Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокуль-



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокуль- 0.00 из 5.00 0 оценок




Турных потребностей конституировалась объектно-предметная область

Социально-гуманитарного познания, слоистая по своей конституции, что

И определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (эко-

Номика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных

(филология, история, культурология, философия и др.), имеющих разли-

Чие в предмете, методе и функциях. Так, предметом социальных наук яв-

Ляется общество в целом или законы развития его подсистем (экономиче-

Ской, политической, социальной и т. п.), формы общественных отноше-

Ний, социальные общности и механизмы их связей и т. д. Знание об этих

Сферах необходимо для управления социальным развитием, для его про-

гнозирования, для разработки стратегических планов и целей обществен-

Ного развития. Гуманитарные науки своим предметом имеют внутреннюю

Духовную жизнь человека. Для них важно раскрыть пути и формы форми-

Рования человека как личности, жизненноважные ценности и смыслы че-

Ловеческого существования.

Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. «Смысл

Предстает как духовная направленность бытия человека, как его само-

Достаточное основание, реализация высших культурно-исторических

Ценностей, как истина, добро и красота». Гуманитарное познание и при-

111

Звано выявить и обосновать смысл существующего. А смысловые глу-

Бины мира культуры, как тонко подметил М. М. Бахтин, так же бездон-

Ны, как и глубины материи.

Нужно иметь в виду, что понятие «смысл» – очень сложное, мно-

Гогранное, многоаспектное и, можно сказать, довольно расплывчатое.

Приведенное выше определение – лишь одно из многих. Прежде всего

Отметим, что в обычной, повседневной речи смысл – это синоним зна-

чения, которое есть содержание, связываемое с тем или иным выраже-

Нием (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значения

Языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике.

В более широком плане смысл – это: а) идеальное содержание,

Идея, сущность; б) предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо

(смысл жизни, смысл истории и т. д.); в) целостное содержание какого-

Либо высказывания, не сводимое к значениям его элементов, но само

Определяющее эти значения (например, смысл художественного произ-

ведения и т. д.); г) назначение, цель какого-либо поступка, действия;

Д) направленность к чему-либо; е) разумное основание чего-нибудь (не-

Разумное основание бессмысленно); ж) «здравый смысл» – толковость,

Рассудительность и т. д.

Так, например, М. Хайдеггер считает, что «понять направление,

В каком вещь уже движется сама по себе – значит увидеть ее смысл. Во

Вникании в такой смысл – суть осмысления. Под осмыслением подразу-

Мевается большее осознание чего-либо». Иначе говоря, во-первых, под

Смыслом необходимо понимать «к чему» и «ради чего» всякий посту-

Пок, поведение и свершение. Во-вторых, у смысла есть направленность,

Точнее, – он сам есть направленность к какому-то концу. В-третьих, со-

Гласно Хайдеггеру, идеалы и нормы, принципы и правила, цели и цен-

Ности учреждены «над» сущим, чтобы придать ему в целом цель, поря-

Док и – как вкратце говорят – «смысл» всякого поступка, поведения

и свершения [96].

Таким образом, в __________социально-гуманитарном познании вещь рас-

Сматривается не в ее пространственно-временных параметрах, а как но-

Ситель смысла, воплощение вне- и сверхпредельных значений, как знак,

Символ человеческого проявления. А это значит, что сознание в сфере

Гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи,

А к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не вещнонатуралистически,

А духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая

Пониманию и истолкованию. В связи с этим ряд авторов отличают

Предмет гуманитарного знания («мир человека») от его объекта. По-

Следний и толкуется как смысл, «смысловая реальность», которая раз-

Вертывается при контакте с соответствующими фрагментами объектив-

ной реальности. Отсюда следует, что «…объект гуманитарного знания

112

Образует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а про-

Странство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих

при усвоении и освоении культуры» [47; с. 106].

Касаясь смыслового аспекта социального познания, необходимо

Заметить, что процедуры осмысления не тождественны актам доказа-

Тельства и объяснения. Осмысление затрагивает внутренние духовные

Установки личности, связанные с его общими мировоззренческими ори-

Ентирами. Зачастую человек вообще не в состоянии объяснить и тем бо-

Лее рационально обосновать принимаемый или отвергаемый им смысл.

В процессе постижения смысла огромную роль играют внерациональ-

Ные факторы познавательной активности. Именно они во многом при-

Дают особую экзистенциальную ценность тем или иным смыслам чело-

Веческой жизни.

Благодаря этим знаниям, полученным в данной научной области,

Общество может осмысливать цели и перспективы развития. В соответ-

Ствии с предметом в социальных и гуманитарных науках применяются

Определённые средства, приёмы и методы познания.

Осмысление природы социально-гуманитарных наук, их предме-



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокуль- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокуль-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)