Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение – главная задача образования.
А.Эйнштейн.
Предлагаемый курс предназначен для нравственного воспитания детей и подростков. Курс может преподаваться как на специальных уроках, так и на классных часах.
«Нравственное воспитание учащихся» представляет собой систему последовательного и глубокого воспитательно-психологического воздействия на формирование личности школьника. Программа курса включает в себя беседы, практические тренировки нравственных поступков, коллективное прослушивание произведений художественной литературы, просмотр кинофильмов с их последующим обсуждением, а также некоторые методы групповой психотерапии.
Результатом изучения этого курса является альтруистическое развитие личности учащихся, выработка у них действительной способности и действительного стремления к гуманным поступкам, формирование непримиримого отношения к бесчеловечности, воспитание умения сочувствовать и понимать другого человека, активно помогать людям, заботиться о животных.
Курс рассчитан на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
№
| Тема
| Цель
| Материал для обсуждения
| Воспитательный практикум
|
1
| Человечный поступок
| Доказать необходимость учиться человечности.
| Рассказ Б.Алмазова «Лягушонок»
| «Упражнение против жадности», игра «Взаимопомощь.
|
2
| Качества человека
| Дать понятие об основополагающих нравственных качествах: чувстве долга, порядочности, совести, чести. Воспитать отвращение к трусости.
| Определения по толковому словарю: смелость, трусость, чувство долга, порядочность, совесть, честь.
| Игра «Определи качества».
|
3
| Сочувствие и понимание
| Дать понятие о необходимости сочувствия и понимания для человека.
| Картинки с изображением детей и взрослых, занимающихся какой-либо полезной работой.
| Игра «Сочувствую и понимаю».
|
4 -5
| Человеческое отношение к животным
| Воспитать человеческое отношение к животным. Показать, что животные способны на благородное отношение друг к другу и к человеку. Дать понятие о противоестественности жестокости.
| Кинофрагмент «История маленького рысенка». Рассказы «Как папа охотился на тигра», «Паразит».
|
|
6
| Хороший поступок
| Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим. Дать возможность мысленно представить себя на месте героя рисунка в момент хорошего поступка.
|
| Рисование работ по теме и оформление выставки рисунков.
|
7
| Совесть
| Закрепить понятие совести. Дать понятие «угрызение совести». Доказать, что нежелание признаваться в плохом поступке – не стыд, а трусость. Дать понятие стыда. Воспитать стремление поступать порядочно.
| Рассказ «Брандербургский талер».
|
|
8
| Самоотверженность
| Дать понятие о самоотверженности как о высшем проявлении человечности.
| М/д «Прометей», д/ф «Огонь Прометея».
|
|
9
| Сочувствие и понимание
| Закрепить понимание сочувствия как способности мысленно поставить себя на место другого человека.
| К/ф «Как вести себя дома», «Как вести себя на природе», «Как вести себя в гостях».
|
|
10-12
| Как себя вести
| Дать представление о некоторых правилах поведения, в частности, об этике и бережливом отношении к природе. Развить понимание необходимости уважительного отношения к окружающим людям.
| К/ф «как себя вести в общественных местах».
|
|
13
| Дружба
| Помочь учащимся осознать имеющиеся у них представления о товарищеском отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности, как необходимых качествах настоящего друга.
| Д/ф «Хочешь иметь друга».
|
|
14
| Отношения между мальчиками и девочками
| Сформировать чистые нравственные понятия об отношениях между людьми разного пола.
|
|
|
15
| Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищу.
| Воспитание критичного отношения к себе. Воспитание правдивости. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам.
|
| Анкетирование.
|
16
| Правдивость
| Дать понятие о правдивости. Доказать необходимость самому рассказать о своем плохом поступке, не дожидаясь пока тебя уличат в этом.
| Рассказ «Два одинаковых велосипеда»
|
|
17
| Умение управлять своим поведением, сдержанность.
| Выработать умение сдерживать эмоциональные состояния.
|
| Игра «Лото».
|
18
| Чувство долга
| Дать понятие о чувстве долга как основе нравственного поведения.
| Д/ф «Доктор Вера».
|
|
19
| Помечтаем о будущем
| Дать начальные представления об ответственности каждого человека за будущее всего человечества.
| Д/ф «Сто лет тому вперед».
|
|
20-23
| Опасность вредных привычек
| Профилактика вредных привычек и асоциального поведения.
|
|
|
24
| Каким не надо быть
| Конкретизация понятий «бесчеловечность», «зло», «плохой поступок». Воспитание отвращения и ненависти к злу, бесчеловечности. Воспитание активного противостояния злу и бесчеловечности, стремление бороться и уничтожать их в человеческих душах.
|
| Рисование на тему.
|
25
| Смелость, мужество, героизм.
| Сформировать понятие смелости, мужества, героизма. Воспитать стремление выработать в себе эти качества. Воспитать чувство восхищения и уважения подвигами героев.
| Рассказы С.Алексеева «Злая фамилия», «Подвиг сапера», открытки, репродукции и др.
|
|
26
| Героические страницы Великой Отечественной войны
| Воспитать уважение к памяти героев войны.
| Иллюстрации, стихи, письма и др.
| Сочинение.
|
27
| Умение понять и помочь.
| Воспитать умение сочувствовать другому. Воспитание альтруизма, понятие необходимости заранее обдумывать каждое свое действие.
| И. Крылов «Пустынник и медведь».
|
|
28
| Понимание без слов.
| Воспитание умения сочувствовать другому, мысленно ставить себя на его место.
| Д/ф «Дэвид Копперфильд», д/ф «Оливер Твист».
|
|
29
| Труд для других.
| Дать установку на активную деятельность полезную людям.
| Иллюстрации, стихи.
| Игра «Взаимопомощь».
|
30-32
| Резерв
| Эти занятия могут быть использованы в любое время как беседы на злободневные темы или на психодиагностическую работу.
|