факультета на компьютеры фирмы IBM и организовать на базе компьютерного класса локальных машин IBM PC/XT AT индивидуальный режим работы для студентов и преподавателей. Большой интерес к информатике проявляют студенты физического факультета: кроме аудиторных занятий, они активно посещают факультативы кафедры информатики и вычислительной техники по программированию на различных языках. Для более широкого внедрения новых информационных технологий силами сотрудников кафедры информатики и вычислительной техники производится разработка инструментальных программных средств и прикладных программ. В частности, разработаны оболочки для операционной системы РТ-П, грамматический тренажер, программы для деканата и кафедр и более 12 программ, сделанных студентами и используемых в учебном процессе: «Программа – оболочка для контроля знаний», «Элементы комбинаторики», «Редактор шрифтов», «Математическая шкатулка», «Построение на плоскости Лобачевского», «Метод хорд и касательных» и ряд других. Сотрудники и преподаватели кафедры ведут подготовку студентов к использованию компьютеров во внеклассной работе. На кафедре общетехнических дисциплин разработано 15 программ для проведения лабораторных занятий по современным техническим средствам обучения, радиоэлектронике, фотоделу. На кафедре химии используются в учебном процессе 24 программы для ЭВМ в курсе неорганической, органической химии, методики химии, а также различные программы расчетного, диалогового и графического варианта для спецпрактикума «Использование ЭВМ на занятиях по химии». Второй год сотрудничает с кафедрой информатики и вычислительной техники доцент кафедры истории С.А. Лазарев, проявляют интерес к такого рода сотрудничеству преподаватели кафедр факультета иностранных языков, русского языка и других. Студенты гуманитарных факультетов получают знания квалифицированных пользователей ЭВМ, что помогает им применять компьютеры на занятиях в школе. Так, выпускницы факультета иностранных языков Невьянцева С., Аббасова Л., в настоящее время работающие в лицее № 31, проводят часть практических занятий по грамматике английского языка с использованием персональных компьютеров. Кафедрой ИВТ разработана автоматизированная система анализа социологических данных по анкетным опросам студентов, проводимым в рамках аттестации. Существенным фактором в совершенствовании учебного процесса в вузе стало установление связей с образовательными и культурными учреждениями Германии, Франции, США, Китая. Следует отметить работу преподавателей кафедр факультета иностранных языков, направленную на совершенствование владения иностранным языком. В 1992/93 учебном году на кафедре английской филологии на контрактной основе работала выпускница колледжа в Оксфорде Сюзанна Рейнер. Ее работа не ограничивалась проведением встреч и бесед, а состояла в систематическом проведении занятий по английскому языку на I–V курсах, ею озвучено большое количество текстов и упражнений. Для проведения занятий была приглашена Нэнси Макбрайд из частного колледжа г. Бустера. Лекции по истории США в курсе страноведения (кафедра английского языка) прочитал для студентов V курса Алан Лэнтис – преподаватель истории из США; занятия по разговорной речи со студентами IV курса вел шотландский учитель Иэн Элис. В течение учебного года на факультете иностранных языков была проделана большая работа по расширению видео- и фонотеки. Записаны документальные программы на английском языке и 10 недублированных художественных фильмов, видеокурс «Семейный альбом США», на основе которого в 1993/94 учебном году внедрен спецпрактикум. Многие магнитофонные тексты записаны носителями языка, работающими в школах города или приглашаемыми для проведения встреч со студентами факультета. Преподаватели и студенты постоянно привлекаются к работе в качестве переводчиков, оказывая помощь различным организациям и учреждениям, что дает возможность живого общения на иностранном языке. В настоящее время вернулись после прохождения подготовки в США преподаватель кафедры философии Ю.А. Казаков, ассистент кафедры английского языка А.Ф. Присяжная. Во Франции работает заведующий кафедрой французского языка Г.П. Черногорова. Доцент Н.Б. Виноградов создал программу гуманитарно-экологического образования и воспитания подростков. Им организован и успешно функционирует летний гуманитарно-экологический лагерь для подростков «Устье». В этой работе принимает непосредственное участие инструктор Центра американской археологии Э.Д. Швингхамер. Им также прочитан цикл лекций по древним технологиям и первобытной архитектуре для студентов исторического факультета. 8 студентов факультета иностранных языков в течение двух лет изучают китайский язык в г. Цицикар (КНР). Коллектив кафедры теории и методики воспитательной работы под руководством профессора Р.А. Литвак и профессора А.З. Иоголевича совместно с Московским центром «Современная школа» и Французским центром подготовки методом активного обучения (Международная организация СИМЕА) ведут исследование проблем социальной педагогики и детского движения, используя результаты этой работы при проведении учебных занятий. Подобного рода деятельность кафедр, несомненно, обогащает учебный процесс в вузе. Важным элементом подготовки будущего учителя является создание необходимых условий для самостоятельной работы студентов. С этой целью выделяется время в расписании учебных занятий, много внимания уделяется методическому обеспечению самостоятельной работы студентов, осуществляется контроль co стороны преподавателей за ее результатами. На кафедрах разработаны графики контрольных мероприятий на семестр и индивидуальных консультаций преподавателей, в расписаниях занятий во второй половине дня выделяется время для групп новых консультаций. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов – одно из основных направлений в деятельности кафедр. В рабочих программах учебных курсов определяется конкретный материал, выносимый на самостоятельное изучение. Кафедрами разработано значительное количество методических пособий и рекомендаций для самостоятельной работы студентов. В данных разработках представлен план изучения материала, его объем, контрольные вопросы, рекомендуемая литература и т.д. За последнее время в институте было разработано большое количество пособий по самостоятельной работе. Среди них учебное пособие для самостоятельной работы студентов «Химические свойства металлов. Структурно-логические схемы, программное учебное пособие «Окислительно-восстановительные реакции», «Пособие по аналитическому чтению литературы XX века», «Методические разработки для фронтального практикума» и т.д. Одной из важнейших сторон подготовки будущего учителя является педагогическая практика, в ходе которой студенты должны лучше узнать и оценить степень своей готовности к учебно-воспитательной работе в школе. Вся практика строится на основе сквозных рабочих программ, разработанных методистами факультетов, а также методических рекомендаций по педагогической практике для студентов, методистов и работников школ. К началу практики прочитываются теоретические курсы по методике преподавания предметов, проводятся лабораторные, практические и семинарские занятия, спецкурсы и спецсеминары, ориентированные на работу студентов в школе. Перед выходом на практику на всех факультетах студенты знакомятся с временным государственным стандартом для системы общеобразовательных учебных заведений России – базисным учебным планом. В связи с изменениями учебных планов, программ, введением новых специальностей, постепенным переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов появились новые виды практик: практика в детских садах на I курсе, «Первые дни ребенка в школе» на IV курсе (факультет подготовки учителей начальных классов), на этом же факультете впервые в 1993/94 учебном году введены практики для студентов V курса по специальности «педагогика и методика обучения и иностранный язык», «педагогика и методика начального обучения и психология». Введена непрерывная педагогическая практика по информатике на IV курсе математического факультета, практика по специальности на II курсе на факультете физической культуры. На всех факультетах практика по физиологии и школьной гигиене перенесена на младшие курсы. В подготовке студентов института к педагогической практике найдены новые творческие формы работы. За последние годы прочно вошли в практику института «Школьные дни» (с I по IV курсы). На III курсе филологического, математического, физического факультетов введена практика по предмету, где студенты знакомятся с опытом работы лучших учителей города, дают первые пробные уроки. На IV курсе факультета физической культуры и на V курсе факультета иностранных: языков введена преддипломная практика. На физическом факультете по итогам практики на V курсе проводятся олимпиады – конкурсы по физике. На V курсе исторического факультета проводится комплексная практика по воспитательной работе. Введена производственная практика на III курсе исторического факультета и факультета иностранных языков. В течение трех лет студенты выпускных курсов выезжают на стажерскую практику по месту будущей работы. До 30 % студентов заключают договоры и контракты с местными отделами образования. Как правило, руководство практикой обеспечивается преподавателями института. В этом учебном году ею руководили 3 профессора, 32 доцента, 44 старших преподавателей. Производственная и педагогическая практика в школе дополняется различными видами практик, отражающими специфику подготовки специалистов на отдельных факультетах: диалектологическая, источниковедческая и фольклорная практика (филологический факультет), полевая археологическая практика (исторический факультет), разнообразные полевые практики (естественно-географический факультет). На полевых практиках студенты обучаются приемам полевых исследований исторических и природных объектов, знакомятся с проблемами краеведения и природопользования, учатся организации краеведческой и природоохранительной работы в школе. Работа студентов на полевых практиках носит не только прикладной учебный характер, но и позволяет получить результаты, связанные с решением ряда экономических проблем области. Так, в период гидрологических практик студентами-географами под руководством заведующего кафедрой физической географии М.А. Андреевой выполнялась работа по прогнозу гидрологического режима озера Увильды в связи с переброской части стока реки Уфы, что позволило оценить характер естественного восполнения озера, предотвратить отрицательные последствия. Полевые практики по геологии, геоморфологии, гидрологии и ландшафтоведению использовались для проведения «Физико-географического исследования для обоснования создания Таганайского национального парка на Южном Урале», для создания «Ландшафтно-технологической характеристики побережья озера Верхний Сарыкуль» проведены исследования для Ильменского заповедника. По результатам аналитической работы, проведенной кафедрой физической географии с привлечением студентов, решением областной администрации более 150 природным объектам области присвоен статус памятников природы. На протяжении десяти лет кафедра зоологии возглавляет Всероссийскую программу «Биощит» по Челябинской области. В период полевых практик студенты под руководством преподавателей изучают редких и охраняемых животных. Эта работа возглавляется заведующим кафедрой зоологии, кандидатом биологических наук З.И. Тюмасевой и отмечена медалью. Базой для проведения археологической практики служит городище кузнецов-металлургов-литейшиков бронзового века Устье. В рамках полевой практики студенты изучают типы археологических памятников Южного Зауралья, знакомятся с древними технологиями (первобытное гончарство, металлургия и ткачество бронзового века). Практическим результатом многолетней работы под руководством доцента Н.В. Виноградова стало создание археологической лаборатории, обладающей богатейшими источниками, наглядными материалами по древней истории края, видеозаписями замечательных памятников древней культуры Южного Урала. В 1991 году при археологической лаборатории был создан первый в нашей стране учебный археологический музей. В целом система различных полевых практик показала свою эффективность и целесообразность: она способствует улучшению профессиональной подготовки студентов, выработке у них умений и навыков организации работы со школьниками по изучению родного края и охране природы. Как и в предыдущие годы, институт работал в тесном контакте с органами народного образования и школами. Эта работа строилась на договорной и контрактной основе. Кафедры сосредотачивают условия прежде всего на подготовке методических рекомендаций и пособий для разных типов школ в связи с обучением по многовариативным программам. Ведутся поиски новых форм работы со школами в условиях рыночных отношений. Стало традицией приглашать школьных учителей для чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий по методике преподавания предмета. Часть лабораторных занятий проводится в школах на уроках лучших учителей города и области. Учителя школ и преподаватели органов образования принимают участие в работе Государственных экзаменационных комиссий. В среднем ежегодно около 2000 учителей школ сотрудничают с институтом, около 40 человек привлекаются к работе в качестве вузовских преподавателей. В кабинетах и лабораториях ЧГПИ проводятся занятия с учениками школы № 67, гимназии № 80, лицея № 31, лицея № 11, школы № 112 и др. Преподаватели кафедры теоретической физики А.П. Попова и В.П. Вирачев провели экскурсии учащихся II классов физико-математического лицея № 31 в лаборатории спецфизпрактикума и астрокомплекс. Преподаватели кафедры английской филологии проводили занятия для учеников школы № 123 по деловому общению и маркетингу. Преподаватели кафедры общетехнических дисциплин нашли новый продуктивный прием организации учебного процесса. В курсе «Основы радиоэлектроники» и на спецкурсах этого профиля студенты курируют работу школьников в течение трех семестров и проводят контрольные срезы, позволяющие определить степень и аспекты влияния факультативного курса «Электроника» на уровень сформированности физических понятий и на способность к анализу и обобщению. Такой педагогический эксперимент не только повышает эффективность использования знаний по спецдисциплинам, но и углубляет психолого-педагогическую подготовку студентов. Формирование высококультурной, эрудированной личности – важнейшее звено в подготовке современного педагога. В институте обучается немало одаренной талантливой молодежи. Студенты имеют широкие возможности реализовать свои творческие способности, занимаясь на различных отделениях факультета дополнительных педагогических профессий (ФДПП). Программы и учебные планы, по которым проводится обучение на ФДПП, построены с учетом требований школы и с ориентацией на непосредственную работу с детьми. Начиная с 1988 года, на этом факультете работают следующие профильные отделения: – по подготовке учителей латинского языка (обучаются студенты I–IV курсов исторического, филологического и факультета иностранных языков); – по подготовке руководителей археологических кружков (студенты I–V курсов исторического факультета, факультета иностранных языков); - отделение исторического краеведения (студенты I–II курсов исторического факультета); - организатор работы с педагогически запущенными подростками (студенты I–IV курсов всех факультетов); - географического краеведения (студенты I–II курсов естественно-географического факультета); - по подготовке руководителей кружков иностранных языков – немецкого, французского, английского (студенты I–II курсов факультета иностранных языков и факультета подготовки учителей начальных классов); - декоративного цветоводства (студенты I–II курсов факультета подготовки учителей начальных классов); - детского технического творчества (студенты I–II курсов физического факультета); - информатики и вычислительной техники (студенты I–II курсов математического и физического факультета); - по подготовке руководителей кружков астрономии, астрофизики и астрологии (студенты I–II курсов физического и математического факультетов); - по подготовке руководителей математических кружков; - психологии (студенты I–II курсов всех факультетов); - по подготовке сестер милосердия и массажистов (студенты II–V курсов всех факультетов). В 1991/92 учебном году при факультете дополнительных педагогических профессий был открыт общеинститутский центр художественно-эстетического воспитания, на базе которого продолжили свою работу отделения хореографии, вокального искусства, декоративно-прикладного творчества, кукольного и литературного театров, музыкальные классы гитары, детских народных и эстрадных ансамблей, литературные объединения. Центр пропагандирует деятельность творческих коллективов, организует смотры художественной самодеятельности, выставки и творческие отчеты студенческих коллективов. С 1993/94 учебного года преподаватели и слушатели ИДТПП работают в Бажовской школе, созданной Уральским духовно-эстетическим центром им. Н.К. Рериха. ИДТПП – одно из звеньев внеаудиторной воспитательной работы, в основе которой лежит индивидуальный подход, отказ от формального проведения мероприятий, связь с проблемами современной жизни. Приоритетным направлением является воспитание убежденности в преимуществах общечеловеческих ценностей. Воспитательная работа со студентами осуществляется в форме многочисленных бесед. Наибольший отклик у студентов имеют беседы о проблемах нравственности, духовности, современном состоянии общества. Акцент на индивидуальную работу не предполагает отказа от групповых и курсовых мероприятий. На многих факультетах регулярно проводятся литературно-музыкальные вечера, в которых принимают участие студенты разных курсов: «Я в музыку вхожу как в океан», «Мысли о самом высоком», «Магия слова», «Осень в поэзии серебряного века», «Италии божественной канцона» и др. Мероприятия, проводимые на факультете иностранных языков, имеют ярко выраженную страноведческую направленность. «Импрессионизм во французской живописи и скульптуре», «100-летие Л. Арагона», «Великий живописец XX века П. Пикассо», «Жизнь молодежи Германии», «Обычаи немцев». Участие в подготовке этих вечеров позволяет студентам глубже понять культуру страны изучаемого языка в сопоставлении с национальной русской культурой. Ярким событием для факультета иностранных языков являются традиционные Рождественские вечера, которые объединяют творческие усилия студентов и преподавателей всех отделений, создают мажорный настрой, формируют профессионально-педагогические умения, создают положительную мотивацию для процесса творчества, поиска нового, дают прекрасный образец организации внеклассной работы в школе в процессе будущей профессиональной деятельности. Ежегодно новыми постановками пополняется репертуар факультетских студенческих театров: «Как важно быть серьезным», «Кентервильское привидение» О. Уальда, «Ромео и Джульетта», «12-ая ночь» Шекспира, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса и др. Циклы литературных вечеров, литературные гостиные, встречи с писателями и поэтами – многолетняя традиция кафедры литературы филологического факультета. Традиционными стали конкурсы чтецов на этом факультете и факультете иностранных языков, спектакли-концерты студентов I курса «Чему мы научились за год», различные КВНы, Дни Факультетов, на физическом факультете вечера-концерты «Поющие физики». Постоянно выходят стенные газеты «Квант» (физический факультет), «Лингвист» (факультет иностранных языков). Содержание этих газет, насыщенных искусствоведческой, философской информацией, яркое художественное оформление оказывают благотворительное влияние на студентов. В 1994/95 учебном году возобновил работу студенческий клуб института, который проводит различные праздничные мероприятия, встречи и отчеты факультетов по летней педагогической практике «Лимпопо», КВНы, «Одиссеи разума»; организует посещение театров, выставочных залов, концертов. Важное место в подготовке будущего педагога занимает физкультура и спорт. Факультет физической культуры ЧГПИ в течение ряда лет остается одним из сильнейших факультетов России по многим видам спорта. В соревнованиях по лыжному спорту в сезоне 1992/93 гг. сборная команда института заняла второе место среди педвузов страны, неоднократно побеждала в первенстве города и области. Наши студенты входят в состав сборных, студенческих команд России: Н. Рябинина, А. Кравченко, Н. Алфимова, К. Мейстер, Г. Козлов. В сезоне 1993/94 гг. норматив мастера спорта выполнили Г. Козлов, К. Мейстер, Н. Алфимова. В течение ряда лет больших успехов добиваются легкоатлеты: в 1993 г. сборная команда института завоевала первое место в соревновании сильнейших вузов России, неоднократно завоевывала призовые места в студенческих соревнованиях. Легкоатлеты института – сильнейшие в области: в мае 1994 г. бегуны в восемнадцатый раз стали победителями традиционной эстафеты на приз газеты «Челябинский рабочий». Кандидатами в олимпийскую сборную 1996 г. являются Е. Елесина и С. Лаврова. В личном первенстве успеха добились Н. Панарина, Н. Игнасьева, В. Матвеев, которые в составе юношеской сборной России выступали на чемпионате Европы. Чемпионом России среди юношей стал С. Бобин. Членом сборной России является Е. Пушкарева, принимавшая участие в матчевых встречах с командами Италии и Германии. Среди взрослых Е. Елесина заняла 3-е место в чемпионате России и 4-е место на Играх Доброй Воли. На чемпионате России среди юношей 3-е место занял прыгун в высоту А. Крысин. В состав сборной России (юниоры) включены С. Рябцева, С. Бобин, А. Крысин, Н. Игнатова, Н. Панарина, В. Матвеев. За последнее время хорошо зарекомендовала себя сборная института по мини-футболу: в 1993 году игроки команды сумели выиграть первенство Всероссийской ассоциации студенческого спорта, победили в ряде, престижных турниров, дважды выиграли первенство области. Сборная команда футболистов стала чемпионом области среди ву
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |