Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок




Соавтор А.В. Спиридонова

 

Изучение иностранного языка с раннего возраста в условиях современного образования становится чрезвычайно актуальным ввиду следующих факторов:

1) изменение экономических, политических, социальных условий жизни человечества, в которых курс взят на модернизацию экономики, международ­ное сотрудничество, политический диалог;

2) выделение в рабочей программе Евросоюза «Общее и профессиональ­ное образование 2010» в качестве ключевой компетенции европейца владение двумя иностранными языками, изучение которых необходимо начинать в ран­нем детстве [9];

3) распространение идеи билингвального образования, т.к. в мире увели­чивается число смешанных браков;

4) выделение системы раннего развития детей (от 0 до 3 лет) самостоя­тельным элементом в современной российской модели образования 2020.

Сегодня не существует единых стартовых возрастных рамок для изучения иностранного языка. Современный человек начинает свое образование в семье, а затем – в яслях и младших группах детского сада. Человек получает образо­вание в течение всей жизни.

Исследуя проблему раннего обучения иностранным языкам, мы столкну­лись с необходимостью разрешения противоречий, характерных для этого процесса, между:

- возрастом, сензитивным к овладению речью (с рождения до трех лет), и официальным возрастом начала изучения второго языка, указанным в государ­ственном стандарте – второй класс начальной школы;

- существованием в мире явления билингвизма и нежеланием признать факт, что раннее изучение иностранного языка благоприятно влияет на общее развитие ребенка и позволяет ему естественным образом овладеть вторым и третьим языками;

- желанием родителей обучать ребенка иностранному языку и недостаточ­ной разработанностью дидактических и методических средств ознакомления с иноязычной культурой в раннем возрасте.

Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в изменении традиционных взглядов на вопрос раннего обучения иностранным языкам, так как приобщение ребенка к иноязычной культуре с раннего возраста способствует его всестороннему развитию, развивает языковую способность, что в дальнейшем поможет ему стать успешным в мировой социальной среде и расширит его экономическую свободу.

Дети раннего возраста (1–3 года) очень восприимчивы к языкам. Исследо­вания речевой деятельности детей, изучавших два языка в возрасте до трех лет, показывают, что уровень владения иностранным языком у них выше, чем у лю­дей, начавших изучать иностранный язык после десяти лет [8]. Л.С. Выготский о раннем двуязычии писал, что «...ребенок проделывает двойную работу при овладении обоими языками без всякого замедления в речевом развитии и без всякого заметного добавочного труда, идущего на усвоение второй формы ре­чи» [3, с. 392]. При грамотно организованном обучении дети смогут добиваться более высоких результатов в освоении иностранных языков. Проанализировав литературные источники, диссертационные исследования, мы пришли к выводу, что понятие «искусственной языковой развивающей среды» требует более глубо­кой разработки. Изучив работы по созданию искусственной языковой среды та­ких исследователей, как Н.А. Малкина [5], Ш.А. Амонашвили, Н.Ю. Черепова [7], а также по созданию развивающей среды Л.С. Выготского, П.Я. Гальпери­на, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.А. Пет­ровского [6], Л.П. Стрелковой, исследование по созданию эмоциональной раз­вивающей среды Л.А. Максимовой [4], и взяв за основу определение Д.Н. Асановой о «языковой среде» [1], мы расширили понятие «искусственной языковой развивающей среды» (ИЯРС), под которым мы понимаем совокупность компо­нентов: пространственно-предметного, технологического и социального, обес­печивающих активизацию предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка, создающих соответствующий эмоциональный на­строй и способствующих овладению навыками беспереводной коммуникации.

Для всестороннего изучения процесса создания искусственной языковой развивающей среды как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста мы обратились к методу моделирования. Работа с моделями позволяет получить новую информацию об объекте, исследовать закономерно­сти, недоступные другим методам познания. Проблемой моделирования зани­мались такие ученые как Е.И. Видт, В.П. Давыдов, Е.П. Никитин, Ф.И. Пере­гудов, В.А. Штофф, А.И. Уемов, Л.М. Фридман и др. При моделировании по­является возможность отображать и воспроизводить аналог реально сущест­вующих или проектируемых явлений, а также выявлять структуру, элементы, свойства, взаимосвязи, взаимовлияния и отношения между элементами.

На основе системного, деятельностного и интегративного подходов нами разработана структурно-функциональная модель ИЯРС как средства активиза­ции предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка (рис. 1).

Выбор данного вида модели обусловлен предметом исследования. Под мо­делью ИЯРС как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста мы понимаем спроектированную систему, в которой при определенных условиях реализуется совместная деятельность педагога и ребенка и в процессе которой активизируется предметная деятельность и развивается языковая спо­собность ребенка, формируются иноязычные устно-речевые навыки. В модели мы выделили следующие компоненты: целевой, содержательный, организацион­ный, результативный. Для успешной реализации модели были выявлены усло­вия, обеспечивающие ее успешную реализацию. Под педагогическими условия­ми понимается совокупность мер, оптимизирующих активизацию предметной деятельности детей, отвечая сензитивным потребностям возрастного развития в период раннего детства. Мы выделили следующие условия: 1) язык обучения – английский; 2) максимальное количество детей – 10 человек; 3) частота занятий в неделю – четыре – пять раз; 4) возможность гибкого графика занятий в течение дня; 5) включенность в процесс обучения родителей, нянечек, воспитателей. Для проверки эффективности гипотезы была проведена опытно-поисковая работа. Этапы проведения опытно-поисковой работы по созданию искусственной язы­ковой развивающей среды: I. Исходно-диагностический – 2001–2003; II. Фор­мирующий – 2002–2008; III. Заключительно-обобщающий – 2008–2009.

Для проверки эффективности гипотезы была проведена опытно-поисковая работа. Этапы проведения опытно-поисковой работы по созданию искусствен­ной языковой развивающей среды: I. Исходно-диагностический – 2001–2003; II. Формирующий – 2002–2008; III. Заключительно-обобщающий – 2008–2009.

 

 

Рис. 1. Модель искусственной языковой развивающей среды как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка

 


В течение первого года обучения нами были проведены два промежуточ­ных среза и один итоговый срез в конце года. Оценка устно-речевых умений и навыков проводилась на основе требований, разработанных И.В. Вронской [2]. Однако учитывая возраст детей (2–3 года), мы скорректировали параметры. Ре­зультаты итогового среза первого года обучения представлены на диаграммах, где КППР – количество правильно понятых реплик, АСЗ – активный словарный запас, КВНС – количество выученных наизусть стихов, КК – количество карто­чек:

Группа № 1.

    Группа № 2.

Группа № 3.

Анализ результатов показал, что в результате активизации предметной деятельности детей раннего возраста были сформированы следующие устно-речевые навыки: в группах № 1 и № 2 дети понимают английскую речь, обращенную к ним, могут активно употреблять в речи слова и словосочетания, часть предложения-просьбы, могут рассказать наизусть стихи и петь песни, разучиваемые в течение года, могут сопоставить слово на карточке с картинкой или произнести его самостоятельно. В группе № 3 результаты оказались ниже, и подтвердилось наше предположение о том, что для эффективной реализации системы обучения детей раннего возраста английскому языку необходимо на­личие перечисленных выше условий. В группе № 3 эти условия или совсем не были соблюдены, или выполнялись частично.

Полученные данные позволили нам сделать вывод, что ИЯРС является приоритетным направлением в раннем обучении иностранным языкам и что система реализации искусственной языковой развивающей среды как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях анг­лийского языка эффективна, а результаты послужили базой для продолжения работы в данном направлении. В 2003–2008 гг. дети продолжили изучать анг­лийский язык в условиях ИЯРС и поступили в школы с углубленным изучени­ем английского языка. С 2003 года в группах 1 и 2 дополнительно началось изучение французского языка в условиях ИЯРС, подтвердив эффективность разработанной нами системы.

Библиографи ческий список

1. Асанова, Д.Н. Моделирование образовательной языковой среды для организации самостоятельной работы студентов. – Казахстан: Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова [Электронный ресурс] / http://www.rusnauka.com/ONG 2006/Pedagogica/l7746.doc.htm

2. Вронская, И.В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах неречевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Вронская. – СПб., 1999. – 242 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

4. Максимова, Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Максимова. – Екатеринбург. 2007. – 162 с.

5. Малкина, Н.А. Иноязычная развивающая среда и ее характеристики // Раннее обуче­ние английскому языку: теория и практика: сборник научно-методич. статей / Печата­ется по решению кафедры раннего обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 112 с.

6. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина и др. // Дошкольное образование в России. – М., 1993. – 198 с.

7. Черепова, Н.Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи: методи­ч. пособие по созданию языковой среды в детском саду. – М.: «Аквариум ЛТД». – К.: ГИППВ, 2000. – 72 с.

8. Age and the Acquisition of English as a Foreign Language / Edited by Maria del Pilar, Garcia Mayo and Maria Luisa Garcia Lecumberri. III. Series. – UK: Multilingual Matters Ltd., 2003. – 209 p.

9. http://www.multika.at/page2/page2.html

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2009. – № 8.

 



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)