Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пояснительная записка.



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курс «Практическая психология в начальной школе» предназначен для учеников 1-3 классов. На него отводится 34 часа в году из расчета 1 час в неделю. Предполагается ведение этого курса учителями начальных классов, которые проходят подготовку в условиях специально организованных психолого-педагогических семинаров.

Основная цель курса «Практическая психология в начальной школе» связана с целенаправленным формированием у учеников младших классов тех психических образований, которые обеспечивают им успешность в учебной деятельности. Речь идет о новообразованиях, которые традиционно выделяются в младшем школьном возрасте: произвольность, внутренний план действий и рефлексия. В настоящем курсе предполагается совершенствование таких психических функций, как восприятие, память, внимание, мышление и речь. Выбор их не случаен. Связано это с тем, что они выступают необходимым условием успешности решения различного рода учебных задач. В тоже время низкая работоспособность ребенка, недостаточно развитая моторика руки, плохая координация движений, могут выступать в некоторых случаях основным препятствием к высокому учебному результату. В данной ситуации учитель начальных классов включает в ход урока упражнения, которые специально направлены на развитие элементов психомоторики.

Основная форма занятий – игра, с элементами тренинга. Такая форма проведения урока обеспечит не только целенаправленное формирование умений и навыков, связанных с совершенствованием психических функций, но и позволит детям активно включиться в познавательный процесс.

Каждый урок – практикум содержит как постоянный компонент:

1. Развитие наблюдательности,

2. Развитие речи,

3. Развитие рефлексии (самооценки).

Остальные компоненты могут выбираться произвольно, иметь подвижный характер, в зависимости от специфики каждого конкретного класса. На основе наблюдений учителя в ходе учебно-воспитательного процесса, а также специальной психологической диагностики, с помощью которой, он делает выводы об особенностях психического развития учеников, составляется программа работы на полугодие. Например, в случае недостаточного развития восприятия (когда дети плохо дифференцируют звуки), учитель подбирает упражнения для подвижного блока в связи с этой особенностью класса. Таким образом, максимально мобильно обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка.

Примерное тематическое планирование уроков-практикумов в начальной школе (подвижный блок).

Подбор упражнений и заданий для подвижного блока, который производится в связи со спецификой развития данного класса осуществляется по трем направлениям:

1. Психофизическое развитие младшего школьника;

2. Интеллектуальное развитие;

3. Личностное развитие.

Упражнения по психофизическому направлению связаны с развитием моторики руки, качественных характеристик движений (точность, координация, ловкость, скорость и др.), работоспособности, произвольности действий.

Интеллектуальное развитие предполагает совершенствование таких образований как внимание, память, восприятие, мышление, воображение.

Упражнения по личностному направлению связаны с совершенствованием эмоционально-волевой сферы ребенка, формированием элементов направленности личности, коммуникативной культуры.

Примерное тематическое планирование подвижного блока для уроков-практикумов.

Тема 1. Кто Я такой? (4 часа).

Включает в себя работу над портретом, осознание младшего школьника в потоке времени, оценку своих желаний, интересов.

Тема 2. Я и ты (4 часа).

Включает работу над портретом своего друга, осознание того, что другой человек такой же как ты.

Тема 3. Я и мы (10 часов).

Включает работу над развитием навыков культурного поведения, выдержки, умения управлять собой.

Тема 4. Развитие восприятия (4 часа).

Включает серию тренировочных заданий по целенаправленному формированию действия восприятия. Выделять фигуру и фон, часть и целое в восприятии, дифференцировать зрительные и слуховые образы.

Тема 5. Развитие мышления (4 часа).

Включает работу над развитием видов мышления, мыслительными операциями, развитием качеств ума (гибкости, оригинальности, смекалки, догадки и др.)

Тема 6. Развитие внимания (4 часа).

Целенаправленная работа над развитием свойств внимания (объем, переключение, устойчивость, концентрация, распределение).

Тема 7. Развитие памяти (4 часа).

Включает работу над развитием приемов запоминания, видов памяти.

К концу обучения в начальной школе у учеников должны быть сформированы новообразования, которые обеспечат им успешное обучение в средней школе. То есть младшие школьники умеют управлять своими действиями, поведением, поступками, все познавательные процессы перешли на произвольную основу, сформирован внутренний план действий, уровень рефлексии позволяет адекватно оценивать и контролировать себя и окружающих.

Литература:

1. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: Класс, 1996.

2. Винокурова Н. Подумаем вместе (Развивающие задачи. Упражнения. Задания. – М.: РОСТ, 1998 г.

3. Гатанова Н., Тунина Е. Развиваю внимание. – СПб.: Питер, 2000.

4. Крэри Э. Не разбрасывай носки!. – М.: Айрис Пресс, 1999.

5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей начальной школы. – М., 1998.

6. Матюшин И.Ю., Бонде И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка». – М., 1994.

7. Сарган Г.Н. Тренинг самостоятельности детей. – М., 1998.

8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у дете». – Ярославль: «Академия развития», 1996.

9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль: «Гринго», 1995.



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пояснительная записка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)