Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Применение рассмотренных методов обработки фактуального




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знания может привести к обнаружению некоторой объективной регу-

Лярности, к обобщениям на эмпирическом уровне. В связи с этим вы-

Сказывается предположение о том, что эта регулярность обладает стату-

Сом закона. Однако исследователь всё еще остается на эмпирическом

93

Уровне познания, поскольку и гипотеза, и закон – это пока эмпириче-

Ские формы знания. В чем их гносеологические особенности? Специфи-

Ка эмпирической гипотезы состоит в том, что она является вероятност-

Ным знанием; носит описательный характер, т. е. содержит предполо-

Жение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему; обобщает

Результаты непосредственного наблюдения и выдвигает предположение

О характере эмпирических зависимостей; формулируется средствами

языка, содержащего термины наблюдения. Примеры таких гипотез:

«чем сильнее трение, тем большее количество тепла выделяется»; «лю-

Бое цветовое ощущение вызывается комбинацией только трех цветов

(гипотеза Гельмгольца); «металлы расширяются при нагревании» и др.

Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятност-



Ного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фикси-

рующего количественные и иные зависимости, полученные __________опытным

Путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом

Его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного

Знания, которое формулируется с помощью математических абстрак-

Ций, а также в результате теоретических рассуждений, главным образом

Как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объ-

Ектами.

Иллюстрируя эти положения, В. С. Швырев приводит следующий

Пример: закон Бойля – Мариотта как эмпирический выражает отноше-

Ние между внешними параметрами газа, т. е. в сфере явления; в молеку-

Лярно-кинетической теории он выводится в результате определенного

Мысленного эксперимента (теоретический метод) над моделью идеаль-

Ного газа. Как теоретический он предстает законом о состоянии давле-

Ния и объема идеального газа, выражает необходимые, сущностные со-

отношения между внутренними структурами [103].

Итак, эмпирический уровень исследования достиг своего потолка,

Завершившись не созданием теории (как иногда ожидают), но лишь

Первоначальными обобщениями типа эмпирических законов и гипотез.

Исследования __________последних десятилетий показали, что теорию нельзя по-

Лучить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов,

Она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее

Создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, пе-

Реход на качественно иной уровень познания, требующий творчества

И таланта исследователя. Это подтверждается, в частности, многочис-

Ленными высказываниями великого А. Эйнштейна о том, что нет логи-

Чески необходимого пути от опытных данных к теории; понятия, возни-

Кающие в процессе нашего мышления, с чисто логической точки зрения

«являются свободными творениями разума, которые нельзя получить из

Ощущений».

94

Тема 7

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

УРОВНЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы построения и исследования идеализированного объекта

Методы построения и обоснования теоретического знания

Методы построения и исследования

Идеализированного объекта

Задача познания – не только обнаружить эмпирические зависимо-

Сти, но объяснить их основания и причины, для чего необходимо обра-

Титься к другим методам и формам научно-познавательной деятельно-

Сти с целью построения идеального объекта и выдвижения объясни-

Тельной гипотезы. Это и означает переход на другой – теоретический

Уровень исследования, который объективно необходим, поскольку тео-

Ретические знания, как это было обосновано многими учеными, начиная

С А. Эйнштейна, невозможно вывести из опыта с помощью индуктивно-

Го обобщения. Оно расширяет область обобщения, но не переводит по-

Знание на новый уровень и не меняет его вероятностного характера.

К теоретическому уровню относят все те формы познания, в которых

В логической форме формулируются законы и другие всеобщие и необ-

Ходимые связи объективного мира, а также получаемые с помощью ло-

Гических средств выводы и вытекающие из теоретических посылок

Следствия. Теоретический уровень представляет собой различные фор-

Мы, приемы и этапы опосредованного познания действительности.

Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости

От выполняемых ими функций можно разбить на две группы и отразить

в таблицах. Первая группа – методы и формы познания, с помощью ко-

Торых создается и исследуется идеализированный объект, представ-

Ляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чис-

Том» виде. Вторая группа – методы построения и оправдания теорети-

Ческого знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в ре-

Зультате статус теории.

Методы первой группы создают возможность построить идеаль-

Ную знаковую модель и заменить изучение реальных объектов и про-




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7