Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа «Основы этикета и культуры общения»



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Программа «Основы этикета и культуры общения» 0.00 из 5.00 0 оценок




Пояснительная записка

Появление предмета «Основы этикета» продиктовано потребностью повысить общую культуру школьников, будущих молодых людей общества.

Хорошие манеры, такт, умение вести себя в любой ситуации помогают формировать гармоничную личность.

Кроме того, пробелы семейного воспитания, социальные проблемы усиливают актуальность повышения общей культуры детей.

Эпизодическими занятиями о правилах хорошего тона практически невозможно достичь желаемого результата.

«Знай, умей, привыкай» – такой девиз курса «Основы этикета».

Программа курса рассчитана на 3 года.

1 курс – 5 класс.

Учащиеся отрабатывают правила хорошего тона в школе, общественных местах, учатся решать осознанно нравственные и этические затраты.

2 курс – 7 (8) класс.

Углубленное изучение этикетных норм поведения в различных ситуациях. Умение решать несложные житейские проблемы.

3 курс – 10 (11) класс.

Этикет делового человека

 

Содержание программы «Основы этикета» раскрывается в темах:

Культура общения

Культура поведения в быту и школе

Культура речи

Столовый этикет

Культура деятельности.

Задачи курса «Основы этикета:

Формирование этикетных норм поведения и культуры общения.

Знакомство с современным столовым этикетом и отработка отдельных навыков.

Знакомство с основами этикета современного делового человека.

Эти задачи решаются при помощи проведения ситуативных игр, тренингов, моделирования разных проблемных обстоятельств, других практических занятий.

 

 

Й класс

Тема 1. Культура поведения в школе (5 часов).

Внешний вид. Предметы личной гигиены (носовой платок, расческа).

«Сложные места» в школе – раздевалка, лестничный марш.

Культура поведения на перемене, в классе, библиотеке.

Тема 2. Дверь и этикет (2 часа).

Обращение с дверью (на пружине, двойной, крутящейся).

Движение через дверь: в парах, поодиночке, других ситуациях.

Тема 3. Приветствие (1 час).

Зачем люди здороваются? Способы и варианты приветствий. Интонации.

Тема 4. Просьба, благодарность (1 час).

Слова, сопровождающие просьбу. Ситуация благодарения в ролевых играх. Ответ на благодарность.

Тема 5. Вежливый отказ (1 час).

Осуждение ситуаций, если нет возможности выполнить просьбу. Проигрывание таких ситуаций.

Тема 6. Извинение (1 час).

Прощенное воскресенье. Проигрывание ситуаций, связанных с извинением. Интонация, жесты. Привлечение внимания.

Тема 7. Поведение в транспорте (3 часа).

На платформе. В электричке. В троллейбусе автобусе. Метро. Обсуждение и проигрывание возможных этикетных ситуаций.

Тема 8. Телефонный разговор (2 часа).

Инсценировка и обсуждение стихотворения К.Чуковского «Телефон» на светский манер. Манера здороваться, представляться. Приглашение абонента. Лаконизм телефонного разговора. Игра-тренинг «Алло...».

Тема 9. Идем в гости, принимаем гостей (5 часов).

Этикетные нормы приглашения гостей. Прием приглашения. Выбор подарка. Как дарить и принимать подарки. Встреча гостей. Если гость сломал игрушку. Развлечение гостей. Уходя, благодарим.

Тема 10. Загляните в мамины глаза (1 час).

Подарки, внимание, цветы не только 8-го марта.

Тема 11. Столовый этикет (6 часов).

Столовое белье. Умение пользоваться столовыми и бумажными салфетками. История фарфора. Основные столовые приборы. Столовая посуда. Сервировка стола. Как пользоваться приборами. Практические занятия. Культура поведения за столом.

Тема 12. Поговорим о театре (5 часов).

Сборы и приготовления.

Как вести себя в гардеробе, зрительном зале. Антракт. Путешествие по театральной программе. Расположение мест в театре.

Тема 13. Проведение конкурсов и игр (2 часа).

Планирование курса «Социальная практика»
1-й год обучения (5 класс)

№ п/п уроков Тема, модуль, уроки

Время

3. Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми. 3.1. Человек среди людей.

Сентябрь-октябрь

1 Диагностика

 

2,3 Философские раздумья: Что значит быть человечным? Счастье дружбы, чудо любви.

 

4 Невыдуманные истории: Задушевный разговор о дружбе.

