Историческое развитие организационной науки
Выбор наилучшей формы организационной деятельности и связанные с этим организационные проблемы волновали людей на протяжении всей истории существования человечества. Организационная наука начала зарождаться в глубокой древности в виде организации управленческой деятельности. Первые советы по управлению ученые обнаружили в хозяйственных и административных клинописных текстах древних шумеров, живших в период с 29-28 вв. по 3-1 вв. до новой эры в Южном Двуречье. Дошедшие до нас письменные источники Шумера, отражают социально-экономическое положение в междуречье по меньшей мере за 3000 лет до н.э. Советы по управлению можно найти в трудах ученых древнего Египта. Например, Поучение Птаххотепа (2000-1500 лет до н.э.) содержит советы о необходимости внимательно выслушивать подчиненных и вникать в их проблемы. Кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н.э.) в древнем Вавилоне содержит свод законов об управлении государством, среди которых – использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности. Древнегреческий ученый Ксенофонт, родившийся около 430 г. до н.э., дал в своих трудах характеристику «образцового хозяйства» и «образцового гражданина», «идеального правителя « и «идеального государства». Он изложил программу преобразования тирании «в правильную государственную форму с сильной личной властью». В его труде «О доходах» предпринимается попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Целесообразность специализации трудовых процессов отразил в своих трактатах известный философ древней Греции Платон (примерно 400 лет до н.э.). В тот же период времени Сократ сформулировал принципы распределения функциональных обязанностей между исполнителями, подчеркивая необходимость контроля за исполнением указаний. В древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) ввел описание работ, планирование и отчетность. Значительный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469-1527 гг). Его рекомендации (в современной интерпретации) сводятся к следующим принципам: • обоснованный подбор кадров; • мотивация персонала; • стремление к достижению общей цели; • высокий профессионализм руководителя.
Широко известен труд узбекского государственного деятеля и поэта Алишера Навои. В 1500 году он издал философско-дидактическое сочинение о наилучшем устройстве человеческого общества. Толчком к активному развитию управленческой мысли послужила промышленная революция, начавшаяся в Европе с середины 18 века. Она вызвала бурный рост промышленности, который привел к повсеместному использованию методов контроля качества и специализации производственных рабочих. Тогда же начала зарождаться организационная наука, известная нам теперь как теория организации. Поначалу она основывалась на практических навыках построения и функционирования организации. В дальнейшем ученые стали не только обобщать сложившуюся практику, но и пытаться предлагать ей свои теоретические конструкции. Тем не менее, наука об организации долгое время носила сугубо прикладной характер и не имела общеметодологической основы. Развитие североамериканской науки в этой области шло иначе. Американская теория организации и управления уже в прошлом веке отличалась сугубо эмпирической ориентацией, основанной на анализе выполнения разных работ. Подтверждение этому можно найти в вышедшей в США в 1832 году книге Ч. Вабаджа «Об экономике машинного производства». В процессе экономического развития общества сложилось множество направлений организационной мысли, вокруг которых сгруппировались различные школы исследователей. Ф. Тейлором и его последователями были проанализированы важнейшие для того времени организационные аспекты управления. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого лежит работа, выполняемая в низовом звене организации. К середине 20 века наука превратилась в непосредственную производительную силу, изменившую весь облик общественного производства, характер и содержание труда, структуру производительных сил и структуру общества. Это привело к ускоренному росту производительности труда, оказывало воздействие на все стороны жизни общества и способствовало научно-техническому прогрессу. Были созданы предпосылки для возникновения единой системы, объединяющей все сферы человеческой деятельности: теоретические познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рационализации практической деятельности в процессе производства (управление). К известным ученым, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории организации, относятся Г. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. К. Рейли, Л. Урвик, М. Вебер. В начале 20 века они предприняли попытку проанализировать организацию в целом. В конечном итоге во многом благодаря их исследованиям выделились основные концепции этой науки, обусловленные различными моделями организаций. Кратко охарактеризуем некоторые из них: Организация как трудовой процесс. Основой такой организации является блок «человек – труд». В такой модели трудовая деятельность принципиально отличается от управления, которое является функциональной обязанностью другого должностного лица. Организация – это машина. В концепции, предложенной, в частности, Г. Файолем, Л. Урвиком, организация рассматривается как обезличенный механизм, построенный на основе формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Организация в этом смысле не более чем инструмент для решения поставленных задач. Человек в ней перестает быть личностью. Он лишь один из «винтиков», выполняющих определенную функцию. Организация – община. Концепция создания организации по типу общины была теоретически и экспериментально обоснована Э. Мейо и Ф. Фотлисбергером. Отношения в такой организации строятся на основе взаимной привязанности и общих интересов по весьма распространенной схеме: «человек – группа» или «человек – человек». Главным регулятором при этом являются принятые в коллективе социально-психологические нормы поведения. Бюрократическая организация. Немецкий социолог, историк, экономист и юрист Макс Вебер в начале 20 века разработал теорию социальной структуры, в соответствии с которой в обществе, наряду с классами, выделялись статусные группы, обладающие социальным престижем и особым стилем жизни, и группы власти, к которым он причислял в первую очередь политические партии. По Веберу статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. Концепция, предложенная М. Вебером в рамках разработанной им теории бюрократии, авторитета и власти, предполагает создание такой организации, в которой обеспечивается полная рационализация поведения человека с целью преодоления иррациональности в его поступках и в отношениях с окружающими. Теоретически обязанности в организации, созданной на основе рациональной схемы, распределяются между специалистами по степени их компетентности с соблюдением четкой субординации. Социотехническая организация. Концепция создания подобных организаций была сформирована на базе исследований, проведенных в 50-е годы на угольных шахтах в Уэльсе и на текстильных фабриках в Ахмедабе. В основе социотехнической организации лежит «теория Гласиер» - универсальная теория, предусматривающая выявление связей между внутригрупповыми зависимостями и технологией производства. Теория появилась в результате выполнения долгосрочного исследовательского проекта, который был предпринят в 1948 г. Гласиеровской металлической компанией (Лондон). Проект выполнялся совместно с исследовательской группой Тавистокского института. Рабочая программа, принципиальные результаты и выводы исследований отражены в различных книгах и монографиях, написанных главным образом, У. Брауном и Э. Джеквесом. Интернационистская модель. Организация, согласно Ч. Бернарду, Г. Саймену, Дж. Марчу, рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками, которые зачастую вносят в организацию собственные ценности. При этом цели организации, а также ее структура зависят как от формальных, так и от неформальных отношений. Процесс управления подобной организацией весьма сложен, поскольку он связан с большим количеством неопределенностей. Естественная организация. В основе лежит концепция, идущая от Т. Парсона, Р. Мертона, А. Этциони и других исследователей. Функционирование организации рассматривается ими как объективный самосовершающийся процесс, обеспечивающий самонастройку системы при внешних и внутренних возмущающих воздействиях. Теоретически такая система не нуждается в управлении, а на практике подобная модель содержит слишком большое количество неопределенностей. При таком подходе трудно рассматривать организацию с позиций управления, что может привести в конечном итоге к непредвиденным ситуациям. Модель организационного потенциала. В основе лежат идеи, выдвинутые в начале 70-х годов в США профессором И. Ансоффом, который считает, что идея матрицы – одна из основных в современной науке о формировании организационных структур. Промышленная организация рассматривается им как некая система, осуществляющая взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней средой. Исходя из этого, выделяются два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур: статический и динамический. Особый акцент И. Ансофф делает на научном подходе к управлению и управляющих способностях организации, к которым, по его мнению, относятся следующие категории: цели и задачи, организационные ценности и нормы, управленческие навыки, внутрисистемные отношения, мотивация, контроль, технологии, планирование, делегирование полномочий, использование новейших технических устройств В начале 90-х годов американский ученый Д. Норт, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал серию работ, имеющих непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирования организаций. В своих работах Норт пытается дать ответ на жизненно важный вопрос о том, почему некоторые страны богаты, а другие – бедны, связывая воедино экономические изменения, техническое развитие и институциональные условия. «Институты» (по Норту) - это разработанные людьми формальные и неформальные ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. В книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт делает следующие выводы: 1. Законы могут быть изменены практически мгновенно, а неформальные нормы, которые создают легитимную основу для действия законов, меняются постепенно. Резкое изменение законов часто дает результаты, не имеющие ничего общего с ожиданиями. Страны, которые принимают законы, созданные по образу и подобию других государств, с другими экономическими условиями, традициями, неформальными нормами, приобретают совсем не то направление развития, которое свойственно государствам, откуда эти законы были заимствованы. 2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. 3. Эффективные политико-экономические системы формируют гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены. Формирование этих систем является результатом длительного процесса. Создание эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом случае специальных исследований и разработок. Эти рекомендации весьма актуальны для современного состояния российской экономики.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |