Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ется структурность материальных объектов, способность их элементов



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Ется структурность материальных объектов, способность их элементов 0.00 из 5.00 0 оценок




К перегруппировке, объединению и разъединению.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми

Приемами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого

Мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными

Приемами, характерными для всех его уровней и форм.

Еще один общелогический прием познания – абстрагирование.

Абстрагирование – это особый прием мышления, который заключается

В отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно-

Временным выделением интересующих нас свойств и отношений. Ре-

Зультатом абстрагирующей деятельности мышления является образова-

Ние различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взя-

Тые понятия и категории, так и их системы.

Предметы объективной действительности обладают бесконечны-

Ми множествами различных свойств, связей и отношений. Одни из этих

Свойств сходны между собой и обусловливают друг друга, другие же

Отличны и относительно самостоятельны. Например, свойство пяти

Пальцев человеческой руки взаимно однозначно соответствовать пяти

Деревьям, пяти камням, пяти овцам оказывается независимым от разме-

Ра предметов, их окраски, принадлежности к живым или неорганиче-

Ским телам и т. д. В процессе познания и практики устанавливают пре-

Жде всего эту относительную самостоятельность отдельных свойств

И выделяют те из них, связь между которыми важна для понимания

Предмета и раскрытия его сущности.

Процесс такого выделения предполагает, что эти свойства и от-

Ношения должны быть обозначены особыми замещающими знаками,

Благодаря которым они закрепляются в сознании в качестве абстракций.

Например, указанное свойство пяти пальцев взаимно однозначно соот-

Ветствовать пяти другим предметам и закрепляется особым знаковым

Выражением – словом «пять» или цифрой, которые и будут выражать

Абстракцию соответствующего числа.

Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношение ряда

Объектов, то тем самым создается основа для их объединения в единый

Класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объек-

Тов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает

Как общий. Обобщение – это такой прием мышления, в результате ко-

Торого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Операция обобщения осуществляется как переход от частного или

Менее общего понятия и суждения к более общему понятию или сужде-

Нию. Например, такие понятия, как «клен», «липа», «береза» и так да-

Лее, являются первичными обобщениями, от которых можно перейти

76

К более общему понятию – «лиственное дерево». Расширяя класс пред-

Метов и выделяя общие свойства этого класса, можно постоянно доби-

Ваться построения все более широких понятий, в частности, в данном

Случае можно прийти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «жи-

Вой организм».

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже

Имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от из-

Вестного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об от-

Дельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо,

Наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных

Явлениях. Подобный переход осуществляется с помощью таких логиче-

Ских операций, как индукция и дедукция.

Индукцией называется такой метод исследования и способ рас-

Суждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих

посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение,

В ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты,

Анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда

явлений, входящих в определенный класс. На __________этой основе строится ин-

дуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают су-

Ждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяюще-

Гося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и яв-

Ления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак при-

Писывается всему классу. Так, например, изучая свойства воды, спир-

Тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством уп-

Ругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу

Жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным хо-

Дом движения мысли. В дедукции, опираясь на общее знание, делают

Вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно яв-

Ляется общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного

Рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем

Нашего знания. Например, если мы знаем, что все металлы электропро-

Водны, и если установлено, что медь относится к группе металлов, то из

этих двух посылок с необходимостью следует заключение о том, что

Медь электропроводна.

Но особенно большое познавательное значение дедукции прояв-

Ляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не про-



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Ется структурность материальных объектов, способность их элементов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ется структурность материальных объектов, способность их элементов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)