Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение,



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Сто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, 0.00 из 5.00 0 оценок




Например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправ-

Ной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким

77

Путем теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпириче-

Ских исследований и направляет построение новых индуктивных обоб-

Щений. Изучая свойства и признаки явлений окружающей нас действи-

Тельности, мы не можем познать их сразу, целиком, во всем объеме,

А подходим к их изучению постепенно, раскрывая шаг за шагом все но-

Вые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, мы мо-

Жем обнаружить, что они совпадают со свойствами другого, уже хоро-

Шо изученного, предмета. Установив такое сходство и найдя, что число

Совпадающих признаков достаточно большое, можно сделать предпо-

Ложение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают. Ход

Рассуждения подобного рода составляет основы аналогии.

Аналогия – это такой прием познания, при котором на основе

Сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве

И в других признаках. Так, при изучении природы света были установ-

Лены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства

Ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы.

На основе этого сходства Х. Гюйгенс заключил, что и свет имеет волно-

Вую природу. Подобным же образом Луи де Бройль, предположив оп-

Ределенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к за-

Ключению о волновой природе частиц вещества.

Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко как

Перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносео-

Логическую основу моделирования.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем созда-

Ния и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с опре-

Деленных сторон, интересующих познание.

Модель всегда соответствует объекту – оригиналу – в тех своих

Свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от

Него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследо-

Вания интересующего нас объекта.

Использование моделирования диктуется необходимостью рас-

Крыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть

Путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким

Образом из чисто экономических соображений. Человек, например, не

Может непосредственно наблюдать процесс естественного образования

Алмазов, зарождения и развития жизни на Земле, целый ряд явлений

Микро- и мегамира. Поэтому приходится прибегать к искусственному

Воспроизведению подобных явлений в форме, удобной для наблюдения

И изучения. В ряде же случаев бывает гораздо выгоднее и экономичнее

Вместо непосредственного экспериментирования с объектом построить

И изучить его модель.

78

Модели, применяемые в обыденном и научном познании, можно

Разделить на два больших класса: материальные и идеальные. Первые

Являются природными объектами, подчиняющимися в своем функцио-

Нировании естественным законам. Вторые представляют собой идеаль-

Ные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме

И функционирующие по законам логики, отражающей мир.

На современном этапе научно-технического прогресса большое

Распространение в науке и в различных областях практики получило

Компьютерное моделирование. Компьютер, работающий по специаль-

Ной программе, способен моделировать самые различные реальные

Процессы (например, колебания рыночных цен, рост народонаселения,

Взлет и выход на орбиту искусственного спутника Земли, химическую

Реакцию и т. д.). Исследование каждого такого процесса осуществляется

Посредством соответствующей компьютерной модели.

79

Тема 6

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЗНАНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научные методы эмпирического исследования

Обработка и систематизация знаний эмпирического уровня

Научного исследования

Научные методы эмпирического исследования

К эмпирическому уровню научного познания относят все те мето-

Ды, приемы, способы познавательной деятельности, а также формули-

рования и закрепления знаний, которые являются содержанием практи-

Ки или непосредственным результатом её. Как справедливо считает

Л. А. Микешина, гносеологически __________их можно разделить на две подгруп-

Пы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы

Обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а так-

Же на соответствующие им формы этого знания. Это может быть пред-

ставлено с помощью таблиц [58; с. 279–296].

Таблица 1

Методы вычленения и исследования

Эмпирического объекта Формы знания

Наблюдение

Научный факт

(фактуальное знание)

Измерение

Эксперимент

Модельный эксперимент

При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в таблице

Они расположены по степени нарастания активности исследователя. Ра-

Зумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов,

Но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, ши-

Роко представленные во всех науках.



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Сто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)