Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к современному учебнику



2019-12-29 336 Обсуждений (0)
Требования к современному учебнику 0.00 из 5.00 0 оценок




I . Рекомендации по содержанию учебников

1. Учебник определяет систему и объём знаний, подлежащих
обязательному усвоению учащимися, логику и последователь­ность их изучения в соответствии с программой. В пределах изложения каждой темы допустимы отдельные отступления от программы, но они должны быть методически оправданы как ведущие к её усовершенствованию.

2. В учебнике должны быть изложены факты, понятия, за­коны и теории, раскрывающие главное в науке, составляющие основу научного миропонимания, дающие возможность ос­мыслить применение науки в практике, успешно пользоваться знаниями в практической деятельности.

3. Изложение материала в учебнике должно быть научным, то есть должны быть достоверно освещены факты и действи­тельные связи между ними, рассмотрены явления в их воз­никновении и развитии, четко прослежена линия развития понятий и связей между ними, правильно и доказательно рас­крыты законы и теории в соответствии с их пониманием в со­временной науке. Научные теории и общие законы должны не только доказательно излагаться, но и возможно шире применяться для различных закономерностей.

4. Особое внимание должно быть уделено воспитанию мировоззрения (достигается путем установления внутрипредметных и межпредметных взаимосвязей).

5. В изложении учебного материала должен найти отраже­ние принцип историзма. Выясняя возникновение и развитие некоторых научных понятий, исторический подход способст­вует повышению научности преподавания, более глубокому усвоению знаний.

6. Важным требованием к содержанию учебников является посильность материала по его характеру и объёму для учащих­ся данного возраста, соответствие его уровня их развитию и общеобразовательной подготовке по данному и смежным предметам. Для каждого учебника должна быть найдена своя мера посильной трудности учебного материала, постепенное её нарастание, преемственность в раскрытии содержания пред­мета.

7. В связи с этим большое значение приобретает отбор ма­териала, установление возможной глубины его раскрытия. Не­ обходимо найти рациональное соотношение между фактиче­ским и теоретическим материалом. В содержание учебника должны включаться: факты, раскрывающие наиболее важные стороны изучае­мых явлений или объектов и создающие основу успешного формирования необходимых научных понятий, для обосно­вания и развития основных положений научных теорий и законов; факты, дающие возможность делать на их основе доступ­ные учащимся выводы; факты, имеющие политехническое и прикладное содержание, служащие раскрытию связей науки с жизнью и прак­тикой.

Количество отобранных для изучения фактов должно быть по возможности небольшим (особенно в младших классах), но достаточным для подведения к необходимым выводам и обобщениям. В учебниках не должно быть маловажного фак­тического материала, деталей, частностей, приводящих к не­нужному расширению текстов и мешающих учащимся уви­деть логическую линию в изложении основного материала, за­трудняющих его усвоение.

Отобранные понятия по каждой теме должны быть логиче­ски взаимосвязаны, т.е. представлять собой определённую систему, в которой каждое понятие «работает» на последую­щий материал. Понятий, которые «не работают» на систему курса, в учебнике не должно быть.

8. Общий объём излагаемого в учебнике материала должен находиться в определённом отношении с учебным временем, отводимым на изучение курса.

9. Учебники должны создавать необходимые предпосылки для всестороннего развития познавательных способностей учащихся, обогащать их новыми приёмами рассуждений, обеспечивающими доказательное изложение знаний. При из­ложении материала следует использовать различные формы логического мышления: сравнение и противопоставление, ин­дукцию и дедукцию, умозаключения по аналогии, различные способы доказательств. Особенно важно найти правильное со­отношение между индуктивным и дедуктивным подходом к изложению материала. В начале обучения на первом планестоит индуктивный подход. Далее всё большее значение долж­на приобретать дедукция. В старших классах изложение мате­риала должно строиться на соединении индуктивных и дедук­тивных умозаключений.

10. Учебники должны осуществлять тесную связь изучения
основ наук с жизнью, трудом, помогать учащимся понять ос­новные проблемы современности. Формирование представле­ний о связи науки с жизнью, с практикой возможно лишь при глубоком освещении практических вопросов.

11. Успешное решение общеобразовательных задач, стоящих перед школой, зависит от взаимосвязи между учебными пред­метами в процессе их преподавания. Необходимо, чтобы эта связь осуществлялась в учебниках. Следует установить взаи­мосвязь при раскрытии разных сторон одних и тех же поня­тий и научных идей, изучаемых в родственных предметах, обеспечивая единство в их трактовке и необходимую преемст­венность в логической линии их раскрытия, избегая при этом ненужной повторяемости в изложении учебного материала.

II . Требования к языку учебника

1. Язык учебника должен быть ясным, точным и вместе с
тем лаконичным и вполне доступным учащимся данного воз­раста. Из специальных терминов следует вводить только те, которые необходимы для данной ступени овладения изучае­мой наукой. Трактовка понятий, символики, терминология должны быть общепризнанными.

2. Язык учебника должен быть живым, в меру образным и эмоциональным. Чем меньше возраст учащихся, тем большую роль играют эти качества.

III . Требования к методическому построению учеб­ника

1. От методического построения учебников во многом зави­сит сознательность, глубина и прочность усвоения знаний, вы­работка у учащихся умений, навыков, формирование интере­са к предмету. Методическое построение учебников тем луч­ше, чем последовательнее оно активизирует познавательную деятельность учащихся. В связи с этим большое значение при­обретает логическая структура изложения материала.

2. Общее требование к изложению материала состоит в том, чтобы оно в единстве решало следующие задачи: было в меру доказательным, обеспечивало активность мышления учащихся и возможное на данной стадии обучения развитие их познава­тельных способностей. Желательно в связи с этим широкое применение проблемного подхода к изложению. (Однако не следует искусственно надумывать проблемность там, где её нет.)

3. Научные понятия, как правило, излагаются индуктивнымпутём. Важно при этом соблюсти основное требование: поня­тие должно вводиться и раскрываться на достаточном факти­ческом материале, наиболее знакомом учащимся из практиче­ской жизни. Когда не представляется возможным опереться на достаточный фактический материал, лучше просто сооб­щить понятие и разъяснить его содержание. Сложные поня­тия, формирование которых проходит через ряд тем, требуют особого внимания. К их усвоению учащиеся подводятся по­степенно, по мере раскрытия отдельных признаков и сторон, на основе накопленного теоретического материала.

4. Принципы доказательности и логической стройности из­ложения приобретают особое значение при рассмотрении на­учных теорий. Теории должны быть изложены, опираясь на небольшое, но достаточное для доказательства число фактов. Основные положения теории должны быть разъяснены, чётко сформулированы и где нужно иллюстрированы достаточным числом примеров. В изложение отдельных наиболее важных теорий следует включать исторические справки. Изложение теорий должно находить возможно более широкое применение при рассмотрении последующего материала.

5. С целью развития самостоятельности учащихся в при­ обретении знаний отдельные параграфы следует излагать с расчётом на изучение (в классе или дома) без предварительно­го объяснения учителем (это могут быть сведения описательно­го характера, обобщение пройденного, выяснение свойств или простейших закономерностей и т.п.).

6. В целях обеспечения более активного, глубокого и прочно­го усвоения учащимися знаний, излагаемых в учебнике, текст и иллюстрации должны сопровождаться вопросами и зада­ниями.Вопросы и задания должны быть разнообразными по ха­рактеру и содержанию, требовать выполнения самых различ­ных действий и мыслительных операций. Одни вопросы могут требовать от учащихся только воспроизведения каких-либо фактов, другие – более сложных мыслительных действий: объ­яснения явления, сравнения, доказательства, обобщения, оценки и т.д. Большое значение имеют вопросы для повторе­ния в новых связях старого материала. Например, задания на группировку явлений по данному признаку, на подведение частного под общее и т.п.В учебники должно быть включено достаточное число уп­ражнений на применение знаний, на наблюдение изучаемых объектов, выведение новых свойств и др.

7. В учебниках должны даваться указания к различным практическим работам. Составляться они должны с расчётом формирования самостоятельности учащихся, сложность зада­ний должна возрастать от класса к классу, а степень детали­зации инструкции снижаться. Там, где возможно, лабораторно-практические работы следует ставить в исследовательском плане.

8. Иллюстративный материал должен способствовать прочности усвоения материала, служить наглядной опорой мышления, значение его тем больше, чем меньше возраст учащихся и слабее развита способность отвлечённо мыслить.Иллюстрации в учебнике должны быть методически це­ленаправленны по графическому и художественному оформ­лению. Самое важное в изображении объектов следует выде­лять цветной краской. Следует использовать также диаграм­мы, графики, таблицы, карты.Подпись к рисунку должна не только называть изобра­жаемое, но и кратко объяснять его и таким образом руково­дить учеником при рассмотрении рисунка. Важные выводы, формулы, подлежащие запоминанию, следует выделять шриф­том.

9. Учебники для старших классов должны быть снабжены предметными указателями, справочными таблицами и ориен­тировать учащихся на пользование ими.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

(Филенкова, Т. Учет и развитие познавательной сферы//

 Математика. –2003. - № 25-26)

Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий и учета психофизиологических особенностей учащихся. Создание условий для успешной деятельности ребенка предполагает применение системы приемов, повышающих мотивацию учащихся, их заинтересованность, что в свою очередь является основой для повышения результативности учебной деятельности.

Определение оптимальной системы приемов невозможно без учета психофизиологических особенностей детей, что зависит от знания не только параметров психической деятельности, таких как память, внимание и мышление, но и от знания доминирующего полушария мозга – ведущего канала приема и переработки информации.

На примере состава 6-го класса (семи учащихся) приведем пример психофизиологических особенностей учащихся, определяющих их учебные возможности, то есть обучаемость. При обследовании у троих учащихся выявлено преобладание левого полушария, у двоих – правого, еще у двоих – отсутствие ярко выраженного доминирования одного их полушарий. Ведущая модальность: аудиально и визуально ориентированных выявлено по двое, кинестетически ориентированных – трое учащихся. Дефицит внимания присущ в той или иной степени всем нашим учащимся. Кроме того, у большинства наблюдаются особенности памяти, выраженные в недостаточном развитии долговременной и смысловой её составляющих. У трех учащихся мышление находится на уровне низкой возрастной нормы.

На основе данных об особенностях обучаемости учащихся были определены направления развивающей работы педагогов: комплексное развитие внимания и памяти; тренировка каналов приема и переработки информации, дальнейшее развитие доминирующего полушария мозга путем применения системы развивающих упражнений в образовательном процессе.

Использование системы тренировочных упражнений по развитию этих возможностей позволяет добиться положительных результатов. Анализируя данные об актуальном уровне учащихся всего класса, можно сказать, что четверо учащихся учатся на «4» и «5», могут самостоятельно выполнять задания прикладного характера, один учащийся – творческого уровня. Из оставшихся лишь один справляется самостоятельно с заданиями репродуктивного уровня, а двоим учащимся требуется постоянная направляющая и организующая помощь педагога (предоставление технологической карты урока, снабженной образцами и памятками).

Теперь покажем, как используются учителем на уроке в 6-м классе психофизиологические особенности учащихся.

Тема: «Сложение отрицательных чисел»

Цели урока: вывести алгоритм сложения отрицательных чисел; начать работу по формированию навыка сложения отрицательных чисел.

1. На этапе актуализации знаний можно провести «Разминку».

 

  «Разминка» Задание. Замените высказывание одним словом. 1. Числа слева от нуля. 2. Числа больше нуля. 3. Этот знак всегда пишут перед числами, которые меньше нуля. 4. Все натуральные числа, им противоположные и нуль. 5. Числа 2 и (-2). 6. Этой цифрой обозначается сумма равных по значению, но противоположных по знаку чисел. 7. Синоним «модуля». 8. Таким числом обозначается понижение величины. 9. Таким числом обозначается повышение величины.  

 

 

Таким образом, можно проверить репродуктивный уровень знаний учащихся и продолжить работу по развитию умения быстро и четко отвечать на конкретный вопрос.

Для зрительно ориентированного ребенка достаточно продемонстрировать это задание на кодоскопе. Для более успешной деятельности воспринимающих на слух (параллельно с демонстрацией высказывания) учитель должен его произнести. Установка «посмотри» позволит кинестетикам сконцентрировать внимание на зрительной информации, «запустить» работу глаз. Для визуалов это дополнительный стимул к деятельности.

«Разминку» можно провести фронтально на слух. В традиционной школьной практике, в основном, преобладает устное объяснение учителя, рассчитанное на детей-аудиалов, которых в классе лишь 10%. Поэтому, в первую очередь, надо постоянно тренировать слуховую память.

Так же на этапе повторения и подготовки к восприятию новой информации можно предложить разноуровневые задания (на карточках «на выбор» двух уровней сложности). Так учащиеся учатся делать выбор сами в пределах своих возможностей; развивается самостоятельность и самоконтроль.

 

Задание. На метеорологической станции несколько раз в день делают замеры температуры и записывают ее изменение над стрелкой. Посчитайте результаты измерений и заполните пропуски в отчете за три дня недели. В какой из дней утро было самым холодным? В какой из дней вечер был самым теплым?  

 

Для кинестетиков и учащихся, работающих на репродуктивном уровне, дополнительно предлагается проследить изменение температуры на вертикальной координатной прямой (имитации термометра). Визуалам можно предложить работу с цветными стрелками для установления прочных ассоциаций, так как зрительно ориентированный ребенок хорошо оперирует цветом.

После выполнения задания учащиеся делают выводы. Учащимся, работающим на репродуктивном уровне, достаточно ответить на вопросы, содержащиеся в карточке; более подготовленным предлагается сделать дополнительные выводы.

 

Вывод. Изменения величин выражают положительными и отрицательными числами. Увеличение величины выражают ______________ числом, а уменьшение величины ______________.  

 

2. На этапе объяснения важно использовать приемы сравнения, наблюдения и наглядности, имеющие новую информацию. Эти приемы позволяют учащимся не узнавать, вспоминая; а осмысливать, группировать, анализировать, делать выводы. Этим требованиям отвечает предлагаемое нами задание.

 

Задание. Записать с помощью сложения высказывания и вычислить.
M(3) на 5 N(4) на 2 S(2) на 6 K(7) на 4 A(– 3) на 5 B(– 4) на 2 C(– 2) на 6 D(– 7) на 4

 

Образец
M(3) на 5 3 + 5 = 8
A(-3) на 5 – 3 + (– 5) = – 8

 

 

Учитель вслух комментирует высказывания (например: точка M с координатой 3 переместилась на 5 единиц вправо). Учащиеся прослеживают перемещение точки по координатной прямой, записывают получившееся выражение и находят его значение. Если класс достаточно подготовленный, то после демонстрации образца действий, координатную прямую можно убрать. Слабо подготовленным и кинестетически ориентированным учащимся можно предоставить координатную прямую в виде раздаточного материала.

В результате выполнения задания учащиеся записывают в тетрадь два столбика примеров:

 

4 + 2 = 6 3 + 5 = 8  7 + 4 = 11 – 4+(–2) = –6 3 + (–5) = –8 –7+(–4)= –11

На основе наблюдения, сравнения и анализа полученных результатов учащиеся самостоятельно делают вывод и определяют алгоритм сложения отрицательных чисел. Записать в тетрадь его можно с помощью знаков:

1) ; 2) «–» результат.

 

Есть и другие варианты записи вывода.

А. Из отдельных слов составьте предложение.

Словарь: их, сложить, поставить, перед, модули, знак, минус, числом.

Б. Вставьте пропущенные слова в текст.

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо…

1) сложить их ___________;

2) поставить перед полученным числом знак __________.

 

 3. На этапе первичного закрепления можно предложить задание «на выбор» трех уровней сложности. Если в классе есть учащиеся, у которых существует «проблема выбора», то учитель, зная способности ребенка, может сам предложить ему тот или иной уровень сложности.

 

Задание. Выполните вычисления. К каждому получившемуся числу найдите противоположное число в таблице, соотнесите его с буквой из таблицы и запишите эту букву.

и с н а л б о ю ч е т ж

Ответ: сложение

Данное традиционное задание носит развивающий характер: развитие произвольного внимания, распределения и переключаемости внимания; произвольного запоминания. Кроме того, здесь используется такой прием мотивации, как работа на единую цель. В результате работы учащиеся совместными усилиями должны составить слово «сложение». После чего еще раз повторить вывод и алгоритм сложения отрицательных чисел.

Рассмотрим другие варианты заданий.

А. Задание на комплексное развитие внимания. Учитель предлагает учащимся зрительно перемещаться по координатной прямой, затем зафиксировать в тетради указанные результаты по порядку в «слепых схемах»:

Каждую новую группу движений начинаем с точки отсчета «0».

 

1. Влево на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 4 единицы – записали результат (учащиеся записывают полученный результат в первом кружочке и т.д.).

2. Вправо на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 1 единицу – записали результат;

3. Влево на 9 единиц, вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы – записали результат.

4. Влево на 2 единицы, влево на 5 единиц, вправо на 6 единиц – записали результат.

5. Вправо на 5 единиц, влево на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 2 единицы – записали результат.

6. Вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы, влево на 4 единицы, вправо на 5 единиц – записали результат.

В результате выполнения задания получаются следующие записи:

-4+(-4)=-8; -8+(-1)=-9;-2+2=0.

Б. Задание на установление соответствий: учащиеся должны найти в правой и левой части таблицы примеры с одинаковыми результатами и записать их номера через тире.

1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) 5)

 

Ответ: 1 – 4; 2 – 1; 3 – 5; 4 – 2; 5 – 3.

Такой вид заданий (установление соответствий, пиктограммы, ребусы) идеально подходит для кинестетиков, так как они при их выполнении более успешны.

В. Это задание относится к разряду логически-поисковых. «Четвертое лишнее». Выполните действия. Среди полученных чисел найдите лишнее и объясните свой выбор.

1. (– 4) + (– 6)      3. (– 21) + (– 29)

 2. (– 8) + (– 12)   4. (– 47) + (– 43)

Ответ: – 10; – 20; – 50; – 90; лишний – третий ответ, так как все остальные начинаются на букву «д».

Г. В традиционной школьной практике чаще всего задаются вопросы типа; «Чему равна сумма (– 2) и (– 4)?». А ведь можно в такой вопрос заложить знания и по русскому языку, и по природоведению, и по истории, а иногда заняться развитием памяти, внимания и воображения. Например, «Числовой диктант». Детям предлагаются вопросы, ответы на которые они должны записывать по порядку в «слепые схемы». Затем, заполнив, выполнить действия.

(–__)+(–__)=                    (– __)+(– __)=

(–__)+(–__)=                    (–__) + (–__)=

1. Количество углов у колобка (0).

2. Сколько согласных в слове, обозначающем инструмент, у которого некоторых деталей по две? (4).

3. Она похожа на перевернутый стул (4).

4. Сколько калош просил к ужину крокодил? (12).

5. Сумма цифр в году основания Москвы (13).

6. Дверной замочек, умноженный на кочергу (42).

7. Сколько гласных в слове: опенок, масленок, лисенок? (3).

8. Сколько букв надо поменять в понятии, обозначающем наружный слой ствола дерева, чтобы получить домик для мыши? (1).

В более подготовленном классе можно предложить, запоминая ответы, выполнять действия в уме.

Подобные задания кроме проверки знаний вырабатывают умение слышать вопрос, развивают концентрацию и устойчивость внимания, тренируют слуховую память и навыки быстрого устного счета.

4. Вторичное закрепление – задание на развитие зрительной памяти и аудиальных возможностей. Учащимся в течение 30 секунд предлагается запомнить числовой ряд, после чего выполнить задания (учитель в устной форме задает вопросы).

 

Задание. Запомните числовой ряд: 7, –5, 9, –7, 11, –9
1. Сколько было отрицательных чисел? 2. Сколько повторяющихся чисел? 3. Какое число больше: левее или правее 11? 4. Найдите сумму четвёртого и последнего чисел. 5. Найдите сумму всех отрицательных чисел. 6. На сколько единиц отличаются первое и второе положительные  числа? 7. Найдите сумму наименьшего и наибольшего из отрицательных чисел. 8. Запишите число, противоположное второму с конца.

 

 

Другой вариант задания – со зрительной опорой на тренировку внимания, быстроту реакции.

Учащимся предлагается несколько рядов положительных и отрицательных чисел:

 

12 –22 13 –6 –7 24 –5 8 18 –15 –3 –9 –8 –3 –15 7 5 4 2 –3 –9 –6 6 4 –1 15 11 –5

 

 

  Задание.        1. В каждом ряду расположите числа в порядке возрастания. 2. В каждом столбце расположите числа в порядке убывания. 3. В первом ряду сложите только отрицательные числа. 4. Во втором ряду сложите четные отрицательные числа. 5. В третьем ряду сложите отрицательные числа, кратные 5. 6. Назовите номера столбцов, в которых есть противоположные числа.

Также можно предложить и «Слуховой диктант». Учитель произносит один раз набор чисел (до пяти), затем учащиеся выполняют предложенные им задания с этими числами.

Медлительность многих учащихся в условиях ограниченности времени урока и частого нежелания учителя дожидаться правильного ответа, постепенно приводит к тому, что они начинают терять не только уверенность в своих силах, но и интерес, становятся интеллектуально пассивными. Многие из предлагаемых заданий позволяют регулярно тренировать и формировать в учащихся веру в собственные возможности, убедить их в успехе деятельности.

5.На этом этапе можно предложить задание творческого характера, рассчитанное на новые неожиданные, непривычные комбинации при рассмотрении уже известных, с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или видоизмененных условиях.

Учащимся предлагается сделать вывод о том, какие могут получаться числа при сложении отрицательных чисел, противоположных чисел, отрицательных и положительных чисел (для более подготовленных учащихся).

  Задание.

А. Отметьте галочкой (v) те клетки таблицы, в которых будут получаться отрицательные суммы:

+ –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4
-3                  
-2                  
-1                  

 

 

Б. Запишите «0» в тех клетках таблицы, в которых сумма соответствующих чисел будет равна нулю.

В. Поставьте знак «?» в тех клетках таблицы, в которых вы не можете подсчитать ответ.

Г. Сумма какой пары чисел будет наименьшей? Заполните соответствующую клетку таблицы этим ответом.

 

Слабо подготовленным и кинестетически ориентированным детям предлагается задание с конкретными числами, а также предлагается воспользоваться координатной прямой. Аналогичный вывод можно сделать и с помощью следующего задания: учащимся раздается необходимое количество кружочков красного и зеленого цвета. Надо составить цветовую схему. Для учащихся, работающих на репродуктивном уровне, можно предложить частично заполненную схему: учитель заполняет левые части равенств (1). Учащимся, умеющим анализировать информацию или работающим на прикладном уровне, можно предложить схему с заполненными правыми частями равенств (2).

(1) (2) (3)

Учащимся, обладающим разными мыслительными навыками, можно предложить задание на развитие творческого, логического мышления: с помощью семи красных  и семи зеленых кружочков заполнить пустую схему (3).

6. Итог урока мы предлагаем подвести с помощью разрезного математического лото. Учащимся раздаются карточки двух видов: начало и конец утверждения. Нужно составить верные утверждения.

Сумма двух противоположных чисел равна нулю
От прибавления нуля число не изменится
Сумма двух отрицательных чисел есть число отрицательное
От прибавления положительного числа любое число увеличивается
От прибавления отрицательного числа любое число уменьшается
Прибавить к числу  число  – значит изменить число  на  единиц
Сложить два отрицательных числа – значит сложить их модули, затем поставить перед полученным числом знак «–»
Модуль числа  – это расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А( )

Задание направлено на развитие объема внимания, его распределения; развитие смыслового чтения; позволяет выявить уровень усвоения теоретического материала. Это задание одинаково подходит для учащихся с разными модальностями.

Итог урока можно подвести с помощью «Цифрового диктанта», при котором учитель дает ряд утверждений: иногда верных, а иногда и заведомо ошибочных. Если ученик согласен с предложенной формулировкой, то он записывает цифру «1», если нет – «0». В итоге получается цифровая запись – комбинация единиц и нулей. Например.

1. Прибавить к числу  число  – значит изменить число  на  единиц.

2. Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается.

3. Сумма двух отрицательных чисел есть число отрицательное.

4. Если к числу (– 9) прибавить число (– 2), то первое число увеличится на 2.

5. Сумма 5 и (– 5) равна нулю.

6. Сумма (– 26) и (– 4) равна нулю.

Ответ: 1, 0, 1, 0, 1, 0.

Другой вариант задания помимо внимания направлен на развитие математического чутья. Учащимся предлагается несколько примеров, в которых допущены ошибки. Необходимо записать порядковые номера примеров с ошибками. При проверке результатов учитель предлагает объяснить выбор.

1. –7 + (–3) = –10.         2. – 16 + (– 5) = –1.   3. – 4 + (– 4) = 0.

4. – 4 +(– 5) = 9.           5. – 6 + 6 = 0.

Ответ: 2, 3, 4.

Вашему вниманию была представлена система познавательных задач, ориентированных не столько на диагностику определения уровня умственных способностей, сколько на их планомерное развитие, на формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учебной деятельности.

Из всего сказанного можно сделать соответствующие выводы: объяснение нового материала вести через все каналы восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический); объяснять не только логическими построениями, но и через образы (учитывать ведущую роль правого полушария в формировании мотивации); при первичном закреплении нового материала опираться на ведущие каналы приема и переработки информации и доминирующее полушарие мозга; тренировать недостатки в работе каналов приема информации и в работе доминирующего полушария мозга специальными развивающими заданиями только на этапе закрепления и обобщения учебного материала, при выполнении самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания.



2019-12-29 336 Обсуждений (0)
Требования к современному учебнику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к современному учебнику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)