Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Наблюдение является первичным и элементарным познаватель-




Ным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Как науч-

Ное наблюдение оно состоит в целенаправленном, организованном, сис-

Тематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Осо-

бенности научного наблюдения:

· опирается на развитую теорию или отдельные теоретические

положения;

· служит решению определенной теоретической задачи, поста-

Новке новых проблем, выдвижению новых или проверке существую-

щих гипотез;

80

· имеет обоснованный планомерный и организованный характер;

· является систематичным, исключающим ошибки случайного

происхождения;

· использует специальные средства наблюдения – микроскопы,

Телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым об-

Ласть и возможности наблюдения.

Одно из важных условий научного наблюдения состоит в том, что

Собранные данные не носят только личный, субъективный характер, но

При тех же условиях могут быть получены другим исследователем. Все

Это говорит о необходимой точности и тщательности применения этого,

Казалось бы, несложного метода, где роль конкретного ученого особен-



Но значима. Это общеизвестно и само собой разумеется.

Однако в науке известны случаи, когда открытия совершались

Благодаря неточностям и даже ошибкам в результатах наблюдения. Так,

Многие годы датский астроном ХVI в. Тихо де Браге следил за передви-

жением планет, особенно за Марсом. На основе этих данных его ученик

И. Кеплер сформулировал важнейшие законы, в том числе – закон об

эллиптической форме планетных орбит. «Однако позднее выяснилось,

Что наблюдения де Браге не точны настолько, что, знай Кеплер всю

Правду, добытую последующей работой, все возмущения, по тем време-

Нам от науки еще сокрытые, он не смог бы выявить путь Марса в его,

так сказать, «чистой» форме, т. е. вывести закон. <...> Неточности, до-

Пущенные Т. де Браге (и обусловленные уровнем наблюдательной тех-

Ники его времени), как бы провели те упрощения, которые следовало

Провести И. Кеплеру, вообще любому, взявшемуся за этот предмет. Сии

Упрощения и позволили за сложными и громоздкими формулами вы-

числения орбиты усмотреть истинный путь перемещения планеты, от-

казавшись от общепринятого тогда мнения, что планеты движутся по

Окружностям, – мнения, искажающего их законный бег. Неточность

Сыграла роль своего рода решета, которое, просеяв частности, спасло

Общее, помогло пройти через подробности и поймать существо дела»

[88; с. 102].

Разумеется, за этим стоит не столько проблема точности наблю-

Дения (все-таки точность остается одним из главных требований к ис-

Следователю), сколько характер интерпретации данных наблюдения

И роль теории как базы интерпретации. Именно теория или принятая

Гипотеза позволяет проводить целенаправленное наблюдение и обнару-

Живать то, что без теоретических ориентиров остается незамеченным.

Однако следует помнить, что исследователь, «вооруженный» теорией

Или гипотезой, будет достаточно тенденциозным, что, с одной стороны,

Делает поиск более эффективным, но с другой – может отсеять все про-

Тиворечивые явления, не укладывающиеся в данную гипотезу. В исто-

81

Рии методологии данное обстоятельство породило эмпирический под-

Ход, в котором исследователь стремился полностью освободиться от ка-

Кой-либо гипотезы (теории), с тем чтобы гарантировать чистоту наблю-

Дения и опыта.

Так, в начале ХХ в. известные социологи Ф. Знанецкий и У. Томас

В работе «Польские крестьяне в Европе и Америке», принимаясь за изу-

Чение положения польских крестьян-эмигрантов в СIIIА, явно сформу-

лировали принцип «нуль-гипотезы», но, по существу, исходили __________из но-

Вых методологических идей в социологии, разрабатываемых Знанецким.

Уже в середине этого же века известный шведский экономист и социо-

Лог Г. Мюрдаль в исследовании «Американская дилемма», посвящен-

Ном положению афроамериканцев в США, не только уделяет особое

Внимание концепции, лежащей в основе работы, но и в особом прило-

Жении описывает роль ценностных предпосылок, в частности различ-

Ных мнений и предрассудков, в социальных исследованиях. Он считал,

Что не существует другого способа их «нейтрализации», как «повер-

Нуться лицом к оценкам» и ввести их как явно установленные ценност-

Ные предпосылки. Ученый предложил систему требований, обеспечи-

Вающих выявление ценностных посылок, и реализация этих требований

Приводит к тому, что «анализ социальных проблем в теоретических

Терминах освобождается от произвольности и защищен от бессозна-

Тельного эффекта предрассудков» и оценок.

В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преоб-

Разование предмета изучения. Объект остается недоступным целена-

Правленному изменению и изучению или сознательно ограждается от

Возможных воздействий с целью сохранения его – естественного со-

Стояния, и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдение,

Особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на

Предположение о необходимой и закономерной связи, однако само по

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7