Ется структурность материальных объектов, способность их элементов
К перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми Приемами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого Мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными Приемами, характерными для всех его уровней и форм. Еще один общелогический прием познания – абстрагирование. Абстрагирование – это особый прием мышления, который заключается В отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно- Временным выделением интересующих нас свойств и отношений. Ре- Зультатом абстрагирующей деятельности мышления является образова- Ние различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взя- Тые понятия и категории, так и их системы. Предметы объективной действительности обладают бесконечны- Ми множествами различных свойств, связей и отношений. Одни из этих Свойств сходны между собой и обусловливают друг друга, другие же Отличны и относительно самостоятельны. Например, свойство пяти Пальцев человеческой руки взаимно однозначно соответствовать пяти Деревьям, пяти камням, пяти овцам оказывается независимым от разме- Ра предметов, их окраски, принадлежности к живым или неорганиче- Ским телам и т. д. В процессе познания и практики устанавливают пре- Жде всего эту относительную самостоятельность отдельных свойств И выделяют те из них, связь между которыми важна для понимания Предмета и раскрытия его сущности. Процесс такого выделения предполагает, что эти свойства и от- Ношения должны быть обозначены особыми замещающими знаками, Благодаря которым они закрепляются в сознании в качестве абстракций. Например, указанное свойство пяти пальцев взаимно однозначно соот- Ветствовать пяти другим предметам и закрепляется особым знаковым Выражением – словом «пять» или цифрой, которые и будут выражать Абстракцию соответствующего числа. Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношение ряда Объектов, то тем самым создается основа для их объединения в единый Класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объек- Тов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает Как общий. Обобщение – это такой прием мышления, в результате ко- Торого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или Менее общего понятия и суждения к более общему понятию или сужде- Нию. Например, такие понятия, как «клен», «липа», «береза» и так да- Лее, являются первичными обобщениями, от которых можно перейти 76 К более общему понятию – «лиственное дерево». Расширяя класс пред- Метов и выделяя общие свойства этого класса, можно постоянно доби- Ваться построения все более широких понятий, в частности, в данном Случае можно прийти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «жи- Вой организм». В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже Имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от из- Вестного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об от- Дельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, Наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных Явлениях. Подобный переход осуществляется с помощью таких логиче- Ских операций, как индукция и дедукция. Индукцией называется такой метод исследования и способ рас- Суждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, В ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, Анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс. На __________этой основе строится ин- дуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают су- Ждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяюще- Гося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и яв- Ления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак при- Писывается всему классу. Так, например, изучая свойства воды, спир- Тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством уп- Ругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу Жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги. Дедукция отличается от индукции прямо противоположным хо- Дом движения мысли. В дедукции, опираясь на общее знание, делают Вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно яв- Ляется общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного Рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем Нашего знания. Например, если мы знаем, что все металлы электропро- Водны, и если установлено, что медь относится к группе металлов, то из этих двух посылок с необходимостью следует заключение о том, что Медь электропроводна. Но особенно большое познавательное значение дедукции прояв- Ляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не про-
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |