Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его сохранению



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его сохранению 0.00 из 5.00 0 оценок




Соавторы М.В. Жукова, Е.В. Фролова

 

На современном этапе развития общества, который характеризуется как переходный, актуальными становятся новые типы школ, новые парадигмы, новые технологии. Вслед за изменением самого общества изменился его запрос на содержание образования подрастающего поколения.

Тема здоровья детей из разряда узкоспециальных переходит в категорию общезначимых. Ученым дает пищу для исследований, медикам – повседневную работу, депутатам – частенько козырь в предвыборной борьбе.

По данным исследований ученых, проведенных в 80-е годы XX столетия с применением метода глобального моделирования, сегодняшнее воздействие цивилизации на биосферу имеет такую мощность, что современные нагрузки могут привести к ее полной перестройке и созданию таких условий, при которых возможность существования человека на Земле будет полностью исключена [8].

Демографическое состояние в России характеризуется как катастрофическое: отмечается значительный рост смертности мужчин трудоспособного возраста, высокая смертность младенцев, что ведет к возрастанию естественной убыли населения, старению нации, уменьшению численности и доли детского населения, диспропорции полов. ООН и российские исследователи отмечают наличие «демографической катастрофы», сопровождающейся также ухудшением физического и психического здоровья населения и, в конечном итоге, значительными потерями в генофонде нации [12].

Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это означает, что из 10 человек здоровы только двое. Во введении к «Гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников….» (1996 г.) констатируется, что только 10 % детей школьного возраста могут считаться здоровыми [5].

К середине 90-х годов Россия оказалась на втором месте по количеству суицидов, которые объясняются экологическими проблемами, а также деструктивными социально-культурными процессами, происходящими в обществе, духовной напряженностью, психическими стрессами.

По данным демографов, сокращение численности населения России наблюдалось в прошлом веке четырежды: в период первой мировой и гражданской войн, репрессий 30-х годов, второй мировой войны и социально-экономических преобразований и политических кризисов 90-х годов. По прогнозу Росстатагентства, к 2015 году численность населения составит 138 млн человек и уменьшится, по сравнению с 1998 годом, на 6 % (более чем на 8,7 млн человек). ООН включила Россию в список десяти стран с самой низкой рождаемостью [2].

По данным исследований, численность абсолютно здоровых школьников к концу XX века составила 15 % от общего количества учащихся. 67 % детей имеют функциональные отклонения, 15 % детей, 25 % подростков и 40 % молодежи призывного возраста имеют проблемы с психическим здоровьем.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук выявил следующую динамику распределения детей по группам здоровья (табл.)[13]:

Таблица

Распределение детей по группам здоровья (%)

Группы здоровья детей 1960 г. 2000 г.
1 группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений   36,5   2,3
2 группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений   23,3   28,7
3 и 4 группа – больные в компенсированном и субкомпенсированном состоянии   40,2   60,7

 

По данным Минздрава, в России наблюдается деградация молодого поколения: акселерация уступила место децелерации (за последние годы количество низкорослых людей увеличилось в 20 раз).

По мнению экспертов, причинами столь тяжелой демографической картины являются:

· значительное падение доходов большей части населения;

· возрастающий дефицит личной безопасности;

· возрастание преступности и терроризма;

· угроза безработицы;

· служебные конфликты;

· «футурошок» (страх перед будущим);

· семейные проблемы [8].

Демографическая ситуация определяется прежде всего состоянием здоровья нации, мерой которого является продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни в России составляет 66,9 года (у мужчин 61 год, у женщин 73,1 года) [2].

Гален характеризовал здоровье как состояние, когда человек не страдает от боли и не ограничен в своей жизнедеятельности. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это стояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков [11].

Здоровьем популяции называют «…состояние (процесс) биологической и психосоциальной жизнеспособности населения, проживающего на определенной территории в ряду поколений, повышения его трудоспособности, роста экологического доминирования, совершенствования как вида» [7].

По показателям популяционного здоровья населения Россия занимает достаточно скромное место: в цепочке, отражающей улучшение популяционного здоровья («Первобытная Амазония – Верхняя Вольта – Зимбабве – Гаити – Мексика – Канада – Япония»), некоторые регионы можно поставить на одно место с Гаити [10].

Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной Организации Здравоохранения, исследуя проблему жизнеспособности различных наций и государств, оценили жизнеспособность России лишь в 1,4 балла по пятибалльной шкале. Ниже данного уровня начинается необратимая деградация страны. Подтверждением приведенных выводов служит противоестественная убыль населения. В настоящее время смертность в России составляет около 1,5 млн человек в год.

Давно уже неоспоримо, что здоровье – главное богатство и источник личного счастья человека. Парадокс же заключается в том, что столь же давно человек зачастую приносит в жертву свое здоровье и бодрость ради благосостояния и почета при получении образования и «радостей жизни». Ускоренный ритм жизни в современном обществе, достижения науки и технический прогресс, нехватка времени, полноценных продуктов, малая компетентность в вопросах собственного физического состояния привели к небрежному отношению большинства людей к собственному здоровью. Люди подвергают свое благополучие необоснованному риску, снижая потенциал прочности человеческого организма, заложенный природой. Н.М. Амосов говорил: «Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю. Каждый человек может быть здоровым собственными усилиями» [6].

Понятие «здоровье» – не только категория личного счастья человека, не только категория сохранения национального генофонда, но и важнейшая производственная сила, которая определяет экономическую мощь страны. Таким образом, «здоровье» является центральной, всеобъемлющей категорией в жизнедеятельности отдельной личности, общества и государства в целом.

Исследования отечественных и зарубежных ученых, данные статистических отчетов медицинских учреждений убеждают – в России остро стоит проблема здоровья нации. Выявлено, что 80 % населения имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Часть из них уже передается по наследству генетически. По данным Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, общая заболеваемость данной группы населения России имеет тенденцию к росту. Увеличение намечается по всем классам заболеваний:

· число болезней эндокринной системы выросло на 50,6 %;

· частота выявляемых функциональных нарушений возросла на 20 %;

· более чем у 25 % подростков отмечается задержка полового созревания;

· заболеваемость туберкулезом увеличивается на 5–15 % в год;

· выделен синдром «видеоигровой эпилепсии», обусловленный чрезмерным увлечением и нерегламентированной работой на компьютере;

· в связи с компьютеризацией возрастает опасность развития миопии со скоростью одна диоптрия в год;

· увеличивается число ВИЧ-инфицированных и больных гепатитами В и С подростков;

· с 1996 года количество детей от 0 до 14 лет больных сифилисом, увеличилось на 33,7 %, на 75 % увеличилось число больных сифилисом нервной системы;

· 14,5 % подросткового населения страны обращаются за психиатрической помощью. Наблюдается довольно заметный рост показателей заболеваемости психозами, слабоумием и умственной отсталостью, т.е. наиболее тяжелыми формами психических расстройств. У 75–78 % школьников выявлены неврозоподобные расстройства;

· ежегодно в наркологические учреждения обращаются за помощью 60 тыс. подростков и более 5 тыс. детей, больных алкоголизмом;

· заболеваемость наркоманией среди подростков в 2 раза превышает общий уровень. 629 из 100 000 детей и подростков имеют проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ [11].

Не менее важной представляется проблема здоровья учащейся молодежи. По данным исследований, студенты уже приходят в вуз с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, системы кровообращения и пищеварения, патологии опорно-двигательного аппарата; лишь третья часть студентов может быть отнесена к практически здоровым. Около 90 % первокурсников отмечают затруднения в учебной деятельности (ухудшение памяти, тревожность, немотивированные страхи). Особая проблема – болезни социального характера: алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, венерические заболевания, СПИД, туберкулез, суициды. Таким образом, социальное и физическое здоровье студентов требует комплексной защиты [14].

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье человека зависит от следующих факторов: системы здравоохранения (7–12 %), состояния окружающей среды (18–20 %), наследственности (20–22 %), образа жизни (50–52 %).

Причину детских болезней и психических недугов следует искать не только в социально-экономических бедствиях и экологических катастрофах, львиная доля факторов приходится на школу.

Сегодняшняя ситуация, связанная с состоянием здоровья детей, вызывает серьезную тревогу. Одним из факторов (далеко не единственным) здоровья детей и подростков является существующая система обучения. Мы подчеркиваем значимость данного фактора, поскольку, во-первых, в школе ребенок проводит около 70 % своего времени, во-вторых, организм ребенка в этот период является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов, и, в-третьих, эти воздействия длительны и систематичны [1]. Жизнедеятельность ребенка в современном обществе требует от него для собственного развития колоссальных физических, психических, интеллектуальных и духовных усилий. Следовательно, встает задача систематического восстановления всех затраченных сил и энергии. Помочь осознать необходимую ценность систематического поддержания здоровья, подсказать пути и способы оздоровления, выстроить систему собственных усилий ребенка в данном направлении есть важнейшая задача школы [6].

Практика показывает, что дети, обучающиеся в школе, по многим параметрам нуждаются в восстановлении здоровья. В нашей стране не так много учреждений, где созданы идеальные условия для отдыха и оздоровления детей. Эффективное функционирование имеющихся условий в образовательных учреждениях возможно только при целенаправленной систематической работе педагогов и других специалистов по оказанию помощи в вопросах собственного здоровья.

В процессе школьного обучения на ребенка воздействует ряд факторов: интенсификация учебного процесса, которая включает в себя не только увеличение количества учебных часов, но и особенности содержания образования и применяемых педагогических технологий, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья учащихся; постоянное увеличение и усложнение информации вызывает стресс, педагоги часто оказываются не в состоянии правильно диагностировать индивидуальные возможности развития учащегося, поскольку в педагогических вузах сокращаются курсы возрастной физиологии и гигиены. Наиболее часто проявляется такой фактор, как стресс, обусловленный межличностными конфликтами, авторитарным стилем педагога, социальной неадаптированностью учащихся, нарушением режимных моментов и режима питания и др. У значительной части подростков возникает постоянное перенапряжение и, как результат, нарушение психического и физического здоровья. Следующий фактор риска – несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащегося.К началу школьного обучения у значительной части детей (60–90 %) оказываются несформированными школьно значимые функции (организация деятельности, моторное и речевое развитие, восприятие и др.), неадекватная организация учебного процесса тормозит развитие ребенка, вызывая перенапряжение, стресс и нарушение здоровья. Сложился стереотип: количество уроков, интенсивность занятий вызывают перегрузки и в итоге стрессы. Основными причинами называют: плохо организованные уроки физической культуры, недостаточные по длительности перемены, что связано с переполняемостью школ и необходимостью вводить двух-, трехсменное обучение, плохое питание (или его отсутствие). Однако это лишь видимая часть проблемы. Существуют и другие, более значимые факторы:

· несовместимость новых образовательных технологий с реальными возможностями учащихся;

· обучение с ранних лет (доказано, что оно не только не стимулирует, но и тормозит здоровье детей);

· распространенное раннее (начиная с детского сада) тестирование личностных и индивидуальных способностей детей, что провоцирует стрессы;

· повышенная требовательность к детям, отсутствие эмоционального комфорта;

· эмоциональные перегрузки (степень эмоциональности урока прямо пропорциональна степени переутомления ученика) [3].

На этом этапе наиболее важной задачей становится совместное медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

По данным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих странах мира развивается под влиянием глобальной и региональных стратегий Всемирной Организации Здравоохранения по достижению здоровья для всех. Улучшение показателей здоровья может быть достигнуто через решение следующих задач:

· оздоровление окружающей среды;

· снижение распространенности вредных привычек поведения и питания;

· обучение здоровому образу жизни.

Модель поведения, сформированная в детстве, определяет уровень и продолжительность жизни человека и закладывает основы отношения к здоровью как общественной ценности.

Проблемы здоровья детей всегда находились в сфере интересов государства. Начиная с 1918 года, был принят ряд декретов, направленных на сохранение здоровья детей: об организации детского питания, об охране здоровья, об удовлетворении потребности школ в земельных участках для игр, физических упражнений и сельскохозяйственного труда учащихся, о нормировании учебной деятельности школьников и др. В 1944 году основана Академия педагогических наук РСФСР, в составе которой начал работать НИИ школьной гигиены во главе с Н.А. Семашко. С каждым годом государственный бюджет предусматривал все более значительное финансирование спортивно-оздоровительных мероприятий. Многочисленные исследования доказали, что в бурной продолжительной динамике улучшения состояния детей и подростков первостепенную роль сыграли социальные факторы. В период перестройки, становления рыночной экономики показатели заболеваемости детского населения стали возрастать, что обусловило пристальное внимание государства. Меры, предпринимаемые Министерством образования, отражены в следующих нормативно-правовых документах:

1. Рекомендации Министерства образования России от 09.09.92 г. № 30-95-6, касающиеся организации классов коррекционного обучения и открытия штатных психолого-медико-педагогических консультаций.

2. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 12.05.95 г. № 10/1 «О работе органов управления образованием по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях РФ». Решение предусматривает:

· принятие мер по сохранению и развитию сети образовательных учреждений санаторного типа, разработку санитарных норм для образовательных учреждений санаторного типа;

· разработку федеральной программы «Здоровье детей России», включающую раздел «Образование и здоровье»;

· обеспечение медико-биологической подготовки студентов педвузов;

· подготовку методических рекомендаций по вопросам гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни;

· организацию экспертизы учебных программ оздоровительных методик, технических средств обучения, используемых в общеобразовательных учреждениях, с позиции их влияния на здоровье.

В соответствии со ст. 28 Закона «Об образовании» Министерством образования совместно с Госкомсанэпиднадзором разработаны нормативно-правовые документы по созданию оптимальных условий, обеспечивающих охрану здоровья, санитарные нормы и требования для детских учреждений, утвержденные постановлениями Правительства от 28.08.97 г. № 1117 и от 19.09.97 г. № 1204.

В настоящее время ведется процесс разработки методических и организационных подходов к сохранению здоровья детей. Широкое распространение получили учебные программы, построенные с учетом принципа здоровьесохранения, под которым понимается «…совокупность всех условий, составляющих и обеспечивающих образовательный процесс с позиции здоровьесохранения» и который обусловливает основные направления деятельности учебного учреждения:

· осуществление образовательного процесса на основе соблюдения действующего законодательства в сфере охраны здоровья;

· обеспечение сохранения психического и физического здоровья обучающихся через создание благоприятного режима работы;

· учет возрастных особенностей учащихся в процессе валеологического воспитания;

· формирование личностных ценностей, связанных с самосохранением, саморазвитием, самореализацией на основе психического и физического здоровья при осуществлении нравственного воспитания;

· взаимодействие педагогических и медицинских работников в организации учебно-воспитательного процесса;

· проведение психолого-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья детей и педагогов;

· организация профилактической работы с семьей по проблемам здоровьесберегающего воспитания [11].

Как показывают исследования, основной психолого-педагогической проблемой для детей и подростков с ослабленным здоровьем является социальная дезадаптация и психо-эмоциональный дискомфорт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основной смысл и содержание работы по решению данной проблемы видится в гуманизации процессов развития этой многочисленной группы детского населения России.

Гуманистический взгляд на воспитание здорового молодого поколения гармонично связан с созданием системы условий освоения ценностей физической культуры, межличностного и интеллектуального развития, направленных на удовлетворение интересов и потребностей детей и подростков в социальном развитии, жизненном самоопределении и здоровье как факторе социального, интеллектуального, психологического и физического благополучия личности человека, что достигается через:

· овладение специальными знаниями, умениями и навыками социальной адаптации; общение, взаимодействие с другими людьми; самокоррекцию и реабилитацию;

· раннюю диагностику возможностей;

· коррекцию физического здоровья и овладение способами восстановления физического благополучия;

· соблюдение режима дня, питания; участие в спортивно-массовой и оздоровительной работе;

· тренинги общения, личностного роста, группового взаимодействия;

· индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком;

· овладение навыками жизнеобеспечения в экстремальных условиях [6].

 Основной просветительской задачей оздоровительной работы школы по-прежнему остается пропаганда среди детей и подростков здорового образа жизни, повышение уровня их здоровья путем разработки и внедрения в повседневную жизнь специальных систем и методик по его укреплению, использование природных факторов и спортивно-оздоровительной базы для физической закалки, реабилитации и оздоровления. Решение данной задачи может быть осуществлено посредством:

1. Формирования культуры здоровья педагогов (циклы лекций, консультации, изучение специальной литературы, разработка дидактических и методических пособий).

2. Создания в школе здоровьесберегающих условий (оздоровительная направленность обучения, адекватность учебных нагрузок, использование здания школы и прилегающего участка по назначению в соответствии с планировкой) [9].

Любая система эффективно функционирует, если все ее составные части согласованы друг с другом и подчинены единой цели. В данном случае нам представляется важным, чтобы в осуществлении процесса оздоровления были заинтересованы три стороны: индивид, общество, государство. Распределение усилий между ними можно представить следующим образом:

1) индивид:                                          

· овладение навыками общей культуры, включающей культуру тела, основы санитарии и гигиены;

· овладение многообразием способов двигательной активности;

· профилактика и отказ от вредных привычек;

· использование рекомендаций о рациональном питании;

· знание и использование способов социальной безопасности;

· владение простейшими приемами психотерапии и саморегуляции;

2) общество:

· создание общественного мнения («мода на здоровье»), формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;

· пропаганда здорового образа жизни;

· широкая система просвещения по вопросам здоровья;

· обучение основам здорового образа жизни;

· формирование банка данных методических разработок и здоровьесберегающих педагогических технологий;

3) государство должно задавать философию здорового образа жизни:

· способствовать осмысленному пониманию гражданами необходимости поддержания здоровья;

· создавать условия для благоприятной, природосообразной жизнедеятельности граждан (организационное обеспечение структуры оздоровления, финансовая поддержка оздоровительных мероприятий, моральные стимулы сохранения здоровья).

В мировой практике, в том числе и отечественной, оздоровительная работа рассматривается как создание единого физкультурно-оздоровительного пространства, способствующего познанию ребенком собственного организма, овладению многообразием двигательных навыков, бережному отношению к своему здоровью.

Содержание физкультурно-оздоровительного процесса в образовательных учреждениях может быть представлено следующими направлениями:

1. Информационное обеспечение: ведущей педагогической задачей данного направления оздоровительной работы является осмысленное изменение отношения к состоянию своего здоровья и физической культуре посредством накопления информации. Процесс информационного обеспечения подразумевает использование гибкой системы способов, приемов и средств помощи ребенку в:

· расширении информационного поля;

· осознании многообразия видов двигательной активности;

· знакомстве с различными способами поддержания и сохранения здоровья;

· создании индивидуальной системы оздоровления.

Для педагогов это возможность:

· диагностики состояния здоровья детей, их интересов и потребностей в этой сфере жизнедеятельности;

· установления обратной связи с целью своевременной координации и коррекции совместных усилий;

· профессионального роста.

Таким образом, информационное обеспечение позволит получать новые знания, расширять представление о двигательных возможностях людей, выявлять лидеров и организаторов среди детей и взрослых, проявлять индивидуальные, компенсаторные и другие возможности.

2. Обеспечение двигательной активности. Это направление может быть выражено заданной системой массовых и индивидуальных форм двигательной активности. Педагогическая задача – включение детей и подростков в активный двигательный режим с учетом возраста, пола, состояния здоровья, помощь в освоении максимально возможного разнообразия двигательных навыков. Решение ее возможно при активном участии детей в различных спортивных соревнованиях, состязаниях, конкурсах, прогулках с использованием нестандартного оборудования, инвентаря, площадок.

Таким образом, заданная система двигательной активности позволит ребенку приобрести бесценный опыт владения телом, избегать ситуаций, угрожающих здоровью.

3. Профилактика вредных привычек и развитие полезных. Суть педагогической помощи данного направления в совместном осмыслении причин выработанных привычек и способов их закрепления или устранения.

4. Рациональное питание. Сегодня малокомпетентность в вопросах питания, а отсюда и неразборчивость в выборе продуктов, превращает питание в серьезный фактор риска наряду с курением и употреблением алкоголя. Рациональное питание понимается как «правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования». Помощь педагога может быть выражена:

· в информировании ребенка о существующих системах питания и их влиянии на организм;

· в обучении пользоваться имеющейся информацией для создания индивидуальной системы питания;

· в обучении принимать пищу в определенные часы и в эмоционально приятной обстановке.

Рациональное питание имеет огромные потенциальные возможности, способствующие сохранению здоровья, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой умственной и физической работоспособности, а также активному долголетию. Отметим, что данное направление оздоровления наиболее трудно реализуемо ввиду социальной несамостоятельности и финансовой зависимости детей.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо, во-первых, признать существование проблемы сохранения и восстановления здоровья детей и подростков; во-вторых, прийти к общему понятийному уровню при обсуждении проблем оздоровительного процесса. Под оздоровлением важно увидеть системный процесс усилий индивида, общества и государства, направленный на уменьшение факторов риска для здоровья людей.

Во многих регионах разрабатываются и осуществляются образовательные программы, направленные на формирование и воспитание полноценной личности ребенка, скорректированные с учетом его интеллектуальных и физических возможностей, рекомендаций психологов и врачей, специфики взаимодействия с семьей ребенка.

Особую группу детского населения составляют дети с ограниченными возможностями. Необходимо значительно повысить роль системы образования в их развитии, воспитании и обучении. Имея в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, в жизни они нередко лишены возможности реализовать это право. Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, – создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

Повышению роли дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями способствует сложившаяся система мероприятий на федеральном уровне. На протяжении нескольких лет Минобразования совместно с Минкультуры России проводит Всероссийские фестивали детского художественного творчества; Минобразования России активно сотрудничает с общественными организациями – Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых, Всероссийским обществом глухих, Параолимпийским комитетом России, детским Орденом милосердия, родительскими организациями, защищающими права и оказывающими действенную помощь детям с ограниченными возможностями.

Вместе с тем требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовая и научно-методическая база деятельности учреждений образования, специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В постановлении Коллегии Минобразования России №1/2 от 18.01.2000 рекомендуется обратить особое внимание на развитие следующих направлений по реабилитации детей с ограниченными возможностями:

· интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников (активное привлечение к подготовке и проведению массовых мероприятий, участию в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне);

· допрофессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями с целью обеспечения их социальной защищенности;

· использование школы, детских и подростковых клубов по месту жительства для организации индивидуальных занятий с детьми, обучающимися на дому [4].

Не менее острой является проблема ухудшения здоровья студентов, являющихся стратегическим потенциалом нации. Программа сохранения здоровья студентов может иметь следующие направления.

Идеологический блок предполагает формирование у личности ответственного отношения к своему здоровью, культуры здорового образа жизни, самосохраняющих стратегий поведения.

Профилактический блок включает расширение инфраструктуры спортивно-оздоровительных комплексов, интенсификацию их работы.

Лечебный блок представлен межвузовскими поликлиниками и больницами, студенческими профилакториями.

Учебно-воспитательный блок предполагает расширение спектра дисциплин и спецкурсов, позволяющих сформировать умение ведения здорового образа жизни, применения методик самоконтроля и овладения средствами первичной профилактики.

Научный блок включает исследования по прогнозу и мониторингу здоровья и качества жизни студентов и преподавателей, оценке эффективности рекреационных и реабилитационных программ.

Социальный блок предполагает материальное обеспечение качества жизни студентов и преподавателей [14].

Будущие педагоги должны быть подготовлены к претворению в жизнь идеи защиты организма, сохранения и укрепления здоровья. Проблемы здоровья участников образовательного процесса отражаются в предлагаемых трех блоках содержания образования:

· инвариантном;

·  вариативно-специальном;

· вариативно-индивидуальном.

Сегодня молодое поколение, которое должно быть самой здоровой частью общества, теряет это исключительное качество. Необходимы радикальные меры, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей и молодежи. Таким образом, перед обществом встают новые научно-практические задачи, от решения которых зависит эффективность комплекса профилактических, организационных и других технологий, направленных на улучшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи.

 

Библиографи ческий список

1. Безруких, М.М. Каждый ребенок готов к обучению / М.М. Безруких // Экология и жизнь. – 2000. – № 3. – С. 69–72.

2. Вишневский, А. Демографический потенциал России / А. Вишневский // Вопросы экономики. – 1998. – № 5. – С. 112.

3. Дашковская, О. В поход за ученическим здоровьем / О. Дошковская // Учительская газета. – 1998. – № 11.

4. Для детей с ограниченными возможностями // Нар. образование. – 2000. – № 4–5. – С. 344–346.

5. Дыхан, Л.Б. Здоровье учителя: радость или преодоление / Л.Б. Дыхан // Нач. шк. – 2000. – № 3. – С. 89–91.

6. Ершова, Л.В. Пропаганда здорового образа жизни как основная задача оздоровительной работы школы / Л.В. Ершова. – Краснодар, 2000. – 56 с.

7. Казначеев, В.П. Экология человека: проблемы и перспективы / В.П. Казначеев // Экология человека. Основные проблемы. – М., 1998. – С. 19–20.

8. Когай, Е.А. Экология и здоровье человека / Е.А. Кагай // Нар. образование. – 2001. – № 3. – С. 105–119.

9. Попова, А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. – 2001. – № 4. – С. 80–84.

10. Прохоров, Б.Б. Популяционное здоровье во времени и пространстве / Б.Б. Прохоров // Человек. – 1995. – № 5. – С. 134.

11. Резер, Т.М. Учебный процесс и здоровье учащихся: метод. рекомендации для учреждений проф. образования / Т.М. Резер / – М.: Изд. центр «АПО». – 2002. – 51 с.

12. Римашевская, Н.М. Русский крест / Н.М. Римашевская // Природа. –

1999. – № 6. – С. 5.

13. Сергеева, О.Н. Управление процессом формирования здорового образа жизни детей и подростков / О.Н. Сергеева // Образование. – 2002. – № 5. –С. 98–102.

14. Сидоров, П. Здоровье молодежи – здоровье нации / П. Сидоров // Высш. образование в России. – 2000. – № 3. – С. 39–42.

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.3.

Физическое развитие и здоровье школьников. – 2003. – Вып.16.

 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его сохранению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его сохранению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)