РАЗДЕЛ VII . ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ Некоторые аспекты проблемы профилактики аддиктивного поведения В дошкольном возрасте Соавторы М.В. Жукова, Е.В. Фролова
В последние годы одной из наиболее серьезных социальных проблем становится проблема распространения аддиктивного поведения среди детей и подростков. Аддиктивное поведение (от англ. addiktive – пагубная привычка, пристрастие к чему-либо) [2], под которым понимают злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и курение табака, до того как от них сформируется физическая зависимость, является начальным звеном в формировании болезненной зависимости от наркотических веществ – наркомании. По данным исследований, на сегодняшний день в России насчитывается более 2 миллионов человек, постоянно употребляющих наркотики. Тех, кто хотя бы раз пробовал их и, следовательно, является потенциальным потребителем, более 4 миллионов. Ежегодно число наркоманов увеличивается на 5 %. По прогнозам специалистов, ситуация с потреблением наркотиков будет усугубляться до 2005–2010 гг. [1]. Неуклонно снижается возраст начала приобщения к наркотикам. В Санкт-Петербурге открыт родильный дом для наркоманов. Через час после рождения младенцы испытывают ломку [4]. Проблема распространения аддиктивного поведения является одной из самых тревожных. В последнее время отмечается устойчивый рост числа детей младшего школьного возраста, употребляющих психоактивные вещества. Однако профилактика употребления наркотиков, как правило, запаздывает. Некоторые исследователи считают, что начинать такую работу нужно уже в дошкольном возрасте, поскольку профилактические программы должны быть направлены на тех, кто еще не попал в поле зрения наркоторговцев. По данным исследователей, родители и педагоги убеждены в том, что младшим школьникам, а тем более дошкольникам о наркотиках ничего не известно. Однако результаты опросов показали, что дети не только знают о существовании различных психоактивных веществ, но и осведомлены об их названиях и способах употребления. Половина опрошенных детей уверены в безопасности единичной пробы наркотических веществ, а треть из них намерены осуществить такую пробу, «когда немного подрастут» [3]. Таким образом, проблема профилактики потребления психоактивных веществ уже в дошкольном возрасте становится актуальной и социально значимой. В план мероприятий Минобразования России по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2003–2004 годы включены разработка и утверждение образовательных программ по вопросам антинаркотического просвещения, формирования навыков здорового образа жизни, предупреждения злоупотреблений психоактивными веществами, адаптированных для всех уровней образования [5]. Анализ мирового и отечественного опыта позволяет сделать вывод о том, что превентивное обучение детей в дошкольном возрасте должно носить характер непрямой первичной профилактики, в программах которого еще ничего не говорится о наркотиках и веществах, способных вызвать зависимость. Данные программы должны дать детям знания и одновременно сформировать положительный образ Я, здоровые установки, навыки ответственного поведения по отношению к своему здоровью и сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников. В профилактической работе необходимо использовать все стороны учебно-воспитательного процесса, привлекая для этой цели педагогов, родителей, общественные организации. Весомую помощь могут оказать педагогические вузы, которые заинтересованы во взаимодействии с дошкольными образовательными учреждениями – базами для педагогической практики студентов. В Челябинском государственном педагогическом университете во время педагогической практики будущие педагоги наблюдают и анализируют здоровьесберегающие аспекты современного учебно-воспитательного процесса, учатся качественно проводить занятия, знакомятся с системой воспитательной и научно-методической работы дошкольного образовательного учреждения, с новыми технологиями здоровьесберегающего воспитания и обучения детей. Интегрированным результатом работы студентов по изучению психолого-педагогических дисциплин, написания курсовой работы, прохождения педагогической практики и одной из форм отчетности является разработанный и апробированный в дошкольных учреждениях цикл занятий по формированию навыков здорового образа жизни у детей. В качестве примера представляем несколько занятий цикла «Размышления о самом себе», разработанных студентами при непосредственном участии авторов статьи. Я неповторимый человек. Цель: помочь ребенку осознать свою уникальность, неповторимость, непохожесть на других людей. Ход занятия: Ведущий. Дети, сегодня Домовенок Кузя проснулся утром, посмотрел на себя в зеркало и подумал: «Почему мы все такие разные?» Давайте поможем Кузе ответить на этот вопрос, да и сами узнаем, почему? А для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру, которая называется «Найди непохожий». Дети делятся на две команды. На столе раскладываются по пять бабочек для каждой команды, одна из которых отличается от других. Дети рассаживаются вокруг стола. Задача состоит в том, чтобы найти отличную от других бабочку. Дети (команда), которые быстрее справятся с заданием, получают «кузики» – жетоны с изображением Домовенка Кузи. Ведущий. Дети, а вы знаете, что не только бабочки бывают разные? Вы смотрели на небо? Вы видели облака? Ведь они тоже разные, непохожие друг на друга. Кузя знает песню про облака. Сейчас Кузя будет петь, а вы подпевайте. Кузя с детьми поют песню В. Шаинского и С. Козлова «Облака – белокрылые лошадки». Ведущий. Кузя, ты заметил, что у ребят разные голоса, когда вы пели песню? Кузя. Да, заметил. Они все такие непохожие. Кто-то поет громко, кто-то тихо. Кто-то – высоко, как птичка, кто-то – низко, как медвежонок. Я хочу поиграть с ребятами в игру, которая называется «Угадай по голосу». И мы увидим, смогут ли они узнать своих друзей по голосу. Но сначала посчитаемся и узнаем, кто будет водить: Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчелы на цветы, Мы играем – водишь ты! Игроки стоят в кругу. Один из них с закрытыми глазами – в центре круга. Ведущий, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из детей. Ребенок произносит имя стоящего в центре. Последний должен узнать товарища по голосу. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же ошибся, ведущий предлагает ему снова закрыть глаза. После того как сменится 2–3 ребенка, ведущий предлагает детям разбежаться по площадке (группе). По его сигналу игроки занимают свои места и, двигаясь по кругу, говорят: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай. Кто позвал тебя, узнай! Игра повторяется 5–6 раз. Самым внимательным игрокам выдаются «кузики». Ведущий. Мы научились узнавать друг друга по голосу и выяснили, что все голоса разные. Не бывает одинаковых голосов так же, как и людей. Такое свойство называется неповторимостью. Голос, внешность, характер человека особенные, не такие, как у других людей. Вот Кузя неповторимый, потому что такого больше нет. Таня неповторимая, потому что такой больше нет. Такого Саши больше нет. Кузя. А сейчас мы проверим, все ли из вас поняли, что такое неповторимость. Дети рассаживаются за столы, каждый получает лист бумаги и ножницы. Ведущий. Дети, Кузя вырезал снежинку, а теперь вы вырежьте свою, неповторимую. Авторы нескольких лучших снежинок награждаются «кузиками». Ведущий. Дети, теперь вы знаете, что вы – неповторимые дети. Да и Кузя теперь знает, почему мы все разные. Так ведь, Кузя? Кузя. Да, теперь я знаю, потому что одинаковых людей не бывает, а ведь это здорово. Каждый человек должен беречь и сохранять свою индивидуальность, неповторимость. Что я чувствую? Цель: научить детей правильно определять эмоциональное состояние людей. Ход занятия: Входят ведущий и Домовенок Кузя (грустный). Ведущий. Здравствуйте, дети. Кузя, а почему ты такой грустный? Кузя. Я потерял свою мечту, никак не могу ее найти. Помогите мне, пожалуйста. Ведущий. Дети, давайте поможем Кузе. Но для начала узнаем, какое у каждого из вас настроение. Детям раздаются схематичные изображения лиц людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях (грустное, веселое, сердитое), и карандаши. Дается задание: раскрасить лицо, соответствующее своему настроению. Ведущий. Дети, мы определили ваше настроение. А теперь давайте развеселим Кузю, который грустит, станцуем танец «Маленьких утят». Танец длится примерно три минуты. Ведущий. Дети, посмотрите, Кузя все равно грустит. А вы знаете, что грусть, радость, страх, злость, счастье – это эмоции. Давайте выясним, умеете ли вы определять, что человек в данный момент чувствует. Раздаются карточки с изображением Ивана-царевича в различных эмоциональных состояниях (радость, удивление, страх, гнев, печаль) и карандаши (синий, черный, зеленый, красный, желтый). Дается задание: раскрасить одежду героя в зависимости от его эмоционального состояния: черным – гнев, синим – печаль, зеленым – страх, красным – радость, желтым – удивление. Те, кто лучше всех справится с заданием, получают «кузики». Ведущий. Дети, а теперь поиграем в игру «Горячо – холодно». Игра повторяется 3–4 раза. В последний раз ведущий вместе с игрушкой прячет мешочек с мечтой Кузи. Дети находят этот мешочек и отдают Кузе. Кузя. Спасибо, дети. Вы помогли мне найти мечту. А вы о чем-нибудь мечтаете? Нарисуете свою мечту. Дети рисуют свои мечты. Ведущий. Дети, давайте подарим Кузе ваши рисунки. Кузя. Спасибо, дети. Мне очень приятно. Вежливое путешествие. Цель: учить детей адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, гибко реагировать на изменения внешней среды. Ход занятия: Ведущий. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей) На каком транспорте? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Но для начала нам надо его построить. Дети под руководством воспитателя «строят» автобус. Ведущий. Тихо. Давайте прислушаемся. Кажется, к нам кто-то идет (Входит Домовенок Кузя) Кузя. Дети, я очень рад, что наконец-то добрался до вас, я очень скучал. Что это вы здесь построили! (Ответы детей) Я как раз добирала на автобусе. В автобусе было много народу, но я успел занять лучшее место, у окна. Рядом стояла бабушка, которая громко вздыхала, глядя на меня. Через три остановки я быстро пробрался к выходу, расталкивая всех, но зато успел выскочить. Окружающие почему-то ворчали на меня. Интересно, почему? Вы не объясните мне? Ведущий. Дети, что Кузя делал неправильно? (Ответы детей) Кузя (задумчиво). Да, действительно, наверное, я проявил неуважение к старшим, ведь я такой молодой и могу постоять, а бабушкам и дедушкам места нужно уступать. Да и к выходу необходимо готовиться заранее, вместо того чтобы впопыхах расталкивать других пассажиров. Ведущий. Как здорово, что мы смогли помочь Кузе. Давайте пригласим его прокатиться на нашем автобусе, ведь он теперь знает, как себя нужно вести. Кузя. Я очень рад, что вы меня пригласили. Кстати, у меня есть предложение. Давайте съездим в «сладкий магазин». Там всегда угощают чем-нибудь сладеньким. Дети, вы согласны? Ведущий. Вот и определилась наша конечная остановка. Дети занимают места. Через некоторое время водитель объявляет «сладкий магазин». За прилавком появляется продавец, из приехавших детей быстро выстраивается очередь. Кузя (чуть задержавшись). Пропустите меня вперед (отталкивает детей и пробирается к продавцу), дайте мне вон то пирожное. Ведущий. Дети, кажется, наш гость не знает правил поведения в магазине. А кто знает? (Ответы детей). Кузя. Вот так новость! Оказывается, надо ждать своей очереди, не толкаться, здороваться с продавцом, вежливо попросить нужную вещь и поблагодарить. И вы все это умеете делать? Да вы просто самые воспитанные и вежливые дети на свете. Ведущий. Да, мы такие, а еще мы очень веселые и очень любим играть. Давайте поиграем в игру «Что хорошо? Что плохо?». Дети и ведущий стоят в кругу. Ведущий произносит фразы типа: «кричать в автобусе» – это хорошо, «не соблюдать очередь» – это плохо и т.д. В том случае, если звучит правильное высказывание, играющие хлопают в ладоши, неправильное – молчат. Игра продолжается 5–6 минут. Дети, ошибочно хлопнувшие в ладоши, считаются проигравшими и отступают из круга на шаг назад, но продолжают участвовать в игре. При первом правильном ответе проигравшие возвращаются в круг. Кузя. Я думаю, вы все заслужили сладкое угощение. (Угощает детей). Спасибо вам! Я обязательно еще загляну в гости. До свидания. Смелые люди. Цель: формировать у детей умение оценивать ситуацию, правильное поведение в критической ситуации и умение противостоять негативному давлению. Ход занятия: Ведущий. Дети, сегодня наше занятие будет посвящено смелым людям. К нам в гости пришел Домовенок Кузя и привел с собой Дядю Степу – милиционера. Дядя Степа. Здравствуйте, дети. Для вас, наверное, не секрет, какая у меня профессия. А вы знаете, для чего нужна милиция и какие люди в милиции работают? (Ответы детей). Вы правы, наша работа – охранять покой людей. У нас работают смелые, сильные люди, которые должны иметь хорошую физическую подготовку. Но разве смелость нужна только тем, кто работает в милиции? Конечно, нет. Давайте разберемся, кто такой смелый человек. (Ответы детей). А кто считает себя смелым? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей). В любом возрасте человек может совершать смелые поступки. Ведущий. Смелый человек всегда заступится за товарища, не испугается уколов, сознается в плохом поступке и не постесняется рассказать стихотворение на утреннике. Дядя Степа. Дети, вы слышали пословицу «Смелость города берет»? Как вы ее понимаете? (Ответы детей). Правильно, это означает, что смелый человек преодолеет любые трудности. Кузя. Вот видите, Дядя Степа. Я говорил вам, что это очень умные, сообразительные, воспитанные дети. Ведущий. Но иногда в опасных ситуациях и мы вынуждены звать на помощь. Кузя. А зачем? Вот я со всеми проблемами могу справиться сам. Ведущий. А мы сейчас спросим у ребят. Почему ребенок или взрослый должен в сложной ситуации обращаться за помощью? (Ответы детей). Какой номер телефона нужно набрать, если ты дома один и кто-то пытается сломать замок? (Ответы детей). Дядя Степа. Молодцы, вы знаете нужный номер – 02. Ведущий. А какой номер нужно набрать в случае пожара? (Ответы детей). Дядя Степа. А у меня есть друзья, которые работают пожарными и всегда придут на помощь, если их вызовут по телефону 01. Но часто времени бывает мало, пожарные могут не успеть спасти людей. В Латвии пятилетняя девочка спасла своих брата и сестру. Когда в доме возник пожар, она не растерялась, не испугалась и еще до приезда пожарных, вывела братика и вынесла грудную сестренку. За это ее наградили медалью «За отвагу на пожаре». Кузя. Какая молодец! Я тоже так хочу. А что надо, чтобы стать пожарным? Дядя Степа. Дети, а вы как думаете? (Ответы детей). Ведущий. Пожарные должны быть физически развитыми, хорошо бегать и прыгать. Давайте проверим, кто из вас в будущем сможет стать хорошим пожарным, а для этого посоревнуемся. Группа делится на две команды, проходит эстафета. Дядя Степа. Какие вы все ловкие и смелые. Я думаю, кто-то из вас в будущем обязательно станет милиционером или пожарным. Кузя. А как еще можно показать свою смелость? Вот, например, если забраться на крышу и посидеть там, свесив ноги, или перебежать дорогу перед «носом» у водителя машины, или прицепиться к троллейбусу и прокатиться остановку-другую? Как вы думаете, дети? (Ответы детей). Кузя. Да, вам легко сейчас сказать «нет». А если так развлечься предложит ваш товарищ, а когда вы откажетесь, он назовет вас трусом. Что будете делать? (Ответы детей). Ведущий. Молодцы. Есть много способов отказать, можно сказать: «Это глупо», «Я хочу быть здоровым и сильным, а не инвалидом», «Мне это не интересно», «У меня есть дела поважнее», «Лучше я покатаюсь на велосипеде (поиграю в футбол, побегаю...)». Придумайте, что еще можно ответить. (Ответы детей). Дядя Степа. Молодцы, дети. Чтобы отказаться делать что-то плохое, надо быть очень смелым. А сейчас я хочу наградить вас медальками «Самый смелый». До свидания. Кузя. До свидания, дети. Я, кажется, тоже понял, что такое быть смелым. Встреча с доктором Айболитом. Цель: формировать у детей осознанное отношение к собственному здоровью, понимание его ценности и важности соблюдения правил личной гигиены. Ход занятия: Ведущий. Сегодня к нам в гости вместе с Домовенком Кузей пришел Доктор Айболит. Айболит. Здравствуйте, дети. Ко мне обратился Домовенок Кузя. Он жалуется на то, что стал плохо видеть. Когда я его осмотрел, то понял, что он нарушает многие гигиенические правила. Я так давно не был у вас в гостях, наверное, и вы уже забыли правила ухода за своими глазами, зубами, ушами. Для начала давайте разберемся, для чего нам нужны глаза? (Ответы детей). Глаза – очень нежный орган, поэтому они нуждаются в защите. А вы знаете, что предусмотрела природа для их защиты? (Ответы детей). Правильно, это веки, ресницы, брови, а также слезы, ведь когда в наши глаза попадает грязь, они смывают ее. Но этого недостаточно для хорошей работы глаз, за ними еще надо ухаживать. По утрам и вечерам промывать теплой водой, а если заболят или покраснеют, необходимо обратиться к врачу, он обязательно выпишет глазные капли. Ведущий. А вы знаете, что наносит большой вред нашим глазам? (Ответы детей). Айболит. Правильно. В первую очередь это телевизор и компьютер. Кузя. А вот я очень люблю смотреть мультики по телевизору и играть в компьютерные игры. Иногда могу целый день дома просидеть. Ведущий. Дети, давайте объясним Кузе, почему нельзя долго смотреть телевизор или работать за компьютером. (Ответы детей). Кузя. Понял, спасибо. Надо больше гулять на улице. Это я тоже люблю. Возьмешь рогаточку или пистолет и... Весело! Ведущий. Дети, прав ли Кузя, весело? (Ответы детей). Айболит. Молодцы. Всегда помните: глаз очень уязвимый орган, и поэтому необходимо быть очень аккуратным в игре. Любой камешек может его повредить, и тогда вам грозит потеря глаза или ухудшение зрения. Кузя. Никогда не буду стрелять из рогатки. Не хочу быть очкариком! Айболит. Кузя, как нехорошо. Мне встречались дети, которые смеялись над своими сверстниками только потому, что те носили очки. Я надеюсь, вы понимаете, что смеяться в этом случае нельзя. Очки помогают восстановить зрение. Ведущий. А теперь отгадайте загадки: • Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза). • Стоят две хаты, кругом мохнаты, придет беда, потечет из них вода. (Глаза). • Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, На глазах по колесу. И седелка на носу. (Очки). Кузя. Молодцы. Теперь я тоже буду беречь зрение. Айболит. Дети, догадайтесь, о каком органе пойдет речь далее. Они нам необходимы, чтобы слышать других людей, пение птиц, шум воды. Кто догадался? (Ответы детей). Конечно, это уши. Они тоже требуют ухода. Кузя. Да, я именно так и поступаю. Чищу уши острой палочкой. Айболит. А вот и неверно. Ни в коем случае нельзя чистить уши острыми предметами или что-либо толкать в них. Так можно лишиться слуха. Дети, подскажем Кузе, как правильно ухаживать за ушами. (Ответы детей). Айболит. Верно, ушные раковины нужно ежедневно мыть теплой водой и насухо вытирать полотенцем. Ведущий. Давайте поиграем в жмурки, посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат. Ребенку-водящему завязывают глаза, он должен услышать и поймать одного из игроков, которые бесшумно перемещаются по площадке (комнате). Кузя. А я берегу свой слух. Чтобы ушам было легче слышать, я включаю телевизор или музыкальный центр погромче. Ведущий. Дети, как вы думаете, правильно ли поступает Кузя? (Ответы детей). Айболит. Верно. Для того чтобы хорошо слышать, вовсе не обязательно прибавлять громкость. Это очень вредно для нашего органа слуха. Если вам показалось, что звук недостаточно громкий, нужно просто прислушаться, ухо привыкнет и станет слышать лучше. Ведущий. Чтобы узнать, о чем речь пойдет дальше, давайте отгадаем загадки: • Около проруби сидят белые голуби. (Зубы) • Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. (Рот, губы и зубы) Айболит. Молодцы, дети. А вы знаете, что зубы тоже нуждаются в уходе? Как правильно ухаживать за зубами? (Ответы детей). Айболит. Верно, утром и вечером нужно чистить зубы. Кузя. Ну вот! А вечером-то зачем? Паста такая невкусная, щетка жесткая. Ведущий. Дети, объясним Кузе, для чего чистят зубы. (Ответы детей). Айболит. Поднимите руки, кто чистит зубки дважды в день. Какие вы молодцы! А еще зубки любят, когда их полощут после еды. Как вы думаете, почему зубки любят купаться? (Ответы детей). Кузя. Хорошо. Уговорили. Буду чистить и полоскать зубы. Они мне нужны для того, чтобы грызть орешки и конфеты. Ведущий. Дети, а можно ли грызть орешки и конфеты? (Ответы детей). Айболит. Молодцы. Ни в коем случае нельзя грызть орехи, есть много конфет, пить очень горячее или очень холодное. От этого зубки портятся и могут заболеть. Чтобы зубки были крепкими, надо обязательно есть творог и пить молоко. А еще каждый человек должен два раза в год ходить на прием к зубному врачу (стоматологу). Кузя. Вот еще! Там бормашина! Она громко жужжит и делает больно! Айболит. Вовсе нет! Если человек правильно питается, правильно ухаживает за зубами, следит за их состоянием и не забывает о визите к стоматологу, то зубки надолго сохраняют свое здоровье. И никакой боли! Ведущий. Тот, кто был внимательным на занятии, сможет отгадать загадку: «Один говорит, двое глядят, да двое слушают». (Рот, глаза, уши). Айболит. Чтобы глазки хорошо видели, ушки слышали, а зубки не болели, надо пить витаминки. (Раздает детям витаминки). До свидания. Кузя. До свидания, дети. Я, пожалуй, пойду, навещу больницу доктора Айболита. До встречи. В заключение отметим, что для занятий мы не случайно выбрали форму беседы детей с любимыми героями мультфильмов и сказок. Они являются для дошкольников образцом, кроме того, создают положительный эмоциональный фон для восприятия правил здорового образа жизни. Детский опыт еще невелик, поэтому необходимо разъяснить, как и почему необходимо поступать в той или иной ситуации. Беседа позволяет выявить уровень знаний детей, их отношение к проблеме сохранения здоровья, оценить результативность проводимой работы. Библиографический список 1. Аверина, Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе / Е.В. Аверина // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 56–60. 2. Англо-русский словарь / под ред. О.С. Ахмановой, Е.А. Уилсон. – М: Просвещение, 1987. – 540 с. 3. Макеева, А.Г. Профилактика раннего наркотизма у младших школьников: дис.... канд. пед. наук / А.Г. Макеева. – М., 1995. 4. Наркофронт: от Москвы до самых до окраин... // Учительская газета. – 2001. – 27 февр. – С. 6–7. 5. План мероприятий Минобразования России по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Российское образование. – 2002. – № 5. – С. 74–76. Детский сад от А до Я. – № 3(9). – 2004.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |