Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ



2019-12-29 281 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 И ОТКЛОНЕНИЯМИ В В ПОВЕДЕНИИ

(школа-лаборатория № 196 г. Москвы)

(Барышникова, Н. Структура модели образовательного процесса// Математика. – 2003. - № 23. – с. 5-6)

Создание культурно-образовательного пространства как необходимого условия развития личности обучающихся является базовым для любого современного образовательного учреждения. Оно является обязательным в решении проблем социализации подростков с трудностями в обуче­нии и отклонениями в поведении.

Многолетняя работа педагогического коллектива шко­лы-лаборатории № 196 над созданием модели образова­тельного процесса для подростков данного контингента позволяет утверждать, что обучение и воспитание может быть плодотворным только при преобразовании школь­ной среды в реабилитационное культурно-просветитель­ное пространство с благоприятной психологической обста­новкой взаимодействия и сотрудничества всех участни­ков, осознающих приоритет развития личности ребенка, право на удовлетворение его базовых потребностей – защищенности, любви и уважении, радостной эмоциональ­ной насыщенной деятельности – перед остальными зада­чами образовательного учреждения. Говоря о культурно-просветительном пространстве, надо иметь в виду не только просветительную направленность всего образовательного процесса в условиях школы, но и максимальное исполь­зование культурного потенциала г. Москвы через реа­лизацию программы образовательных экскурсий в музеи и посещение театральных постановок театров.

Составляющими культурно-просветительного реабили­тационного пространства являются и внешнее эстетиче­ски выдержанное оформление помещений школы, и бла­гоустроенность территории,  щадящий ха­рактер общения всех участников образовательного про­цесса. В основе концепции работы школы-лаборатории № 196 лежит учение Л.С. Выготского о развитии ребен­ка, об учете зоны ближайшего развития проблемного ре­бенка, как условия успешности в обучении и воспитании; положение о коррекционной направленности образователь­ного процесса как процесса утверждения ребенка в своих возможностях; современные подходы к процессу образо­вания, как средству, инструменту развития личности.

Функционирование модели образовательного процесса с коррекционно-развивающей направленностью требует определенных управленческих действий, направленных на создание таких ее компонентов, которые в совокупности составляли бы систему комплексной психолого-медико-педагогической поддержки определенным образом орга­низованной учебной и внеклассной деятельности обучаю­щихся.

Такими обязательными составляющими модели обра­зовательного процесса для подростков с проблемами в обу­чении и воспитании являются:

1. Организованный процесс изучения особенностей личности, состояния психологических функций, эмоцио­нальной сферы каждого обучающегося. В плане работы школы определяются виды, сроки обследований и тестирований по выявлению возможностей, особенностей психических функций, актуального уровня развития и зоны ближайшего развития ученика.

2. Ведение мониторинга обучаемости, рефлексивного поля обучающихся на протяжении учебного года и всех лет обучения. Два раза в год проводится сравнительный анализ состояния обученности, динамики состояния об­щеучебных умений, состояния продуктивности позитив­ной деятельности, уровня интереса, мотивации.

3. Организация комплексной помощи в зависимости от характера проблем подростка всеми специалистами: пси­хотерапевтом, логопедом, дефектологом через систему специальных коррекционных индивидуальных и группо­вых занятий. Выявляются дети риска - учебного, психо­логического, социального, которые включаются в посто­янные коррекционные занятия на основе индивидуально­го плана работы.

4. Обязательное отслеживание результативности комп­лексной помощи и организация взаимодействия всех ра­ботающих с подростком на малых педсоветах, ПМПК, посредством совме­стного ведения диагностической карты каждого ребенка. Диагностические карты учащихся, данные результатив­ности обученности и воспитанности, сравнительные дан­ные мониторинга состояния каждого ребенка, характери­стики воспитателя и наблюдения учителей-предметников образуют диагностический паспорт класса. Диагностиче­ский паспорт класса - это банк данных, всесторонне ха­рактеризующий и особенности первичного детского кол­лектива, характер межличностных отношений, данные анкетирования детей и родителей. Диагностический пас­порт класса хранится в медицинском кабинете и досту­пен каждому учителю, специалисту, работающему с клас­сом.

5. Организация форм обучения – классного, группово­го, индивидуального- адекватно возможностям и состоя­нию подростка. 

6. Обеспечение успешной учебной деятельности как ос­новной психологической предпосылки формирования по­ложительной направленности и социализации подростка. Это требует наличия в структуре учебной деятельности: максимальной индивидуализации приемов, оптималь­ного сочетания индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности; работы по развитию ЗУН, которые у подростков с трудностями в обучении ниже возрастной нормы и тре­буют специальной работы педагогов и психологов (особо­го внимания требует работа по развитию речи, навыков смыслового чтения, навыков самоконтроля); специальных приемов развивающего обучения, вклю­чающих в себя развитие мышления, памяти, внимания, воображения, которые применяются в ходе изучения пред­метного материала и на специальных коррекционных за­нятиях с психологом и педагогами; специальных приемов мотивации на каждом этапе учебной деятельности с постепенным формированием иерархии мотивов, направленной на активизацию позна­вательных интересов и позитивной деятельности; специально созданного дидактического учебного ма­териала, направленного на развитие мыслительных опе­раций и являющегося средством организующей, стиму­лирующей и обучающей помощи (в зависимости от ха­рактера пособия).

7. Определение статуса психологической службы шко­лы как компонента образовательного процесса. В работе психологов школы это находит отражение в традицион­ной просветительной работе с учителями, воспитателями, родителями, в специфической работе в методических пред­метных объединениях, творческих группах, разрабатыва­ющих актуальные проблемы педагогической деятельно­сти в школе для детей с трудностями обучения и отклоне­ниями в поведении. Суть методической работы психоло­гов – психологизация педагогического коллектива, направ­ленная на приоритет личности ребенка, его развития на основе учета индивидуальности. Кроме обязательной диа­гностической работы психологи постоянно ведут коррекционную работу, оказывая функциональную помощь де­тям с трудностями контакта, с проблемами в детско-родительских отношениях. Групповые и индивидуальные психологические занятия входят в расписание второй по­ловины дня как обязательные. Таким образом, содержа­нием психологического сопровождения образовательного процесса является диагностика психологического состоя­ния каждого ребенка и функциональная помощь всем нуждающимся.

8. Значимым компонентом модели образовательного процесса для подростков с трудностями социализации является внеклассная деятельность в режиме «школы полного дня», в который входит: организация двухразового питания; прогулка; время подготовки домашних заданий; психологические занятия; занятия в кружках дополнительного образования, работающих по единому общешкольному плану в рам­ках предметных месячников в течение всего учебного года; специально организованные занятия по развитию по­требности в самопознании и саморазвитии обучающихся; внеклассные мероприятия с максимальным включе­нием детей в творческую личностно-значимую деятель­ность; организация и педагогическая поддержка детского самоуправления; постоянное дифференцированное взаимодействие с родителями (в зависимости от возникающих проблем): ежемесячное родительское собрание для родителей одних учащихся, еженедельное - для других, ежедневное – для трудно адаптирующихся в школе детей.

При отсутствии в школе учащихся к первому уроку – оперативная утренняя связь с родителями обязательна. В зависимости от характера детско-родительских отноше­ний с родителями работают различные специалисты: врач, психолог, социолог, классный воспитатель, администратор.

Все эти составляющие образовательного процесса оп­ределяют содержание жизни детей и подростков, разви­вают навыки общения, создают условия для самораз­вития.

Ежемесячные выставки индивидуальных работ и груп­повых творческих работ, массовое участие в театрализо­ванных представлениях, викторинах, занимательных иг­рах, системе образовательных экскурсий (каждый класс в течение учебного года посещает 8-15 мероприятий в музеях и театрах города), система классных часов, пси­хологические занятия по теме «Познай себя», факульта­тивный курс «Мир человека» определяют понятие «со­держательная жизнь», модель сотрудничества детей и взрослых.

Организация деятельности детей в первичном детском коллективе по развитию межличностных отношений в соответствии с девизом «Понимание, помощь, поддерж­ка», создание условий для самоанализа собственного по­ведения каждого обучающегося, обсуждение этих вопро­сов на часах общения, ученическом совете, общешколь­ных итоговых линейках способствуют развитию навыков самооценки и ответственности в выборе действий.

Социальные обследования выпускников школы за пе­риод с 1993 года показали успешную адаптацию их в со­временном социуме, что дает основание предполагать, что названные компоненты являются оптимальной моделью образовательного процесса для детей и подростков с труд­ностями обучения и отклонениями в поведении.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

(Программно-методические материалы. Математика.

5-11 классы: Сб. норм. документов / Сост. Г.М. Кузнецова. –

 М.: Дрофа, 1999. – с. 50-59)



2019-12-29 281 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)