Виды оценивания достижений учащихся
Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, учи- телям важно знать как о цели оценивания вообще, так и о целях, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. По этим параметрам оценивание подразделяется на три вида – диагностическое, формативное и суммативное (итоговое) оценивание (см. Приложение 9 «Виды оценивания»). Диагностическое оценивание – это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУн) и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Данный вид оценивания позволяет как учителю, так и ученику составить правильное пред- ставление о существующей ситуации и требованиях, на которые нужно будет опираться. необ- ходимость диагностического оценивания определяется: а) различным уровнем подготовки учащихся; б) обеспечением последовательности в усвоении содержания; в) необходимостью предвидеть процесс обучения и учения, адекватный возможностям и потребностям учащегося в соответствии с «зоной ближайшего развития». (Зона ближайше- го развития – понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением2). Целью диагностического оценивания является получение информации о том, где учащие ся находятся относительно целей обучения в начале изучения программной темы или главы 1 См: Рамочный национальный куррикулум среднего образования Кыргызской Республики. – Бишкек, 2011г. 2 http://psi.webzone.ru/st/036400.htm
(раздела), курса по предмету. Диагностическое оценивание позволяет учителю скорректировать учебный план, который будет отвечать запросам учащихся, либо помогает спрогнозировать и в последующем преодолеть возможные трудности в обучении и учении. Первое звено диагностического оценивания – это предварительный анализ уровня обученности по предмету или уровня сформированности тех или иных умений или компетентностей – того багажа, которым уже обладает учащийся до начала изучения курса, темы. (Вопросы по ранее изученным темам, разделам в соответствии с требованиями государственного стандарта по предмету, «претест»). Эта работа поможет учителю получить информацию о том, на каком отрезке изучения нового материала у ученика могут возникнуть проблемы, и запланировать шаги для предупреждения проблем.
Второе звено диагностического оценивания – это проверка уровня сформированности ЗУнов, компетентностей учащихся по новой теме. Задания, предложенные учащимся на этапе претеста, учитель может использовать в конце изучения темы, главы – провести «посттест» с целью по- лучения информации о том, насколько успешно был освоен изученный материал, проверить уровень овладения компетентностями.
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный про- цесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «фор- мативной (формирующей)».2 1 См.: Форум: http:/ / beleducation/ ning/ com/ forum/ topics/ 2226804: Topic:1393 2 http:/ / blog.discoveryeducation.com/ assessment/ files/ 2009/ 02/ blackbox_article.pdf
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащих- ся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения уча- щихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Формативное оценивание: § используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно); § применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя. Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформиро- ванности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам вы- полнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследо- вательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сфор- мированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ (предметных куррикулумов). Для проверки уровня достижений учащихся учителя обычно пользуются разработанными ва- риантами вопросов, тестов или используют вопросы, предложенные в конце глав, параграфов учебников. Учителя также могут самостоятельно разрабатывать задания и вопросы, используя дополнительные источники и собственный опыт. Для проведения итоговых (четвертных, го- довых), экзаменационных суммативных работ используются вопросы, составленные и реко- мендованные Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: ког да повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мир е . В работе «черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блек и Д. Уильям1 отмечают, что «Повы- 1 http:/ / blog.discoveryeducation.com/ assessment/ files/ 2009/ 02/ blackbox_article.pdf
шение качества обучения в школах является одним из важных государственных приоритетов. ...инициативы с целью (1) улучшения планирования и менеджмента, (2) постановка целей, (3) более тщательные и частые инспекции – все это... не дает желаемой отдачи в плане совершен- ствования учебно-воспитательного процесса в школе. напрашивается вывод: чего-то в этой схеме не хватает. ... В нашей работе мы пытаемся заглянуть внутрь черного ящика. Мы под- робно рассматриваем такой аспект обучения, как «формирующая оценка», являющийся основой эффективного обучения». наряду с вышеперечисленными факторами, влияющими на изменение результов обучения, на современном этапе развития системы оценивания внедрение формативного оценивания в повседневную практику учителя является оправданным и необходимым.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |