Культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокуль-
Турных потребностей конституировалась объектно-предметная область Социально-гуманитарного познания, слоистая по своей конституции, что И определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (эко- Номика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных (филология, история, культурология, философия и др.), имеющих разли- Чие в предмете, методе и функциях. Так, предметом социальных наук яв- Ляется общество в целом или законы развития его подсистем (экономиче- Ской, политической, социальной и т. п.), формы общественных отноше- Ний, социальные общности и механизмы их связей и т. д. Знание об этих Сферах необходимо для управления социальным развитием, для его про- гнозирования, для разработки стратегических планов и целей обществен- Ного развития. Гуманитарные науки своим предметом имеют внутреннюю Духовную жизнь человека. Для них важно раскрыть пути и формы форми- Рования человека как личности, жизненноважные ценности и смыслы че- Ловеческого существования. Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. «Смысл Предстает как духовная направленность бытия человека, как его само- Достаточное основание, реализация высших культурно-исторических Ценностей, как истина, добро и красота». Гуманитарное познание и при- 111 Звано выявить и обосновать смысл существующего. А смысловые глу- Бины мира культуры, как тонко подметил М. М. Бахтин, так же бездон- Ны, как и глубины материи. Нужно иметь в виду, что понятие «смысл» – очень сложное, мно- Гогранное, многоаспектное и, можно сказать, довольно расплывчатое. Приведенное выше определение – лишь одно из многих. Прежде всего Отметим, что в обычной, повседневной речи смысл – это синоним зна- чения, которое есть содержание, связываемое с тем или иным выраже- Нием (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значения Языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике. В более широком плане смысл – это: а) идеальное содержание, Идея, сущность; б) предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); в) целостное содержание какого- Либо высказывания, не сводимое к значениям его элементов, но само Определяющее эти значения (например, смысл художественного произ- ведения и т. д.); г) назначение, цель какого-либо поступка, действия; Д) направленность к чему-либо; е) разумное основание чего-нибудь (не- Разумное основание бессмысленно); ж) «здравый смысл» – толковость, Рассудительность и т. д. Так, например, М. Хайдеггер считает, что «понять направление, В каком вещь уже движется сама по себе – значит увидеть ее смысл. Во Вникании в такой смысл – суть осмысления. Под осмыслением подразу- Мевается большее осознание чего-либо». Иначе говоря, во-первых, под Смыслом необходимо понимать «к чему» и «ради чего» всякий посту- Пок, поведение и свершение. Во-вторых, у смысла есть направленность, Точнее, – он сам есть направленность к какому-то концу. В-третьих, со- Гласно Хайдеггеру, идеалы и нормы, принципы и правила, цели и цен- Ности учреждены «над» сущим, чтобы придать ему в целом цель, поря- Док и – как вкратце говорят – «смысл» всякого поступка, поведения и свершения [96]. Таким образом, в __________социально-гуманитарном познании вещь рас- Сматривается не в ее пространственно-временных параметрах, а как но- Ситель смысла, воплощение вне- и сверхпредельных значений, как знак, Символ человеческого проявления. А это значит, что сознание в сфере Гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, А к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не вещнонатуралистически, А духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая Пониманию и истолкованию. В связи с этим ряд авторов отличают Предмет гуманитарного знания («мир человека») от его объекта. По- Следний и толкуется как смысл, «смысловая реальность», которая раз- Вертывается при контакте с соответствующими фрагментами объектив- ной реальности. Отсюда следует, что «…объект гуманитарного знания 112 Образует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а про- Странство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих при усвоении и освоении культуры» [47; с. 106]. Касаясь смыслового аспекта социального познания, необходимо Заметить, что процедуры осмысления не тождественны актам доказа- Тельства и объяснения. Осмысление затрагивает внутренние духовные Установки личности, связанные с его общими мировоззренческими ори- Ентирами. Зачастую человек вообще не в состоянии объяснить и тем бо- Лее рационально обосновать принимаемый или отвергаемый им смысл. В процессе постижения смысла огромную роль играют внерациональ- Ные факторы познавательной активности. Именно они во многом при- Дают особую экзистенциальную ценность тем или иным смыслам чело- Веческой жизни. Благодаря этим знаниям, полученным в данной научной области, Общество может осмысливать цели и перспективы развития. В соответ- Ствии с предметом в социальных и гуманитарных науках применяются Определённые средства, приёмы и методы познания. Осмысление природы социально-гуманитарных наук, их предме-
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |