Себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства
Такой связи. Привлечение приборов и инструментов неограниченно Расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых Других недостатков. В наблюдении сохраняется зависимость наблюда- Теля от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оста- Ваясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуще- Ствлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в на- Блюдении носит относительный характер. Вместе с тем следует напом- Нить, что в процессе подготовки наблюдения и в ходе его осуществле- Ния ученый, как правило, прибегает к организационным и практическим Операциям с объектом, что сближает наблюдение с экспериментом. Очевидно и другое – наблюдение представляет собой необходимую со- Ставляющую всякого эксперимента, и тогда его задачи и функции опре- Деляются в этом контексте. 82 Активность наблюдения может быть существенно повышена при Помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение отно- Сится к количественным методам, онтологической основой которых яв- ляются количественные отношения, выраженные числом и величиной, – Это установление числового соотношения между свойствами объектов. Оно представляет собой деятельность, основанную на создании и ис- Пользовании измерительной техники, материальных орудий в качестве Средств измерения, включающую определенные физические процессы И базирующуюся на тех или иных теоретических предпосылках. Следу- Ет отметить, что приборы и измерительная техника, в свою очередь, Созданы на основе тех или иных эмпирических и теоретических кон- Цепций. Это позволяет снять издержки и субъективные моменты, при- Сутствующие в обычном чувственном созерцании, существенно повы- Сить точность результатов. Приемы получения количественной информации представлены, Как известно, двумя видами операций – счетом и измерением в соответ- Ствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции Счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных Элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между Элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, С помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно Существующие количественные отношения. Следует осознавать, как это показал известный отечественный ме- Тодолог В. А. Штофф, что числовые формы и знаки выполняют как В научном, так и обыденном знании самые различные «функции, из ко- Торых не все связаны с измерением: 1) быть средствами наименования, Своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метка- Ми; 2) быть орудием счета; 3) выступать в качестве знака для обозначе- Ния определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого Свойства; 4) быть средством установления равенства интервалов или Разностей; 5) быть знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин. <...> Рассмат- Ривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, мы Должны различать эти функции, которые попеременно выполняются то Особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве Смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки Зрения очевидно, что «шкалы наименований», примерами которых яв- Ляется нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоин- Спекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни Измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые фор- мы выполняют функцию наименования, а не счета [105; с. 97–98]. 83 Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных И гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора количест- Венной информации о многих социальных, социально-психологических Явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, Инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы Выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только В силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства «вненаучных» Ценностных факторов – предрассудков обыденного сознания, религиоз- Ного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др.. Известно, что многие так называемые оценки, например знаний уча- Щихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого Высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпора- Тивности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри. По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измере- Нием в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет Наука об измерениях – метрология, сравнение путем физической (тех- Нической) процедуры данной величины с тем или иным значением при- Нятого эталона – единицы измерения и получение точного количествен- Ного результата. И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый Метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |