Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения: опыт комплексного решения образовательных проблем



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения: опыт комплексного решения образовательных проблем 0.00 из 5.00 0 оценок




Соавтор Е.В. Яковлев

 

Программа развития педагогического образования России до 2010 года рассматривает его как приоритетную и системообразующую область в образовательной сфере, способную в современном быстро меняющемся мире обеспечить формирование профессионально компетентной личности педагога, самостоятельно и творчески решающего профессиональные задачи, осознающего личную и общественную значимость педагогической деятельности и свою ответственность за ее результаты. Вместе с тем учреждения педагогического образования зачастую продолжают готовить педагогические кадры, ориентированные на работу в жестко регламентированной и стационарной системе образования. Система переподготовки и повышения квалификации недостаточно учитывает происходящие процессы обновления содержания образования, появление новых педагогических технологий. Это выводит на первый план проблему гибкости педагогического образования, соединяющую ориентацию на конкретные запросы образовательных учреждений всех типов, субъектов рынка образовательных услуг с сохранением свободы выбора личностью образовательной траектории.

Данная проблема представляет собой переплетение целого ряда сложных задач теоретического и прикладного характера, а значит, ее решение должно осуществляться комплексно, в неразрывной связи теории и практики. Для реализации такого подхода к указанной проблеме в сентябре 2000 г. при Челябинском государственном педагогическом университете создан институт развития образования и воспитания подрастающего поколения. Главная цель его работы – решение актуальных проблем образования и воспитания через осуществление фундаментальных и прикладных исследований и подготовка научно-педагогических кадров.

На основе анализа истории развития образовательной системы России, современных мировых тенденций в образовании, а также потребностей Уральского региона были выделены основные направления работы института. Для их реализации организованы научно-исследовательские центры:

– управления качеством профессионального образования;

–  новых информационных технологий;

–  развивающего и личностно-ориентированного обучения;

–  непрерывного экономического образования учащейся молодежи;

–  воспитания у подрастающего поколения культуры природолюбия;

–  трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников;

–  мониторинга физического развития и здоровья школьников;

–  прогнозирования школы будущего;

–  подготовки резерва руководящих кадров управления образовательными учреждениями.

В работе центров принимают участие преподаватели высших и средних учебных заведений, аспиранты, соискатели, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием.

Основные усилия сотрудников института сосредоточены на следующих направлениях:

– изучение, анализ, обобщение и творческое внедрение эффективного отечественного и зарубежного педагогического опыта;

– проведение фундаментальных научных исследований по проблемам, разрабатываемым в рамках организованных центров;

– опытно-экспериментальная   проверка полученных теоретических результатов и их внедрение в практику работы учебных заведений г. Челябинска и Челябинской области;

– повышение квалификации педагогических кадров через курсы дополнительного образования, аспирантуру и соискательство; выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие их творческому росту;

– распространение научно-педагогических и управленческих знаний посредством проведения научно-практических конференций, семинаров, издания вестника института развития образования и воспитания подрастающего поколения, сборников научных статей, научно-популярной и учебно-методической литературы.

На первом этапе развертывания научно-исследовательской деятельности института проведена широкомасштабная работа по определению истинного положения в образовательных учреждениях Челябинска и Челябинской области по направлениям каждого центра. На основе разработанных методик обследованы образовательные учреждения и подготовлены аналитические справки с целью проведения первоочередных и перспективных мероприятий. Так, например, центром новых информационных технологий под руководством доктора педагогических наук, профессора Д.Ш. Матроса подготовлены справки по следующим направлениям:

– процесс реализации программы информатизации системы образования г.Челябинска до 2005 года;   

– состояние и перспективы системы дополнительного образования по использованию новых информационных технологий;

– роль информатики в процессе профессиональной подготовки специалистов в условиях среднего специального учебного заведения;

–  уровень преподавания предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в образовательных учреждениях г. Челябинска, в частности с точки зрения обучения технологиям программирования и формирования алгоритмической культуры.

Это позволило получить всестороннюю оценку работы образовательных учреждений г. Челябинска по сравнению с другими регионами России и определить основные направления работы центра по проблеме «Информатизация общего среднего образования»:

– построение модели информатизации региона;

– информатизация и конструирование регионального и школьного компонента;

– педагогический и психологический мониторинг;

– информатизация и система дополнительного образования региона;

– дистанционное обучение;

– построение модели информатизации образовательного учреждения.

Центром управления качеством профессионального образования (руководитель д.п.н. Е.В. Яковлев) проанализирована система управления качеством образования в учебных заведениях г. Челябинска и Челябинской области. На основе полученных данных были определены следующие направления работы:

– моделирование системы управления качеством профессионального образования;

– разработка системы объективных инструментальных показателей оценки и контроля качества профессионального образования;

– методическое обеспечение системы подготовки кадров, способных управлять качеством образования;

– исследование влияния специфики конкретных специальностей на систему управления качеством образования;

– организация понимания роли управления качеством образования в образовательном процессе.

Параллельно с данной работой в тесном сотрудничестве с управлением по делам образования г. Челябинска и главным управлением образования администрации Челябинской области создавалась сеть экспериментальных площадок для апробации и внедрения результатов научных исследований, выполняемых сотрудниками института. К настоящему времени в нее официально вошли 13 общеобразовательных, четыре профессиональных и одно дошкольное образовательное учреждение. Кроме того, осуществляется постоянное сотрудничество еще с 30 общеобразовательными учреждениями Челябинской области. В декабре 2000 года приказом министра образования Российской Федерации на базе управления по делам образования г. Челябинска и центра новых информационных технологий была открыта федеральная экспериментальная площадка по теме «Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве на основе новых информационных технологий».

Проведенная работа создала хорошие предпосылки для решения стоящих перед институтом задач. Во-первых, это резкое сокращение временного разрыва между разработкой теоретических положений и их проверкой в практике работы школы. Во-вторых, появилась возможность оперативно проверять в реальном учебном процессе не только завершенные теоретические исследования, но и разрозненные предположения и гипотезы. В случае подтверждения эффективности они пополняют банк результативных идей, которые найдут свое место в дальнейших исследованиях. В противном случае в полной мере реализуется известный в естественных науках лозунг: отрицательный результат – тоже результат. Свободный доступ к обычно скрываемым данным неудавшихся экспериментов позволяет не повторять допущенных ошибок.

Следует подчеркнуть, что таким образом организованное сотрудничество представителей педагогической науки и практики повышает эффективность исследований, выявляет новые аспекты проблемы педагогического образования. Многие преподаватели и руководители образовательных учреждений не готовы самостоятельно ориентироваться в потоке новой научно-педагогической информации, оценивать результативность различных инновационных идей и т.д. В связи с этим важным направлением деятельности института стало повышение квалификации научно-педагогических работников.

Центром подготовки резерва руководящих кадров управления образовательными учреждениями (руководитель к.п.н. Л.И. Дудина) организованы двухгодичные курсы по специальности «Менеджер образования». Объем подготовки в рамках получения специальности дополнительного профессионального образования составляет 914 часов и включает блоки общих гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В настоящие время на базе института обучаются около 260 человек: студенты 4–5 курсов ЧГПУ, учителя общеобразовательных и дошкольных учебных заведений.

Помимо этого, при каждом центре организованы консультационные пункты для работников образовательных учреждений, студентов и аспирантов по теоретическим и прикладным проблемам, разрабатываемым его сотрудниками. Ежемесячно проводятся научно-практические семинары, в частности «Новые информационные технологии» (руководитель д.п.н., профессор Д.Ш. Матрос), «Управление качеством образования» (руководитель д.п.н. Е.В. Яковлев), «Личностно-ориентированный подход в современном образовании» (руководители д.п.н., профессор Н.Н. Тулькибаева, д.п.н., доцент Л.В. Трубайчук), «Методологические проблемы образования» (руководитель д.п.н., профессор З.И. Тюмасева) и др. В их работе принимают участие известные ученые, практические работники образования из Челябинска, Екатеринбурга, Шадринска, Ижевска, Перми и других городов.

Регулярно организуются выездные заседания на базе различных учебных заведений. Так, центр развивающего и личностно-ориентированного обучения проводил семинары «Особенности обучения младших школьников по учебникам и программам «Школа-2100» и «Использование развивающего обучения в основной школе» в городах Челябинске, Озерске, Трехгорном, Троицке, Копейске, Верхнем Уфалее, Кыштыме. Серия семинаров в городах Челябинске, Карабаше, Нязепетровске, Кусе и Миассе была проведена центром культуры и природолюбия (руководитель д.п.н., профессор З.И. Тюмасева).

Результаты научных исследований, выполняемых сотрудниками центров, обсуждаются на различных научно-практических конференциях и научных форумах, в том числе на организованных при непосредственном участии института Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования на центральных изданий». Силами института выпускаются серии сборников статей «Актуальные проблемы управления качеством образования» и «Теория и практика развивающего обучения».

В 2001 г. вышли из печати восемь номеров вестника института развития образования и воспитания подрастающего поколения. Каждый из них посвящен конкретной проблеме, разрабатываемой соответствующим центром. Например, третий номер вестника, подготовленный центром трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников (руководитель к.п.н., доцент Н.К. Окунева), содержит 37 статей по следующим на­правлениям: теоретические основы трудового воспитания, профессионального самоопределения и профессионального образования; роль экономической подготовки в профессиональном самоопределении школьников; проблемы воспитания личности и профориентация; деятельность службы занятости по профориентации в современных условиях; методики профессиональной диагностики школьников; опыт работы конкретных образовательных учреждений по обозначенным проблемам.

Необходимо отметить, что издательская деятельность института ориентирована в первую очередь на помощь практическим работникам образовательных учреждений в осуществлении их профессиональной деятельности, поэтому большая часть тиража передается в школы г. Челябинска и Челябинской области.

В печатной продукции института наряду с теоретическими материалами содержится большое количество практических рекомендаций, адаптированных к массовому использованию, описание передового педагогического опыта.
В педагогической практике активно применяются учебные пособия по развивающему обучению, экономическому образованию, воспитанию культуры природолюбия, рабочие тетради по тестовому контролю и т.д.

Особое место занимает выполняемая по заказу Министерства образования работа по подготовке электронных вариантов учебников, встраиваемых в систему управления качеством образования в когнитивной области, разработанную центром новых информационных технологий. В статусе федеральной экспериментальной площадки большое количество школ г. Челябинска реализуют технологию формирования содержания образования от разработки оптимального учебного плана до электронных моделей учебников с полной системой контроля качества знаний, внутришкольный педагогический и психологический мониторинг. Данная работа обеспечивается комплектом необходимых пособий в электронном и бумажном вариантах.

Возросший интерес практических работников к достижениям современной педагогической науки вызвал у них желание вести само­стоятельные исследования, в том числе в виде кандидатских и докторских диссертаций. Наиболее эффективной формой работы в этом направлении явилось сотрудничество начинающих исследователей, опытных консультантов и руководителей в рамках научно-исследовательских лабораторий, на базе которых в основном и были созданы центры института.

Одной из наиболее активно работающих является лаборатория «Методология и методы педагогического исследования» (руководитель д.п.н., профессор Н.П. Рябинина), созданная на базе факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУ. В рамках лаборатории оказывается научно-методическая помощь молодым педагогам в организации и проведении исследований по проблемам экологического и экономического образования. В состав лаборатории входят аспиранты и соискатели кафедры педагогики, психологии и предметных методик, учителя общеобразовательных школ, преподаватели педагогических колледжей и ЧГПУ.

На заседаниях лаборатории, проходящих два раза в месяц, обсуждаются результаты выполняемых ее участниками исследований, проводятся лекции и практические занятия, встречи с известными учеными. Эффективность проводимой работы подтверждается количеством и качеством кандидатских диссертаций, успешно защищенных членами лаборатории.

Институт находится в постоянном поиске новых форм подготовки научно-педагогических кадров. Так, в начале лета 2001 г. была апробирована форма выездного заседания научной школы. На семь дней в санатории-профилактории «Металлург» собрались ученые, давно занимающиеся проблемами экономического образования, и молодые исследователи, только начинающие свой путь в науке.

Программа работы была очень насыщенной: 17 докладов и 45 сообщений по актуальным проблемам педагогики и школьной практики. Основными темами для обсуждения были: «Наука и образование в XXI веке», «Направление развития образования в современном мире», «Дидактические теории и их отражение в современных моделях образования», «Новые информационные технологии», «Теория экономического образования». Кроме того, много внимания было уделено различным аспектам организации и проведения педагогического исследования как в методологическом, так и в практическом плане. Помимо докладов высококвалифицированных специалистов по указанным проблемам, были обсуждены результаты и перспективы еще не законченных диссертационных исследований, представленных участниками семинара, организованы круглые столы и индивидуальные консультации.

Подведение итогов подтвердило высокую эффективность такой формы работы. Прежде всего, семинар явился прекрасной школой для начинающих исследователей. Они учились задавать вопросы и отвечать на них, анализировать, делать обобщения, формулировать выводы, отстаивать свою точку зрения. В ходе работы постоянно возникали дискуссии, свидетельствующие о большом интересе к рассматриваемым проблемам, что подтвердило правильность выбранных организаторами тем для обсуждения. Каждый участник семинара, сознавая большую личную ответственность при анализе чужих работ и представлении собственных результатов исследований, старался четко, последовательно и доказательно представить свои выводы и оценки, что делало обсуждение конструктивным и полезным для всех его участников.

Мнение каждого участника семинара имело большую ценность для остальных, воспринималось и творчески перерабатывалось с учетом собственных представлений и научной позиции. Такой подход является одним из основных в сотрудничестве между коллегами, поскольку позволяет избежать абсолютизации какой-либо одной точки зрения и отказа от прозвучавшей продуктивной идеи. В ходе семинара все его участники погрузились в атмосферу научного творчества, смогли оценить перспективы своих исследований, пересмотреть с новых позиций предстоящую работу, найти дополнительные возможности для реализации своих научных идей.

В то же время семинар явился хорошей школой и для консультантов: они смогли в концентрированном виде увидеть проблемы, стоящие перед аспирантами и соискателями, в неформальной обстановке обсудить те или иные вопросы с коллегами, уточнить свою точку зрения.

Прекрасная природа, чудесный воздух, комфортабельные условия в значительной степени обеспечили высокую продуктивность работы участников семинара. Много интересных идей было реализовано в досуговое время, что не могло не сказаться на настроении участников семинара, поддержании дружеской атмосферы, интереса к работе. В ходе семинара царила доброжелательная и в то же время деловая атмосфера. Взаимные консультации, помощь в совместной работе, внимание к возникающим у каждого участника семинара проблемам – все это способствовало сплочению всех в единый коллектив, настоящую научную школу.

Подводя итоги первого года работы института, можно с уверенностью сказать, что идея комплексного решения образовательных проблем, положенная в основу его организации, доказала свою продуктивность. Образованная структура оказалась не только жизнеспособной, но и достаточно мобильной, динамично развивающейся. Постоянно корректируя направления своего развития, институт является открытым для любых идей и предлагает сотрудничество всем, кто может и хочет, сохраняя лучшие достижения России в образовательной области, работать над реализацией высокого потенциала отечественной школы.

Образование и наука. – 2002. – № 1(13).

 

 



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения: опыт комплексного решения образовательных проблем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения: опыт комплексного решения образовательных проблем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)