Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техники формативного оценивания



2020-03-17 215 Обсуждений (0)
Техники формативного оценивания 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения.

Техники формативного оценивания можно подразделить на несколько условных групп или видов.

Один вид техник используется учителем в процессе объяснения темы, выполнения задания учащимся (учения):

1. Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:


§ Я понимаю

§ Я все еще не понимаю


и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) (большой палец руки направлен в сторону)


§ Я не совсем уверен в                        (помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

 

1 См.: Задорожная н.П., низовская И.А. Оценка в русле критического мышления // Мектеп-Школа. ¹1. 2007. – С. 62- 72.; Матохина Т.А. Оценка на уроках литературы…/ / Мектеп-Школа. ¹1. 2006. – С. 45-56.


 

 

(3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы:

«Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

2. Техника «20 секунд». Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над ним не менее 20 секунд. (Использование данной техники предоставляет возможность всем ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в первую секунду после того, как прозвучал вопрос, и, как правило, ответ имеется при- мерно у 4-6 учеников, обладающих наиболее быстрой реакцией, что не позволяет вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа). Учащихся средних и старших классов целесообразно просить коротко записать свой ответ (отдельные слова, идеи), чтобы во время обсуждения они не блокировали мыслительные процессы друг друга.

Другие техники связаны с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам выступления, от- вета учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…». Важно помнить, что такие вопросы учитель должен задавать как в случае получения неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это делается для того, чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы.

 

Например:

Ученик делает презентацию по итогам наблюдения за жизнью улиток, которые после отлова живут в аквариуме. Ученик отмечает следующее: «Я думаю, что в настоящее время в аквариуме живет три поколения улиток». Учитель задает вопрос: «Почему ты так думаешь?» Ученик: «Потому что когда мы выловили улиток, они были примерно двух размеров: большие и средние. Сейчас в аквариуме появились улитки очень маленьких размеров. Исходя из этого, я делаю предположение, что в аквариуме уже живут улит- ки трех поколений». Так, с помощью уточняющего вопроса учитель проверяет глубину понимания темы учеником.

Следующая группа техник формативного оценивания связана с проведением проведением небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе, индивидуальных заданий. Целью проведения данного вида промежуточных работ является отслеживание уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при не- обходимости предоставление обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в свою деятельность.

 

Например:

Учитель предлагает написать «Трехминутное эссе». Учитель записывает или озву- чивает один из предложенных ниже вопросов по теме:


(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? (2) Какой вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, не- понятным сегодня?

После того как ученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные мо- менты, на которые он должен немедленно отреагировать с помощью дополнительных заданий, методов, примеров.

В конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на вопросы:

(1) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? (2) С каким типом за- даний (задач) вы не справляетесь? Как вы сами думаете, почему?

Учитель собирает ответы учащихся, знакомится с ними и в случае обнаружения про- блемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

Учитель готовит «краткие тесты» для проверки промежуточных результатов.

На использование данной техники формативного оценивания отводится не более 3-5 минут урока. Опираясь на критерии оценки, предложенные учителем, учащиеся могут проверить свои тесты (самооценка) или работы своих одноклассников (взаимооценка).

Следующие техники формативного оценивания используются, когда учитель предоставляет ученику возможность улучшить свою работу (чаще всего суммативную).

 

Например:

Учитель после проверки письменной работы не выставляет отметку, а делает запи- си в тетради ученика, использует различные значки, цвета. (Письменная обратная связь). Например, птичкой зеленого цвета отмечает удачно выполненные места рабо- ты. (В текущей практике учителя в основном отмечают только недостатки работ учеников и их ошибки). Значком определенного цвета пасты или маркера учитель от- мечает места, в которых имеются ошибки, и на полях пишет рекомендации ученику, предлагая конкретные советы по улучшению работы.

При возврате работы на доработку учитель с учащимися определяет срок сдачи усо- вершенствованной работы.

Такой вид формативного оценивания не может применяться при оценивании итоговых про- верочных работ.

Учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся формулируют, анализируют, обобщают информацию, и на основании полученных результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.


 

 



2020-03-17 215 Обсуждений (0)
Техники формативного оценивания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техники формативного оценивания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)