Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа курса «Уроки практической психологии»



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Программа курса «Уроки практической психологии» 0.00 из 5.00 0 оценок




Пояснительная записка

Курс «Уроки практической психологии» предназначен для учеников 5-7 классов. Он составляет 34 часа в году из расчета 1 час в неделю. Предполагается ведение этого курса классными руководителями, которые проходят подготовку в условиях специально организованных психолого-педагогических семинаров.

Основная цель курса «Уроки практической психологии» связана с целенаправленным формированием у учеников некоторых общих способностей, которые обеспечивают успешное выполнение любого вида учебной деятельности. В настоящем курсе предполагается совершенствование таких психических образований, как память, внимание, мышление, речь, воображение. Выбор их не случаен. Связано это с тем, что они выступают необходимым условием успешности решения различного вида учебных задач.

Безусловным является тот факт, что любой учитель-предметник в ходе урока развивает у учеников все психические функции, в том числе и вышеуказанные. Однако, уроки практической психологии позволяют более жестко регулировать процесс развития за счет использования специальных психологических методик. Предлагаемые уроки носят в основном практический характер, они различаются для учеников 5-7 классов с точки зрения содержания материала и уровня трудности тех практических действий, которые ученик должен совершить для решения тех или иных задач. В связи с этим алгоритм проведения подобных уроков является единым для учащихся разных возрастов.

Уроки развития включают в себя:

· Развитие наблюдательности.

· Развитие внимания и его свойств.

· Развитие процессов и видов памяти.

· Развитие мышления и речи.

· Развитие воображения.

Во время уроков ученики ведут тетради, которые называются «Тетрадь роста». В них выполняются диагностические и развивающие задания, фиксируются основные теоретические положения и понятия. Ведение тетради роста позволяет осуществлять связь с родителями учеников, которые имеют возможность проводить аналогичную работу с ребенком дома на основе имеющихся записей.

Таким образом, уроки практической психологии ориентированы на целенаправленное формирование у школьников 5-7 классов основных психических функций. Они предполагают активное взаимодействие между системами «учитель - ученик – родитель».

Содержание курса

Тема 1. Внимание (10 часов).

Понятие о внимании. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение. Значение внимания в жизни человека. Наблюдательность как свойство личности.

Экспериментальные методики. Диагностические методики на определение видов и свойств внимания. Развивающие методики для тренировки объема, распределения, устойчивости, концентрации и переключения внимания.

Тема 2. Память (10 часов).

Понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Процессы памяти. Условия прочного запоминания. Приемы запоминания. Мнемонические свойства личности. Феноменальная память.

Экспериментальные методики. Диагностические методики на определение видов памяти (образную, эмоциональную, словесно-логическую). Методика на определение объема кратковременной памяти. Развивающие методики для совершенствования приемов запоминания (осмысления, графического ассоциирования, смысловой группировки и др.).

Тема 3. Мышление и речь (10 часов).

Понятие о мышлении и речи. Роль мышления в жизни человека. Виды мышления. Представление и понятие. Мыслительные операции. Процесс решения мыслительной задачи. Виды речи. Речевые свойства личности.

Экспериментальные методики. Диагностические методики для определения уровня развития мыслительных операций, видов мышления и речи. Развивающие методики для совершенствования содержательных, операционных и мотивационных компонентов мышления, для обогащения словарного запаса, языковой подвижности, правильности, логичности и точности речевого общения.

Тема 4. Воображение (4 часа).

Понятие о фантазии, ее роль в развитии человечества. Воображение, его виды. Приемы создания образа в воображении. Воображение и творчество.

Экспериментальные методики. Диагностические методики для определения воссоздающего и творческого воображения. Развивающие методики для совершенствования приемов создания образов.

На конец учебного года ученики знают: основные характеристики внимания, памяти, мышления, речи, воображения, понимают их роль и значение в учебной деятельности, знают, как развивать у себя основные психические функции.

На конец учебного года ученики умеют: путем самотестирования определить у себя уровень развития видов внимания, памяти, мышления, речи, воображения, свойств внимания, определяют уровень развития основных мыслительных операций, умеют применить приемы запоминания в процессе подготовки домашних заданий и в ходе учебного процесса.

Литература:

1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – «Эйдос», 1994.

2. Гуревич ПС. Человек. – «Дрофа», 1995.

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология.

4. Крупенин АЛ. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения в хороших учеников. – «Феникс», 1995.

5. Матюхин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – «Эйдос» 1994.

6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций.

7. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – «Эйдос», 1996.



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Программа курса «Уроки практической психологии» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа курса «Уроки практической психологии»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)