Которые допускают различные интерпретации. Соответственно, одна
И та же модель может применяться в различных науках. Значение мате- Матической модели при разработке теории определяется тем, что она, Отображая определенные свойства и отношения оригинала, замещает его в определенном плане и дает новую, более глубокую и полную ин- Формацию об оригинале. Математическая модель, как правило, имеет вид уравнения или Системы уравнений различного типа вместе с необходимыми для ее ре- Шения начальными и граничными условиями, значениями коэффициен- Тов уравнений и другими параметрами. В связи с абстрактным характе- Ром математической модели возникает проблема интерпретации и кон- Кретизации тех абстрактных объектов, которые фигурируют в ней. Эта Ситуация типична для использования при построении теории уже гото- Вой, созданной в теоретической математике абстрактной структуры. В этом случае речь идет о правомерности использования этой гипотети- Ческой модели и о способах ее интерпретации. Другой случай: эмпириче- Ские исследования конкретной науки ставят задачу создания новой мате- матической модели для решения проблем именно данной науки [100]. 101 Проблемы математических моделей получают новое развитие в связи С компьютеризацией и развитием когнитивных наук. Построение теории предполагает синтез знания, полученного при Исследовании идеализированного объекта (модели), выявление и обос- Нование знания на новом уровне – не описания, но объяснения научных Фактов. Методы построения И обоснования теоретического знания Здесь рассматриваются ведущие способы построения и склады- Вающаяся при этом структура теоретического знания. К ним тесно при- Мыкают методы оправдания теории – термин, включающий различные Методологические процедуры и критерии, направленные на подтвер- Ждение истинности теории или достаточной ее обоснованности. При Этом предполагаются разные степени подтверждаемости: первичная Форма теоретического знания – гипотеза, которая, получив высокую Степень подтверждения или оправдания, приобретает статус теории, в Свою очередь, не теряющей возможности дальнейшего изменения и со- Вершенствования. Момент гипотетичности не может быть полностью Устранен, а теория – раз и навсегда «проверенной» и полностью под- Твержденной, как это представлялось в стандартной концепции науки. В Реальной практике научных исследований теория остается открытой, ее Понятия и принципы могут быть использованы для объяснения новых Ситуаций, что потребует дальнейшего уточнения и нового подтвержде- Ния. Оправдание теории в целом носит относительный характер, пред- Полагает ее соотнесение с другими – конкурирующими теориями, Имеющими тот же эмпирический базис; наконец, ее принятие тем или Иным научным сообществом. Ведущие методы и формы знания этой Группы познавательных средств теоретического уровня представлены в табл. 4 [58; с. 308]. Таблица 4 Методы построения и оправдания теоретического знания Формы знания Гипотетико-дедуктивный метод Гипотеза, Теория Конструктивно-генетический метод Исторический и логический методы Методы оправдания: проверка или верификация, Фальсификация; логическое, математическое доказательства Один из ведущих способов построения теории в современной Науке – гипотетико-дедуктивный метод, главная составляющая которо- 102 Го – гипотеза – форма вероятностного знания, истинность или ложность Которого еще не установлена. Объяснение причин и закономерностей Эмпирически исследуемых явлений, являющееся функцией теории, вы- Сказывается первоначально в вероятностной, предположительной фор- Ме, т. е. в виде одной или нескольких конкурирующих гипотез. При Проверке гипотезы из ее положений-посылок по правилам дедуктивного Вывода получают следствия, принципиально проверяемые в экспери- Менте. Необходимость таких процедур, в частности, объясняется тем, Что в гипотезе высказываются суждения о свойствах, отношениях И процессах, непосредственно не доступных наблюдению, требующих Догадки, воображения, вообще – творчества. Можно указать на ряд условий-требований к выдвижению и со- Стоятельности гипотезы, повышающих ее эффективность, вносящих __________элемент нормативности в этот творческий процесс . Одно из главных Мировоззренческих условий – исходить из естественнонаучных, а не ре- Лигиозных, мистических или псевдонаучных представлений о действи- Тельности. Часто оно реализуется исследователем интуитивно, неосоз- Нанно, на уровне научных убеждений или здравого смысла. Очевидно, Что это общее условие-требование не гарантирует прямого выхода на Наиболее эффективную гипотезу, поскольку ему может отвечать неоп- Ределенное множество гипотез. Однако соблюдение данного условия Позволяет как бы ввести запрет на гипотезы, включающие некие Сверхъестественные силы либо концепции, заведомо игнорирующие но- Вые идеи о развитии природы, общества и познания. Специально-научное и методологическое требование – выдвигае-
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |