Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблема профилактики наркомании в молодежной среде




Соавторы М.В. Жукова, Е.В. Фролова

 

Наркомания – это чрезвычайно сложное и социально опасное явление современного мира. Причиняемый ею человеческому обществу вред «огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркоманов, и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение материально-технического и интеллектуального потен­циала общества, и ухудшение его гено­фонда, и искажение вследствие «отмыва­ния наркоденег» законного распределе­ния материальных благ, и проникновение преступников в государственные власт­ные структуры, и влияние на формирова­ние политики государств в преступных интересах и многое другое» [1, с. 4].

По данным НИИ наркологии Мин­здрава РФ, показатель заболеваемости наркоманией в расчете на 100 тыс. населения в крупных городах России увели­чился за последние 7 лет в 10 раз. По мнению экспертов МВД РФ, до 70 % всех потребителей наркотиков в нашей стра­не составляют молодые люди от 15 до 25 лет [2]. Быстрыми темпами идет распро­странение этого заболевания среди школьников, особенно в больших горо­дах. Так, в Санкт-Петербурге каждый пя­тый ученик средней школы уже познако­мился с наркотиками, а регулярно упо­требляют их до 30 % учащихся старших классов. В школах Москвы органами МВД были отмечены случаи массовой продажи синтетических наркотиков по заниженным ценам с целью обеспечения процесса привыкания и формирования наркозависимости. В студенческой среде за последние четыре года в ряде городов России наркомания выросла в 6–8 раз. Отмечается, что в Москве во многих ву­зах она приобретает все более открытые формы [3, с. 26–31, 47].



По данным исследований, на сего­дняшний день в России насчитывается более 2 млн человек, постоянно употреб­ляющих наркотики. Тех, кто хотя бы раз пробовал их и, следовательно, является потенциальным потребителем, более 4 млн. Ежегодно число больных увеличи­вается на 5 %, и, по прогнозам специали­стов, до 2005–2010 гг. ситуация будет усу­губляться.

Факторы, определяющие ее динамику по масштабу действия, делятся на глобальные, геополитические, характерные толь­ко для России, для отдельных регионов страны, свойственные отдельным слоям и группам населения, относящиеся пре­имущественно к подростковой среде, реа­лизующиеся через макросоциальные, индивидуальные семейные и личностные механизмы [4].

К глобальным относит то, что в по­следнее время Россия становится круп­ным рынком сбыта наркотиков: в связи с интеграцией в мировую рыночную систе­му границы страны становятся все более прозрачными, что способствует ее вклю­чению в сферу мирового наркобизнеса. Другим фактором глобального масштаба выступает географическое положение: Россия находится на пересечении миро­вых торговых путей, она граничит с ре­гионами, где широко распространен нар­кобизнес, да и в ней самой расположены так называемые «наркозоны» [5, с. 3–13]. Кроме того, наркотики становятся неотъемлемой частью молодежной суб­культуры: «Включите свой телевизор и вы увидите победу СМИ воочию: ток-шоу на тему самых интимных сексуальных подробностей, специальные каналы, где безраздельно царят извращения, рок-н-ролл и наркотики. Целые часы эфирного времени посвящаются то одним, то дру­гим немытым наркоманским и декадент­ским рок-группам, их безумным звукам, сумасшедшим кривляниям и одежде, язы­ковым извращениям» [6, с. 24].

Достаточно разнообразны факторы, свойственные непосредственно России. Прежде всего, это включение наркобиз­неса в «теневую» экономику. 17 октября 2000 г. состоялось обсуждение проблем наркомании на правительственном часе в Государственной Думе. Отмечено, что в стоимостном выражении потребление наркотиков оценивается в 30 млрд руб­лей в год при интенсивном росте. Число их конфискованных доз составляет, по отчетам специалистов, 300 млн., а дошед­ших до потребителя – около 2 млрд.

Б. Брызгалов, подчеркивая опасность соз­давшейся ситуации, отметил следующее: «Сегодня у нас в стране зарегистрирова­ны 451 тыс. больных наркоманией, но, по оценкам экспертов, реальное количе­ство граждан, которые употребляют нар­котики, составляет примерно 3 млн человек. Если бы эти 3 млн человек объ­единились и в 1999 г. проголосовали за своего кандидата, то здесь, в Думе, была бы создана депутатская фракция наркома­нов, потому что они смогли бы преодо­леть 5 % рубеж» [7, с. 6]. Кроме того, в стране изменилось само отношение к наркопотреблению – на смену полному отвержению пришло весьма спокойное отношение к «наркофилософии».

Сюда же можно отнести специфиче­ские процессы, происходящие сегодня внутри нашего общества: разрушение прежних идеологических основ, ценност­ных ориентации и стереотипов поведе­ния, маргинализация массового сознания и поведения, которые обусловливают пас­сивную социальную позицию в отноше­нии наркотиков [5].

Дальнейшее развитие эпидемии будет иметь самые неблагоприятные в социаль­ном, демографическом и экономическом плане последствия: продолжение падения рождаемости, снижение потенциала рабо­тоспособного населения, большие матери­альные затраты на лечение и социальную поддержку больных наркоманией, значи­тельный рост социальных заболеваний (СПИД, инфекции, передающиеся поло­вым путем, вирусные гепатиты В и С).

Дети и подростки являются наиболее уязвимой с точки зрения приобщения к наркомании группой, поскольку они, на­ряду с пенсионерами, составляют часть населения, наиболее дезадаптированную в условиях происходящих в стране ре­форм [7].

По данным Министерства здравоохранения РФ, уровень заболеваемости и среди детей, и подростков выше, чем среди населения в токсикоманией – в 8 раз. Под­ростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, чем население других воз­растов. Приобщаются к пробам от 20 до 30 % школьников в возрасте 12–15 лет, это объясняется доступностью и низкой стоимостью наркотических веществ. Зо­нами риска их распространения являют­ся учебные заведения, места проведения массового досуга, общежития, дворы, оп­ределенные места на улицах городов, цыганские поселки. Следует отметить, что проблема наркомании остро стоит не только в городе, но и в сельской местно­сти.

Таким образом, употребление наркоти­ков начинается в период обучения в средней школе, когда человек еще не сформировался физически, психологи­чески, а тем более социально. Большое значение имеет тут индивидуальная потребность в искусственном позитивном вменении психического состояния, на­строения, биотонуса с помощью наркоти­ческих веществ. Недостаточность дей­ствия психофизиологических механиз­мов, ответственных за переживание ду­шевного и физического комфорта, удо­вольствия, успешной адаптации и самоак­туализации в рамках нормативного пове­шения, может обусловливаться рядом при­чин: личностной дефицитарностью (с точки зрения активности, целенаправлен­ных волевых усилий, адаптивных, твор­ческих, интеллектуальных возможно­стей), средовой дефицитарностью, огра­ничивающей развитие личности и удо­влетворение ее потребностей, чрезмерно высокой эмоциональной нагрузкой, обу­словленной наличием большого количе­ства стрессогенных ситуаций [8].

Нарастающая острота наркологиче­ской ситуации свидетельствует прежде всего о дефиците профилактической работы, отсутствии продуманной инфра­структуры соответствующих учреждений, официально утвержденных программ их деятельности, которые носили бы куль­турно-релевантный, дифференцирован­ный по демографическим признакам ха­рактер координирующего центра, меха­низма финансирования.

Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, интегриру­ющий следующие области знаний: меди­цину, педагогику, психологию, социоло­гию, информационные технологии. В ис­следовании проблемы профилактики нар­комании в России можно выделить ряд этапов. На первом (конец XIX – 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты про­блемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведе­ния. Были разработаны методики обсле­дования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профи­лактической работы, основными направ­лениями которой были санитарное про­свещение и проведение массовых меро­приятий. На втором этапе (30–50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х – 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты – психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного пове­дения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиаций как социального фе­номена [9, с. 43–48].

Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Разработка и внедрение про­филактических программ сталкивается с рядом трудностей: неопределенностью в вопросе о том, какие ведомства должны заниматься реализацией антинаркотической работы, что приводит к распыле­нию выделяемых государством средств, несогласованности проводимых меропри­ятий; отсутствием научно обоснованных программ первичной профилактики; со­хранением «запугивающей» модели профилактической работы, которая оказыва­ется неэффективной в современных усло­виях; стремлением к внедрению зарубеж­ного опыта без достаточного осмысления и учета условий российской действитель­ности, а также культурологического ас­пекта; отсутствием системного подхода в понимании наркомании как явления в ме­дицине и психологии; недостаточной разработанностью педагогического аспекта профилактической работы [10].

Делаются попытки профилактики нар­комании в России на государственном уровне. В 1993 г. Верховным Советом РСФСР была принята «Концепция госу­дарственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», в которой признавалось необходимым как на федеральном, так и на региональном уровне последовательно осуществлять мероприятия по административному и финансовому содействию психопрофи­лактической работе с населением. Одна­ко Концепция не была реализована.

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», разработанная на 1995–1997 гг. и пролонгированная до 2001 г., была в основном рассчитана на мероприятия, которые находятся в сфе­ре компетенции правоохранительных органов. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» (1998 г.) посвящен в основном вопросам контроля за производством и оборотом наркотических препаратов. Вопросы профилактической работы за­тронуты в нем недостаточно.

Таким образом, можно констатиро­вать, что на государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незакон­ным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и меди­цинского аспекта заболеваний. Приори­теты в работе по профилактике наркома­нии с населением должны найти отраже­ние в поправках к Закону РФ «Об образо­вании» или в самостоятельном законе «О государственной политике в области нар­кологического образования и просвеще­ния».

В последнее время идет переосмысле­ние подходов к профилактике, поскольку использование психоактивных веществ в основном происходит с целью «ухода» от проблем, затрудняющих социальную адап­тацию индивида, т.е. имеет социальные предпосылки. Следовательно, надо ори­ентироваться на укрепление личностных ресурсов человека, увеличение его адап­тивных возможностей, создание опти­мальных условий жизнедеятельности и гармонизацию окружающей природной и социальной среды.

Эти новые подходы реализуются, в частности, в Международном проекте «Европейская сеть школ укрепления здо­ровья». Вопросы профилактики потребле­ния наркотиков органично вплетены в данном проекте в работу учащихся, родителей, педагогов по улучшению школь­ной среды и развитию активности школь­ников в общественно полезной и досуговой деятельности.

В настоящее время во многих высших учебных заведениях Уральского региона введены различные спецкурсы и факультативы, дающие специальные знания по формированию здорового образа жизни, разработке и внедрению различных тех­нологий работы с детьми и подростками по профилактике наркомании. Однако получаемая студентами в рамках таких курсов информация носит отрывочный или слишком специальный характер. Спе­циалист, получивший узкопрофильное образование, может работать только над конкретной профилактической задачей. Между тем, назрела необходимость созда­ния единой концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде России, разработ­ки целостной модели практической служ­бы профилактики аддиктивного поведе­ния у детей и молодежи и единых требо­ваний к подготовке специалистов в этой области.

Так, на наш взгляд, образовательный процесс в педагогическом университете должен быть направлен на формирова­ние профессиональной готовности буду­щего учителя к работе по профилактике потребления психоактивных веществ. Эта готовность понимается нами как це­лостное образование личности учителя, интегрирующее психологическую, науч­но-теоретическую и практическую подго­товку к данному виду деятельности и включающее убеждения, знания, умения, опыт творческой деятельности. Обучать такого специалиста целесообразно по двум основным направлениям.

Первое из них – мировоззренческое общетеоретическое. Оно дает будущему педагогу философский фундамент его деятельности по профилактике наркома­нии, способствует формированию у него научно-теоретической базы понимания проблемы и принятию за основу здорово­го образа жизни.

Второе направление – методическое. Оно определяет уровень профессиона­лизма при организации профилактиче­ской работы с конкретными детьми, в конкретном образовательном учрежде­нии, знакомит со всем многообразием су­ществующих средств, методов и опыта профилактики наркомании в мире.

На наш взгляд, стратегия подготовки студентов к организации работы по про­филактике наркомании должна базиро­ваться на следующих принципах:

– целостного подхода к проблеме;

– использования гуманистических технологий;

– фундаментальной подготовки в об­ласти наук, затрагивающих данную проб­лему, включая такие дисциплины, как философия, психология, социология, правоведение, педагогика, экономика, медицина и др.;

– гибкости образовательных про­грамм, ориентируемых на различный уро­вень подготовленности студентов, опти­мальное соотношение между учебными планами и индивидуальными особенно­стями студентов;

– использования современных техно­логий (компьютерных, современных ме­тодов математического моделирования и т.п.);

– узкой специализации подготовки в области профилактики наркомании, учи­тывающей потребности региона в специ­алистах, способных решать конкретные региональные проблемы организации профилактической работы с населением; при этом подготовка должна включать в себя методические курсы, большой объем практических и лабораторный занятий, участие в реальной деятельности различ­ных образовательных учреждений, обще­ственных организаций и фондов.

Наполнение образовательного процес­са педагогического вуза соответствующим содержанием должно вестись поэтапно:

1. Начальное обучение студентов в рамках общетеоретических дисциплин, блока медицинских, экологических и валеологических знаний.

2. Самостоятельный курс организации профилактической работы со школьни­ками.

3. Дальнейшее углубление знаний в рамках прикладных спецкурсов, практику­мов и факультативов.

4. Закрепление полученных знаний во время учебных и производственных прак­тик.

5. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе по данной проблеме.

6. Формирование умений и навыков организации профилактической работы через взаимодействие с различными об­щественными организациями и фондами, в том числе и международными.

7. Применение полученных знаний при написании квалификационных работ (в том числе по заявкам образователь­ных учреждений).

Проблема профилактики потребления психоактивных веществ на современном этапе должна решаться высококвалифи­цированными, профессионально подго­товленными кадрами, способными приме­нять новейшие, в том числе и компью­терные технологии. Для реализации на­меченных действий широкие возможно­сти открывает начавшееся применение открытого дистанционного обучения с использованием мирового пространства с помощью компьютерных телекоммуника­ций в сети Internet, спутникового телеви­дения, в том числе с осуществлением ин­терактивных режимов, систем компью­терных видеоконференций и других средств. Так, все вузы г. Челябинска под­ключены к сети Internet, в каждом райо­не работают Internet-клубы, в ноябре это­го года в областной публичной библиоте­ке открыт Internet-зал.

Для большинства детей школа являет­ся основным местом времяпрепровожде­ния и средой, определяющей их дальней­шую судьбу. Общеобразовательные учреж­дения обладают уникальной возможно­стью при тесном взаимодействии с семь­ей, общественностью, властными и сило­выми структурами расширить воспита­тельное пространство школы и прово­дить разработку и внедрение комплексно­го антинаркотического воспитания. Не­обходима такая организация педагогиче­ского процесса, когда посредством анти­наркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекват­ного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.

Учителя, психологи, социальные педа­гоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психоло­гический иммунитет, т.е. вызвать у моло­дого человека отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте – на уровне «хорошо – плохо», в старшем – объяснить губительные механизмы дей­ствия наркотиков. Здесь нужна тонкая, умелая работа подготовленных профес­сионалов с детьми, поскольку некомпе­тентностью, неумело построенной бесе­дой можно нанести больше вреда, чем пользы. Профилактика в школе должна носить комплексный, непрерывный и последовательный характер, строиться на знании законов развития общества и понимании глобальных процессов, проис­ходящих в мире, в противном случае она обречена стать чередой мер, не приносящих какого-либо значительного резуль­тата.

Задачи профилактики могут быть сформулированы следующим образом:

• привитие представления о челове­ке как о целостной биосоциальной систе­ме, подчиняющейся законам природы и общества;

• обучение грамотному восприятию и адекватной реакции на явления, связан­ные с жизнью человека в социуме, в том числе негативные;

• формирование культуры адекватно­го социальным нормам поведения и здо­рового образа жизни посредством вне­дрения перспективных гуманистических методов и технологий.

Работа по профилактике употребле­ния психоактивных веществ включает: формирование адекватного отношения к значимому социальному явлению; трени­ровку навыков преодоления внешнего давления, конформности; формирование навыков ведения здорового образа жизни [11, с. 38–43].

Общеповеденческие задачи можно сформулировать следующим образом:

1) определение круга позитивных цен­ностей и негативных факторов;

2) формирование позитивной само­оценки, чувства собственного достоин­ства, ответственности, отношения к себе как к независимой, самостоятельной лич­ности;

3) тренировка навыков принятия от­ветственных решений, отстаивания убеж­дений и позиций;

4) усвоение правил безопасного, адап­тивного, ответственного поведения в си­туациях риска;

5) закрепление навыков конструктив­ного и позитивного (содержательного и эффективного) общения;

6) формирование адекватного пред­ставления о чувствах, эмоциях, настрое­нии, их влиянии на поведение; управле­ние чувствами, преодоление «стрессов»;

7) ценностное отношение к своему здоровью, адекватная регуляция своего состояния и самочувствия; знание факто­ров риска для здоровья, способов преду­преждения их действия, правил здорово­го поведения, ответственного отношения к здоровью.

В г. Челябинске имеются интересные результаты работы в этом направлении школьных учителей, психологов, клас­сных руководителей, специалистов дру­гих образовательных учреждений (дет­ских садов, интернатов, детских домов), сотрудников учреждений дополнительно­го образования, школьных врачей и ме­дицинских работников детских поликлиник, работников инспекций по делам несовершеннолетних, тренеров дворовых клубов и спортивных школ, представите­лей молодежных СМИ и т.п. Но этот, в большинстве своем несогласованный, разрозненный опыт различных учреждений и ведомств не может привести к каким-либо серьезным сдвигам в деле профи­лактики. Необходимо, чтобы все соци­альные институты, все категории граж­дан, каждый на своем уровне, грамотно осуществляли направление профилакти­ческой работы в единой государственной комплексной программе профилактики потребления психоактивных веществ. Так, специальное антинаркотическое об­разование политических и государствен­ных деятелей позволит придать профи­лактической и антинаркотической работе в стране государственный характер, соз­дать законодательную систему, обеспечи­вающую ее эффективность.

Правоохранительные органы могут осуществлять комплекс мероприятий, на­правленных на исключение возможности свободного доступа молодежи к наркоти­кам, осуществление наказания за распро­странение наркотических веществ, пресечение сферы деятельности наркомафии, и таким образом одинаково активно про­тиводействовать как уличной розничной наркоторговле и употреблению наркоти­ков, так и крупным торговцам-оптовикам и импортерам [12].

С позиций современной психологии, наркомания у ребенка рассматривается как крайняя форма разрешения семейно­го кризиса. Как правило, в деструктив­ных семьях наблюдаются нарушение внут­рисемейного взаимодействия, недоверие, лживость, непоследовательность в воспи­тании и пр. С точки зрения профилакти­ки потребления психоактивных веществ, семья имеет большие возможности в том случае, если педагогами ведется грамот­ная, планомерная работа. Основными формами работы с родителями учащихся могут быть лектории педагогических, ме­дицинских и правовых знаний, родитель­ские собрания, устные журналы, встречи за круглым столом, тренинги детско-родительских отношений, собеседования с педагогами, врачами, юристами, нарколога­ми, индивидуальные и групповые кон­сультации, педагогические консилиумы, постоянно действующие педагогические семинары и др.

СМИ напрямую могут поддерживать здоровые молодежные инициативы и выступать с альтернативными програм­мами проведения досуга (концерты, ма­рафоны, интерактивные шоу на ТВ, радио, молодежные журналы и газеты и т.д.).

В России около двухсот молодежных и детских общественных организаций. Они могут удовлетворять возрастающий спрос на культурно-образо­ватель­ные, информационные, досутовые услуги, предо­ставлять реальную возможность свобод­ного выбора занятий по интересам и способностям, обеспечивая при этом добро­вольный и неформальный характер мно­гообразных видов и форм деятельности и межличностного общения детей и взрослых [13, с. 20–21].

Вооруженные Силы России, военкома­ты, различные общественные объедине­ния воинов-интернационалистов, движение солдатских матерей и др. также дол­жны принять самое активное участие в антинаркотической работе с молодежью. Это связано с возрастающей ролью и зна­чением специфического компонента во­енно-патриотического воспитания в соот­ветствии с конкретными задачами, кото­рые возлагаются на защитников Отече­ства в процессе подготовки и прохожде­ния военной и других видов государ­ственной службы. Практическая реализа­ция этого содержания призвана обеспе­чить глубокое понимание каждым моло­дым человеком своей роли и места в слу­жении Отечеству, основанное на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; формирование основных ка­честв, свойств, навыков, привычек, необ­ходимых для успешного выполнения обязанностей защитников Родины [14, с. 23–28].

Международные и отечественные бла­готворительные общественные фонды («Береги себя», «Жизнь без наркотиков» и др.), осуществляющие финансирование образовательных программ по обучению специалистов по проблемам наркомании, работу телефона доверия, горячей ли­нии, консультационных и диагностиче­ских центров для молодежи, могут стать настоящими методическими центрами по созданию активной профилактической среды в регионах, оказывать многопрофильную помощь детям и семьям по оп­ределенным аспектам профилактики нар­комании несовершеннолетних. Не менее важной задачей является обучение волон­теров, желающих помогать специалистам в проведении профилактических мероприятий.

Определенное место в антинаркоти­ческом воспитании населения может за­нять и церковь. С христианской точки зрения потребление психоактивных ве­ществ – это дорога в ад, так как оно близко стоит к страшному греху – само­убийству; наркотическая зависимость, как и зависимость вообще, – это преж­де всего духовная проблема, хотя она имеет биологические, психологические и социальные причины и проявления [15].

Учреждения здравоохранения, занима­ясь заботой о здоровье, профилактикой заболеваний, могут осуществлять воздей­ствие на население, используя медико-психологические технологии, базирующи­еся на теоретических основах научной психологии, принятые Всемирной орга­низацией здравоохранения.

Учреждения образования, в том числе и дополнительного, непосредственно свя­заны с процессом формирования и разви­тия личности. Поэтому особое значение имеет взаимодействие и координация ра­боты учителя начальных классов, учите­ля-предметника, классного руководителя, психолога, валеолога, организатора вос­питательной работы, руководителя круж­ка, секции, клуба и других педагогов по профилактике потребления детьми пси­хоактивных веществ.

Очень важно начать профилактиче­скую работу как можно раньше. В до­школьном возрасте поведение ребенка подражательно: «...если хочешь быть как большой – соблюдай определенные пра­вила, потому что взрослые их соблюдают: кроме того, ведущей деятельностью школьников является сюжетно-ролевая игра. Эти особенности возраста позволя­ют вводить первые информационные филактические программы, направ­ленные на формирование негативного отношения к психоактивным веществам через сюжетно-ролевые игры и конструи­рование сказочных сюжетов. Такие про­граммы должны обеспечить ребенку до­статочно сильное переживание отрицательной установки по отношению к опре­деленным формам поведения (курение табака, алкоголизм, токсикомания, нарко­мания), сформировать устойчивые защит­ные свойства характера, обеспечивающие независимое поведение, воспитать по­требность в ведении здорового образа жизни.

Учреждения среднего профессиональ­ного образования, такие как лицеи, кол­леджи, техникумы или училища, зачастую сталкиваются с подростками группы риска, привносящими уже усвоенные отрицательные формы поведения из своей социальной среды в новый коллектив. Это означает, что педагоги вынуждены не контролировать и предупреждать развитие опасных тенденций наркоситуации, а отслеживать и искать решение многочисленных, уже во многом запущен­ных ее последствий.

Высшие учебные заведения, особенно педагогические, могут стать центрами не только подготовки высококлассных спе­циалистов по организации профилактики наркомании из числа как студентов, так и работающих учителей, но и ведущими научными центрами, аккумулирующими теоретические и практические находки в том направлении исследований.

Библиографический список

1. Гасанов, Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры греодоления (на материалах Азербайджанской Республики) / Э.Г. Гасанов. – М., 1997.

2. Козлов, В.В. Руководство по спасению нарко­мана, или Краткий курс выживания / В.В. Козлов. – М., 2002.

3. Боев, Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий / Б. Боев // Вест­ник высшей школы. – 2002. – № 3.

4. Иванец, Н.Н. Современное состояние проблемы наркоманий в России / Н.Н. Иванец, И.П. Анохина, Н.В. Стрелец // Вопросы наркологии. – 1997. – № 3.

5. Мирошниченко, Л.Д. Проблемы антинаркотической профи­лактики в подростковой среде / Л.Д. Мирошниченко, В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбако­ва // Педагогика. – 2000. – № 3.

6. Шилова, Л.С. Подростки и молодежь в Рос­сии – перспективные группы распространения социальных заболеваний // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики / под ред. Л.С. Шиловой, Л.В. Ясной. – М., 2000.

7. Шумилина, Т. Наркотики на «правитель­ственном часе» / Т. Шумилина // Правда России. – 2001. – № 42.

8. Латышев, Г.В. Смотри по жизни вперед: руководство по работе с подростками / Г.В. Латышев, М.В. Орлова, Д.Д. Речное, О.А. Ти­това. – СПб., 2000.

9. Журавлева, Л.А. Факторы и условия нарко­тизации молодежи / Л.А. Журавлева // Социологические иссле­дования. – 2000. – № 7.

10. Проблема распространения и профилакти­ки наркомании среди детей, подростков, моло­дежи в Российской Федерации // О мерах по предупреждению распространения в России наркомании среди детей и подростков: мате­р. к парламентским слушаниям. – М., Госду­ма, 21 мая 2001 г.

11. Ведищева, М.М. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению / М.М. Ведищева, Л.Н. Рыбакова, М.Г. Цетлин // Педа­гогика. – 1997. – № 1.

12. Кривцова, С. Подросток на пере­крестке эпох: проблемы и перспективы соци­ально-психологической адаптации подростка / С. Кривцова и др. – М., 1997.

13. Григорова, В. Подготовка организаторов детского движения / В. Григорова // Теория, история, методи­ка детского движения: информационный бюл­летень. Вып. IV. – М., 1998.

14. Концепция военно-патриотического воспи­тания молодежи // Внешкольник. – 1998. – № 10.

15. О наркомании. – М., 2000.

Педагогика. – № 4. – 2004.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7