Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Экологическое образование школьников и студентов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соавтор А.А. Саламатов

 

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества…». Это положение в полной мере относится и к экологическому образованию, «приобретающему в своем развитии все более выраженную функцию обновления «всего образования».

Возникает необходимость формирования новой системы непрерывной экологической подготовки учащейся молодежи, основополагающими принципами которой должны стать демократизм и всеобщность экологического образования, его гуманизация, связь экологического образования с потребностями практически-преобразовательной деятельности человека и общества, учет национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей; единство общего, профессионального и экологического образования.

Экологическое образование должно характеризоваться с точки зрения его содержания как сквозная содержательная линия, пронизывающая все общее образование. Этот процесс может вариативно выстраиваться на основе требований различных форм общего образования, реализовываться на основе учебных планов разных видов, допускающих различные модели: однопредметную, двупредметную, полипредметную и смешанную.



Однопредметная модель экологического образования интегрирует экологические знания, а также их методы в целостную систему – единый учебный курс – с целью создания комплексного средства формирования рациональных воззрений на взаимоотношения человека, общества и биосферы. Введение специальной учебной дисциплины было рекомендовано Всемирной хартией природы, в которой отмечено, что курс охраны окружающей среды должен стать составной частью общей системы образования. С этого времени в учебный план общеобразовательного учреждения стали вводить в качестве самостоятельного учебного предмета курсы «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование» и др. Однако реализация этой модели экологического образования проводилась в России в 1990-е годы, когда интегрированный, комплексный предмет включал в себя систему фундаментальных знаний по основам общей, социальной и прикладной экологии. В настоящее время соответствующий предмет исключен из федерального компонента школьного уровня образования. Эта модель наиболее предпочтительна в системе высшего образования, эффективна она и в общеобразовательной школе.

Двупредметная модель допускает изучение экологии в виде отдельных, самостоятельных, взаимосвязанных лишь на уровне межпредметных связей учебных курсов. Такая модель экологического образования широко использовалась в 70–80-х гг. XX века, когда в средних школах и средних специальных учебных заведениях шло становление экологического образования при отсутствии самостоятельных программ, учебников, специально подготовленных педагогических кадров. Удачным примером двупредметной модели было издание приложения к основным учебникам «Физика и экология» (Рыженков, 1989). В аспекте функционального структурирования непрерывного экологического образования эта модель может быть принята в старшем звене общеобразовательной школы, позволяя углубленно изучать конкретные вопросы экологии.

Полипредметная модель предполагает одновременную глубокую экологизацию всех главных аспектов основных учебных курсов в традиционной логике их построения. Экологизация в рамках данной модели понимается в трех аспектах: 1) как формирование единой и целостной, экологически обусловленной образовательной среды; 2) как раскрытие средствами конкретных учебных курсов базового понятия экологии «окружающая среда», во всем многообразии ее биосоциальных проявлений; 3) как нацеленность на формирование рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы, также реализуемая средствами конкретных учебных курсов. Данная модель экологического образования является наиболее целесообразной на начальном этапе образования.

Смешанная модель экологического образования заключается в комбинировании трех вышеперечисленных моделей именно в процессе непрерывного образования. Она предполагает предпочтительное использование на каждом из его уровней одной из трех представленных выше моделей. Она стала самой распространенной в российском образовании в 90-е годы как наиболее гибкая и хорошо адаптируемая к разным типам образовательных учреждений, как имеющая широкие возможности для использования разных методик и подходов. Именно смешанная модель признается наиболее перспективной для реализации целей непрерывного экологического образования.

Рассмотрим «технологию» непрерывного экологического образования и воспитания на примере экологического образования в основной общеобразовательной школе и в вузе.

По мнению ученых-психологов и педагогов, средний школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного и последовательного формирования экологических знаний, умений и навыков, так как в это время определяется направление дальнейшего развития экологического сознания.

Содержание экологического образования в основной общеобразовательной школе позволяет ученику осознанно подготовиться к реализации многочисленных социальных ролей, которые можно представить следующим образом:

– человек в экосистеме;

– человек в биосфере;

– человек в семье;

– человек в коллективе;

– человек в обществе, родной стране;

– человек на пути к устойчивому развитию общества и биосферы.

Глубинная экологизация общего образования осуществима в старшем звене общеобразовательной школы, где ученики, прошедшие предыдущие этапы экологического образования в начальной и основной общеобразовательной школе, способны к продуктивному усвоению основ экологии. Это усвоение может быть достигнуто через реализацию следующих содержательных линий:

– «История взаимоотношений человека, общества и природы»;

– «Социоэкосистемы и социальная экология»;

– «Сущность экологических проблем – локальных и глобальных»;

– «Культурно-исторические истоки экологического кризиса»;

– «Биосферная роль человека»;

– «Учение о ноосфере»;

– «Концепция устойчивого развития»;

– «Альтернативные пути развития системы «человек – общество – биосфера»;

– «Экологический манифест: культура и мораль новой цивилизации»;

– «Политическая экология»;

– «Экологическое право»;

– «Экологическая информатика»;

– «Инженерная экология»;

– «Малоотходные технологии и замкнутые технологические циклы»;

– «Экологическое образование».

При установлении преемственности между средней и старшей школой необходимо учитывать, что в старшем школьном возрасте у учащихся развивается творческое отношение к учебе, усиливается самостоятельность и ответственность, учебная деятельность при этом приобретает элементы исследовательского характера. Данный уровень экологического образования может быть реализован на основе смешанной его модели, которая предполагает интеграцию основных, специальных и факультативных учебных курсов.

Экологическое образование в высшей школе. Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, умеющих оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей и имеющих опыт природоохранного просвещения.

Изучение мирового и отечественного опыта показывает, что можно выделить несколько взаимосвязанных направлений экологического образования студентов вузов.

Первое направление связано с тем, что практически каждая дисциплина, изучаемая в высшей школе, дает возможности для изучения взаимодействия человека, общества и природы, поэтому возможно включение экологических вопросов в содержание традиционных учебных дисциплин. Органичное включение экологической проблематики способно повысить интерес к изучению предмета, поскольку связывает учебный материал со злободневными вопросами современности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы умело акцентировать внимание студентов на данном вопросе.

Экологизация не может быть ведущим направлением экологического образования в вузе. Экологическая подготовка должна быть дополнена изучением дисциплин экологического содержания. К настоящему времени уже накоплен определенный опыт преподавания в вузах экологических курсов базового уровня («Глобальная экология», «Социальная экология», «Экология человека», «Экология XXI века» и др.), однако их следует рассматривать только как пропедевтические, цель которых заключается в подготовке студентов к восприятию следующего блока экологических дисциплин. Это связано с тем, что в новых стандартах высшего образования в учебный план всех специальностей вводится курс «Экология» в пределах 20–30 часов, что является фактом признания роли экологических знаний в подготовке специалистов, однако разовый короткий курс вряд ли принесет ожидаемый эффект, даже если будет читаться преподавателем, имеющим экологическую подготовку.

Экологизация и спецкурсы экологического содержания относятся к формальному экологическому образованию, которое осуществляется в рамках дисциплин, входящих в расписание учебных занятий вузов. В рамках неформального экологического образования в первую очередь следует упомянуть возможность организации научно-исследовательской работы студентов. При этом экологические исследования не должны являться прерогативой естественно-научных факультетов, так как исторические, социологические, юридические, экономические, политологические аспекты экологии и экологического образования также представляют большой интерес для их исследования.

Для студентов педагогических вузов желательно участие в эколого-просветительской работе как в учебных заведениях (например, во время педагогической практики), так и среди населения. В школе эколого-просветительская работа может осуществляться в виде организации различных экологических кружков, проведения тематических вечеров и других форм неформального экологического образования школьников. В деле экологического просвещения населения важную роль играют выступления студентов в средствах массовой информации, чтение лекций, организация экологических акций, участие в тематических конференциях, фотовыставках, экскурсиях и др.

Таким образом, в свете реализации общей задачи, которую решает экологическое образование, изучаемый вид экологического образования поднимается до уровня значимости образования подрастающего поколения в целом, выступая в качестве эффективного средства содержательно-технологической интеграции экологического и других основных видов образования. Одновременно, будучи источником и средством формирования осознанных рационально-гуманистических взаимоотношений в целостной системе «человек – общество – биосфера», экологическое образование является синкретическим фактором обучения, воспитания и развития.

Очевидно, что отдельными изменениями в области образования не решить проблемы перехода цивилизации на траекторию устойчивого развития. Такой подход может привести лишь к незначительному повышению уровня образования, но это вряд ли выведет современное общество из экологического тупика. Важнейшим условием эффективной экологической подготовки подрастающего поколения является участие в этом процессе всех государственных и социальных институтов: семьи, общественных, политических и профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта, средств массовой информации, Вооруженных Сил и религиозных конфессий. Только совместные усилия всех социальных групп и слоев населения позволят образованию стать главным средством конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания.

Вестн. экол. образования в России. – 2003. – № 4 (30).

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7