 

5 Дискуссия: Мальчики и девочки – кто они?

 

6 Диалог: Как жить в согласии с собой и с другими?

 

7 Встреча с психологом: Индивидуальные особенности человека.

 

8,9 Практикум: Отношения со сверстниками.

 

10 Игра-тренинг «Быть терпимым».

 

1. Чудо жизни. Счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной Закона. 1.1. Чудо жизни на Земле. Ноябрь-февраль  
1,2 Диагностика    
3,4 Философские размышления: Религия о происхождении жизни. Научные теории происхождения жизни.    
5 Рассказывают школьники: Мои встречи с чудесами природы.    
6 Дискуссия: В чем ценность жизни?    
7 Встреча: Связь человека с природой.    
8,9 Практикум: Как защитить природу. Закон на защите природы.    
10 Игра: «Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься».    
  2. Мы все разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека 2.1. Человек неповторимый.

Февраль-май

1 Диагностика: Что мы знаем о себе?

 

2,3,4 Философски размышления: Мы все разные. Расовые, религиозные и национальные различия. Человек неповторимый.

 

5 Невыдуманные рассказы: Мама, папа и я.

 

6 Диалог: Отношение к «герою» и «белой вороне».

 

7 Встреча: Прикосновение к иной судьбе.

 

8,9 Практикум: Закон охраняет личные права человека.

 

10 Игра «Будь терпимым».

 

 

Планирование курса «Социальная практика»
2-й год обучения (6 класс)

№ п/п уроков Тема, модуль, уроки Время
  1. Чудо жизни. Счастье жизни. Жизнь и здоровье под охраной Закона. 1.2. Естественное право человека на жизнь. Сентябрь-октябрь
1 Диагностика.  
2,3,4 Философские размышления: Умеете ли вы радоваться жизни. Умеете ли вы быть счастливым.  
5 Рассказы школьников – невыдуманные истории: Радостный день моей жизни.  
6 Встреча с врачом.  
7 Диалог: Эти вредные привычки.  
8 Практикум: Конкурс плакатов и «антирекламы» курения и употребления алкоголя.  
9 Практикум: Чтение и обсуждение Всеобщей декларации прав человека, ст. 3. Декларации прав ребенка, пр. 1-6. Конституции РФ ст.7.20.  
10 Игра-консультация.  
  2. Мы все разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека. 2.2. Национальные корни человека. Ноябрь-февраль
1 Диагностика.  
2,3 Философские размышления: Национальные корни человека.  
4,5 Диалог: Вглядимся в окружающую жизнь.  
6 Практикум по изучению юридических текстов.  
7 Читательская конференция.  
8 Конкурс плакатов, лозунгов.  
9 Ролевая игра «Когда задето национальное достоинство».  
10 Конкурс «Что я знаю о традициях и обычаях русского народа»?  
  3. Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми. 3.3. Роль социальных норм в жизни человека. Февраль-май
1 Диагностика.  
2,3 Размышления: Социальные нормы и их роль в жизни человека.  
4 Учащиеся вспоминают: Мои встречи с вежливыми людьми.  
5 Дискуссия: Может ли человек быть полностью независим от общества?  
6 Встреча с представителями правоохранительных органов.  
7 «Поговорим об этикете».  
8 Практикум: Право в повседневной жизни.  
9,10 Ролевая игра: Закон школьной Республики.  

Планирование курса «Социальная практика»
3-й год обучения (7 класс).

№ п/п уроков Тема, модуль, уроки Время
  4. Гражданин России. Права и обязанности граждан. 4.2. Гражданин России. Сентябрь-ноябрь
1 Диагностика. Тестирование.  
2,3 Философские размышления: Юридический и нравственный смысл понятия «гражданин». Что значит быть гражданином.  
4 Невыдуманные рассказы учащихся: Когда я ощутил себя гражданином.  
5,6 Диалог о жизни: Почему некоторые российские граждане навсегда покидают Россию.  
7 Встреча с интересным человеком: С чего начинается Родина.  
8,9 Практикум: Чтение и комментирование Всеобщей декларации прав человека ст. 15 и Конституции РФ ст. 1,2,60-62.  
10 Экскурсия в этнографический музей: Культура и быт народов России.  
  3. Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы в отношениях между людьми. 3.2. Опасность агрессивности в отношениях между людьми. Ноябрь-февраль
1 Диагностика.  
2,3 Философские раздумья: Корни агрессивности и жестокости. Можно ли противостоять агрессивности.  
4,5 Невыдуманные рассказы учеников.  
6 Диалог о драках.  
7 Встреча с юристом.  
8 Дискуссия о роли женщины в утверждении гуманных отношений. Кто вы – хранительницы мира или воительницы?.  
9,10 Игра «Школа жизни»: Предлагается модель конфликта, который надо разрешить цивилизованным способом.  
  1. Чудо жизни. Счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной Закона. 1 .3. Война против человека и человечности. Февраль-май
1 Диагностика  
2, 3, 4 Философские размышления: Почему возникают войны? Что такое война? Бывают ли справедливые войны? Ужасы второй мировой войны.  
5, 6 Рассказы школьников: Война в судьбе и воспоминаниях родных и близких. Поэты о войне.  
  Читаем стихи: Реквием павшим.  
7 Прогулки по городу: Следы прошедшей войны.  
8 Встреча с участниками войны: Они сражались за Родину.  
9 Практикум.  
10 Театрализованное действие: Суд над войнами.  

Авторская программа по краеведческому курсу
«История и культура родного края» для начальной школы

 Составитель: Чистякова Елена Алексеевна, учитель истории СШ №3 г. Всеволожска, 1997г.

Пояснительная записка

Изучение краеведческого материала прочно вошло во многие курсы школьной программы. На уроках истории, географии, биологии и других предметов привлекаются сведения, факты, события, связанные с родным краем. Разработаны курсы по изучению истории С.-Петербурга, Москвы, факультативные курсы «История и культура родного края» для средней школы в различных регионах страны, есть программа учебного курса « История и культура Санкт-Петербурга» (Л.Н.Махинько), «Чудесный город» (Л.К.Ермолаева), «История и культура Санкт-Петербурга» (Г.Богуславский, Л.Ермолаева). Предлагаемый курс «История и культура родного края» для начальной школы разработан на основе рекомендации кафедры философии и культурологии ЛОИУУ, примерного тематического плана и включает в себя материал по Всеволожскому району и Ленинградской области. Курс содержит наиболее интересные и важные события из истории края, помогает лучше узнать свою малую родину, оценить ее прошлое. В основном он охватывает период ХVIII-ХХ века, наиболее насыщенный и значимый для Всеволожской земли.

Программа рассчитана на 34 урока, включает 8 тем, дополнительно определены экскурсии по району и области.

Цели курса:

· Дать детям первоначальные представления о событиях из истории края;

· Познакомить с достопримечательностями района, области, людьми, прославившими наш край;

· Воспитывать у детей бережное отношение к архитектурным историческим памятникам, окружающей природе;

· Развивать умение составлять рассказ, описание, характеристику достопримечательностей края.

Курс построен так, что дети с первой темы «Я и моя семья» осознают себя в окружающем мире и происходящих событиях, так как ближе и понятней им все же то, что рядом. Интерес к собственной истории, к семье, заставляет детей размышлять над вопросами: кто были мои предки, какие события прошлого коснулись их, как они жили, что их волновало и заботило. Составляя свою родословную, дети касаются истории своего края, страны.

Расширяя познания об окружающем мире, ученики в теме «Природа вокруг нас» знакомятся с растительным и животным миром края, с современными проблемами экологии.

Логично, что следующая тема – «Город, в котором я живу» – расширяет знания детей о родном крае, родном городе, его памятных местах, занятиях жителей, а некоторые фрагменты из истории района, области дополняют сведения о событиях, происходивших на Невской земле. Приобщаясь к изучению прошлого, дети знакомятся с бытом, традициями, легендами края, учатся с уважением относиться к тому, что создано трудом многих поколений, к подвигам прошлого. Таким образом, на понятном и близком опыте детей выстраивается краеведческий курс: я – моя семья – мой город – мой край – родина.

При составлении Программы учитывалось историческое, а главное, этическое содержание курса. Уважение к родителям, бережное отношение к памятникам культуры, стремление к постижению прекрасного, сохранение традиций народа – вот перечень этических понятий, которые должны присутствовать на уроках курса.

Так как курс рассчитан на детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. Изучение истории и культуры родного края строится главным образом на активных формах обучения: уроки-экскурсии, в том числе воображаемые, конкурсы, викторины, игры, уроки-спектакли, составление и решение кроссвордов, составление схем, рисунки, сочинения, стихи на заданную тему.

Основные понятия курса:

История                     Природа, среда обитания

Археология               Пейзажи

Летопись                    Архитектурный ансамбль

Потомки                    Миф, мифология

Поколение                 Архитектура

Традиции                   Меценат

Город                         Генеалогия, родословная

Крепость                    Усадьба, мыза

Столица                     Великая Отечественная война

Губерния                   Блокада Область – Дорога жизни

Район                         Уезд, волость

Программа дает возможность формировать и развивать умения:

· Работать с картой: показывать места исторических событий, территории, границы; использовать карту при изложении материала.

· Уметь составлять описание жилища, памятника архитектуры и т.д. Высказывать суждение, свое отношение к тем или иным фактам.

· Учиться понимать действия и поступки, людей в прошлом.

· Учиться доказывать и приводить примеры из периодической печати, телевидения, радио и др. источников.

· Проводить исследования, используя различные источники информации.

· Учиться применять полученные знания.

Тематическое планирование курса
«История и культура родного края» (34 часа)

Тема 1. «Я и моя семья» (3 часа).

Что такое история. Почему мы изучаем свой край. Моя семья, ее традиции. Что такое генеалогия, как составлять родословную.

Тема 2. «Я и моя школа» (2часа).

Моя школа, ее традиции. История школы, замечательные люди, выпускники и учителя школы.

Тема 3. «Природа вокруг нас» (4 часа).

Карельский перешеек. Балтийское море. Ладожское озеро, река Нева, реки и озера Всеволожского района. Животный и растительный мир. Проблемы экологии. Почему необходимо беречь и защищать природу. Сочинение по результатам экскурсии по реке Лубье, на очистные сооружения.

Тема 4. «Город, в котором я живу» (4 часа).

Что такое город. Почему он носит такое название. Когда появился город. Интересные места нашего города: усадьба «Приютино», мыза Рябово, старинные парки нашего города, старые улицы города. Чем занимаются жители нашего города, какой наш город сегодня, планы развития города. Стихи о г. Всеволожске, сочинения детей «Мой любимый уголок города».

Тема 5. «Наш край в далеком прошлом» (8 часов).

Жители нашей земли в далеком прошлом, их образ жизни, быт, традиции, обряды. Торговый путь «Из варяг в греки». Населенные пункты, сохранившие свои названия с древности. Шведские завоевания, легенды и мифы края. Северная война, Петр I, образование Ингерманландской С.- Петербургской губернии; уезды, волости края, занятия жителей. Старинные парки и усадьбы (пейзажный, ландшафтный парк, регулярный сад). Усадьба Щеглово, имение Колтуши, мыза Вартемяки и др. Исторические и культурные достопримечательности (геофизическая обсерватория в Воейкове, Институт физиологии им. И.П.Павлова, Юкки, Токсово-Кавгалово – центр международного лыжного спорта и т.д.

Тема 6. «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (4 часа).

Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. Всеволожский район в блокаду. Жизнь и деятельность населения в годы войны. Дорога жизни, защитники Шлиссельбургской крепости, моряки Ладожской военной флотилии, «Земля бесстрашия» – Невский «пятачок», летчики – герои. Памятники Дороги жизни, улицы имени героев. Экскурсия по Дороге жизни.

Тема 7. «Наш район Всеволожский» (2 часа).

Границы района, его деление. Крупные населенные пункты. Занятия жителей, транспорт. Развитие района в будущем.

Тема 8. «Наши соседи по Карельскому перешейку. Ленинградская обл.» (5 часов).

Какая она – наша Ленинградская область. Города области, старинные города – крепости, их история, памятные места области, знаменитые люди в истории края: Петр I, А.В.Суворов, М.В.Ломоносов, Н.К. Рерих, И.Е.Репин и др. Петродворец – Нижний парк – выдающийся памятник садово-паркового искусства. Пушкин – Екатерининский дворец, Янтарная комната, Екатерининский парк, Лицей, пушкинские места. Павловск. Павловский дворец и парк – памятники русского художественного и садово-паркового искусства 18 – нач. 19 века.

Обобщающие уроки по курсу (2 часа).

Что для вас наш город. Его история. Знаменитые люди. интересные места нашего города, края, области. Почему необходимо сохранять наследие прошлого, память о своих предках.

Заключительная игра по темам курса.

 




2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Программа «Основы этикета и культуры общения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа «Основы этикета и культуры общения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)