СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Суммативное (или итоговое) оценивание – это оценивание, которое используется для обобще- ния (подведения итогов) на том или ином этапе процесса обучения. В рамках знаниевой пара- дигмы образования оценивание фокусировалось на знаниях (факты, даты, события, правила, формулы) или, точнее, на способности учащихся запоминать и воспроизводить их. Переход к компетентностной парадигме образования предполагает проверку навыков более высокого порядка, когда «ученик может объединить факты и идеи, затем синтезировать, обобщить, объяс- нить, предположить или прийти к какому-либо выводу, или интерпретировать информацию. Работа с информацией и идеями, с использованием обозначенных выше процессов, позволяет ученикам решать проблемы, достигать понимания и открывать что-то новое для себя»1. Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-провероч- ных работ. При разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня. При разра- ботке таких заданий можно опираться на уровни учебных целей, предложенных в таксономии (классификации) Б. Блума (1956)2. Таксономия Б. Блума в модифицированном виде, использованная в данном руководстве, пред- ставлена в таблице ¹16. Таблица¹16 1 Департамент образования, Квинсленд, 2002, стр.1 2 Адаптировано: Андерсон Лорин, Давид Кратвол. (2000). Таксономия от изучения к обучению. Пересмотр образо- вательных целей таксономии Блума. NY: Addison-Wesley-Longman.
на уровне «Запоминание» ученик может вспомнить, переформулировать и запомнить из- ученную информацию. Примерные задания: § Нарисуйте картину событий, выделяя в рассказе основные моменты. § Составьте план вашего обычного дня. § Представьте общую картину темы. § Перечислите ключевые слова темы …. § Составьте «карту», которая отражает … § Прочитайте стихотворение наизусть. на уровне «Понимание» ученик осознает значение информации через пересказ, интерпре- тацию и «перевод» выученного материала на язык схем, символов. Примерные задания: § Перескажите письменно своими словами … § Подберите или нарисуйте картины, иллюстрирующие данное событие в рассказе. § Напишите эссе на тему: Какая, на ваш взгляд, основная идея этого …? § Кратко опишите основные события рассказа однокласснику. § Подготовьте схему, отражающую последовательность событий. § Отметьте основные моменты. на уровне «Применение» ученик использует информацию в другом контексте (отличном от того, в котором она была получена). Примерные задания: § Подготовить сценку и показать ее классу. § Подготовить приглашения на празднование дня рождения героя рассказа. § Сделать топографическую карту. § Составить и показать коллекцию фотографий на определенную тему. § Составить головоломку, кроссворд или игру на заданную тему. § Разработать и написать объяснение этой темы для других. § Продолжить историю… на уровне «Анализ» ученик выделяет части, компоненты, элементы изученной информации для лучшего ее понимания. Примерные задания: § Использовать диаграмму Венна для сравнения. § Составить вопросник, чтобы собрать информацию. § Классифицировать действия героев рассказа. § Создать графическое представление отобранной информации. § Нарисовать фамильное древо, показывая взаимоотношения между членами семьи. § Написать биографию изученной личности. § Представить в графике собранные данные. на уровне «Оценивание» ученик принимает решение на основе глубокой рефлексии, крити- ческой оценки событий, ситуации, явления.
Примерные задания: § Написать письмо редактору местной газеты. § Подготовить и провести дебаты. § Написать убедительную речь, представив аргументы «за» и «против» … § Сделать буклет о 5 важных, на ваш взгляд, правилах. Убедить других. § Написать письмо … с предложением необходимых изменений. § Написать отчет о том, что и как было сделано за полгода. § Приготовить пример для представления вашего мнения о … § Оценить действия героев рассказа. на уровне «Создание» ученик может создать новые идеи, используя предыдущую изученную информацию. Примерные задания: § Создать новый продукт. Дать название этому продукту. § Написать сочинение о вашем мнении о … § Написать сценарий для ТВ-шоу, кукольного представления, ролевой игры, песни о… § Составить меню для нового ресторана с использованием разных полезных блюд. § Разработать обложку книги или журнала для … § Разработать, представить идею и подготовить ее для продажи. После изучения какой-либо темы или раздела учащимся можно предложить разные типы за- даний на выбор для итогового оценивания. Например: Тема: Лекарственные растения Кыргызстана Возможные итоговые задания Какому уровню по так сономии соответствует Назовите все лекарственные растения, описанные в учебнике. Знание Написать реферат по данной теме. Понимание Собрать лекарственные растения (не менее 5 ви- дов) и представить способы их использования. Подготовить слайд-шоу (или стенд с рисунками и фотографиями) наиболее популярных лекарственных растений, произрастающих в Кыргызстане. Применение Анализ, оценка необходимо также отметить, что полученные результаты контрольных или итоговых работ учитель должен проанализировать и на основе анализа провести обратную связь с учащимся, а в определенных случаях – пересмотреть и продумать свою обучающую деятельность (вне- сти коррективы в процесс преподавания и подбора методов обучения). Заметьте, что анализ и обратная связь, являющиеся обязательными компонентами формативного оценивания, при- сутствуют и в суммативном оценивании.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |