Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Которые допускают различные интерпретации. Соответственно, одна



2019-12-29 325 Обсуждений (0)
Которые допускают различные интерпретации. Соответственно, одна 0.00 из 5.00 0 оценок




И та же модель может применяться в различных науках. Значение мате-

Матической модели при разработке теории определяется тем, что она,

Отображая определенные свойства и отношения оригинала, замещает

его в определенном плане и дает новую, более глубокую и полную ин-

Формацию об оригинале.

Математическая модель, как правило, имеет вид уравнения или

Системы уравнений различного типа вместе с необходимыми для ее ре-

Шения начальными и граничными условиями, значениями коэффициен-

Тов уравнений и другими параметрами. В связи с абстрактным характе-

Ром математической модели возникает проблема интерпретации и кон-

Кретизации тех абстрактных объектов, которые фигурируют в ней. Эта

Ситуация типична для использования при построении теории уже гото-

Вой, созданной в теоретической математике абстрактной структуры.

В этом случае речь идет о правомерности использования этой гипотети-

Ческой модели и о способах ее интерпретации. Другой случай: эмпириче-

Ские исследования конкретной науки ставят задачу создания новой мате-

матической модели для решения проблем именно данной науки [100].

101

Проблемы математических моделей получают новое развитие в связи

С компьютеризацией и развитием когнитивных наук.

Построение теории предполагает синтез знания, полученного при

Исследовании идеализированного объекта (модели), выявление и обос-

Нование знания на новом уровне – не описания, но объяснения научных

Фактов.

Методы построения

И обоснования теоретического знания

Здесь рассматриваются ведущие способы построения и склады-

Вающаяся при этом структура теоретического знания. К ним тесно при-

Мыкают методы оправдания теории – термин, включающий различные

Методологические процедуры и критерии, направленные на подтвер-

Ждение истинности теории или достаточной ее обоснованности. При

Этом предполагаются разные степени подтверждаемости: первичная

Форма теоретического знания – гипотеза, которая, получив высокую

Степень подтверждения или оправдания, приобретает статус теории, в

Свою очередь, не теряющей возможности дальнейшего изменения и со-

Вершенствования. Момент гипотетичности не может быть полностью

Устранен, а теория – раз и навсегда «проверенной» и полностью под-

Твержденной, как это представлялось в стандартной концепции науки. В

Реальной практике научных исследований теория остается открытой, ее

Понятия и принципы могут быть использованы для объяснения новых

Ситуаций, что потребует дальнейшего уточнения и нового подтвержде-

Ния. Оправдание теории в целом носит относительный характер, пред-

Полагает ее соотнесение с другими – конкурирующими теориями,

Имеющими тот же эмпирический базис; наконец, ее принятие тем или

Иным научным сообществом. Ведущие методы и формы знания этой

Группы познавательных средств теоретического уровня представлены в

табл. 4 [58; с. 308].

Таблица 4

Методы построения и оправдания теоретического знания Формы знания

Гипотетико-дедуктивный метод

Гипотеза,

Теория

Конструктивно-генетический метод

Исторический и логический методы

Методы оправдания: проверка или верификация,

Фальсификация; логическое, математическое доказательства

Один из ведущих способов построения теории в современной

Науке – гипотетико-дедуктивный метод, главная составляющая которо-

102

Го – гипотеза – форма вероятностного знания, истинность или ложность

Которого еще не установлена. Объяснение причин и закономерностей

Эмпирически исследуемых явлений, являющееся функцией теории, вы-

Сказывается первоначально в вероятностной, предположительной фор-

Ме, т. е. в виде одной или нескольких конкурирующих гипотез. При

Проверке гипотезы из ее положений-посылок по правилам дедуктивного

Вывода получают следствия, принципиально проверяемые в экспери-

Менте. Необходимость таких процедур, в частности, объясняется тем,

Что в гипотезе высказываются суждения о свойствах, отношениях

И процессах, непосредственно не доступных наблюдению, требующих

Догадки, воображения, вообще – творчества.

Можно указать на ряд условий-требований к выдвижению и со-

Стоятельности гипотезы, повышающих ее эффективность, вносящих

__________элемент нормативности в этот творческий процесс . Одно из главных

Мировоззренческих условий – исходить из естественнонаучных, а не ре-

Лигиозных, мистических или псевдонаучных представлений о действи-

Тельности. Часто оно реализуется исследователем интуитивно, неосоз-

Нанно, на уровне научных убеждений или здравого смысла. Очевидно,

Что это общее условие-требование не гарантирует прямого выхода на

Наиболее эффективную гипотезу, поскольку ему может отвечать неоп-

Ределенное множество гипотез. Однако соблюдение данного условия

Позволяет как бы ввести запрет на гипотезы, включающие некие

Сверхъестественные силы либо концепции, заведомо игнорирующие но-

Вые идеи о развитии природы, общества и познания.

Специально-научное и методологическое требование – выдвигае-



2019-12-29 325 Обсуждений (0)
Которые допускают различные интерпретации. Соответственно, одна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Которые допускают различные интерпретации. Соответственно, одна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)