Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным 0.00 из 5.00 0 оценок




содержанием. В мысленном эксперименте участвуют специфические

Воображаемые объекты, например тележка, движущаяся без сопротив-

Ления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты,

Падающие в безвоздушное пространство, и т. п.

Мысленный эксперимент предполагает оперирование с мыслен-

Ными моделями, представление о которых разработано в концепции

В. А. Штоффа. Как и материальные, мысленные модели выполняют од-

Новременно функции упрощения, идеализации, отображения и замеще-

Ния реального объекта. В истории науки это, например, первоначальные

Атомные модели вещества, модели атомов и молекул, модели газов,

Волновая и корпускулярная модели света и др.. Подобные модели при-

99

Меняются и в социальных науках, например модель простого товарного

Хозяйства и общества, состоящего из собственников средств производ-

Ства, обменивающих товары в условиях разделения труда, – именно та-

Кую модель общества и описывает теория стоимости. Конструируемые

Учеными абстрактные, идеализированные мысленные модели выступа-

Ют промежуточным звеном между утверждениями теории и действи-

Тельностью, с той или иной степенью приближения они дают знания об

объекте, поскольку создаются на основе отношения сходства с ним –

изоморфизма или гомоморфизма [105; с. 236–237].

Очевидно, что такого рода «эксперимент», являясь необходимой

Теоретической формой научного мышления и способствуя разработке

Теории, не может, однако, рассматриваться как эмпирическая проверка

И метод подтверждения знания, у него другая функция в построении

И обосновании теории.

Поясним это примером. Полученное на эмпирическом уровне ве-

Роятностное обобщение – эмпирический закон – не может стать всеоб-

Щим, необходимым знанием путем дальнейшего увеличения числа на-

Блюдений, обрабатываемых с помощью индукции. Необходим переход

На теоретический уровень, который осуществляется путем введения аб-

Страктных объектов, таких, как, например, идеальный газ – набор иде-

Ально упругих и бесконечно малых соударяющихся частиц, идеальный

Сосуд, в который заключены эти частицы, идеальный поршень, который

Сжимает этот газ. В ходе мысленного эксперимента устанавливается,

Что суммарная сила на единицу площади всех ударов идеально упругих

Частиц характеризует давление газа, математически выражаемое как

рV = соnst, зафиксированное ранее в опыте. Приведя этот пример,

В. С. Cтепин отмечает, что эта формула в результате «была возведена

В ранг теоретического закона и приобрела признаки всеобщности и не-

обходимости» [85; с. 139].

Важнейшим средством построения и исследования идеализиро-

Ванного теоретического объекта является формализация. Под формали-

Зацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых раз-

Нообразных объектов путем отображения их содержания и структуры

В знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных

Языков. В разделе о языке науки уже были даны правила построения

Формализованных языков и показана эвристическая ценность их приме-

Нения, которая состоит в том, что введение символики обеспечивает

Полноту обозрения определенной области проблем, краткость и чет-

Кость фиксации знания, позволяет избежать многозначности терминов.

Познавательная ценность формализации состоит также в том, что она

Является средством систематизации содержания и уточнения логиче-

Ской структуры теории. Под аксиомами и постулатами понимаются ут-

100

Верждения, принимаемые в рамках какой-либо теории как истинные,

Хотя и недоказуемые ее средствами. Реконструкция научной теории

В формализованном языке позволяет проследить логическую зависи-

Мость между различными положениями теории, выявить всю совокуп-

ность __________предпосылок и оснований, исходя из которых она развертывается,

Что позволяет уточнить неясности, неопределенности, предотвратить

Парадоксальные ситуации. Формализация теории выполняет также

Своеобразные унифицирующие и обобщающие функции, позволяя ряд

Положений теории экстраполировать на целые классы научных теорий

И применять формальный аппарат для синтеза ранее не связанных тео-

Рий. Одно из наиболее ценных достоинств формализации – ее эвристи-

Ческие возможности, в частности возможность обнаружения и доказа-

Тельства ранее неизвестных свойств изучаемых объектов.

Создание формализованных описаний не только имеет собственно

Познавательную ценность, но является условием для использования на

Теоретическом уровне математического моделирования. Широкое приме-

Нение математическое моделирование получило в конце 40-х гг. ХХ в. как

Теоретический метод исследования количественных закономерностей

Процессов, изучаемых не только отдельными науками, но и такими

Междисциплинарными направлениями, как кибернетика, исследование

Операций, теория систем, когнитивные науки. Математическая модель,

Представляющая собой знаковую структуру, имеет дело с абстрактными

Объектами – математическими величинами, понятиями, отношениями,



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)