СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
И ОТКЛОНЕНИЯМИ В В ПОВЕДЕНИИ (школа-лаборатория № 196 г. Москвы) (Барышникова, Н. Структура модели образовательного процесса// Математика. – 2003. - № 23. – с. 5-6) Создание культурно-образовательного пространства как необходимого условия развития личности обучающихся является базовым для любого современного образовательного учреждения. Оно является обязательным в решении проблем социализации подростков с трудностями в обучении и отклонениями в поведении. Многолетняя работа педагогического коллектива школы-лаборатории № 196 над созданием модели образовательного процесса для подростков данного контингента позволяет утверждать, что обучение и воспитание может быть плодотворным только при преобразовании школьной среды в реабилитационное культурно-просветительное пространство с благоприятной психологической обстановкой взаимодействия и сотрудничества всех участников, осознающих приоритет развития личности ребенка, право на удовлетворение его базовых потребностей – защищенности, любви и уважении, радостной эмоциональной насыщенной деятельности – перед остальными задачами образовательного учреждения. Говоря о культурно-просветительном пространстве, надо иметь в виду не только просветительную направленность всего образовательного процесса в условиях школы, но и максимальное использование культурного потенциала г. Москвы через реализацию программы образовательных экскурсий в музеи и посещение театральных постановок театров. Составляющими культурно-просветительного реабилитационного пространства являются и внешнее эстетически выдержанное оформление помещений школы, и благоустроенность территории, щадящий характер общения всех участников образовательного процесса. В основе концепции работы школы-лаборатории № 196 лежит учение Л.С. Выготского о развитии ребенка, об учете зоны ближайшего развития проблемного ребенка, как условия успешности в обучении и воспитании; положение о коррекционной направленности образовательного процесса как процесса утверждения ребенка в своих возможностях; современные подходы к процессу образования, как средству, инструменту развития личности. Функционирование модели образовательного процесса с коррекционно-развивающей направленностью требует определенных управленческих действий, направленных на создание таких ее компонентов, которые в совокупности составляли бы систему комплексной психолого-медико-педагогической поддержки определенным образом организованной учебной и внеклассной деятельности обучающихся. Такими обязательными составляющими модели образовательного процесса для подростков с проблемами в обучении и воспитании являются: 1. Организованный процесс изучения особенностей личности, состояния психологических функций, эмоциональной сферы каждого обучающегося. В плане работы школы определяются виды, сроки обследований и тестирований по выявлению возможностей, особенностей психических функций, актуального уровня развития и зоны ближайшего развития ученика. 2. Ведение мониторинга обучаемости, рефлексивного поля обучающихся на протяжении учебного года и всех лет обучения. Два раза в год проводится сравнительный анализ состояния обученности, динамики состояния общеучебных умений, состояния продуктивности позитивной деятельности, уровня интереса, мотивации. 3. Организация комплексной помощи в зависимости от характера проблем подростка всеми специалистами: психотерапевтом, логопедом, дефектологом через систему специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий. Выявляются дети риска - учебного, психологического, социального, которые включаются в постоянные коррекционные занятия на основе индивидуального плана работы. 4. Обязательное отслеживание результативности комплексной помощи и организация взаимодействия всех работающих с подростком на малых педсоветах, ПМПК, посредством совместного ведения диагностической карты каждого ребенка. Диагностические карты учащихся, данные результативности обученности и воспитанности, сравнительные данные мониторинга состояния каждого ребенка, характеристики воспитателя и наблюдения учителей-предметников образуют диагностический паспорт класса. Диагностический паспорт класса - это банк данных, всесторонне характеризующий и особенности первичного детского коллектива, характер межличностных отношений, данные анкетирования детей и родителей. Диагностический паспорт класса хранится в медицинском кабинете и доступен каждому учителю, специалисту, работающему с классом. 5. Организация форм обучения – классного, группового, индивидуального- адекватно возможностям и состоянию подростка. 6. Обеспечение успешной учебной деятельности как основной психологической предпосылки формирования положительной направленности и социализации подростка. Это требует наличия в структуре учебной деятельности: максимальной индивидуализации приемов, оптимального сочетания индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности; работы по развитию ЗУН, которые у подростков с трудностями в обучении ниже возрастной нормы и требуют специальной работы педагогов и психологов (особого внимания требует работа по развитию речи, навыков смыслового чтения, навыков самоконтроля); специальных приемов развивающего обучения, включающих в себя развитие мышления, памяти, внимания, воображения, которые применяются в ходе изучения предметного материала и на специальных коррекционных занятиях с психологом и педагогами; специальных приемов мотивации на каждом этапе учебной деятельности с постепенным формированием иерархии мотивов, направленной на активизацию познавательных интересов и позитивной деятельности; специально созданного дидактического учебного материала, направленного на развитие мыслительных операций и являющегося средством организующей, стимулирующей и обучающей помощи (в зависимости от характера пособия). 7. Определение статуса психологической службы школы как компонента образовательного процесса. В работе психологов школы это находит отражение в традиционной просветительной работе с учителями, воспитателями, родителями, в специфической работе в методических предметных объединениях, творческих группах, разрабатывающих актуальные проблемы педагогической деятельности в школе для детей с трудностями обучения и отклонениями в поведении. Суть методической работы психологов – психологизация педагогического коллектива, направленная на приоритет личности ребенка, его развития на основе учета индивидуальности. Кроме обязательной диагностической работы психологи постоянно ведут коррекционную работу, оказывая функциональную помощь детям с трудностями контакта, с проблемами в детско-родительских отношениях. Групповые и индивидуальные психологические занятия входят в расписание второй половины дня как обязательные. Таким образом, содержанием психологического сопровождения образовательного процесса является диагностика психологического состояния каждого ребенка и функциональная помощь всем нуждающимся. 8. Значимым компонентом модели образовательного процесса для подростков с трудностями социализации является внеклассная деятельность в режиме «школы полного дня», в который входит: организация двухразового питания; прогулка; время подготовки домашних заданий; психологические занятия; занятия в кружках дополнительного образования, работающих по единому общешкольному плану в рамках предметных месячников в течение всего учебного года; специально организованные занятия по развитию потребности в самопознании и саморазвитии обучающихся; внеклассные мероприятия с максимальным включением детей в творческую личностно-значимую деятельность; организация и педагогическая поддержка детского самоуправления; постоянное дифференцированное взаимодействие с родителями (в зависимости от возникающих проблем): ежемесячное родительское собрание для родителей одних учащихся, еженедельное - для других, ежедневное – для трудно адаптирующихся в школе детей. При отсутствии в школе учащихся к первому уроку – оперативная утренняя связь с родителями обязательна. В зависимости от характера детско-родительских отношений с родителями работают различные специалисты: врач, психолог, социолог, классный воспитатель, администратор. Все эти составляющие образовательного процесса определяют содержание жизни детей и подростков, развивают навыки общения, создают условия для саморазвития. Ежемесячные выставки индивидуальных работ и групповых творческих работ, массовое участие в театрализованных представлениях, викторинах, занимательных играх, системе образовательных экскурсий (каждый класс в течение учебного года посещает 8-15 мероприятий в музеях и театрах города), система классных часов, психологические занятия по теме «Познай себя», факультативный курс «Мир человека» определяют понятие «содержательная жизнь», модель сотрудничества детей и взрослых. Организация деятельности детей в первичном детском коллективе по развитию межличностных отношений в соответствии с девизом «Понимание, помощь, поддержка», создание условий для самоанализа собственного поведения каждого обучающегося, обсуждение этих вопросов на часах общения, ученическом совете, общешкольных итоговых линейках способствуют развитию навыков самооценки и ответственности в выборе действий. Социальные обследования выпускников школы за период с 1993 года показали успешную адаптацию их в современном социуме, что дает основание предполагать, что названные компоненты являются оптимальной моделью образовательного процесса для детей и подростков с трудностями обучения и отклонениями в поведении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (Программно-методические материалы. Математика. 5-11 классы: Сб. норм. документов / Сост. Г.М. Кузнецова. – М.: Дрофа, 1999. – с. 50-59)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |