Сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным
содержанием. В мысленном эксперименте участвуют специфические Воображаемые объекты, например тележка, движущаяся без сопротив- Ления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты, Падающие в безвоздушное пространство, и т. п. Мысленный эксперимент предполагает оперирование с мыслен- Ными моделями, представление о которых разработано в концепции В. А. Штоффа. Как и материальные, мысленные модели выполняют од- Новременно функции упрощения, идеализации, отображения и замеще- Ния реального объекта. В истории науки это, например, первоначальные Атомные модели вещества, модели атомов и молекул, модели газов, Волновая и корпускулярная модели света и др.. Подобные модели при- 99 Меняются и в социальных науках, например модель простого товарного Хозяйства и общества, состоящего из собственников средств производ- Ства, обменивающих товары в условиях разделения труда, – именно та- Кую модель общества и описывает теория стоимости. Конструируемые Учеными абстрактные, идеализированные мысленные модели выступа- Ют промежуточным звеном между утверждениями теории и действи- Тельностью, с той или иной степенью приближения они дают знания об объекте, поскольку создаются на основе отношения сходства с ним – изоморфизма или гомоморфизма [105; с. 236–237]. Очевидно, что такого рода «эксперимент», являясь необходимой Теоретической формой научного мышления и способствуя разработке Теории, не может, однако, рассматриваться как эмпирическая проверка И метод подтверждения знания, у него другая функция в построении И обосновании теории. Поясним это примером. Полученное на эмпирическом уровне ве- Роятностное обобщение – эмпирический закон – не может стать всеоб- Щим, необходимым знанием путем дальнейшего увеличения числа на- Блюдений, обрабатываемых с помощью индукции. Необходим переход На теоретический уровень, который осуществляется путем введения аб- Страктных объектов, таких, как, например, идеальный газ – набор иде- Ально упругих и бесконечно малых соударяющихся частиц, идеальный Сосуд, в который заключены эти частицы, идеальный поршень, который Сжимает этот газ. В ходе мысленного эксперимента устанавливается, Что суммарная сила на единицу площади всех ударов идеально упругих Частиц характеризует давление газа, математически выражаемое как рV = соnst, зафиксированное ранее в опыте. Приведя этот пример, В. С. Cтепин отмечает, что эта формула в результате «была возведена В ранг теоретического закона и приобрела признаки всеобщности и не- обходимости» [85; с. 139]. Важнейшим средством построения и исследования идеализиро- Ванного теоретического объекта является формализация. Под формали- Зацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых раз- Нообразных объектов путем отображения их содержания и структуры В знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных Языков. В разделе о языке науки уже были даны правила построения Формализованных языков и показана эвристическая ценность их приме- Нения, которая состоит в том, что введение символики обеспечивает Полноту обозрения определенной области проблем, краткость и чет- Кость фиксации знания, позволяет избежать многозначности терминов. Познавательная ценность формализации состоит также в том, что она Является средством систематизации содержания и уточнения логиче- Ской структуры теории. Под аксиомами и постулатами понимаются ут- 100 Верждения, принимаемые в рамках какой-либо теории как истинные, Хотя и недоказуемые ее средствами. Реконструкция научной теории В формализованном языке позволяет проследить логическую зависи- Мость между различными положениями теории, выявить всю совокуп- ность __________предпосылок и оснований, исходя из которых она развертывается, Что позволяет уточнить неясности, неопределенности, предотвратить Парадоксальные ситуации. Формализация теории выполняет также Своеобразные унифицирующие и обобщающие функции, позволяя ряд Положений теории экстраполировать на целые классы научных теорий И применять формальный аппарат для синтеза ранее не связанных тео- Рий. Одно из наиболее ценных достоинств формализации – ее эвристи- Ческие возможности, в частности возможность обнаружения и доказа- Тельства ранее неизвестных свойств изучаемых объектов. Создание формализованных описаний не только имеет собственно Познавательную ценность, но является условием для использования на Теоретическом уровне математического моделирования. Широкое приме- Нение математическое моделирование получило в конце 40-х гг. ХХ в. как Теоретический метод исследования количественных закономерностей Процессов, изучаемых не только отдельными науками, но и такими Междисциплинарными направлениями, как кибернетика, исследование Операций, теория систем, когнитивные науки. Математическая модель, Представляющая собой знаковую структуру, имеет дело с абстрактными Объектами – математическими величинами, понятиями, отношениями,
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |