Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства




Такой связи. Привлечение приборов и инструментов неограниченно

Расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых

Других недостатков. В наблюдении сохраняется зависимость наблюда-

Теля от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оста-

Ваясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуще-

Ствлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в на-

Блюдении носит относительный характер. Вместе с тем следует напом-

Нить, что в процессе подготовки наблюдения и в ходе его осуществле-

Ния ученый, как правило, прибегает к организационным и практическим

Операциям с объектом, что сближает наблюдение с экспериментом.

Очевидно и другое – наблюдение представляет собой необходимую со-

Ставляющую всякого эксперимента, и тогда его задачи и функции опре-

Деляются в этом контексте.

82

Активность наблюдения может быть существенно повышена при

Помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение отно-

Сится к количественным методам, онтологической основой которых яв-



ляются количественные отношения, выраженные числом и величиной, –

Это установление числового соотношения между свойствами объектов.

Оно представляет собой деятельность, основанную на создании и ис-

Пользовании измерительной техники, материальных орудий в качестве

Средств измерения, включающую определенные физические процессы

И базирующуюся на тех или иных теоретических предпосылках. Следу-

Ет отметить, что приборы и измерительная техника, в свою очередь,

Созданы на основе тех или иных эмпирических и теоретических кон-

Цепций. Это позволяет снять издержки и субъективные моменты, при-

Сутствующие в обычном чувственном созерцании, существенно повы-

Сить точность результатов.

Приемы получения количественной информации представлены,

Как известно, двумя видами операций – счетом и измерением в соответ-

Ствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным.

Как метод получения точной количественной информации в операции

Счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных

Элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между

Элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками,

С помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно

Существующие количественные отношения.

Следует осознавать, как это показал известный отечественный ме-

Тодолог В. А. Штофф, что числовые формы и знаки выполняют как

В научном, так и обыденном знании самые различные «функции, из ко-

Торых не все связаны с измерением: 1) быть средствами наименования,

Своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метка-

Ми; 2) быть орудием счета; 3) выступать в качестве знака для обозначе-

Ния определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого

Свойства; 4) быть средством установления равенства интервалов или

Разностей; 5) быть знаками, выражающими количественные отношения

между качествами, т. е. средствами выражения величин. <...> Рассмат-

Ривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, мы

Должны различать эти функции, которые попеременно выполняются то

Особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве

Смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки

Зрения очевидно, что «шкалы наименований», примерами которых яв-

Ляется нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоин-

Спекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни

Измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые фор-

мы выполняют функцию наименования, а не счета [105; с. 97–98].

83

Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных

И гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора количест-

Венной информации о многих социальных, социально-психологических

Явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные,

Инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы

Выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только

В силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства «вненаучных»

Ценностных факторов – предрассудков обыденного сознания, религиоз-

Ного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др..

Известно, что многие так называемые оценки, например знаний уча-

Щихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого

Высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпора-

Тивности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри.

По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измере-

Нием в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет

Наука об измерениях – метрология, сравнение путем физической (тех-

Нической) процедуры данной величины с тем или иным значением при-

Нятого эталона – единицы измерения и получение точного количествен-

Ного результата.

И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый

Метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7