Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ



2020-03-17 195 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Оценивание                   учебных достижений                  учащихся

Методическое руководство

БИШКЕК 2012


 

УДК 371

ББК 74.204

О 93

 

Утверждено решением Ученого совета Кыргызской академии образования от 24 июня 2011г. (протокол

¹ 6) и рекомендованно к изданию.

 

Составители:

Шакиров Р. Х., Буркитова А. А., Дудкина О. И.

Технические эксперты

Хамзина С., Умралиева С., Сайназаров К., Иманкулова М., Жамакеева З., Рыскулова Ж., Валькова И., Кендирбаева Д., Шамбеталиева Х., Наумова Н., Кыдыралиева М., Тенизбаева С., Чепекова Г.

Рецензенты

Осмоналиева А., главный специалист отдела организационной, научно-методической и издательской работы КАО

Иптаров С., заведующий отделом оценки образовательных достижений учащихся КАО

О 93 Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.

Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

 

ISBN 978–9967–452–02–2

 

 

Данное руководство подготовлено в рамках проекта USAID «Сапаттуу билим» в Кыргызской Республике.

В руководстве описаны цели, основные принципы, функции оценивания и его виды. Основное внимание в данном руководстве уделено формативному (формирующему) оцениванию, показаны его цели и основные компоненты. Руководство позволяет расширить диапазон применяемого педагогами инструментария оценки учебных достижений учащихся. Предназначено учителям и администраторам средних школ, специалистам отделов образования, преподавателям и студентам колледжей, профессиональных училищ и педагогических факультетов вузов, центров повышения квалификации учителей. Руководство разработанно при поддержке международных консультантов Бриллера В. и Стазс Б.

Проект USAID «Сапатту билим» выражает благодарность специалистам, волонтерам проекта, учителям школ, участникам мобильной группы тренеров, принимавшим участие в процессе разработки данного руководства.

 

Данный документ стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Creative Associates International Inc. несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.

 

 

О 4306000000-12                                                                                                                        УДК 371

ББК 74.204

 

ISBN 978–9967–452–02–2                                                                                                      © USAID, 2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................................... 4

1. Особенности системы оценивания при личностно ориентированном

обучении................................................................................................................................... 6

1.1. Цели оценивания достижений учащихся.................................................. 7

1.2. Целеполагание и его роль в оценивании.................................................... 8

1.3. Принципы оценивания достижений учащихся.......................................... 9

1.4. Виды оценивания достижений учащихся................................................ 10

2. Формативное оценивание................................................................................................. 14

2.1. Критерии оценки достижений учащихся................................................. 14

2.2. Техники формативного оценивания........................................................ 18

2.2.1. Оценивание учебных достижений учащихся при использовании

групповой формы работы................................................................ 24

2.2.2. Оценивание портфолио................................................................... 28

2.3. Анализ.................................................................................................... 32

2.4. Обратная связь....................................................................................... 37

2.5. Мотивация учащихся.............................................................................. 44

2.6. Самооценивание / Взаимооценивание учащихся.................................... 46

3. Суммативное оценивание.................................................................................................. 51

4. Регистрация учебных достижений учащихся.............................................................. 54

5. Наблюдение урока............................................................................................................... 56

6. Заключение........................................................................................................................... 59

7. Глоссарий............................................................................................................................... 60

8. Приложения.......................................................................................................................... 62

1. Образец плана урока с использованием формативного оценивания........... 62

2. Теория «множественности интеллекта», Говард Гарднер............................ 65

3. Оценивание работы групп........................................................................ 68

4. Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе.................. 69

5. Вариант 1. Образцы таблиц для проведения анализа данных

по итогам оценивания.............................................................................. 70

Вариант 2. Таблицы для проведения анализа данных по итогам оценивания 71

6. Форма самооценивания............................................................................ 72

7. Формы самооценивания и оценивания ученика учителем......................... 73

8. Форма наблюдения урока......................................................................... 74

9. Виды оценивания.................................................................................... 75

10. История возникновения формативного оценивания. Особенности компонента

«Формативное оценивание» проекта Всемирного Банка «Сельское образование»

в Кыргызской Республике......................................................................... 76

9. Литература............................................................................................................................ 78


 

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изме- нения в системе оценивания. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем, в связи с тем что:

§ общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успеш- ности обучения учащегося со стороны учителя и школы;

§ не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;

§ затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучения;

§ является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;

§ часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя

«отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на ро- дителей. Обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленче- ским целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения;

§ среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной ра- боты, а не качество достижений учащихся;

§ акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и моти- вацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогресси- ровать наиболее успешным ученикам.

Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.

§ Формативное оценивание является составной частью личностно ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Личностно ориен- тированные технологии позволяют осуществлять организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами. Взаимодействие учителя и учащегося не пре- рывается, более того, оно поощряется. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.


 

Личностно ориентированный подход в образовании предполагает осмысление двух понятий:

Обучения и учения.

«Цели обучения «обычно задаются извне»… и находятся в ведомстве учителя, «Учение – процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида» связан с усилиями самого учащегося. «Результаты учения – элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Учение – процесс внутренний, имеющий в виду ученика с его уси- лиями, «индивидуальными потребностями и мотивами» (В.А. якунин)1.

Личностно ориентированное обучение включает в себя такие компоненты, как:

§ информирование учащихся о целях обучения и критериях оценки,

§ вовлечение учащихся в самооценивание основанное на критериях,

§ обеспечение обратной связи, помогающей учащимся определить их дальнейшие шаги и способы их осуществления.

 

G
ЭТО ВАЖНО!

Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент де­ лается на е¸ положительные стороны, а не недостатки.

 

1 См: низовская И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». – Бишкек: ОФЦИР, 2003.


 

 

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ



2020-03-17 195 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)